Журналистика о путешествиях во всём мире вызывает всё больший интерес широкой аудитории. Именно продукты тревел-журналистики, а не специализированные путеводители, зачастую формируют спрос на рынке туристических услуг.
Тревел-журналистика (от англ. travel journalism) – это направление софт-журналистики, которое предоставляет массовому потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии и другие.[1]
По мнению многих авторов, тревел-журналистикой как полем для серьезных научных исследований со стороны теории коммуникаций и других журналистских дисциплин по-прежнему в значительной степени пренебрегают. Это парадоксально, потому что происходит во время, когда масс-медиа фокусируются в основном на «легких» новостях. [2]
Несмотря на «несерьезное» отношение к тревел-журналистике как со стороны массового потребителя, так и со стороны самих журналистов, именно это направление журналистики влияет на национальную самоидентификацию людей, преобразует информацию из одного культурного контекста в другой, формирует у аудитории определенный образ различных культур, зачастую детерминированный PR-агентствами и редакторами телеканалов и передач.
Популяризации тревел-журналистики способствуют процессы конвергенции СМИ и экспансии «инфотейнмента» на телевидении – смеси информации и развлечений как важнейшего тренда развития современных СМИ, особенно телевидения.
Зачем это иностранное заимствование в названии, когда можно просто назвать журналистские материалы о путешествиях – программой о путешествии на радио или телевидении или путевым очерком, если речь идет о печатном материале?
Тревэл-журналистика – отдельный раздел журналистики, который выделяется в зарубежных исследованиях, имеет свои особенности и тенденции развития.
В настоящее время СМИ претерпевают процессы умирания, рождения и слияния различных жанров, типов и форм. Отдельные журналистские материалы уже сложно идентифицировать по жанру. На телевидении появляются реалити-шоу, игровые шоу, юмористические программы и скетчи, которые порой сложно отличить от тревэл-программ.
Именно поэтому необходима идентификация, введение термина и раздела «тревэл-журналистика» в современную классификацию жанров.
Современная пресса о путешествиях является нишей высокой конкуренции, о чем говорит создание специализированных школ в России и за рубежом, высокие тиражи журналов-трэвэлогов, расцвет этого сегмента журналистики в блогосфере.
Тревел-тексты или тревелоги на сегодняшний день высоко востребованы не только в специализированой прессе, но в и глянцевых изданиях, ежедневных газетах, порталах, а так же социальных страницах «Facebook», «Вконтакте» и «Instagram». Такая популярность не случайна. Журналистика о путешествиях удачно вписывается в несколько актуальных тенденций, формирующих глобальный информационный ландшафт.
Принадлежность тревел-текстов к софт-медиа. Отличительными особенностями формата «мягкой новости» (soft news) являются: «человеческий фактор». Литературное разговорное повествование, больший объем текста, чем в hard news. В центре soft news находится развлекательная, досуговая и культурная информация (судьбы интересных личностей, образ жизни, увлекательное времяпрепровождение, культура, туризм и путешествия, как квинтэссенция всего вышеназванного), которая может быть интересна и актуальна на протяжении долгого времени.[3]
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что тревел - журналистика, на современном информационном рынке как в России, так и в мире представляют одно из наиболее активно развивающихся и перспективных направлений средств массовой информации.
Несмотря на то, что тревел - журналистику зачастую воспринимают как несерьезную, она во многом способствует формированию у аудитории образа других культур, а также оформляет потребительские потребности на рынке туризма.
Научно-теоретическую базу курсовой работы составили труды Аникиной М.Е., Блохина И. Н., Калмыкова А. А., Познина В.Ф., Почкай. Е. П., Редькиной Т. Ю., и др. Курсовая работа была бы неполной без обращения к опыту известных режиссеров, ведущих работавших в области трэвел-программ, как в России, так и за рубежом. При написании курсовой работы, мною так же проанализирована работа таких известных режиссёров, как Евгений Синельников, Ивана Цыбина, Владимира Шнейдерова, Коллин Нидлс Стьюард и др.
Цель курсовой работы заключатся в исследование способов воздействия на аудиторию в тревел - журналистике.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и историю тревел журналистики;
- выявить специфику работы тележурналиста в жанре тревел-журналистики,
- рассмотреть работы известных журналистов, работающих в жанре тревел-журналистики;
- рассмотреть особенности тревел - журналистики на примере американского проекта Bizarre Foods with Andrew Zimmern.
Объектом исследования в курсовой работе является тревел-журналистика, как способ международной и внутренней коммуникации населения.
Предметом исследования курсовой работы являются способы воздействия на аудиторию.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе рассматриваются понятие и история тревел-журналистики, а так же роль тревел журналистики в обществе.
Вторая глава посвящена рассмотрению тревел-журналистики, как явление современного медиа пространства. В этой главе будет рассмотрена специфика работы тележурналиста в жанре тревел-журналистики, будет составлен список ТОП 10 известных журналистов, работающих в жанре тревел-журналистики.
В третьей главе мною будут рассмотрены особенности тревел - журналистики на примере американского проекта Bizarre Foods with Andrew Zimmern
Глава 1. Понятие и история тревел-журналистики
Журналистика это общественная деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной информации через каналы массовой коммуникации (пресса, радио, телевидение, кино и др.). [4]
Любая распространяемая информация, распространяемая журналистикой, должна иметь для аудитории социально ориентирующее значение, формируя ее общественное мнение и мировоззрение, давая представление о явлениях, процессах и тенденциях современной действительности во всем многообразии, о закономерностях, определяющих функционирование и развитие экономической, социально-политической, духовно-идеологической жизни общества.
Понятие тревел-журналистика произошло от английского travel journalism что в буквальном понимании трактуется как – путешествующий журналист (корреспондент). Сбор информации в путешествии.
Тревел-журналистика является особым направлением журналистики, которое предоставляет потребителю информацию о путешествиях, затрагивает темы истории, географии, культуры, искусства, туризма, этики, философии, религии и т.д. [5]
Бытует мнение, что массовый потребитель относится «несерьезно», «легко» к тревел-журналистике, да что скрывать многое журналисты так же высказывают подобное мнение, но именно это направление журналистики формирует представление массовой аудитории о нашей планете, культурах разных стран и религий, именно тревел-журналистика помогает развиваться человеку не вставая с дивана.
Активное развитие жанра путешествий в журналистике начинается одновременно с бурным развитием периодической печати во всем мире в XVIII в. Основы публицистических путешествий были заложены классиками мировой литературы. Они разработали принципы использования жанров публицистики, оказали огромное влияние на формирование стиля повествований о путешествиях. Практически ни один из крупных писателей-публицистов мира не остался равнодушен к жанру путешествий.
К нему обращались А.Н. Островский, А.И. Герцен, И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.Е. Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов, А.М. Горький, Г. Гейне и другие мировые литературные знаменитости. [6]
Одним из первых беллетристику с публицистикой сочетает А.Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву». Вскоре А.С. Пушкин создает очерк «Путешествие из Москвы в Петербург». Формируется жанр «путевые заметки». Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты.
Так написаны «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина. Возникает журналистика путешествий или, как ее называют иначе, трэвел-журналистика. Это особое направление в журналистике, сосредоточенное именно на предоставлении информации о путешествиях в контексте разработки таких тем, как география, история, культура, туризм и др. Тревел – журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, заинтересованную в специфической тематике.
Рождение нового направления журналистики обусловило появление особого вида прессы - «туристической прессы». Под этим термином подразумевается совокупность журналов, газет и других периодических изданий, основной тематикой которых являются туризм и путешествия. Первые в мире журналы, где немалая часть содержания была отдана публикациям о путешествиях, то есть, где путешествия стали составной частью концепции, возникли на волне географических открытий. По тематике они во многом представляли собой географические издания.[7]
В 18 веке начинает развиваться журналистика о путешествиях (географическая журналистика) это в большей степени связано с работой Академии наук, а так же географических общественных университетов.
Первый русский географический журнал, начал издаваться в «Ведомостях» с 1728 года и носил название «Исторические, генеалогические и географические примечания».
В России появление журналов о путешествиях удивительным образом связано не только с научными, экономическими, культурными и т.п. достижениями, но и с политическими условиями в стране.
Так, в июне 1807 г. вышли первые номера либерального исторического и политического журнала «Гений времен» под редакцией Фёдора Андреевича Шредера и Ивана Ивановича Делакруа. Журнал печатали два раза в неделю, и он имел историко-политическое содержание. В журнале печатались новости России, новости Европы, военная колонка, биографии знаменитых людей, рассказы писателей и стихи поэтов. За всю историю журнала, в свет вышло более двухсот номеров.
В сентябре 1809 г., журнал «Гений времен» был переименован и стал публиковаться только раз в месяц с названием «Журнал новейших путешествий». Изменилось и содержание журнала, большая часть была отдана под рассказы путешественников, их сводки, выписки и мнения. Журнал приобрел новую, более широкую аудиторию.
Интерес к познавательной тематике и путешествиям вдохновил и других издателей.
В 1867 г. издатель-редактор А. Ильин и соредактор С. Зыков начинают выпускать в Санкт-Петербурге журнал «Всемирный Путешественник». Это было иллюстрированное издание, которое выходило в свет каждую неделю по четвергам, и знакомил публику с путешествиями не только по территориям России и Европы, но с путешествиями людей по всему миру – от Санкт – Петербурга – до Америки.
С 1871 г. «Всемирный Путешественник» становится «иллюстрированным журналом путешествий и географических открытий» и выходит 1 раз в месяц.
Издатель и редактор журнала Леонид Павлович Сабанеев - Шталмейстер императорского двора, зоолог, этнолог, путешественник и исследователь стран Азии, как присоединённых к России, так и вне её границ. [8]
Тема путешествий была представлена и в газетах, однако присутствовала там фрагментарно и официозно. Например, в «Московских ведомостях» 1875 г. опубликован материал «Путешествие министра народного просвещения графа Д.А. Толстого по южным губерниям».
Несмотря на многообещающее название, центральной темой в нем было не само путешествие, а отчет о посещении графом учебных заведений, а также описание особенностей светской жизни: приемов графа уполномоченными лицами, обедов, тостов и речей, то есть, как сказали бы сейчас, светская хроника.
Выпуск журнала «Вокруг света» возобновляют в 1885 г. братья Евгений Антонович и Михаил Антонович Вернеры -издатели небезызвестного журнала «Сверчок». Теперь «Вокруг света» выходит в Москве. Вернеры дали ему определение «журнала путешествий и приключений на суше и на море».
С января 1899 г. в Санкт-Петербурге Русский туринг-клуб начинает выпускать ежемесячный журнал «Русский турист». В передовой статье авторы указывали на значение туризма: «Развитие в России туризма поможет нам лучше познакомиться с нашей родиной, облегчит нам понимание её нужд и даст нам средства удовлетворить эти нужды. Примемся же дружно за дело - на процветание нашего общества, на пользу туризма, на службу нашему отечеству...»
В журнале впервые было закреплено официальное понятие туризма, под которым было принято считать – туризм тем же спортом, но наиболее свободным и чистым, не зависящим от каких-либо материальных расчетов. «Туристом может быть только любитель, человек, не потерявший способности любить природу во всех ее проявлениях».
National Geographic Magazine, первый номер ныне известного журнала вышел в октябре 1888 г. Впоследствии журнал «потерял» часть названия и стал именоваться просто National Geographic. На тот момент у издания было всего 217 подписчиков. Во многом это было связано с форматом: минимум иллюстраций и максимум научных статей. [9]
Но с 1905 г. появилось большое количество иллюстраций, тексты стали более художественными, сухие факты заменялись увлекательными рассказами. Первый репортаж в форме, к которой привыкли современные читатели National Geographic, увидел свет в январе 1905 г. Он был посвящен Тибету, и составлен из наблюдений и первых в мире фотографий из тибетских путешествий двух независимых экспедиций российских ученых - востоковедов Гомбожаба Цыбикова и Овше Норзунова.