ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Характеристика учебного пособия по математике для 4 класса под редакцией М. Моро как основы для организации учебного процесса на уроках математики
2.2. Проведение диагностики на уровень сформированности регулятивных УУД на уроках математики в 4 классе
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕГУЛЯТИВНЫХ УУД У УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
2.1. Характеристика учебного пособия по математике для 4 класса под редакцией М. Моро как основы для организации учебного процесса на уроках математики
Формирование УУД является основной целью и результатом образования, что отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. Для успешного существования в современном обществе человек должен уметь ставить себе конкретные цели, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В основе всех этих умений лежат регулятивные УУД.
Функцией регулятивных УУД является организация учащимся своей учебной деятельности, своего поведения, своего здорового образа жизни. Развитие регулятивных действий ребенка связано, прежде всего, с формированием его произвольного поведения как основой умений строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми образцами и правилами, помогает ему осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых им действий.
А. Г. Асмолов в своих работах выделяет такие показатели сформированности регулятивных УУД, как «умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию, умение контролировать свою деятельность по результату, умение адекватно понимать оценку взрослого». Тем не менее, в большинстве своем младший школьник выполняет лишь отдельные операции деятельности.
Кроме того, у большинства детей отсутствуют действия планирования и контроля, а при работе с учебным материалом они зачастую просто копируют действий учителя, подменяя учебную задачу задачей заучивания и простого воспроизведения материала.
Все это говорит о том, что учителя при общей направленности обучения на формирования умения учиться выпускают самое главное, а именно формирование самостоятельности в поведении ребенка.
Исходя из этого, была сформулирована гипотеза исследования: развитие регулятивных УУД в начальной школе происходит максимально эффективно при условии формирования самостоятельности в учебном поведении ребенка на примере организации учебного процесса на уроках математики в 4 классе общеобразовательной школы.
Для проведения исследования были поставлены следующие задачи:
- проанализировать и отобрать для исследования соответствующие методики развития регулятивных УУД
- проанализировать состояние учебника математики для 4 класса М. И. Моро на наличие возможностей развития регулятивных УУД у школьников
- провести первоначальный диагностический срез на уровень развития регулятивных УУД у школьников 4 классов школы № 102 г. Перми на уроках математики
- проанализировать полученные данные по уровню развития регулятивных УУД у школьников 4 класса
- организовать процесс обучения на уроках математики для развития регулятивных УУД школьников
- провести вторичную диагностику на уровень развития регулятивных УУД у школьников 4 классов школы № 102 г. Перми на уроках математики
- обобщить полученные результаты.
- выявить отличия современного урока от традиционного;
- рассмотреть формы, средства и методы формирования УУД на уроках математики;
- рассмотреть приёмы и задания, используемые для формирования УУД на уроках математики в начальной школе.
Ожидаемый результат:
- сформированость ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
Учителями накоплен богатый опыт работы с детьми с детьми младшего школьного возраста по традиционной системе обучения и поэтому, несмотря на то, что в стране появились альтернативные варианты обучения детей, продолжается работа по этой программе.
Учебник математики для 4-ого класса под авторством М. Моро, М. Бантовой и других авторов является частью курса учебников «Математика» («Школа России»).
Учебник дает представления о математических операциях, а также указывает пути применения на практике. Школьники совершенствуют математические познания, закрепляют уже пройденный материал решениями примеров. Учебник делится на разделы. Задания продуманы и логично и понятно сформулированы, поэтому ученик может заниматься самостоятельно.
Пособие по математике М. Моро для 4 класса позволяет сформировать в школьниках навыки вычислений, устного и письменного счета. Задания, представленные в учебнике, развивают логическое мышление, воображение и умения решения математических задач. Учебник включает в себя также геометрические задания и занимательные упражнения.
Главным принципом учебника является необходимость дать ученику возможность сравнивать, находить различия и сходства представленных явлений самостоятельно. В соответствии с данным принципом контролирующие упражнения позволяют увеличить мотивацию обучения и развить тягу к знаниям.
Познавательные способности учащегося эффективно и результативно развиваются благодаря представленным в учебнике по математике Моро упражнениям.
Учебник полностью соответствует предъявляемым стандартам и требованиям ФГОС и рекомендован к использованию в общеобразовательных школах.
В комплект пособия входит 2 части учебника, рабочая тетрадь, в которую включены упражнения разного типа сложности для развития математических знаний и дополнительная книга «Для тех, кто любит математику» с нестандартными упражнениями на развитие логики.
Тем не менее, ряд исследователей считают, что учебник Моро включает мало упражнений, развивающих логическое мышление, внимательность. Практически отсутствуют задания с элементами занимательности, а сами упражнения - однотипны.
В соответствии с этим они рекомендуют дополнять данные в учебнике упражнения дополнительными заданиями развивающего характера, так как задания такого рода способствуют развитию регулятивных УУД.
Существующие методики развития УДД в начальной школе, в частности А. Балабановой, Г. Кононовой, М. Дорфман, позволяют на каждом этапе урока выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД.