Актуальность. Гуманность как личностное качество признано сегодня учеными в различных областях человеческого знания как основа всего нравственного развития личности. В то же время формирование гуманности является центральной проблемой главной социально-педагогической тенденции развития современного общества – тенденции гуманизации общества. Эта проблема решается прежде всего в системе образования и воспитания человека.
Гуманизация общественной жизни – одна из глобальных проблем современности. Требуется, чтобы человечество, вступившее в эпоху единой мировой цивилизации, пересмотрело содержание тех наук, которые задействованы в воспроизводстве его духовного потенциала. Прежде всего, это относится к таким областям человеческого знания, как педагогика и психология, которые имеют особое значение при разработке концепций обучения и воспитания, органичных для образования не одной страны или одной нации, но подходящих для образовательных систем всего мира.
Ведущей тенденцией развития современной науки является ее обращение к ее идеологическим основам, возвращение к человеку. Это особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, тем не менее, никогда не исчезала в культуре человечества и сохранялась наукой, является самой важной задачей, поставленной самой жизнью.
Гуманизм провозглашает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, рассматривает «благо человека как высший критерий, а принципы равенства, справедливости, вечности человека – желаемый стандарт отношения между людьми». В то же время гуманизм рассматривается как «противоположность любому виду фанатизма, нетерпимости, неуважения к точкам зрения и знаниям других».
Воспитание и образование для эпохи Возрождения было жизненно важным. Кроме того, общественному интересу к этим сферам человеческой деятельности способствовало значительное распространение печатной продукции в конце 15-го века. Гуманисты понимали, что новые идеалы будут воплощаться в жизнь с молодым поколением, воспитанным в духе этих идеалов, поэтому образование и воспитание молодого поколения стали предметом пристального внимания педагогов-гуманистов. Ставя человека в центр своего мировоззрения, гуманисты связывают его с целенаправленным воспитанием, нравственным и социальным прогрессом общества.
Цель исследования заключается в рассмотрении взглядов европейских гуманистов на воспитание и развитие личности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
- выделить основные положения гуманистической педагогики;
- рассмотреть историографию становления гуманистического воспитания в европейской педагогике;
- определить цели и задачи гуманистического воспитания;
- проанализировать воспитание на принципах гуманизма.
Объектом исследования является воспитание и развитие личности.
Предмет исследования – воспитание и развитие личности во взглядах европейских гуманистов.
Методы исследования:
1) метод анализа литературы;
2) сравнительный метод.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.
Во введении обозначена актуальность выбранной темы, определены цель и задачи, выделены объект и предмет исследования, указаны использованные методы.
Первая глава посвящена рассмотрению становления гуманистического воспитания в европейской педагогике. Определены основные положения гуманистической педагогики. Обозначены историография становления гуманистического воспитания в европейской педагогике.
Во второй главе рассмотрена личность и воспитание во взглядах европейских гуманистов. Указаны цели и задачи гуманистического воспитания. Проанализировано воспитание на принципах гуманизма.
Глава 1. Становление гуманистического воспитания в европейской педагогике
1.1. Основные положения гуманистической педагогики
Рассмотрение этой темы как актуальной научно-педагогической проблемы предполагает, прежде всего, раскрытие сущности и взаимосвязи понятий «гуманность», «гуманизм», «гуманизация», «гуманный», «гуманитарный», «гуманистический», определение места гуманности в такой важной области личности, как нравственность; соотношение ее с другими моральными качествами и системообразующим компонентом личности – с ее ориентацией.
В самой общей форме, под гуманизацией образования сегодня понимается «процесс развития системы образования с целью придания ей ориентированности на человека, то есть на реализацию человеческих интересов и ценностей».
В результате гуманизация рассматривается в системе современных педагогических принципов как важнейшая исходная теоретическая позиция, которая определяет требования к личности и деятельности и указывает на личностную направленность педагогического процесса [15, с. 65].
Соответственно, целью такого процесса, то есть предполагаемого возможного и желаемого результата, является формирование гуманности как важнейшего личного качества всех участников процесса, в первую очередь учащихся, когда речь идет о школьном образовании и воспитании.
Основы человеческой морали закладываются с самого раннего возраста, в первую очередь в семье, а затем и в других областях социализации личности ребенка: дошкольные учреждения, ассоциации сверстников по месту жительства, учреждения дополнительного образования. Но главную роль в этом процессе, несомненно, играет школа, как центр воспитательной работы, объединяющая все целевые и «фильтрующие» элементные воздействия на растущего человека.
Человечество как целостное качество, в единстве его когнитивных, мотивационных и поведенческих характеристик, является довольно сложным личностным образованием. Тем не менее, к моменту обучения в начальной школе ребенок достаточно развит, чтобы обобщить ранее полученные отдельные конкретные представления в понятиях. Создаются условия для формирования моральных ценностей и с опорой на определенный чувственный опыт.
Гуманизация воплощает в жизнь ценностную ориентацию «человек – высшая ценность». Это, как правило, воспринимается гуманистами как аксиома. Это действительно аксиома в том смысле, что человечество перенесло идею высшей ценности человека, пришло к ней благодаря горькому опыту многих поколений, осознав, что человек является не просто одной из ценностей, а особой ценностью, которая строит материальные и духовные ценности. Эта ценностная ориентация характеризует содержание мотивов поведения, задает нормативную определенность таких социально-нравственных ценностей, которые в своей совокупности выражают и представляют гуманизм [2, с. 78].
Инновационные процессы, происходящие в обществе, требуют изменения существующих взглядов на человека как персонифицированную функцию. Не только отечественная, но и мировая система образования оказалась неуместной для гуманистических тенденций общественного развития. В нем также преобладают технократические и утилитарные подходы, для которых категории морали, гуманизма, культуры и духовности чужды.
Гуманистическое образование имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманную природу отношений между участниками педагогического процесса. Термин «гуманное воспитание» используется для обозначения таких отношений. Последнее подразумевает особую заботу общества об образовательных структурах.
Гуманистическое воспитание – одна из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. Оно осуществляется в актах социализации, правильного воспитания и саморазвития, каждый из которых способствует гармонизации личности. Гуманистические перспективы требуют не только таких качеств личности, как практичность, динамизм, интеллектуальное развитие, но, прежде всего, культуры, интеллекта, образования, планетарного мышления и профессиональной компетентности.
Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал личности, исходящий с незапамятных времен, всесторонне и гармонично развитый. Эта цель: идеал дает статическую характеристику личности – ее динамическая характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания: создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с собой и обществом.
Цель гуманистического воспитания позволяет ставить адекватные ему задачи [10, с. 56]:
- философско-идеологическая направленность личности на понимание смысла жизни, ее места в мире, ее уникальности и ценности;
- оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных наклонностей и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за творение жизни;
- ознакомление личности с системой культурных ценностей, отражающих богатство человеческой и национальной культуры, и развитие отношения к ним;
- раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и т.д.) и воспитание интеллекта как важного личностного параметра;
- развитие интеллектуальной и моральной свободы личности, способность к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляция поведения и деятельности, идеологическая рефлексия;
- возрождение традиций, чувство патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, развитие уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремление сохранить и развить престиж слава и богатство отечества;
- формирование отношения к труду как социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные основы страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста;
- развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни.
Решение этих проблем позволяет заложить основы человеческой культуры личности, которая воплощает в жизнь ее потребности строить и улучшать мир, общество, себя самого [4, с. 120].
Принцип является основополагающей теоретической позицией, которая отражает существенные особенности образования, основные требования к организации воспитательного процесса.
Набор принципов определяется целью и характером образования и определяется рядом правил и рекомендаций. На основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активного, образованного, морально и физически здорового человека в меняющихся условиях общественной жизни, разрабатываются содержание и организационные формы воспитание.
Таким образом, принцип гуманистической направленности воспитания является одним из ведущих принципов, который предполагает отношение учителя к ученикам, определяемое ответственными субъектами собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектные отношения.
1.2. Историография становления гуманистического воспитания в европейской педагогике
В истории педагогической мысли авторитарные и гуманистические подходы к образованию издавна сосуществовали. Распространенность того или иного подхода в массовой практике была связана со значением личности в определенном обществе, государстве. Если тоталитарный режим изначально отвергал гуманистические основы построения отношений между учителями и учениками, то демократическая система, которая признает ценность человеческой личности как таковой и, следовательно, ценность и права ребенка, требовала построения педагогического процесса, основанного на уважении человеческого достоинства обучающегося.
Сосуществование авторитарной и гуманистической педагогики не было мирным, оно протекало в жестком противостоянии с педагогикой подавления, господствовавшей на протяжении многих веков. Гуманистический подход к организации педагогического процесса существовал в истории педагогики фрагментарно [3, с. 75].
В эпоху Возрождения это было возникновение гуманистической педагогической теории, воплощенной в наследии П.П. Вержерио, М. Весио, В. да Фельтре, Р. Агрикола, Дж. Вимфелинг, Э. Роттердам, Ф. Рабле, М. Монтень.
XVII век – век становления педагогики как гуманистической науки об образовании и воспитании, связанной с именем Я.А. Коменского. Начиная с XVIII века (Руссо, Гельвеций, Дидро, И. Кант, И. Г. Песталоцци) гуманистический подход принимает форму самостоятельной педагогики и развивается в соответствии с развитием отдельных государств. Взлеты и падения в развитии гуманистической мысли связаны с общественными и государственными изменениями.
Особый подъем в гуманистической педагогике наблюдается в Европе в XIX веке, когда принципы гуманистического образования и обучения, разработанные на предыдущих этапах развития, были дополнены развитием их содержательной базы [11, с. 86].
Конец XIX – начало и первая половина XX века в истории педагогической мысли характеризуется утверждением парадигмы гуманистической педагогики. Этот период связан с педагогическим наследием знаменитых педагогов-гуманистов Э. Кея, М. Монтессори, Дж. Корчака, Г. Винекена, С. Фрейне, О. Шпиля.
Основным общественно-политическим фактором является развитие промышленности и научно-технический прогресс, которые помогли и наиболее остро поставили вопрос о необходимости сделать человека целью, смыслом и критерием общественного прогресса. Ведущими социально-педагогическими условиями гуманизации образования были [13, с. 114]:
- кризис в социокультурной сфере в целом и кризис систем педагогической науки и образования, в частности, не отвечали требованиям нового времени;
- быстрое развитие антропологии, генетики, социальной психологии и социологии, что повлияло на интеграцию гуманистических идей;
- появление новых педагогических концепций, отличающихся более глубоким интересом к ребенку, его личностным ростом, свободой и саморазвитием, а также определенными альтернативными подходами к проблемам воспитания;
- попытки практической реализации гуманистических идей в деятельности новых школ, которые получили широкое распространение практически во всех европейских странах.
Так, в Европе возникли необходимые социальные, научные и педагогические предпосылки для формулирования конкретной парадигмы гуманистического воспитания и развития личности.