Курсовая работа|Педагогика

Процесс обучения как сотворчество преподавателя и ученика

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2013 | Страниц: 64

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты обучения как сотворчества преподавателя и ученика  

1.1.   Понятие сотворчества педагога и ученика, его особенности

1.2.   Педагогический стиль взаимодействия как сотворчество педагога и ученика  

1.3.   Сотворчество преподавателя и ученика в процессе обучения

Выводы по 1 главе

Глава 2. Экспериментальное исследование обучения как сотворчества преподавателя и ученика

2.1. Анализ методов исследования сотворчества преподавателя и ученика

2.2.   Организация и анализ экспериментального исследования сотворчества преподавателя и ученика

Выводы по 2 главе

Заключение

Список литературы

Приложения

Сотворчество преподавателя и ученика, в основе которого лежит сотрудничество в разнообразной деятельности (познание, труд, общение), представляет собой эффективный метод обучения в современном образовательном процессе.

В контексте изучаемой проблемы, сотворчество представляется, с одной стороны, как плодотворное общение учителя и ученика с помощью языковой деятельности. С другой стороны, сотворчество определяется как совместное преобразование действительности, а также, создание новой педагогической реальности, основным свойством которой выступает ее поликультурный и многоязыковой характер.

Творческое взаимообогащение проявляется в расширении функционального поля деятельности обоих участников образовательного процесса, а также в формировании их личностного языкового статуса в этом пространстве. Это выступает одновременно важным условием и надежным критерием успешного сотрудничества преподавателя и ученика. То есть, что чем ярче проявляются творческие функции, тем продуктивнее процесс их совместной деятельности, направленной на обновление, как содержания образования, так и его технологической базы. При этом, чем выше творческий потенциал учащихся, тем более высокие и сложные коммуникативные и профессиональные задачи приходится решать преподавателю.

Придавая важное социальное значение творческой самореализации личности, посредством сотворчества, мы считаем, что свобода выбора тактики и стратегии обучения, предоставление равных возможностей для каждого становятся необходимыми условиями осуществления на практике принципов гуманистической педагогики.

Степень разработанности этого вопроса является достаточно высокой. Проблеме сотрудничества педагога и учащегося посвящали свои работы многие ученые отечественной и зарубежной педагогики - А.В. Петровский, Т.А. Матис, Л.И. Айдарова, В.П. Панюшкин, Г. Магин, В.Я. Ляудис, Г.А. Цукерман, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, А.И. Донцов, Д.И. Фельдштейн, Й. Ломпшер, А.К. Маркова и др.

Актуальность темы курсовой работы определяется необходимостью создания условий для развития и самореализации каждой личности, формирование поколения, способного учиться всю жизнь, создавать и приумножать ценности общества. Эта задача, которая давностоит перед педагогами нашей страны, побуждает к поиску новых педагогических технологий и к созданию такой образовательной среды, котораяспособна обеспечить каждому ученику возможность беспрепятственно реализовывать природные наклонности и качества, связанные с творчеством, способность быть самостоятельной и полноценной единицей общества и, как следствие - стать субъектом своей жизнедеятельности.

В связи с этим стратегия сотрудничества и сотворчества педагога и учащихся представляется как эффективный вариант реализации перечисленных выше задач. Она ставит своей целью воспитание личности творческой, социально-активной, способной к саморазвитию. В ней присутствуют возможности для развития и саморазвития личности.

Объектом исследования является сотворчество преподавателя и ученика.

Предмет исследования – особенности сотворчества педагога и учащегося в образовательном процессе.

Цель данной работы – изучение процесса обучения как сотворчество преподавателя и ученика.

Задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие сотворчества педагога и ученика, охарактеризовать его отличительные особенности.
  2. Проанализировать педагогический стиль взаимодействия как сотворчества педагога и ученика.
  3. Выявить особенности сотворчества преподавателя и ученика в процессе обучения.
  4. Экспериментально исследовать особенности процесса обучения как сотворчества преподавателя и ученика.
  5. Описать полученные результаты, сделать соответствующие выводы.

Методология исследования основывается на теории оптимизации педагогического процесса Ю.К. Бобанского; работах советского психолога Л. Выготского; системе развивающего обучения Л. Занкова и В.Давыдова; педагогической теории В.М. Лизинского [см. 11]; методических системах педагогов-новаторов, работающих по принципам личностно-ориентированной педагогики, на основе сотрудничества с учениками А.О. Дробинская, В.Ф. Шаталова, С. Лысенковой и других [10, 18, 23].

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседы; психолого-педагогический эксперимент; математическая обработках данных экспериментального исследования.

Содержание работы включается в себя введение, две главы, первая из которых теоретическая, а вторая практическая, исследовательская, заключение и список источников литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты обучения как сотворчества преподавателя и ученика

1.1.         Понятие сотворчества педагога и ученика, его особенности

Использование термина «сотворчество» в теории неоднозначно В.И. Андреев анализирует сотворчество с позиции принципа, законотворческой деятельности [4], В.А. Бухвалов как одну из трех моделей обучения [26]. Так, В. В. Краевский пишет, что сотворчество смотрится как союз двух «педагогики»–«сотрудничества» и «развития». И, в сущности, выступает особым типом проблемного обучения, предполагающим применение продуктивных методов (исследовательского, эвристического), самостоятельное решение познавательных задач при помощи учителя в случае необходимости и при его незаметном руководстве [22].

Ш.А. Амонашвили, Г. С. Меркин и Б. Г. Меркинговорят о чувстве сотворчества в учебно-воспитательном процессе [см. 16]. В.И. Загвязинский сотворчество определяет как «важную особенность педагогического творчества», а педагогическое творчество образно определяет как «сотворчество с правом на риск» [16]. В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров, как они сами утверждают, не дают однозначного определения, хотя используют такие возможные смыслы сотворчества как особая ситуация, атмосфера, модель, тип, коллективная творческая деятельность, «область бесконечной разнообразной деятельности», отождествляют сотворчество и сотрудничество[20].

Таким образом, можно подчеркнуть, что в педагогической теории встречаются различные трактовки статуса сотворчества и его характеристики.

Г.А. Засобина и В.С. Мухаммед высказывают мысль, что педагогическое творчество– это всегда сотворчество. Особенностью педагогического творчества является то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано с творчеством всего учительского коллектива и каждого учащегося [16]. Они ссылаются на различные варианты педагогического сотворчества, где по-разному реализуется позиция учителя. Например, когда сотворчество в педагогическом процессе сродни актерскому и выступает как сценическое действие; когда позиция «педагога» представлена ролью «дирижера», и третья позиция условно названа «зеркалом» в котором постоянно отражаются малейшие нюансы творческой деятельности учащихся [16].

В свою очередь процессы сотрудничества и сотворчества неотъемлемые, взаимосвязанные элементы педагогического процесса. И в каждом способе сотрудничества всегда присутствует доля сотворчества.

Принцип сотворчества педагога и ученика реализуется на основе следующих правил:

  1. Педагог должен постоянно работать над собой, заниматься саморазвитием творческих способностей, речевой культуры.
  2. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения.
  3. Педагог должен совместно с учащимися (студентами) искать резервы качества проведения внеклассных занятий и мероприятий.

Влияние личности педагога в процессе сотворчества обусловлено живыми, эмоциональными связями, которые возникают между преподавателем и студентами, органичностью, естественностью в использовании разнообразных средств, когда выбор средства, его характер диктуется конкретной ситуацией. Педагогу необходимо уметь тонко «прикоснуться» к личности ребенка. Технология такого «прикосновения» складывается из операционных умений педагога, которые функционируют в тех «участках» педагогического общения, где проявляется творчество:

 1) умения ярко, пленительно выразить свое «Я», чтобы оно стало доступно ребенку для восприятия и понимания; точно ориентировать информацию на собеседника, найти образные оценки;

2) умения определять психическое состояние ребенка, понимать, что с ним происходит[17].

Совместная творческая деятельность характеризуется тем, что ее участники вместе ставят цель предстоящего дела, выбирают средства ее достижения, осуществляют задуманное, анализируют полученный результат.

Условием организации такой деятельности и нравственно ценных отношений является активное сотворчество педагогов и ребят, обеспечивающее творческую работу каждого участника процесса, позволяющее всем проявить себя, не ущемляя тех, кто рядом.

В процессе сотворчества старших и младших идет приобретение нового опыта отношений; преодолевается отрицательный опыт, взаимодействия с окружающей средой (если таковой имеется); осуществляется взаимообмен опытом отношений между старшими и младшими.

Успешную реализацию отношений сотворчества определяют ценностные ориентации педагога. Важно, чтобы он проявлял стремление раскрыть в ребятах самобытную природу, демонстрировал уважение и утверждение их как личностей, обеспечивал направленность действий ребят на развитие их творческого потенциала.

Только создав ребенку полноценную детскую жизнь с удовлетворенными моральными, эстетическими и иными потребностями, мы вправе ждать от него творческих проявлений [6].

Истинное творчество возможно только как целостный стиль жизни, как общий принцип системы отношений с ребенком, а не как отдельный прием на занятии – только в этом случае творчество станет многообразным и полноценным. Поэтому педагогу надо уметь принять детскую жизнь со всем, что в ней есть, уметь участвовать в ней, уметь заслужить любовь и уважение детей. Только погрузившись подобным образом в детскую жизнь, педагог сможет выявить истинные потребности детей и создать условия для их удовлетворения.

Отсюда, главным при сотворчестве выступает вера преподавателя в возможности своих учеников. Преподаватели, не верящие в учащихся в принципе не в состоянии построить эффективный и увлекательный учебно-воспитательный процесс.

При организации процесса сотворчества важно помнить обоснованных предпосылках продуктивного взаимодействия, которое должно предполагать реальное соучастие педагога, когда он не просто рядом, а вместе с ними.

Важно согласовывать действия участников на всех этапах организации общего творческого дела. Нужно признать запрет на не навязывании преподавателем готового содержания и опыта, пока у учеников не появиться потребность посоветоваться с учителем. При этом важно обеспечивать добровольное включение ребят в решение творческих задач. А деятельность должна быть увлекательной, при ее организации важно учитывать и опираться на интересы учащихся [21].

Сотворчество ученика и педагога является ни с чем не сравнимым стимулом личностного развития и самоутверждения растущего человека. Чувство товарищества, эмоциональный комфорт стимулируют проявление инициативы и творчества.

1.2.         Педагогический стиль взаимодействия как сотворчество педагога и ученика

Взаимоотношения педагогов и детей представляют ту среду, в которой происходит становление и развитие личности школьника. Основу таких отношений в технологии саморазвития составляет личностный подход и педагогика сотворчества. Это означает гуманизм и демократизм отношений, признание права каждого школьника на своеобразие, неповторимость, уникальность личности, принятие его мнения и позиции; готовность к безоценочному отношению к нему как к личности. Стили взаимоотношений педагога и учащихся являются особо значимой составляющей педагогического общения, или способствующей успешному усвоению знаний детьми и их личностному развитию, либо затормаживающей эти процессы [2].

Таким образом, сотворчество учителя и ученика можно охарактеризовать как совместную деятельность в ходе образовательного процесса, направленную на усвоение знаний, умение учеников и повышение их мотивации к обучению.

При этом в деятельности и общении детей и педагогов на основе сотворчества культивируются такие характеристики этого процесса как: самоуправление, равноправие и равноценность личностных позиций всех участников педагогического процесса.

Для разных возрастных категорий учащихся сотворчество должно принимать различные проявления. К примеру, для учеников младшей школы сотворчество осуществляется с акцентом на игровой характер обучения, когда обучающие задания и упражнения дополняются игровой составляющей. В старших классах делается упор на мотивацию к обучению, как первого звена карьерного роста и благополучия. Педагогу, как человеку опытному и авторитетному важно донести до подростка, что знания необходимы для развития гармоничной личности и благополучия. И что именно благодаря накопленному багажу знаний и умений юноша способен завоевать авторитет среди сверстников. Ведь для подростка актуально приобретение всех видов научных и практических, бытовых знаний, самоутверждение и самореализация. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, и педагога в том числе, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Возникает необходимость не только в сотрудничестве, но и сотворчестве педагога и учащихся [26].

Психологи и дидакты объясняют успешное усвоение знаний учащимися умением учителей не только использовать в обучении психологические и дидактические закономерности процесса формирования понятий, но и установить психологический контакт с детским коллективом, найти ключ к душе каждого ребенка. Успех зависит от атмосферы, которая царит на уроках, где в основе ее доброжелательность, мудрая простота, взаимопонимание и интерес, ведущие к сотрудничеству и сотворчеству.

С одной стороны, обстановка деловая, где все трудятся в меру своих сил и способностей, с другой – непринужденная, светлая, насыщенная положительными эмоциями: удовлетворением, радостью. Дети при этом испытывают желание учиться. При этом учитель находится вместе с детьми, а не над ними. Все превосходство учителя не в возрасте, не в особых правах и власти над детьми, а в жизненном опыте, в знаниях и эрудиции, в честно заработанном нравственном авторитете. В таких условиях формируются действенные знания и происходит личностное развитие: волевое, эмоциональное, интеллектуальное,нравственное, [30].

Личностный подход в процессе сотворчества учителя и учащихся предполагает уважительное и доброжелательное отношение к личности учащегося. Главный инструмент личностного подхода – умение внушить ребенку, что он неповторимая индивидуальность среди других индивидуальностей. И здесь диалогическое общение является важнейшей составляющей процесса сотворчества [28].

Учебное взаимодействие ранее часто описывалось схемой S→О, где S — это активный субъект, выступающий инициатор процесса обучения, проецирующий свои знания и навыки, и производящий контроль и оценку из усвоения. В этой схеме объектом обучения и воспитания предстает школьник. Базируясь на характеристике взаимодействия посредством сотворчества, где активность предполагается от всех его участников, то схему учебного взаимодействия необходимо трактовать как двухстороннее субъектно-субъектное взаимодействие S1↔S2 где S1 – преподаватель и S2 – ученик образуют общий совокупный субъект S характеризующийся общностью цели этого взаимодействия. С учетом того, что учитель работает в коллективе учащихся, ему вменяется как педагогу формирование этого класса как совокупного субъекта, чьи учебные усилия также должны быть направлены на достижение общей цели. Представленная выше схема, иллюстрирующая педагогическое взаимодействие является многоярусной структурой, прочность которой гарантируется наличием психологического контакта между сторонами процесса сотворчества [33].

  1. Ануфриева А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. «Ось-89», 2000. – 329с.
  2. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 512с.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2007. – 320с.
  4. Диагностика готовности ребёнка к школе / под ред. Т.Л. Павловой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  5. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. – М., 2005. – 218с.
  6. Белинская Е. Волшебный мир детства // Школьный психолог, 2007. – №18 – с.16-21
  7. Блонский П.П. Школьная успеваемость. - М.: Просвещение, 2001. – 423 с.
  8. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.
  9. Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. – СПб., 2004. – 290с.
  10. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 2001. – 316с.
  11. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2004. –588 с.
  12. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка. – М., 2000. – 419с.
  13. Ермолаева М. В. Психология развития. – М.: Воронеж, 2003. – 460 с.
  14. Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. – М.: Просвещение, 2001. – 159с.
  15. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка. – М., 2000. – 160с.
  16. Зинченко В.П. Принципы психологической педагогики // Педагогика, 2001. – № 6. – С. 9-17.
  17. Личностно ориентированный урок: конструирование и диагностика: учебно-методическое пособие / под ред. М.И. Лукьяновой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. – 176 с.
  18. Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 2003. – 320с.
  19. Максимова В.Н. Акмеология: новое качество образования: книга для педагога. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2002. – 99 с.
  20. Немов, Р.С. Психология. – Кн.3. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 557 с.
  21. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования. – М.: ТЦ Сфера, 2000. – 430с.
  22. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям. - М.: Тривиола, 2005. – 317 с.
  23. Педагогическая психология // под ред. РеанаА.И. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 412с.
  24. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.  – М.:Владос,  – 400с.
  25. СилинаО.А. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007. – №16 – с.26-31.
  26. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ  Сфера, 2000. – 128с.
  27. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам. - М.: Просвещение, 2005. – 220 с.
  28. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2003. – 204с.
  29. Теория и практикаоценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / под ред. Н. Семаго. - СПб.: «Речь», 2006. – 384 с.
  30. Тутушкина, М.К. практическая психология для педагогов и родителей. - Спб.: Дидактика Плюс, 2000. – 352 с.
  31. Фигдор Г. Психоаналитическая педагогика. - М.: Институт психотерапии, 2000. – 280с.
  32. Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2009. – 69с.
  33. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированногообучения. Как обучать всех по-разному? Пособие для учителя. - М.: Владос, 2005. – 383 с.
  34. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. – М., 2000. – 310с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское