Курсовая работа|Логопедия

Средства музыкального воспитания в развитии правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 34

 Введение

I.Основные понятия темы

1.1.Фонетика и фонематика

1.2. Фонема и звук

1.3.Звукопроизношение и артикуляция

  1. II. Возрастные особенности в развитии звукопроизношения

2.1. Возрастные особенности развития звукопроизношения  детей младшего дошкольного возраста

2.2. Возрастные особенности развития звукопроизношения  детей старшего дошкольного возраста

III. Средства музыкального воспитания в развитии правильного звукопроизношения

3.1.Пение и танец

3.2.Игра на музыкальных инструментах

Заключение

Список литературы

Приложение

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения».

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Речевое общение в его полном виде — понимание речи и активная речь — развивается постепенно.

Объект исследования – совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе музыкального воспитания в дошкольном возрасте.

Предмет исследования - средства музыкального воспитания в развитии правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте.

Цель работы – охарактеризовать особенности средств музыкального воспитания в развитии правильного звукопроизношения в дошкольном возрасте.

Задачи работы:

1) изучить основные понятия темы;

2) рассмотреть возрастные особенности развития звукопроизношения  детей младшего дошкольного возраста;

3) охарактеризовать средства музыкального воспитания в развитии правильного звукопроизношения.

Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

I.Основные понятия темы

1.1.Фонетика и фонематика

Фоне́тика (от греч. φωνή — «звук», φωνηεντικός — «звуковой») — раздел языкознания, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Изучением влияния звуков на субъекты и объекты занимается звуковедение [2, С.94].

К предмету фонетики относится тесная связь между устной, внутренней и письменной речью. В отличие от других языковедческих дисциплин фонетика исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. В отличие от нелингвистических дисциплин фонетика рассматривает звуковые явления как элементы языковой системы, служащие для воплощения слов и предложений в материальную звуковую форму, без чего общение невозможно. В соответствии с тем, что звуковую сторону языка можно рассматривать в акустико-артикуляторном и функционально-языковом аспектах, в фонетике различают собственно фонетику и фонологию.

1) анатомо-физиологический (артикуляционный)

Исследует звук речи с точки зрения его создания:

Какие органы речи участвуют в его произношении;

Активны или пассивны голосовые связки

Вытянуты ли губы вперед и т. д.

2) акустический (физический)

Рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический)

Изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

Начало изучения механизма образования звуков речи относится к XVII веку; оно было вызвано потребностями обучения глухонемых (работы X. П. Бонета, Дж. Уоллиса, И. К. Аммана). В конце XVIII века X. Кратценштейн положил начало акустической теории гласных, которая была развита в середине XIX века Г. Л. P. Гельмгольцем. К середине XIX века исследования в области анатомии и физиологии звукообразования были обобщены в трудах Э. В. Брюкке. С лингвистической точки зрения учение о звуковой стороне языка во всех его разделах было впервые представлено в работе Э. Зиверса и Й. Шмидта «Grundzüge der Lautphysiologie (нем.)» (1872).

Большой вклад в фонетику внесли такие учёные, как Панини, Р. Раск, Я. Гримм, А. Шлейхер, И. А. Бодуэн де Куртенэ, Ж. П. Руссло, П. Пасси, Ж. Жильерон, Э. Зиверс, М. Граммон, Д. Джоунз, В. А. Богородицкий, Л. В. Щерба, Н. С. Трубецкой, Р. О. Якобсон, Е. Д. Поливанов, Г. Фант, М. Халле, Л. Р. Зиндер, Р. И. Аванесов, М. В. Панов, Л. Л. Касаткин, Л. В. Бондарко, Л. А. Вербицкая, С. В. Кодзасов, О. Ф. Кривнова.

Все единицы фонетики делятся на сегментные и суперсегментные.

Сегментные единицы — единицы, которые можно выделить в потоке речи: звуки, слоги, фонетические слова (ритмические структуры, такт), фонетические фразы (синтагмы).

  • Фонетическая фраза — отрезок речи, представляющий собой интонационно-смысловое единство, выделенное с обеих сторон паузами.
  • Синтагма (речевой такт) — отрезок фонетической фразы, характеризуется особой интонацией и тактовым ударением. Паузы между тактами не обязательны (или короткие), тактовое ударение не очень интенсивно.
  • Фонетическое слово (ритмическая структура) — часть фразы, объединенная одним словесным ударением.
  • Слог — наименьшая единица речевой цепочки.
  • Звук — минимальная фонетическая единица.

Суперсегментные единицы (интонационные средства) — единицы, которые накладываются на сегментные: мелодические единицы (тон), динамические (ударение) и темпоральные (темп или длительность).

  • Ударение — выделение в речи определенной единицы в ряду однородных единиц при помощи интенсивности (энергии) звука.
  • Тон — ритмико-мелодический рисунок речи, определяющийся изменением частоты звукового сигнала.
  • Темп — скорость речи, которая определяется количеством сегментных единиц, произнесенных за единицу времени.
  • Длительность — время звучания сегмента речи.

Фонетика делится на общую, сравнительную, историческую и описательную.

  • Общая фонетика рассматривает закономерности, характерные для звукового строя всех мировых языков. Общая фонетика исследует строение речевого аппарата человека и использование его в разных языках при образовании звуков речи, рассматривает закономерности изменения звуков в речевом потоке, устанавливает классификацию звуков, соотношение звуков и абстрактных фонетических единиц — фонем, устанавливает общие принципы членения звукового потока на звуки, слоги и более крупные единицы.
  • Сравнительная фонетика сопоставляет звуковой строй языка с другими языками. Сопоставление чужого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы увидеть и усвоить особенности чужого языка. Но такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка. Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть в глубь их истории.
  • Историческая фонетика прослеживает развитие языка на протяжении довольно длительного периода времени (иногда со времени появления одного конкретного языка — его отделения от праязыка).
  • Описательная фонетика рассматривает звуковой строй конкретного языка на определенном этапе (чаще всего фонетический строй современного языка).

Фонематический слух (Фонематика) — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) частей речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения человек (ребёнок) воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал [14, С.18].

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи. В дальнейшем развитие фонематического слуха необходимо для успешного обучения иностранным языкам.

Для развития фонематического слуха в логопедии и нейропсихологии применяются специальные упражнения.

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста: Минвуз, сб. науч. тр. М., 1983. с. 27-43.
  2. Арушанова А.Г. Дошкольный возраст. Формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание. 1993. №9. с. 58-65.
  3. Баранникова Л.И. Основные сведения о языке: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982. 112с.
  4. Бережная О.Н. Развитие речи старшего дошкольника как средство социальной адаптации. М., 2006.
  5. Бухвостов С.С. Формирование выразительной речи у детей старшего дошкольного возраста. Курск, 1978. 58 с.
  6. Ворошнина Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. 4.1, 2. Пермь: ПГПИ, 1990 // Дошкольное воспитание, 1978. №4; 1982. №9; 1991. №2, 3, 4.
  7. Выготский Л.С. Развитие детской речи. Собр. соч. в 6-ти томах. Т 3. М.: Педагогика, 1982. 448 с.
  8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1996.-417 с.
  9. Горбушина А.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение и рассказывание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1983 192 с.
  10. Гурович, Л.М. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду [Текст] / Л.М. Гурович. - Спб.: Акцидент, 2006. -205 с.
  11. Дьяченко, О.М. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста [Текст] / О.М. Дьяченко. - М.: ГНОМ и Д, 2001. -144 с.
  12. Ефименкова Л.H. Формирование речи у дошкольников. М.: Просвещение, 1991.- 112 с.
  13. Житникова Л. Учите детей запоминать. М.: Просвещение, 1978. -156 с.
  14. Залужская, М.В. Подготовительная к школе группа в детском саду [Текст] / М.В. Залужская. - М.: Просвещение, 2005. - 368 с.
  15. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. для воспит. дет. сада / Под ред. О.С. Ушаковой. М.: Просвещение, 1993. 271 с.
  16. Зимняя И.А. Речевая деятельность и психология речи. М.: Логос 1999. -384 с.
  17. Илларионова, Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки [Текст] / Ю.Г. Илларионова. - М.: Просвещение, 2006. -127 с.
  18. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С. Карпинская. - М.: Педагогика, 2002. -143 с.
  19. Коломинский, Я.Л. Детская психология [Текст] / Я.Л. Коломинский. -М.: Просвещение, 2002. - 400 с.
  20. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. М.: Сов. Россия, 1973.159 с.
  21. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. М.: Просвещение, 1982. 128 с.
  22. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников // Ученые записи: ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 35. 1941. с. 21-72.
  23. Любина Г.А. Развитие речи дошкольников в общении. Минск: Народная Асвета, 1999. 214 с.
  24. Лямина, Г.М. Воспитание детей в старшей группе детского сада [Текст] / Г.М. Лямина. - М.: Просвещение, 2004. -370 с.
  25. Мир детства. Дошкольник / Под ред. А.Г. Хрипковой. М.: Педагогика, 1979.-256 с.
  26. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] / В.С. Мухина. - М.: ООО «Апрель-Пресс», 2002. - 315 с.
  27. Наседкин А.Д. Язык как средство формирования мысли // Язык и мышление. М.: Просвещение, 1967. 263 с.
  28. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. 253 с.
  29. Павлов В.М. Теория речевой деятельности. Л.: Наука, 1985. 300 с.
  30. Панфилов В.З. Взаимоотношение языка и мышления. М.:Наука, 1971. -232 с.
  31. Пикулева Н.В. Слово на ладошке. М.: Новая школа, 1994. 156 с.
  32. Поддъяков Н.Н., Кузина Н.И. Исследование развития объяснительной связной речи у дошкольников. В кн: Умственное воспитание дошкольника. М.: Просвещение, 1972. с. 260-278.
  33. Пороцкая Е. Ребенок: Слово и его роль в развитии воображения // Дошкольное воспитание. 1989. №8. с. 70.
  34. Пустовалов П.С., Сенкевич М.П. Пособие по развитию речи. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987. 286 с.
  35. Развитие общения у дошкольников / Сост. Э.М. Богуславская. М.: Педагогика, 1974. 256 с.
  36. Сорокина А.И. Умственное воспитание в детском саду. М.: Просвещение, 1975.- 191 с.
  37. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. - М.: Эксмо, 2006.
  38. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. М., 2002.
  39. Усова А.П. Обучение в детском саду. М., Просвещение, 1984. -176 с.
  40. Ушакова, О.С. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспект [Текст] / О.С. Ушакова. - М.: Совершенство, 2001. -368с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское