Сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений признается одной из актуальных проблем российского общества. Важность ориентации на решения проблемы здоровья и здорового образа жизни детей отмечается в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1], «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[2], национальном проекте «Здоровье», «Национальной доктрине российского образования», федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[3], «Президентской программе «Дети России» и др., что подтверждает актуальность настоящего исследования.
В связи с этим, одной из важных задач спортивно-оздоровительных организаций по месту жительства в работе с детьми, подростками, молодежью, является пропаганда здорового образа жизни, формирования у них потребностей в поддержании и укреплении здоровья, проведение с ними физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. При этом ряд исследователей отмечает, что значительная часть тренеров и инструкторов оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, секций и групп, функционирующих по месту жительства, испытывают определенные трудности в формировании культуры здорового образа жизни старших подростков. Вместе с тем проведенное в рамках настоящей работе исследование показало, что работа детских спортивных объединений решает еще две важные задачи: по самоопределению подростков в будущей жизни (когда кто-то из них выбирает линию спорта для осуществления профессиональной деятельности во взрослой жизни) и как способ преодоления кризисов подросткового возраста (когда за счет занятия в детских спортивных объединениях дети, в том числе и неуспевающие, самоутверждаются, преодолевая внутриличностные кризисы).
Проблемы формирование здорового образа жизни подрастающих поколений нашли свое отражение в исследованиях В. В. Букреева, В. Н. Волкова, Е. В. Воронина, М. Ю. Дерюгиной, М. В. Малютиной, Г. А. Мамитовой, Т. Ю. Никифоровой, Т. Ф.Ореховой, Г. А. Поляничкиной, Т. П. Романенко, Т. Е. Сергиенко, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халиловой, Н. В. Червиной, О. А. Якушиной и др.
Между тем, несмотря на широкую представленность в педагогической науке данной проблемы, аспекты иного влияния работы детских спортивных объединений на развитие личности школьника изучены мало.
Таким образом, на основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования были выделены следующие противоречия между:
- осознанием значимости проблемы сохранения и укрепления здоровья у школьников и недостаточным научным осмыслением в теории и практике проблем разностороннего влияния детских спортивных объединений на всестороннее развитие личности школьника.
Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы роль и возможности детских спортивных объединений в развитии личности школьника?
Необходимость разрешения данных противоречий, актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: « Детские спортивные объединения: их роль и возможности в развитии личности школьника».
Цель исследования: теоретически выявить и обосновать педагогические условия развития личности ребенка в процессе занятий в детских спортивных объединениях.
Объектом исследования является процесс занятий ребенка в детских спортивных объединениях.
Предмет исследования – педагогические условия развития личности школьника в процессе занятий в детских спортивных объединениях
Гипотеза исследования - детские спортивные объединения играют большую роль во всестороннем развитии личности школьника, не ограничиваясь лишь на формировании культуры здорового образа жизни.
Задачи исследования:
- Уточнить особенности развития школьников: проанализировать физиологическое развитие младших и старших школьников и выявить психические особенности школьного возраста.
- Проанализировать теоретико-методологические особенности организации занятий физической культурой и спортом: оценить влияние занятий физической культурой на здоровье школьников и определить место детских спортивных объединений в современном российском обществе.
- Провести эмпирическую оценку влияния детских спортивных объединений в формировании культуры здорового образа жизни школьников: сформулировать понятие культуры здорового образа жизни школьников и оценить роль детских спортивных объединений в ее формировании.
Методологическую основу исследования составили: положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности педагогических явлений реального мира, о единстве теории и практики; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, признающие его ценностью и целью общественного развития, а его здоровье как одну ценностей человеческой жизни; принцип единства исторического и логического в педагогическом познании; системный, аксиологический, личностно-деятельностный, культурологический подходы.
Теоретическую основу исследования составили труды педагогов, психологов, социологов, медиков, валеологов по:
- теории определяющей роли образа жизни человека для его здоровья (Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, A. B. Басов, Ю. В. Громыко, В. И. Жолдак, А. К. Зиньковский, Ю. П. Лисицын, A. M. Малыгин, В. В. Новиков, Л. Ф. Тихомирова и др.);
- проблемам здоровья детей (И. И. Бецкая, В. М. Бехтерев, Н. П. Гундобин, П. Ф. Лесгафт, И. Т. Назаров, Д. Д. Семенов и др.);
- положениям о психологических закономерностях развития детей (М. В. Антропова, И. А. Аршавский, А. А. Гуминский, А. Г. Хрипкова);
- вопросам формирования личности подрастающих поколений (В. В. Букреев, В. Н. Волков, М. Ю. Дерюгина, М. В. Малютина, Г. А. Мамитова, Т. Ю. Никифоровой, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халиловой, Н. В. Червиной, О. А. Якушиной и др.);
- идеи развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом (В. В. Белоусова, Ю. И. Зотов, И. Н. Решетень, П. А. Рудик, Р. Г. Харабуга, Н. А. Худадов и др.);
- теории деятельности и развития личности (Б. Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П. В. Конаныхин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.).
В целях всесторонней проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертная оценка, самооценка); статистические (методы математической статистики).
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПОРТОМ
1.1. Физиологические особенности школьников
После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг.
К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.
Мышечная система младших школьников сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа - письмо, лепка.
Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.
К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.
Сердечно-сосудистая система также претерпевает изменения: средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.
Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.
Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-II лет-850 мл. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.
Заканчивается развитие эндокринной системы, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет - набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.
Расширяются аналитические возможности нервной системы. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера[4].
В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития). Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.
У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следует. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.
У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.
Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.
Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости[5].
Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60-70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие центральной нервной системы. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.
Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа, в том числе это возможно делать в детских спортивных объединениях.
В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в возрасте от 15 до 18 лет. По возрастным особенностям их, можно отнести к двум группам:
- Подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки – 12-15 лет.
- Юношеский возраст - юноши 17-21 год и девушки – 16-20 лет.
Возрастная периодизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировочные границы между фазами роста. Однако в каждом возрастном периоде физическое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в значительной степени обусловливают содержание и методику физического воспитания. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допустимые нагрузки, нормативные требования[6].
Возраст 15-20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и размеров тела, расширение приспособительных возможностей организма.
Формирование скелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому времени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16-18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15-16 лет особое внимание преподавателя физического воспитания должно быть обращено на формирование правильной осанки и развитие стопы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутренних органов и организма в целом.