Журналистика о путешествиях во всём мире вызывает всё больший интерес широкой аудитории. Именно продукты тревел-журналистики, а не специализированные путеводители, зачастую формируют спрос на рынке туристических услуг.
Тревел-журналистика (от англ. travel journalism) – это особое направление софт-журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие.[1]
По мнению многих авторов, тревел-журналистикой как полем для серьезных научных исследований со стороны теории коммуникаций и других журналистских дисциплин по-прежнему в значительной степени пренебрегают. Это парадоксально, потому что происходит во время, когда масс-медиа фокусируются в основном на «легких» новостях. [2]
Несмотря на «несерьезное» отношение к тревел-журналистике как со стороны массового потребителя, так и со стороны самих журналистов, именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую детерминированный PR-агентствами и редакторами телеканалов и передач.
Популяризации тревел-журналистики способствуют процессы конвергенции СМИ и экспансии «инфотейнмента» на телевидении – смеси информации и развлечений как важнейшего тренда развития современных СМИ, особенно телевидения.
Зачем это иностранное заимствование в названии, когда можно просто назвать журналистские материалы о путешествиях – программой о путешествии на радио или телевидении или путевым очерком, если речь идет о печатном материале?
Тревэл-журналистика – отдельный раздел журналистики, который выделяется в зарубежных исследованиях, имеет свои особенности и тенденции развития.
В настоящее время СМИ претерпевают процессы умирания, рождения и слияния различных жанров, типов и форм. Отдельные журналистские материалы уже сложно идентифицировать по жанру. На телевидении появляются реалити-шоу, игровые шоу, юмористические программы и скетчи, которые порой сложно отличить от тревэл-программ.
Именно поэтому необходима идентификация, введение термина и раздела «тревэл-журналистика» в современную классификацию жанров.
Современная пресса о путешествиях является нишей высокой конкуренции, о чем говорит создание специализированных школ в России и за рубежом, высокие тиражи журналов-трэвэлогов, расцвет этого сегмента журналистики в блогосфере.
Тревел-тексты или тревелоги на сегодняшний день высоко востребованы не только в специализированой прессе, но в и глянцевых изданиях, ежедневных газетах, порталах, а так же социальных страницах «Facebook», «Вконтакте» и «Instagram». Такая популярность не случайна. Журналистика о путешествиях удачно вписывается в несколько актуальных тенденций, формирующих глобальный информационный ландшафт.
Принадлежность тревел-текстов к софт-медиа. Отличительными особенностями формата «мягкой новости» (soft news) являются: «человеческий фактор». Литературное разговорное повествование, больший объем текста, чем в hard news. В центре soft news находится развлекательная, досуговая и культурная информация (судьбы интересных личностей, образ жизни, увлекательное времяпрепровождение, культура, туризм и путешествия, как квинтэссенция всего вышеназванного), которая может быть интересна и актуальна на протяжении долгого времени.[3]
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что тревел - журналистика, на современном информационном рынке как в России, так и в мире представляют одно из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений средств массовой информации.
Несмотря на то, что тревел - журналистику зачастую воспринимают как несерьезную, она во многом способствует формированию у аудитории образа других культур, а также оформляет потребительские потребности на рынке туризма.
Научно-теоретическую базу курсовой работы составили труды Аникиной М.Е., Блохина И. Н., Калмыкова А. А., Познина В.Ф., Почкай. Е. П., Редькиной Т. Ю., и др. Курсовая работа была бы неполной без обращения к опыту известных режиссеров, ведущих работавших в области трэвел-программ, как в России, так и за рубежом.
Цель курсовой работы заключатся в исследование способов воздействия на аудиторию в тревел - журналистике.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и историю тревел журналистики;
- выявить специфику работы тележурналиста в жанре тревел-журналистики,
- рассмотреть работы известных журналистов (ТОП-10, по моему субъективному мнению), работающих в жанре тревел-журналистики;
- рассмотреть особенности тревел - журналистики на примере американского проекта Bizarre Foods with Andrew Zimmern.
Объектом исследования в курсовой работе является тревел-журналистика, как способ международной и внутренней коммуникации населения.
Предметом исследования курсовой работы являются способы воздействия на аудиторию.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются понятие и история тревел-журналистики, а так же роль тревел журналистики в обществе.
Вторая глава посвящена рассмотрению тревел-журналистики, как явление современного медиа пространства. В этой главе будет рассмотрена специфика работы тележурналиста в жанре тревел-журналистики, будет составлен список ТОП 10 известных журналистов, работающих в жанре тревел-журналистики.
В третьей главе мною будут рассмотрены особенности тревел - журналистики на примере американского проекта Bizarre Foods with Andrew Zimmern
Глава 1. Понятие и история тревел-журналистики
Журналистика это общественная деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.) одна из форм ведения массовой пропаганды и агитации. [4]
Информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.
Тревел-журналистика (от англ. travel journalism) – это особое направление журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие. [5]
Несмотря на «несерьезное» отношение к тревел-журналистике как со стороны массового потребителя, так и со стороны самих журналистов и исследователей, именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразуют информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую детерминированный PR-агентствами и редакторами телепрограмм и телеканалов.
Активное развитие жанра путешествий в журналистике начинается одновременно с бурным развитием периодической печати во всем мире в XVIII в. Основы публицистических путешествий были заложены классиками мировой литературы. Они разработали принципы использования жанров публицистики, оказали огромное влияние на формирование стиля повествований о путешествиях. Практически ни один из крупных писателей-публицистов мира не остался равнодушен к жанру путешествий.
К нему обращались А.Н. Островский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.М. Горький, Г. Гейне и другие мировые литературные знаменитости. [6]
Одним из первых беллетристику с публицистикой сочетает А.Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Вскоре А.С. Пушкин создает очерк «Путешествие из Москвы в Петербург». Формируется жанр «путевые заметки». Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты.
Так написаны «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Возникает журналистика путешествий или, как ее называют иначе, трэвел-журналистика.
Это особое направление в массмедиа, сосредоточенное на предоставлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, заинтересованную в специфической тематике.
Рождение нового направления журналистики обусловило появление особого вида прессы - «туристической прессы». Под этим термином подразумевается совокупность журналов, газет и других периодических изданий, основной тематикой которых являются туризм и путешествия. Первые в мире журналы, где немалая часть содержания была отдана публикациям о путешествиях, то есть, где путешествия стали составной частью концепции, возникли на волне географических открытий. По тематике они во многом представляли собой географические издания.[7]
Развитие географической журнальной литературы относится к XVIII в. и связано с деятельностью академий наук, географических общественных университетов и специальных научных учреждений. Первый русский географический журнал «Исторические, генеалогические и географические примечания в "Ведомостях"» издавался с 1728г.
В России появление журналов о путешествиях удивительным образом связано не только с научными, экономическими, культурными и т.п. достижениями, но и с политическими условиями в стране.
Так, в июне 1807 г. вышли первые номера либерального исторического и политического журнала «Гений времен» под редакцией Фёдора Андреевича Шредера и Ивана Ивановича Делакруа.
В 1808-1809 гг. вместе с Ф.А. Шредером журнал начинает выпускать педагог и журналист Николай Иванович Греч. Журнал выходил с периодичностью два раза в неделю и имел историко-политическое содержание. В нем публиковались новости, обозрение политического состояния Европы, статьи о торговле, статистике и военных силах европейских государств, биографии политических деятелей, сведения из истории европейский стран, а также критическая оценка событий. Всего вышло 239 номеров.
В сентябре 1809 г., в связи с «непредвиденными обстоятельствами, «применение коих не состояло во власти издателей», «Гений времен» был переименован и стал выходить ежемесячно под названием «Журнал новейших путешествий». В нем вместо «политических статей» издатели обещали публиковать «выписки и извлечения из новейших и важнейших путешествий во все страны света».
Интерес к познавательной тематике и путешествиям вдохновил и других издателей.
В 1867 г. издатель-редактор А. Ильин и соредактор С. Зыков начинают выпускать в Санкт-Петербурге журнал «Всемирный Путешественник». Иллюстрированное издание с еженедельными выпусками, «с целью знакомить русскую публику с путешествиями наилучших путешественников по всем странам земного шара».
С 1871 г. «Всемирный Путешественник» становится «иллюстрированным журналом путешествий и географических открытий» и выходит 1 раз в месяц.
Издатель и редактор журнала Леонид Павлович Сабанеев - Шталмейстер императорского двора, зоолог, этнолог, путешественник и исследователь стран Азии, как присоединённых к России, так и вне её границ. [8]
Тема путешествий была представлена и в газетах, однако присутствовала там фрагментарно и официозно. Например, в «Московских ведомостях» 1875 г. опубликован материал «Путешествие министра народного просвещения графа Д.А. Толстого по южным губерниям».
Несмотря на многообещающее название, центральной темой в нем было не само путешествие, а отчет о посещении графом учебных заведений, а также описание особенностей светской жизни: приемов графа уполномоченными лицами, обедов, тостов и речей, то есть, как сказали бы сейчас, светская хроника.
Выпуск журнала «Вокруг света» возобновляют в 1885 г. братья Евгений Антонович и Михаил Антонович Вернеры -издатели небезызвестного журнала «Сверчок». Теперь «Вокруг света» выходит в Москве. Вернеры дали ему определение «журнала путешествий и приключений на суше и на море».
С января 1899 г. в Санкт-Петербурге Русский туринг-клуб начинает выпускать ежемесячный журнал «Русский турист». В передовой статье авторы указывали на значение туризма: «Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание её нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству...» В этом же номере определялось и само понятие туризма: «Туризм - тоже спорт, и спорт наиболее чистый, наиболее свободный от каких бы то ни было материальных расчетов. Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях.
National Geographic Magazine, первый номер ныне известного журнала вышел в октябре 1888 г. Впоследствии журнал «потерял» часть названия и стал именоваться просто National Geographic. На тот момент у издания было всего 217 подписчиков. Во многом это было связано с форматом: минимум иллюстраций и максимум научных статей. [9]
Но с 1905 г. появилось большое количество иллюстраций, тексты стали более художественными, сухие факты заменялись увлекательными рассказами. Первый репортаж в форме, к которой привыкли современные читатели National Geographic, увидел свет в январе 1905 г. Он был посвящен Тибету, и составлен из наблюдений и первых в мире фотографий из тибетских путешествий двух независимых экспедиций российских ученых - востоковедов Гомбожаба Цыбикова и Овше Норзунова, переданных безвозмездно в неизвестный тогда журнал.