Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Взгляды европейских гуманистов на воспитание и развитие личности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 26

Введение

Глава 1. Становление гуманистического воспитания в европейской педагогике

1.1. Основные положения гуманистической педагогики

1.2. Историография становления гуманистического воспитания в европейской педагогике

Глава 2. Личность и воспитание во взглядах европейских гуманистов

2.1. Цели и задачи гуманистического воспитания

2.2. Воспитание на принципах гуманизма

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность. Гуманность как личностное качество признано сегодня учеными в различных областях человеческого знания как основа всего нравственного развития личности. В то же время формирование гуманности является центральной проблемой главной социально-педагогической тенденции развития современного общества – тенденции гуманизации общества. Эта проблема решается прежде всего в системе образования и воспитания человека.

Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Требуется, чтобы человечество, вступившее в эпоху единой мировой цивилизации, пересмотрело содержание тех наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала. Прежде всего, это относится к таким областям человеческого знания, как педагогика и психология, которые имеют особое значение при разработке концепций обучения и воспитания, органичных для образования не одной страны или одной нации, но подходящих для образовательных систем всего мира.

Ведущей тенденцией развития современной науки является ее обращение к ее идеологическим основам, возвращение к человеку. Это особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, тем не менее, никогда не исчезала в культуре человечества и сохранялась наукой, является самой важной задачей, поставленной самой жизнью.

Гуманизм провозглашает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, рассматривает «благо человека как высший критерий, а принципы равенства, справедливости, вечности человека – желаемый стандарт отношения между людьми». В то же время гуманизм рассматривается как «противоположность любому виду фанатизма, нетерпимости, неуважения к точкам зрения и знаниям других».

Воспитание и образование для эпохи Возрождения было жизненно важным. Кроме того, общественному интересу к этим сферам человеческой деятельности способствовало значительное распространение печатной продукции в конце 15-го века. Гуманисты понимали, что новые идеалы будут воплощаться в жизнь с молодым поколением, воспитанным в духе этих идеалов, поэтому образование и воспитание молодого поколения стали предметом пристального внимания педагогов-гуманистов. Ставя человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывают его с целенаправленным воспитанием, нравственным и социальным прогрессом общества.

Цель исследования заключается в рассмотрении взглядов европейских гуманистов на воспитание и развитие личности.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:

- выделить основные положения гуманистической педагогики;

- рассмотреть историографию становления гуманистического воспитания в европейской педагогике;

- определить цели и задачи гуманистического воспитания;

- проанализировать воспитание на принципах гуманизма.

Объектом исследования является воспитание и развитие личности.

Предмет исследования – воспитание и развитие личности во взглядах европейских гуманистов.

Методы исследования:

1) метод анализа литературы;

2) сравнительный метод.

Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

Во введении обозначена актуальность выбранной темы, определены цель и задачи, выделены объект и предмет исследования, указаны использованные методы.

Первая глава посвящена рассмотрению становления гуманистического воспитания в европейской педагогике. Определены основные положения гуманистической педагогики. Обозначены историография становления гуманистического воспитания в европейской педагогике.

Во второй главе рассмотрена личность и воспитание во взглядах европейских гуманистов. Указаны цели и задачи гуманистического воспитания. Проанализировано воспитание на принципах гуманизма.

 

      Глава 1. Становление гуманистического воспитания в европейской педагогике

1.1. Основные положения гуманистической педагогики

Рассмотрение этой темы как актуальной научно-педагогической проблемы предполагает, прежде всего, раскрытие сущности и взаимосвязи понятий «гуманность», «гуманизм», «гуманизация», «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический», определение места гуманности в такой важной области личности, как нравственность; соотношение ее с другими моральными качествами и системообразующим компонентом личности – с ее ориентацией.

В самой общей форме, под гуманизацией образования сегодня понимается «процесс развития системы образования с целью придания ей ориентированности на человека, то есть на реализацию человеческих интересов и ценностей».

В результате гуманизация рассматривается в системе современных педагогических принципов как важнейшая исходная теоретическая позиция, которая определяет требования к личности и деятельности и указывает на личностную направленность педагогического процесса [15, с. 65].

Соответственно, целью такого процесса, то есть предполагаемого возможного и желаемого результата, является формирование гуманности как важнейшего личного качества всех участников процесса, в первую очередь учащихся, когда речь идет о школьном образовании и воспитании.

Основы человеческой морали закладываются с самого раннего возраста, в первую очередь в семье, а затем и в других областях социализации личности ребенка: дошкольные учреждения, ассоциации сверстников по месту жительства, учреждения дополнительного образования. Но главную роль в этом процессе, несомненно, играет школа, как центр воспитательной работы, объединяющая все целевые и «фильтрующие» элементные воздействия на растущего человека.

Человечество как целостное качество, в единстве его когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик, является довольно сложным личностным образованием. Тем не менее, к моменту обучения в начальной школе ребенок достаточно развит, чтобы обобщить ранее полученные отдельные конкретные представления в понятиях. Создаются условия для формирования моральных ценностей и с опорой на определенный чувственный опыт.

Гуманизация воплощает в жизнь ценностную ориентацию «человек – высшая ценность». Это, как правило, воспринимается гуманистами как аксиома. Это действительно аксиома в том смысле, что человечество перенесло идею высшей ценности человека, пришло к ней благодаря горькому опыту многих поколений, осознав, что человек является не просто одной из ценностей, а особой ценностью, которая строит материальные и духовные ценности. Эта ценностная ориентация характеризует содержание мотивов поведения, задает нормативную определенность таких социально-нравственных ценностей, которые в своей совокупности выражают и представляют гуманизм [2, с. 78].

Инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют изменения существующих взглядов на человека как персонифицированную функцию. Не только отечественная, но и мировая система образования оказалась неуместной для гуманистических тенденций общественного развития. В нем также преобладают технократические и утилитарные подходы, для которых категории морали, гуманизма, культуры и духовности чужды.

Гуманистическое образование имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманную природу отношений между участниками педагогического процесса. Термин «гуманное воспитание» используется для обозначения таких отношений. Последнее подразумевает особую заботу общества об образовательных структурах.

Гуманистическое воспитание – одна из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Оно осуществляется в актах социализации, правильного воспитания и саморазвития, каждый из которых способствует гармонизации личности. Гуманистические перспективы требуют не только таких качеств личности, как практичность, динамизм, интеллектуальное развитие, но, прежде всего, культуры, интеллекта, образования, планетарного мышления и профессиональной компетентности.

Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал личности, исходящий с незапамятных времен, всесторонне и гармонично развитый. Эта цель: идеал дает статическую характеристику личности – ее динамическая характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.

Цель гуманистического воспитания позволяет ставить адекватные ему задачи [10, с. 56]:

- философско-идеологическая направленность личности на понимание смысла жизни, ее места в мире, ее уникальности и ценности;

- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных наклонностей и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за творение жизни;

- ознакомление личности с системой культурных ценностей, отражающих богатство человеческой и национальной культуры, и развитие отношения к ним;

- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и т.д.) и воспитание интеллекта как важного личностного параметра;

- развитие интеллектуальной и моральной свободы личности, способность к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляция поведения и деятельности, идеологическая рефлексия;

- возрождение традиций, чувство патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, развитие уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление сохранить и развить престиж слава и богатство отечества;

- формирование отношения к труду как социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные основы страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;

- развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.

Решение этих проблем позволяет заложить основы человеческой культуры личности, которая воплощает в жизнь ее потребности строить и улучшать мир, общество, себя самого [4, с. 120].

Принцип является основополагающей теоретической позицией, которая отражает существенные особенности образования, основные требования к организации воспитательного процесса.

Набор принципов определяется целью и характером образования и определяется рядом правил и рекомендаций. На основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активного, образованного, морально и физически здорового человека в меняющихся условиях общественной жизни, разрабатываются содержание и организационные формы воспитание.

Таким образом, принцип гуманистической направленности воспитания является одним из ведущих принципов, который предполагает отношение учителя к ученикам, определяемое ответственными субъектами собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектные отношения.

1.2. Историография становления гуманистического воспитания в европейской педагогике

В истории педагогической мысли авторитарные и гуманистические подходы к образованию издавна сосуществовали. Распространенность того или иного подхода в массовой практике была связана со значением личности в определенном обществе, государстве. Если тоталитарный режим изначально отвергал гуманистические основы построения отношений между учителями и учениками, то демократическая система, которая признает ценность человеческой личности как таковой и, следовательно, ценность и права ребенка, требовала построения педагогического процесса, основанного на уважении человеческого достоинства обучающегося.

Сосуществование авторитарной и гуманистической педагогики не было мирным, оно протекало в жестком противостоянии с педагогикой подавления, господствовавшей на протяжении многих веков. Гуманистический подход к организации педагогического процесса существовал в истории педагогики фрагментарно [3, с. 75].

В эпоху Возрождения это было возникновение гуманистической педагогической теории, воплощенной в наследии П.П. Вержерио, М. Весио, В. да Фельтре, Р. Агрикола, Дж. Вимфелинг, Э. Роттердам, Ф. Рабле, М. Монтень.

XVII век – век становления педагогики как гуманистической науки об образовании и воспитании, связанной с именем Я.А. Коменского. Начиная с XVIII века (Руссо, Гельвеций, Дидро, И. Кант, И. Г. Песталоцци) гуманистический подход принимает форму самостоятельной педагогики и развивается в соответствии с развитием отдельных государств. Взлеты и падения в развитии гуманистической мысли связаны с общественными и государственными изменениями.

Особый подъем в гуманистической педагогике наблюдается в Европе в XIX веке, когда принципы гуманистического образования и обучения, разработанные на предыдущих этапах развития, были дополнены развитием их содержательной базы [11, с. 86].

Конец XIX – начало и первая половина XX века в истории педагогической мысли характеризуется утверждением парадигмы гуманистической педагогики. Этот период связан с педагогическим наследием знаменитых педагогов-гуманистов Э. Кея, М. Монтессори, Дж. Корчака, Г. Винекена, С. Фрейне, О. Шпиля.

Основным общественно-политическим фактором является развитие промышленности и научно-технический прогресс, которые помогли и наиболее остро поставили вопрос о необходимости сделать человека целью, смыслом и критерием общественного прогресса. Ведущими социально-педагогическими условиями гуманизации образования были [13, с. 114]:

- кризис в социокультурной сфере в целом и кризис систем педагогической науки и образования, в частности, не отвечали требованиям нового времени;

- быстрое развитие антропологии, генетики, социальной психологии и социологии, что повлияло на интеграцию гуманистических идей;

- появление новых педагогических концепций, отличающихся более глубоким интересом к ребенку, его личностным ростом, свободой и саморазвитием, а также определенными альтернативными подходами к проблемам воспитания;

- попытки практической реализации гуманистических идей в деятельности новых школ, которые получили широкое распространение практически во всех европейских странах.

Так, в Европе возникли необходимые социальные, научные и педагогические предпосылки для формулирования конкретной парадигмы гуманистического воспитания и развития личности. 

  1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / Н.А. Алексеев. – Тюмень: Прогресс, 2012. – 216 с.
  2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2014. – 362 с.
  3. Вентцель К.Н. Как создать свободную школу / К.Н. Вентцель. – 2-е изд. – М.: Аспект, 2013. – 149 с.
  4. Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (классного воспитателя) / О.С. Газман, А.В. Иванов. – М.: Феникс, 2013. – 284 с.
  5. Ильинский И.М. Между Будущим и Прошлым: Социальная философия Происходящего / И.М. Ильинский. – М.: Изд. Моск. Гуманит. ун-та, 2016. – 364 с.
  6. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. / Под. ред. А.Н. Арсеньева. – М.: Педагогика, 2014. – 704 с.
  7. Концепция воспитания учащейся молодежи в современном обществе. – М.: Аспект, 2012. – 289 с.
  8. Меньшиков В.М. История европейского образования / В.М. Меньшиков // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: mirznanii.com.
  9. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Прогресс, 2016. – 416 с.
  10. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности / Под ред. В.В. Краевского, В.М. Полонского. – М.: Спектр, 2011. – 309 с.
  11. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 387 с.
  12. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве / Е.С. Полат // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2013. – 341 с.
  13. Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика: история, реальность, перспективы: Монография / Е.Б. Попов. – СПб.: Экспресс, 2015. – 483 с.
  14. Сериков В.В. К созданию теории личностно-развивающего образования: поиск методологических основ / В.В. Сериков. – М.: Логос, 2014. – 298 с.
  15. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В. Сериков. – М.: Педагогика, 2015. – 364 с.
  16. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин. – М.: Академия, 2012. – 576 с.
  17. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н. Степанов, Л.М. Лузина. – М.: Сфера, 2013. – 375 с.
  18. Столяренко Н.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Н.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. – М.: Феникс, 2012. – 299 с.
  19. Таланчук Н.М. Новая системно-синергетическая философия для воспитания и образования XXI века. Программа эвристических методологических семинаров для педагогических кадров / Н.М. Таланчук. – Казань: ИССО РАО, 2014. – 382 с.
  20. Талызина Н.Ф. и др. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н.Ф. Талызина. – М.: Академия, 2016. – 385 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское