Введение
Глава 1 Особенности дислексии и ее диагностирование у детей
1.1 Понятие дислексии и ее проявление у детей
1.2. Особенности диагностирования дислексии у детей
Выводы по первой главе
Глава 2 Стратегии профилактики и коррекции дислексии у леворуких детей
2.1. Особенности речевого развития и коррекция устной речи у леворуких детей
2.2 Специфика предупреждения и коррекции дислексии у леворуких детей
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Актуальность темы исследования. Сегодня в большинстве стран уже не пытаются переучивать леворуких детей. Это облегчает для таких детей процесс познания. Однако для леворуких детей остаются актуальными проблемы обучения чтению и письменной речи. Леворукие дети часто страдают дислексией, которая проявляется как нарушение способности читать. Число леворуких детей в мире растет год от года. Таким образом, ежегодно повышается потребность в специальных подходах к обучению таких детей. Кроме того, изучение подходов к профилактике дислексии у леворуких детей важно еще и потому, что скорректированная на ранних сроках обучения дислексия не помешает ребенку нормально осваивать школьную программу и чувствовать себя равным в детском коллективе.
Объект исследования – леворукие дети с дислексией.
Предмет исследования – комплекс мер по профилактике и коррекции дислекции у леворуких детей.
Цель исследования – изучить причины и методы коррекции дислексии у леворуких детей.
Задачи исследования:
Раскрыть понятие дислексии и рассмотреть ее проявление у детей;
Изучить особенности диагностирования дислексии у детей;
Показать особенности речевого развития и коррекция устной речи у леворуких детей;
Проанализировать специфику предупреждения и коррекции дислексии у леворуких детей.
Теоретико-методологическая база исследования. Вопросы дислексии изучались Лалаевой Р.И, Корневым А.Н., Гриндером М, Ортоном С. Особенности развития левшей раскрыты в научных трудах М. Безруких, Закраевской Б.
Структура курсовой работы. Работа содержит введение, основную часть и заключение. Основная часть включает две главы. Первая глава посвящена характеристике дислексии и подходам к ее диагностировании. Вторая глава содержит данные о проявлениях дислексии у леворуких детей и методы коррекции дислексии у левшей.
Глава 1 Особенности дислексии и ее диагностирование у детей
1.1 Понятие дислексии и ее проявление у детей
Дислексия как особое дизонтогенетическое состояние известна науке с конца XIX века. На протяжении более чем столетия психологи, врачи, логопеды, лингвисты всех стран пытаются понять ее природу и механизмы. Опубликованы сотни тысяч статей, тысячи книг. Однако до настоящего времени многое в дислексии остается неразгаданным. Проблема эта остается весьма актуальной и чрезвычайно социально острой. Около 5% российских детей не могут полноценно пользоваться печатными текстами, что не только отгораживает их от многовекового культурного наследия, но и создает серьезные препятствия на утилитарном, практическом уровне.
Поскольку главные проявления дислексии относятся к речевой сфере, в разных языках дислексия различается во многих аспектах. Это связано как с особенностями языка и письменности, так и с методами обучения, практикуемыми в разных странах. Однако существует целый ряд принципиальных, узловых проблем, общих для всех языковых сообществ. [12]
Как известно, болезнь и болезненное состояние настолько очевидно отличается от здоровья, что факт ее существования обычно не подвергается сомнению. Это касается не только соматической, но психической патологии. Вряд ли у кого-то возникнет сомнение, что маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, шизофрения это болезни. Значительно сложнее обстоит дело с дизонтогенетическими состояниями, особенно, если тяжесть их невелика. Многие их формы, проявляющиеся в трудностях в обучении, считаются патологией с известной долей условности. Пожалуй, универсальным критерием психической патологии является дезадаптация. Обычно трудности в адаптации, возникают из-за тех недостатков, которые востребованы в данном социуме. Если бы, например, музыкальный слух был необходим для овладения каким-либо социально высоко значимым навыком, его отсутствие считали бы, вероятно, формой дизонтогенеза. Поскольку это не так, люди без музыкально слуха живут, не испытывая заметных неудобств. Так же точно в сообществах, не пользующихся письменностью, нет и не может быть дислексии.
Во всем цивилизованном мире общепризнанным является факт, что существует группа детей школьного возраста, владеющих чтением значительно хуже большинства остальных сверстников. Так же считается установленным существование более узкой группы детей со специфическим нарушением чтения, которое принято называть дислексией. Однако если взглянуть на вопрос шире, то становится очевидной условность выделения, как той, так и другой групп. Исследования процессов усвоения чтения показывают, что в детской популяции школьного возраста существует значительный разброс в показателях сформированности навыков чтения (как, впрочем, и любого другого навыка): от самых низких значений до самых высоких. Большинство демонстрируют среднепопуляционные показатели или близкие к ним, а у небольшого числа детей обнаруживаются крайние значения (очень низкие или очень высокие). Количественная оценка этого разброса показывает, что он подчиняется закону нормального распределения, как и любой другой показатель развития в случайной выборке.
Графическое отображение этого распределение имеет вид колоколообразной кривой (т.е. параболы). В качестве меры разброса или отклонения показателей, полученных в популяции, от средних значений (обозначается знаком М). Принято использовать так называемое стандартное отклонение (обозначается знаком σ). Ряд значений, которые принимают показатели оценки навыков чтения, в популяции находится в диапазоне от М - 3 σ до М+3 σ. Диапазон М ± 1σ охватывает 68,3% популяции, а М ± 2 σ – 95,4% популяции. На этом законе основывают понятие статистической нормы. В более жестком варианте эта норма находится в диапазоне значений от М - 1σ до М + 1σ (кратко – М± 1σ). В более мягком, щадящем варианте это выглядит так М ± 1,5σ или М ± 2σ. Таким образом, согласно этим расчетам от 2 до 16% детей по основным показателям навыка чтения оказываются ниже нижней границы нормы. Очевидно, что при использовании в социуме жесткого варианта «нормы» существенно больше детей оказывается за ее границей, т.е. попадает в категорию проблемных или группы риска. [12]
В реальной практике нередко критерием отграничения является так называемый «норматив», то есть некий узаконенный в данном государстве критерий полноценного владения навыком. По существу это не что иное, как требования школьной программы.
Граница, которая проходит между теми, кто находится в пределах нижней границы нормы и теми, кто оказался за ее пределами, достаточно условна. В связи с этим возникает логичный вопрос: существуют ли принципиальные различия между детьми, состояние которых отвечает критериям дислексии, от тех, у кого навык чтения соответствует низкой норме? Все исследователи дислексии время от времени задаются этим вопросом. По существу отрицательный ответ на него превращает дислексию из клинического понятия в социальный ярлык. Тем не менее, ряд исследователей в определенной степени склоняются к этому (Vellutino F.,Fletcher J.M.,Snowling M.J.). Они рассуждают следующим образом. Механизмы, затрудняющие усвоение чтения выражены у детей в разной степени. Поэтому правомерно, как они считают, говорить о минимально выраженной и даже латентной дислексии, которая может не проявиться в благоприятных условиях обучения и развивающей среды. Ряд экспериментальных исследований показали, что дети из семей с наследственной дислексией, даже не являясь дислексиками, владеют чтением тем не менее достоверно хуже здоровых людей (Lyytinen, H., Aro, M., Eklund, K.). [12]
Однако значительно больше объективных данных, говорящих в пользу того, что дислексия является патологическим состоянием, имеющим принципиальные отличия как от нормы развития, так и от неспецифических трудностей в чтении. Прежде всего, это клинические исследования, свидетельствующие о том, что симптоматика дислексии не исчерпывается трудностями в чтении. К настоящему времени найдено довольно много предикторов дислексии, которые могут быть обнаружены в дошкольном возрасте. У большинства из них обнаруживается разнообразная психопатологическая симптоматика: недостатки речевого развития, нарушения внимания и работоспособности, явления дисгармонии интеллектуального развития, своеобразная когнитивная недостаточность. В западной литературе это называют коморбидностью. Ряд исследователей полагают, что эти сочетания не случайны, а вытекают из патогенеза дислексии.[15] Например, часто упоминаемый в последнее время синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) нередко обнаруживается у детей с Д. Он согласно классификации МКБ-10 (и американской DSM-4) существует в двух вариантах: а) с преобладанием симптомов дефицита внимания и б) с преобладание явлений гиперактивности. Так вот, при дислексии встречается преимущественно первый вариант. Если бы СДВГ был сопутствующим явлением с равной вероятностью встречались бы оба его варианта. Не редкостью детей с дислексией, как известно, является наличие трудностей и в математике у, не говоря уже об отставании в письме.[11] В качестве еще одного аргумента можно привести резистентность дислексии в процессе коррекционного обучения. Довольно часто у таких детей не удается полностью устранить отставание в чтении даже за несколько лет. Следовательно, в основе дислексии лежит комплекс дисфункций, проявляющийся в разных сферах и носящий стойкий характер. Иначе говоря, это вид отклоняющегося развития, а не просто нижняя часть распределения читательских способностей в популяции.
Это не исключает, тем не менее, серьезного рассмотрения роли средовых факторов в происхождении дислексии. В последние годы к этому вопросу стали проявлять все больший интерес (Fletcher J.M., Coulter W.A., Reschly D.J.). Достаточно давно высказывалось мнение, что не стоит преувеличивать значение биопсихологических детерминант [10]. Комплекс предпосылок дислексии, существующих у ребенка, может привести или не привести к стойкому отставанию в усвоении чтения в зависимости от средовых и педагогических условий. В частности, использование некоторых психолого-педагогических и психотерапевтических техник (например, НЛП) может предупредить развитие дислексии [5]. С другой стороны известны случаи, когда использование определенных т.н. «инновационных» изменений в учебных программах и методах обучения провоцирует нарушения письма и чтения даже у детей со слабо выраженными факторами риска. Известно, что в США среди детей с дифлексией афроамериканцы составляют большую долю, чем в среднем среди населения этой страны. Ученые склонны объяснять это не только влиянием низкого социального статуса семей многих из них, социально-средовыми факторами, но и недостаточной помощью, оказываемой педагогами общеобразовательных школ [11].
Если раньше основное внимание в научных исследованиях обращали на психофизиологические недостатки ребенка, то в последнее десятилетие значительно больше внимания стали уделять анализу условий школьного обучения.
Таким образом, резюмируя вышеприведенные рассуждения, можно заключить, что дислексия это объективно существующее, условно патологическое состояние, на выявляемость, распространенность и симптоматику которого оказывают значительное влияние культуральные факторы.