ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии»
1.2. Информационно-коммуникационные технологии в обучении умственно отсталых детей
1.3. Опыт использования информационно-коммуникационных технологий в обучении умственно отсталых школьников на уроках письма и развития речи
Список литературы по первой главе
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «информационно-коммуникационные технологии»
Осознание научным сообществом и общественностью глобальной роли информации в развитии общества и личности привело к тому, что в системе наук выделилось новое направление – ИКТ-компетентности. Информатизация стала одной из важнейших характеристик современности.
Можно выделить два основных теоретико-методологических подхода к проблеме информатизации общества.
Технократический подход сводит информатизацию общества к технико- технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере производства и управления. В этом случае информационные технологии расцениваются как средство повышения производительности труда.
Другое направление в понимании сущности информатизации общества – социологическое. В этом случае информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека – его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. Именно с этой позиции рассматриваются ИКТ в образовании.
В связи с этим А.Д. Урсул пишет: «Можно сказать, что в мире в целом сложилась такая ситуация, что именно от развития образования в будущем зависит судьба развития цивилизации, возобладает ли в мире ожидаемый разумный порядок или стремительно надвигающийся хаос» [1: 28].
Из всех факторов, определяющих взаимосвязи между системой образования и информатизацией как наиболее важные можно выделить следующие:
– осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии;
– возрастание объемов информации;
– интенсивное развитие информационной техники и технологий;
– изменение характера социально-экономического развития современного общества;
– гуманизация и гуманитаризация общественной жизни современного общества;
– рост интенсивности информационных коммуникаций между людьми.
Таким образом, информатизация образования выступает частью информатизации общества и рассматривается как комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение и воспитание информационной продукции, средств и технологий.
Информатизация на настоящий момент является одной из основных тенденций развития образования. Информатизация образования позволяет:
−увеличить глубину усвоения новых знаний за счет возможностей компьютера и информационных систем;
−уменьшить сроки и повысить качество усвоения изучаемого материала в связи с более быстрым получением научного материала, получением исходного решения и наглядного его представления; −уменьшить трудоемкость процесса получения новых знаний.
Именно поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе заставляет говорить об ИКТ- компетентности.
ИКТ-компетентность является одной из ключевых компетентностей современного человека и проявляется, прежде всего, в деятельности при решении различных задач с привлечением компьютера, средств телекоммуникаций, Интернета
За основу понятия «компетентный человек» взята способность человека принимать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении. Для каждой предметной области вырабатывается свое понятие компетентности. Это связано с тем, что в разных областях профессиональной деятельности компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-практических понятий.
А.Л. Семенов под ИКТ-компетентностью понимает владение взаимосвязанными умениями: работой с информацией, моделированием и проектированием объектов и процессов, с адекватным использованием современных массово доступных информационных инструментов и источников.
В научном исследовании О.В. Урсовой ИКТ-компетентность учителя определена как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере .
Большинство ученых позволяет определить ИКТ-компетентность учителя как комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению, понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, использование средств ИКТ для отбора профессионально-значимых ресурсов ИКТ; совершенствование методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности и пр.
Содержание понятия «ИКТ-компетентность» тесно связано с понятием «ИКТ-грамотность».
Понятие ИКТ- грамотности определяет навыки, умения, которыми должен обладать человек. Эти навыки и умения можно представить в порядке повышения сложности познавательных действий, необходимых для их выполнения:
−определение информации – способность использовать инструменты ИКТ;
−доступ к информации – умение собирать, извлекать информацию;
−управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
−интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию;
−оценивание информации – умение выносить суждение об информации;
−создание информации – умение генерировать информацию;
−сообщение информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ.
Таким образом, ИКТ-компетентность является ключевым фактором в образовании на протяжении всей жизни и первым шагом на пути к достижению образовательных целей.
Цели внедрения ИКТ в учебно-воспитательный процесс:
- использование элементов занимательности, повышающих интерес учащихся к обучению;
- повышение темпа урока;
- увеличение объёма самостоятельной работы учащихся;
- создание условий для обеспечения оперативного контроля знаний учащихся;
- интенсификация процесса обучения;
- реализация идей развивающего обучения;
- использование проблемных, эвристических, игровых методов обучения, развивающих индивидуальность мышления и творческие способности учащихся;
- интеграция учебных дисциплин;
- реализация межпредметных связей;
- увеличение доли проектной работы учащихся и учителей.
Основные принципы использования ИКТ:
развитие у учащихся мотивации к получению знаний, индивидуальный подход к учащимся, простота в создании и применении, направленность на интеграцию учебных дисциплин.