Курсовая работа|Педагогика

Развитие личности ребенка в процессе занятий в детских спортивных объединениях

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2018 | Страниц: 50

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПОРТОМ

1.1. Физиологические особенности школьников

1.2. Психические особенности школьного возраста

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

2.1. Влияние занятий физической культурой на здоровье школьников

2.2. Место детских спортивных объединений в осовремененном российском обществе 

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ДЕТСКИХ СПОРТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

3.1. Понятие культуры здорового образа жизни школьников

3.2. Оценка роли детских спортивных объединений в формировании культуры здорового образа жизни школьника

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Сохранение и укрепление здоровья подрастающих поколений признается одной из актуальных проблем российского общества. Важность ориентации на решения проблемы здоровья и здорового образа жизни детей отмечается в федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»[1], «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»[2], национальном проекте «Здоровье», «Национальной доктрине российского образования», федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»[3], «Президентской программе «Дети России» и др., что подтверждает актуальность настоящего исследования.

В связи с этим, одной из важных задач спортивно-оздоровительных организаций по месту жительства в работе с  детьми, подростками, молодежью, является пропаганда здорового образа жизни, формирования у них потребностей в поддержании и укреплении здоровья, проведение с ними физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. При этом ряд исследователей отмечает, что значительная часть тренеров и инструкторов оздоровительных комплексов, детско-юношеских спортивных клубов, секций и групп, функционирующих по месту жительства, испытывают определенные трудности в формировании культуры здорового образа жизни старших  подростков. Вместе с тем проведенное в рамках настоящей работе исследование показало, что работа детских спортивных объединений решает еще две важные задачи: по самоопределению подростков в будущей жизни (когда кто-то из них выбирает линию спорта для осуществления профессиональной деятельности во взрослой жизни) и как способ преодоления кризисов подросткового возраста (когда за счет занятия в детских спортивных объединениях дети, в том числе и неуспевающие, самоутверждаются, преодолевая внутриличностные кризисы).

Проблемы формирование здорового образа жизни подрастающих поколений нашли свое отражение в исследованиях В. В. Букреева, В. Н. Волкова, Е. В. Воронина, М. Ю. Дерюгиной, М. В. Малютиной, Г. А. Мамитовой, Т. Ю. Никифоровой, Т. Ф.Ореховой, Г. А. Поляничкиной, Т. П. Романенко, Т. Е. Сергиенко, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халиловой, Н. В. Червиной, О. А. Якушиной и др.

Между тем, несмотря на широкую представленность в педагогической науке данной проблемы, аспекты иного влияния работы детских спортивных объединений на развитие личности школьника изучены мало.

Таким образом, на основании анализа педагогической теории и практики в контексте проблемы исследования были выделены следующие противоречия между:

- осознанием значимости проблемы сохранения и укрепления здоровья у школьников и  недостаточным научным осмыслением в теории и практике проблем разностороннего влияния детских спортивных объединений на всестороннее развитие личности школьника.

Выявленные противоречия позволили следующим образом сформулировать проблему исследования: каковы роль и возможности детских спортивных объединений в развитии личности школьника?

Необходимость разрешения данных противоречий, актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы определили выбор темы исследования: « Детские спортивные объединения: их роль и возможности в развитии личности школьника».

Цель исследования: теоретически выявить и обосновать педагогические условия развития личности ребенка в процессе занятий в детских спортивных объединениях.

Объектом исследования является процесс занятий ребенка в детских спортивных объединениях.

Предмет исследования – педагогические условия развития личности школьника в процессе занятий в детских спортивных объединениях

Гипотеза исследования - детские спортивные объединения играют большую роль во всестороннем развитии личности школьника, не ограничиваясь лишь на формировании культуры здорового образа жизни.

Задачи исследования:

  1. Уточнить особенности развития школьников: проанализировать физиологическое развитие младших и старших школьников и выявить психические особенности школьного возраста.
  2. Проанализировать теоретико-методологические особенности организации занятий физической культурой и спортом: оценить влияние занятий физической культурой на здоровье школьников и определить место детских спортивных объединений в современном российском обществе.
  3. Провести эмпирическую оценку влияния детских спортивных объединений в формировании культуры здорового образа жизни школьников: сформулировать понятие культуры здорового образа жизни школьников и оценить роль детских спортивных объединений в ее формировании.

Методологическую основу исследования составили: положения диалектики о всеобщей связи, взаимообусловленности и целостности педагогических явлений реального мира, о единстве теории и практики; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, признающие его ценностью и целью общественного развития, а его здоровье как одну ценностей человеческой жизни; принцип единства исторического и логического в педагогическом познании; системный, аксиологический, личностно-деятельностный, культурологический подходы.

Теоретическую основу исследования составили труды педагогов, психологов,  социологов, медиков, валеологов по:

- теории определяющей роли образа жизни человека для его здоровья (Л. И. Анцыферова, А. Г. Асмолов, A. B. Басов, Ю. В. Громыко, В. И. Жолдак, А. К. Зиньковский, Ю. П. Лисицын, A. M. Малыгин, В. В. Новиков, Л. Ф. Тихомирова и др.);

- проблемам здоровья детей (И. И. Бецкая, В. М. Бехтерев, Н. П. Гундобин, П. Ф. Лесгафт, И. Т. Назаров, Д. Д. Семенов и др.);

- положениям о психологических закономерностях развития детей (М. В. Антропова, И. А. Аршавский, А. А. Гуминский, А. Г. Хрипкова);

- вопросам формирования личности подрастающих поколений (В. В. Букреев, В. Н. Волков, М. Ю. Дерюгина, М. В. Малютина, Г. А. Мамитова, Т. Ю. Никифоровой, А. П. Тужилина, Е. Г. Федосимова, Л. И. Халиловой, Н. В. Червиной, О. А. Якушиной и др.);

- идеи развития личности в процессе занятий физической культурой и спортом (В. В. Белоусова, Ю. И. Зотов, И. Н. Решетень, П. А. Рудик, Р. Г. Харабуга, Н. А. Худадов и др.);

- теории деятельности и развития личности (Б. Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков, П. В. Конаныхин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др.).

В целях всесторонней проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические (теоретический анализ (сравнительный, ретроспективный), синтез, сравнение, обобщение, моделирование, абстрагирование); эмпирические (анкетирование, тестирование, наблюдение, педагогический эксперимент, беседа, экспертная оценка, самооценка); статистические (методы математической статистики).

 

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СПОРТОМ

1.1. Физиологические особенности школьников

После периода первого физиологического вытяжения (6-7 лет) скорость роста относительно стабилизируется. У 8-летнего ребенка он 130 см, 11-летнего - в среднем 145 см. Масса тела также возрастает более упорядоченно. Вес 7-летнего-около 25 кг, 11-летнего - 37 кг.

К 7 годам появляются большие скопления жировых клеток в области груди и живота, что при неправильном питании усугубляется общим ожирением. Окончательно формируются потовые железы, теперь ребенок менее подвержен переохлаждениям и перегреваниям.

Мышечная система младших школьников сила мышц увеличивается, работоспособность восстанавливается очень быстро. Пальцам подвластна более тонкая работа - письмо, лепка.

Процесс роста и образования костей не прекращается. Протяженность работы сидя на уроках в школе, при выполнении домашних заданий делает первостепенной опасность искривления позвоночника. Грудная клетка все более активно участвует в дыхании, увеличивается ее объем. К 11 годам появляются различия в форме таза - у девочек он более широкий, имеется тенденция к расширению бедер.

К 7 годам окончательно формируется структура легочной ткани, увеличивается диаметр воздухоносных путей (трахеи, бронхов), и набухание слизистой при заболеваниях дыхательной системы уже не создает серьезной опасности. Частота дыханий уменьшается в 10 лет до 20 в минуту.

Сердечно-сосудистая система также претерпевает изменения: средняя частота пульса с 5 до 11 лет уменьшается со 100 до 80 ударов в минуту. Артериальное давление 11-летнего ребенка в среднем - 110/70 мм рт. ст.

Пищеварительные железы хорошо развиты, активно функционируют, пищеварение практически не отличается от такового у взрослых. Частота опорожнения кишечника 1-2 раза в день.

Строение почек как у взрослых. Постепенно нарастает суточное количество мочи. В 5-8 лет оно составляет 700 мл, а в 8-II лет-850 мл. Защитные силы организма развиты хорошо. Лабораторные показатели практически соответствуют взрослым.

Заканчивается развитие эндокринной системы, под действием гормонов происходит постепенное появление признаков полового созревания. У девочек в 9-10 лет округляются ягодицы, незначительно приподнимаются соски молочных желез, в 10-11 лет - набухают грудная железа, появляются волосы на лобке. У мальчиков в 10-11 лет начинается рост яичек и полового члена.

Расширяются аналитические возможности нервной системы. Ребенок размышляет над своими поступками и окружающих. Все же в поведении ребят младшего школьного возраста еще много игровых элементов, они еще не способны к длительной сосредоточенности. Некоторые, особенно дети, которые воспитывались без сверстников, замкнуты, с трудом приживаются в коллективе, что впоследствии может сказаться на их психическом типе характера[4].

В младшем школьном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Так, формируются все изгибы позвоночника - шейный, грудной и поясничный. Однако окостенение скелета еще не заканчивается отсюда - его большая гибкость и подвижность, открывающие как большие возможности для правильного физического воспитания и занятий многими видами спорта, так и таящие отрицательные последствия (при отсутствии нормальных условий физического развития). Вот почему соразмерность мебели, за которой сидит младший школьник, правильная посадка за столом и партой - это важнейшие условия нормального физического развития ребенка, его осанки, условия всей его дальнейшей работоспособности.

У младших школьников энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, возрастает общая мышечная сила. При этом крупные мышцы развиваются раньше мелких. Поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, но труднее справляются с движениями мелкими, требующими точности. Окостенение фаланг пясти рук заканчивается к девяти-одиннадцати годам, а запястья - к десяти-двенадцати. Если учесть это обстоятельство, то становится понятным, почему младший школьник нередко с большим трудом справляется с письменными заданиями. У него быстро утомляется кисть руки, он не может писать очень быстро и чрезмерно длительно. Перегружать младших школьников, особенно учащихся I-II классов, письменными заданиями не следует. Встречающееся у детей желание переписать графически плохо сделанное задание чаще всего не улучшает результатов: рука ребенка быстро утомляется.

У младшего школьника интенсивно растет и хорошо снабжается кровью мышца сердца, поэтому оно сравнительно выносливо. Благодаря большому диаметру сонных артерий головной мозг получает достаточно крови, что является важным условием его работоспособности. Вес головного мозга заметно увеличивается после семи лет. Особенно увеличиваются лобные доли мозга, играющие большую роль в формировании высших и наиболее сложных функций психической деятельности человека.

Изменяется взаимоотношение процессов возбуждения и торможения. Торможение (основа сдерживания, самоконтроля) становится более заметным, чем у дошкольников. Однако склонность к возбуждению еще очень велика, отсюда - непоседливость младших школьников. Сознательная и разумная дисциплина, систематичность требований взрослых являются необходимыми внешними условиями формирования у детей нормального взаимоотношения процессов возбуждения и торможения. Вместе с тем к семи годам их общий баланс соответствует новым, школьным, требованиям к дисциплине, усидчивости и выдержке.

Таким образом, в младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной, системы, относительно устойчивой становится сердечнососудистая деятельность, большее равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Все это исключительно важно потому, что начало школьной жизни - это начало особой учебной деятельности, требующей от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости[5].

Старший школьный возраст характеризуется достижением самых высоких темпов развития физического потенциала в целом, это период полового созревания. Растет мышечная сила, развивается качество выносливости; развитие двигательной координации, в основном, заканчивается. Формируется осанка. Происходят изменения в сердечно-сосудистой системе. Сердце увеличивает свой объем на 60-70%. Повышается прочность скелета, в том числе позвоночника и грудной кости. Завершается развитие центральной нервной системы. В то же время процесс возбуждения в этом возрасте преобладает над силой процесса торможения. Происходят изменения в психической сфере, характерны стремления к неординарным поступкам, жажда состязания, тяга к творчеству. Складываются основные черты личности, заканчивается формирование характера. Более объективной становится самооценка, мотивы поступков приобретают выраженные социальные черты. Круг и характер интересов и потребностей молодого человека этого возраста стабилизируются, выявляются и закрепляются индивидуальные особенности и черты личности. Процесс взросления и возмужания сопровождается изменением структуры личностных установок и мотиваций, что требует особого внимания к формированию новых стимулов физического совершенствования.

Физкультурное воспитание детей старшего школьного возраста должно быть направлено на закрепление мотиваций к повседневному и систематическому физическому совершенствованию, на формирование гражданской зрелости по отношению к собственному здоровью и физической подготовленности, освоение навыков здорового образа жизни. Кроме организованных учебных занятий в школе необходимо заниматься самостоятельно 2-3 раза в неделю по 1,5-2 часа, в том числе это возможно делать в детских спортивных объединениях.

В средних и старших классах обучаются юноши и девушки в воз­расте от 15 до 18 лет. По возрастным осо­бенностям их, можно отнести к двум груп­пам:

  1. Подростковый возраст - юноши 13-16 лет, девушки – 12-15 лет.
  2. Юно­шеский возраст - юноши 17-21 год и девушки – 16-20 лет.

Возрастная перио­дизация в известной степени условна и позволяет установить лишь ориентировоч­ные границы между фазами роста. Одна­ко в каждом возрастном периоде физи­ческое воспитание имеет свои отличия. Возрастные особенности организма в зна­чительной степени обусловливают содер­жание и методику физического воспита­ния. С учетом возраста осуществляется подбор средств, определяются допусти­мые нагрузки, нормативные требования[6].

Возраст 15-20 лет характеризуется поступательным развитием организма. Особенностями этого возраста являются постепенное увеличение массы и разме­ров тела, расширение приспособительных возможностей организма.

Формирование скелета заканчивается в основном к 17-18 годам. К этому вре­мени сформировывается физиологическая кривизна позвоночного столба. К 16-18 годам заканчивается формирование стопы. В возрасте 15-16 лет особое внима­ние преподавателя физического воспита­ния должно быть обращено на формиро­вание правильной осанки и развитие сто­пы. Чем полноценнее осанка, тем лучше условия для функционирования внутрен­них органов и организма в целом.

  1. Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ (ред. от 22.11.2016) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. - 10.12.2007. - №50. - Ст. 6242.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Собрание законодательства РФ.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 №1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 17.08.2009. - №33. - Ст. 4110.
  4. Абрамова Г. С. Возрастная психология. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Аспект-пресс, 2013..
  5. Аллакаева Л. М. Педагогические основы формирования здоровья школьников. – СПб.: Питер, 2014.
  6. Белов В. И. Коррекция состояния здоровья населения средствами комплексной физической подготовки. – М.: Волтерс клувер, 2011.
  7. Белкин Л. С. Организация работы по физической культуре и спорту по месту жительства: Учеб. пособие для факультетов физ. воспитания пед. Институтов. – Ростов-на-Дону: МаРТ, 2014.
  8. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Сборник статей. – М.: Педагогика, 1972.
  9. Бородкина Г. В., Бограш Г. И., Ваулина О. В., Обижесвет В. П., Кутерман Э. М. Медико-психологическое обеспечение учебного процесса. – М.: Дар, 2013.
  10. Брилев Д. В. Сравнительный анализ ценностных ориентаций участников неформальных объединений учащихся школ // Экономика, управление, общество: история и современность / Материалы Восьмой Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей, аспирантов и соискателей. – Ч.1. – Хабаровск: Изд-во ДВАГС, 2010. – С.97-105.
  11. Вари М. И. Общая психология. Учебное пособие. – Киев: Центр учебной литературы, 2011.
  12. Властовский В. Г. Общие размеры и пропорции тела. Морфология человека. - М.: МГУ, 2013.
  13. Гиль С. С. Педагогические условия самореализации подростков. – Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2015.
  14. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника. - Челябинск.: Южно-уральское книжное издательство, 2015.
  15. Дмитриев А. А. О совершенствовании физического воспитания во вспомогательной школе // Дефектология. - 2014. - №5. - С. 36-38.
  16. Догадкина С. Б. Возрастные особенности развития психики у детей 9-16 лет// Новые исследования по возрастной психологии. - 2016. - №2. - С. 21-25.
  17. Иванова Л. В., Рыжикова И. А. Физиолого-гигиеническая оценка организации учебного процесса в школах-лицеях // Физическое воспитание. - 2011 - - №5. - С. 235-236.
  18. Карташев Н. Н., Трегубов Е. И. Адаптивные реакции школьников в процессе учебной деятельности// Новые исследования по возрастной физиологии. - 2015. - №2. - С. 49-54.
  19. Киримов А. Г. Укрепление физического здоровья юношей-' старшеклассников посредством уроков физической. - М.: АСТ-пресс, 2015.
  20. Козак Л. М., Коробейникова Л. Г., Коробейников Г. В. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей школьного возраста// Физиология человека. - 2012. - №2. - С. 35-43.
  21. Кроник А. П., Ахмеров Р. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиганостики, психотерапии в психологии жизненного пути. – М.: Смысл, 2003.
  22. Наумова Н. Е. Проблемы охраны здоровья в школьном разделе «Биология. Человек. – Орёл: Издательство ОГУ, 2010.
  23. Никитина Л. И. Социальное воспитание фактор стабилизации общества // Педагогика. - 2016. - № 7. - С. 36-41.
  24. Пряжников Н. С. Теория профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Норма, 1999.
  25. Райс Ф. Психологий подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Питер, 2016.
  26. Ростовцева Е. Е. Здоровье детей России. – М.: АСТ-пресс, 2014.
  27. Сайкина Е. Г. Программное обеспече­ние учреждений дошко­льного образования по физическому воспитанию / Е.Г. Сайкина, М.Ю. Кузнецова // Актуальные вопросы физиче­ской культуры дошкольников: сб. науч. метод. работ.- СПб.: БЭЛЛ.- 2004.- вып. 3.- С. 10 – 15.
  28. Смирнов Ю. И. Теория и методика оценки и контроля спортивной подготовленности. - М.: Альтаир, 2015.
  29. Соловых М. В. Динамика развития массового спорта в современной России // Физическая культура и спорт. - 2016. - №4. – С. 16.
  30. Чешихина В. В. Теоретико-методические основы взаимосвязи физической и специализированной интеллектуальной подготовки в процессе спортивной тренировки. – М.: Приор, 2015.
  31. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М.: Гардарики, 2005.
  32. Шинхи Г. Предполагаемые кризисы в жизни взрослого человека. – М.: Просвещение, 1992.
  33. Шихомирова Б. А., Байболатова З. Б. Особенности процесса самоутверждения в подростковом возрасте // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/306/5165.
  34. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М.: Флинта, 2006.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское