Введение
1. Теоретические основы изучения пропедевтического периода у детей легкой степени умственной отсталости в условиях специального образования
1.1. Характеристика детей с умственной отсталостью
1.2. Пропедевтический период в обучении детей с легкой степенью умственной отсталости
2. Анализ программ обучения в пропедевтический период у детей легкой степени умственной отсталости в условиях специального образования
2.1. Анализ программы обучения русскому языку в пропедевтический период
2.2. Обучение математике детей легкой степени умственной отсталости в пропедевтический период
2.3. Трудовое обучение детей легкой степени умственной отсталости в пропедевтический период
2.4. Изобразительное искусство в пропедевтический период
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования обусловлена тем, что за последние десятилетия в России по разным причинам стремительно увеличилось число детей, имеющих нарушения в развитии. Дети с умственной отсталостью – достаточно неоднородная группа, которая отличается между собой не только уровнем интеллектуального развития, но и способностью и возможностями организовывать общение с другими.
Согласно статистическим данным, содержащимся в исследованиях, посвященных проблеме здоровья подрастающего поколения, ежегодно рождается 5–8% детей с наследственной патологией, 8–10% имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4–5% составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеют стертые нарушения развития [4].
Цель работы – проанализировать особенности пропедевтического периода у детей легкой степени умственной отсталости в условиях специального образования.
Объект исследования – развитие детей легкой степени умственной отсталости в условиях специального образования.
Предмет исследования – особенности пропедевтического периода у детей легкой степени умственной отсталости в условиях специального образования.
Задачи:
1. Дать характеристику детям с умственной отсталостью.
2. Изучить пропедевтический период в обучении детей с легкой степенью умственной отсталости.
3. Проанализировать программы обучения в пропедевтический период у детей легкой степени умственной отсталости в условиях специального образования (русский язык, математика, трудовое обучение, изобразительное искусство).
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2013. – 368 с.
2. Александрова Н. А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью // Дефектология. – 2002. – № 6.
3. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4 кл. – М.: Просвещение, 2006. – 192 с.
4. Голенков А.В., Петрова И.Е., Павлова Н.Л. Распознавание умственной отсталости в различных популяционных группах // Психическое здоровье населения как основа национальной безопасности России. Современные проблемы социальной и клинической сексологии: сб. тезисов Всерос. науч.-практ. конференции с международным участием. – Казань, 13-15 сентября 2012 г. СПб., 2012. – С. 178.
5. Дыгова Н.В. Клиническая динамика психических расстройств, диагностированных на этапе несовершеннолетия (по данным отдаленного катамнеза): Дис.. канд. мед. наук. – М., 2009. – 177 с.
6. Зак Г. Г., Зак Д. Я., Маркова А. В. Индивидуализация социальной реабилитации детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Социально-антропологические проблемы информационного общества. Выпуск 1. – Концепт. – 2013. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://e-koncept.ru/teleconf/64037.html
7. Зак Г.Г. Исторический анализ сущности понятия «реабилитация» в системе специального образования // Специальное образование. – 2012. – № 3 (27). – С. 30-38.
8. Замский Х. С. Умственно отсталые дети: История изучения, воспитания и обучения с древних времен и до середины XX в. – М.: НПО «Образование», 2011. – 140 с.
9. Занимательный труд / А.М. Щербакова. – М: Просвещение, 2012. – 156 с.
10. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. – СПб.: Речь, 2013. – 130 с.
11. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста. – М.: Медицина, 2010. – 154 с.
12. Коноплева А. Н. Антропоцентрический и синергетический подходы к адаптации и интеграции в социуме лиц с психофизическими нарушениями / А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская // Специальное образование: опыт и перспективы развития: Сб. материалов Респуб. науч.-практ. конф. (12 октября 2010 г.); под ред. Ю. К. Шергилашвили. – Могилев, 2011. – С. 31-38.
13. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0243/2_0243-1.shtml
14. Математика / М.Н. Перова, Т.И. Бугаева, И.Г. Старкова. – М.: Просвещение, 2011
15. Насибулина Т.В. Организация деятельности образовательной организации на этапе внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://obrazkomi.ru/news/fgos/organizatsiya_deyatelnosti_obrazovatelnoy_organizatsii_na_etape_vnedreniya_fgos_nachalnogo_obshchego/
16. Певзнер М. С. Дети-олигофрены [Электронный ресурс] Режим доступа: http://vmeste.opredelim.com/docs/95500/index-32320.html?page=6
17. Психология / под ред. И.В.Дубровиной. – М.: Академия, 2003. – 460 с.
18. Русский язык (обучение грамоте, русский язык, чтение, устная речь) / А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2014.
19. Хышиктуева Т.П., Усачёва Е.Л., Лебедева Ю.В., Ахметова В.В. Умственная отсталость у детей // Доктор.Ру. – 2014. – № 6-2 (94). – С. 22-26.
20. Шипицына Л. М. Необучаемый» ребенок в семье и обществе. – СПб.: Дидактика Плюс, 2012. – 210 с.
21. Шпек О. Люди с умственной отсталостью: обучение и воспитание / пер. с нем. А. П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 296 с.