Курсовая работа|Педагогика

Глава 1 Теоретические основы использования ИКТ в процессе обучения умственно отсталых школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 16

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии»

1.2. Информационно-коммуникационные технологии в обучении умственно отсталых детей

1.3. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении умственно отсталых школьников на уроках письма и развития речи

Список литературы по первой главе

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии»

Осознание научным сообществом и общественностью глобальной роли информации в развитии общества и личности привело к тому, что в системе наук выделилось новое направление – ИКТ-компетентности. Информатизация стала одной из важнейших характеристик современности.

Можно выделить два основных теоретико-методологических подхода к проблеме информатизации общества.

Технократический подход сводит информатизацию общества к технико- технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере производства и управления. В этом случае информационные технологии расцениваются как средство повышения производительности труда.

Другое направление в понимании сущности информатизации общества – социологическое. В этом случае информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека – его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. Именно с этой позиции рассматриваются ИКТ в образовании.

В связи с этим А.Д. Урсул пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба развития цивилизации, возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос» [1: 28].

Из всех факторов, определяющих взаимосвязи между системой образования и информатизацией как наиболее важные можно выделить следующие:

 – осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии;

 – возрастание объемов информации;

 – интенсивное развитие информационной техники и технологий;

 – изменение характера социально-экономического развития современного общества;

 – гуманизация и гуманитаризация общественной жизни современного общества;

 – рост интенсивности информационных коммуникаций между людьми.

Таким образом, информатизация образования выступает частью информатизации общества и рассматривается как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий.

Информатизация на настоящий момент является одной из основных тенденций развития образования. Информатизация образования позволяет:

 −увеличить глубину усвоения новых знаний за счет возможностей компьютера и информационных систем;

 −уменьшить сроки и повысить качество усвоения изучаемого материала в связи с более быстрым получением научного материала, получением исходного решения и наглядного его представления; −уменьшить трудоемкость процесса получения новых знаний.

Именно поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе заставляет говорить об ИКТ- компетентности.

ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета

За основу понятия «компетентный человек» взята способность человека принимать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждой предметной области вырабатывается свое понятие компетентности. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий.

А.Л. Семенов под ИКТ-компетентностью понимает владение взаимосвязанными умениями: работой с информацией, моделированием и проектированием объектов и процессов, с адекватным использованием современных массово доступных информационных инструментов и источников.

В научном исследовании О.В. Урсовой ИКТ-компетентность учителя определена как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере .

Большинство ученых позволяет определить ИКТ-компетентность учителя как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению, понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, использование средств ИКТ для отбора профессионально-значимых ресурсов ИКТ; совершенствование методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности и пр.

Содержание понятия «ИКТ-компетентность» тесно связано с понятием «ИКТ-грамотность».

Понятие ИКТ- грамотности определяет навыки, умения, которыми должен обладать человек. Эти навыки и умения можно представить в порядке повышения сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения:

−определение информации – способность использовать инструменты ИКТ;

−доступ к информации – умение собирать, извлекать информацию;

−управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;

−интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию;

−оценивание информации – умение выносить суждение об информации;

−создание информации – умение генерировать информацию;

−сообщение информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.

Таким образом, ИКТ-компетентность является ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни и первым шагом на пути к достижению образовательных целей.

Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:

-   использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению;

-   повышение темпа урока;

-   увеличение объёма самостоятельной работы учащихся;

-   создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся;

-  интенсификация процесса обучения;

-   реализация идей развивающего обучения;

-   использование проблемных, эвристических, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся;

-   интеграция учебных дисциплин;

-   реализация межпредметных связей;

-   увеличение доли проектной работы учащихся и учителей.

Основные принципы использования ИКТ:

развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.

  1. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб., 2011. – 164 с.
  2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка – М., Просвещение, 1989 -450 с.
  3. Венгер Л.А. – Развитие детей с нарушениями интеллекта – СПб., Нева 2013 – 390 с.
  4. Гаврилушкина О.П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников – М., Педагогика, 1985 – 300 с.
  5. Диагностика и коррекция задержки психического развития /Под ред. С.Г.Шевченко. – М.: Наука. 2011. – 289 с.
  6. Нестерова Т.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством использования ИКТ – М., ДРОФА, 2013 – 250 с.
  7. Садовнкова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников м использование ИКТ – М., Педагогика, 1011– 300 с.
  8. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 136 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское