Курсовая работа|Педагогика

Развитие индивидуальных творческих способностей на уроках ИЗО в основной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 43

Введение

Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства

1.1. Теоретические основы понятий «творческая деятельность», «творческие способности»

1.2. Характеристика творческих способностей школьников

Глава 2. Методика развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО    

2.1. Организация развития творческих способностей на уроках ИЗО

2.2. Формы и методы развития творческих способностей на уроках ИЗО 

2.3. Формы обучения при проведении уроков ИЗО в среднем и старшем звене  

2.4. Развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования

2.5. Роль педагога в развитии творческих способностей детей

Глава 3. Возможности и пути реализации творческих способностей на уроках ИЗО    

3.1.  Процесс обучения на уроке искусства

3.2. Художественная деятельность школьников и разнообразные формы выражения на уроках ИЗО

3.3. Использование художественных техник во внеурочное время

Заключение

Список литературы

Приложения

Творчество – постоянный спутник детства. Рисование является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, т.к. функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка,  формирование   навыков   рисования   с   натуры,   по   памяти,   по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  • развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Актуальность   выбранной темы исследования заключается в следующем. Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной,  производственно-технической, хозяйственной и т.д.  Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания.

Систематическая работа по изобразительному искусству развивает такие качества личности, как пространственное мышление, острое ощущение цвета, зоркость глаза, формирует качества интеллекта человека, важные, в конечном счете, не только для работы по созданию рисунка, эскиза или модели предмета, но и для любой специальности, которую в дальнейшем выберет себе учащийся. К этим качествам относятся, прежде всего, образное представление и логическое мышление, именно они являются условием для творчества в любой деятельности человека. Эти качества проявляются уже у детей младшего школьного возраста в их занятиях изобразительным искусством, которые становятся потребностью развивающейся личности. В большей мере эти занятия способствуют проявлению индивидуальности школьника, что и создаёт особенно благоприятные условия для развития творческих способностей.

Степень разработанности проблемы. Отечественные психологи и педагоги (Л.И. Айдарова, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, В.А. Крутецкий, Д.Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина является самостоятельным структурным элементом содержания образования.

Таким образом, цель работы – исследовать развитие индивидуальных творческих способностей на уроках ИЗО в основной школе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  • охарактеризовать основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства;
  • исследовать методики развития творческих способностей школьников на уроках ИЗО;
  • проанализировать развитие творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования;
  • определить роль педагога в развитии творческих способностей детей;
  • выделить возможности и пути реализации творческих способностей на уроках ИЗО.

Объект исследования – уроки изобразительного искусства в школе.

Предметом выступает развитие индивидуальных творческих способностей на уроках ИЗО.

При решении поставленных задач использовались следующие методы исследования: изучение и анализ специальной, психолого-педагогической и методической литературы; анализ программных материалов по изобразительному искусству; наблюдения за учебной деятельностью в процессе занятий изобразительным искусством; анализ и обобщение передового опыта учителей; опытно-экспериментальное исследование по выявлению эффективности предлагаемых содержания, форм, методов работы на уроках ИЗО в школе.

Структура работы определяется поставленной целью и задачами, работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

 

Глава 1. Основы развития творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства.

1.1. Теоретические основы понятий «творческая деятельность», «творческие способности»

Современные определения «творчества» можно найти в различной литературе (философской, культурологической, психологической, педагогической) и других направленностей. В связи с этим, одни определения носят научный (теоретический) характер, другие напротив - деятельностный, третьи представляют более эмоциональный, индивидуальный взгляд или отношение к творчеству[1]. Попытаемся рассмотреть несколько определений «творчества» и вывести более полное, подходящее к теме нашего исследования.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию[2]. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства

Творчество - это человеческая деятельность, создающая принципиально новые материальные и духовные ценности. Творчество всегда предполагает определённый отказ от старого и создание культурных новаций. Но в разных культурах направленность и характер творчества могут существенно различаться[3].

Творческая деятельность есть главный компонент культуры, её сущность. Культура и творчество тесно взаимосвязаны, более того, они взаимообусловлены. Немыслимо говорить о культуре без творчества, поскольку оно - дальнейшее развитие культуры (духовной и материальной). Творчество возможно лишь на основе преемственности в развитии культуры. Субъект творчества может реализовать свою задачу, лишь взаимодействуя с духовным опытом человечества, с историческим опытом цивилизации. Творческая деятельность - это самодеятельность, охватывающая изменение действительности и самореализацию личности в процессе создания материальных и духовных ценностей, новых более прогрессивных форм управления, воспитания и т.д. и раздвигающая пределы человеческих возможностей.

Г.С. Батищев в своей книге «Диалектика творчества» писал, что творчество и деятельность - это принципиально противоположные формы человеческой активности[4]. Иного мнения придерживаются философы, рассматривающие творчество, как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира, созидающие новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания.

Развитие любой деятельности, в свою очередь, определяет диалектика соотношения ориентировки на процесс и результат. В случае полного игнорирования намеченной цели деятельность уподобляется «полевому поведению» (по Левину) или характеризуется разбросанностью и хаотичностью. При ориентации лишь на результат деятельность лишается своего собственно целеполагающего творческого характера, а её субъект превращается в Homo faber - человека делателя. Именно гармоничное сочетание дисциплинированности и исполнительности с инициативностью обеспечивают творческий характер труда, его подлинную целеустремлённость.

В этом смысле творчество как процесс исследования неизведанного, сотворения нового, познания своей природы, самосовершенствования личности и созидания добра, красоты и гармонии является сущностью человеческого рода, значит, и процессом и результатом реализации потенциала каждого индивидуума.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах . Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических процессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности[5]:

  • самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;
  • владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;
  • в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества.

1.2. Характеристика творческих способностей школьников

Под творческими способностями учащихся понимают комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов. Придерживаясь позиции ученых, определяющих творческие способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих способностей младших школьников[6]:

- творческое мышление,

- творческое воображение,

- применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения:

- классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;

- рассматривать систему в развитии;

- делать предположения прогнозного характера;

- выделять противоположные признаки объекта;

- выявлять и формулировать противоречия;

- разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;

- представлять пространственные объекты;

- использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;

- представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:

- преодоление психологической инерции мышления;

- оценивание оригинальности решения;

- сужение поля поиска решения;

- фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;

- мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой.

Творческое применение знаний - деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике[7].

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников» как продуктивную форму деятельности учащихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

  1. Баранов, С.П. Педагогика / С.П. Баранов. - М.: Просвещение, 2015. – 336 с.
  2. Белозерских, Г.М. Развитие творческого потенциала личности / Г.М. Падчеварова // Искусство. – 2014. - № 14. – С. 48-51.
  3. Вайнцвайг, П. Десять заповедей творческой личности / П. Вайнцвайг. - М.: Инфра-М, 2013. – 218 с.
  4. Волков, И.П. Приобщение школьником к творчеству. Из опыта работы / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 2012. – 144 с.
  5. Воронов, В.А. Воспитание красотой / В.А. Воронов // Начальная школа. – 2012. - №5. – С. 14-19.
  6. Гликман, И.Э. Подготовка к творчеству: учебное исследование школьников / И.Э. Гликман // Методист. – 2014. - №7. – С. 15-21.
  7. Глинская, И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах / И.П. Глинская. - К.: Радянська школа, 2011. - 126 с.
  8. Евладова, Е.Б. Возможности дополнительного образования по развитию интеллектуального и творческого потенциала детей // Дополнительное образование. – 2011. - №5. – С. 4-7.
  9. Ершова, А.П. Искусство в жизни детей / А.П. Ершова. -М.: Просвещение, 2011. -128 с.
  10. Комаров, В.В. Психолого-педагогические предпосылки развития творческой активности учащихся / В.В, Комаров // Школа. – 2014. - №2. – С. 5-8.
  11. Комарова, Т. С. Обучение детей технике рисования / Т.С. Комарова. -  М.: Луч, 2011. – 156 с.
  12. Костерин, Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. - М.: Просвещение, 2014. – 272 с.
  13. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. Училищ / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2013. – 352 с.
  14. Кузин, В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе / В.С. Кузин. - М.: Просвещение, 2013. – 270 с.
  15. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т. С. Комаровой. -  М.: АСТ, 2011 – 410 с.
  16. Падчеварова, С.Н. Особенности психологического содержания урока: Учебно-методическое пособие / С.Н. Падчеварова, В.А. Падчеваров. - Ростов - н/Д: РГПИ, 2014. - 148 с.
  17. Проснякова, Т.Н. Методические рекомендации к учебнику «Уроки мастерства» / Т.Н. Проснякова. - Самара: Корпорация «Федоров», 2016. – 64 с.
  18. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н.Ростовцев. - М.:Просвещение,2012. – 250 с.
  19. Серякова, Т. С. Фантазия из ниток / Т.С. Серякова // Юный художник.-2016. - №10. - С. 46-48.
  20. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей / А.Э. Симановский. - Ярославль, 2014. – 396 с.
  21. Цирулик, Н. А. Уроки творчества / Н. А.Цирулик. - С.: Федоров, 2011. -112 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское