Введение
- Теоретические основы изучения проблемы развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР
1.1. Проблема развития навыков выразительного чтения у детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.3. Методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР
- Экспериментальное исследование эффективности развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР
2.1. Организация исследования, описание методик
2.2. Программа развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР
2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Актуальность исследования. Одной из часто встречающихся проблем в начальной школе является нарушение чтения. Без навыков чтения не может происходить дальнейшее обучение. Основными условиями овладения процессами чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. При задержке психического развития (ЗПР) данные навыки будут отличаться от нормы. Дети с ЗПР с большим трудом овладевают техникой чтения.
Навыками выразительного чтения владеют далеко не все, в частности младшие школьники. Считается, что данный процесс служит важным фактором саморазвития ребенка, формирования личности, способности к адаптации, коммуникации и социализации в обществе. При этом, выразительное чтение является главным условием для овладения речевыми и письменными навыками. Поэтому детям с ЗПР необходимо научиться читать выразительно, так как в дальнейшем это поможет им в жизни.
Степень разработанности проблемы. В.И. Лубовский, М.С. Певзнер и С.Г. Шевченко рассматривали трудности, которые могут испытывать дети с ЗПР при обучении чтению. Таким вопросом, как развитие навыков выразительного чтения у детей с ЗПР занимались лишь О.А. Дмитриева и Л.А. Брюховских.
Противоречие: между необходимостью развития у младших школьников с ЗПР навыков выразительного чтения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов и средств развития данных навыков у младших школьников – с другой.
Проблема исследования: каковы методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методов и средств развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
Объект исследования - процесс развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования - методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
Гипотеза исследования: развитие навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР будет эффективным, если:
- выявлены психолого-педагогические особенности у детей с ЗПР;
- рассмотрены методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР;
- разработана и внедрена программа по развитию навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих взаимосвязанных задач:
- Выявить психолого-педагогические особенности у детей с ЗПР.
- Рассмотреть методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
- Разработать и внедрить программу по развитию навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
Методологические основы исследования. В организации и содержании работы по обучению чтению детей с ЗПР применяются: принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), теория ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, С.А. Зыков, В.Г. Петрова и др.), основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж.И. Шиф и др.), принцип единства диагностики и коррекции развития Л.С. Выготского, разработки в области теории педагогических технологий (А.С. Белкин, В.П. Беспалько и др.).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (наблюдение, беседа и тестирование); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).
Методики исследования. О.И. Лазаренко разработала методики, направленные на диагностику и коррекцию выразительности речи детей. Она предлагает такие методики как: «Сформированность интонационной выразительности речи», «Сформированность умения пользоваться логическим ударением», «Умение регулировать темп речи».
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в двух образовательных организациях: Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья» и в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №6» Приволжского района, города Казани. В исследовании приняли участие 16 детей младшего школьного возраста 8-9 лет, с системным недоразвитием речи, и в контрольной, и в экспериментальной группах было по 8 детей.
Теоретическая значимость исследования. В ходе работы были рассмотрены проблемы развития навыков выразительного чтения в психолого-педагогической литературе, были выявлены особенности детей с ЗПР и были рассмотрены методы и средства развития навыков выразительного чтения у детей с ЗПР.
Практическая значимость исследования. Была разработана и внедрена программа по развитию навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР. Она может применяться в дошкольных организациях и начальных классах и быть использована учителями начальных классов, родителями и студентами-дефектологами, логопедами.
Структура курсовой работы. Состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
- Теоретические основы изучения проблемы развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР
1.1. Проблема развития навыков выразительного чтения у детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе
Чтение - это один из сложнейших психофизиологических процессов, направленный на понимание текста. В свою очередь, выразительное чтение включает в себя чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. Данный процесс как один из видов письменной речевой деятельности считается одним из наиболее сложных и поздних, в отличие от устной речи. Главными критериями освоения навыков чтения являются знание способов чтения, смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками.
Для полноценного осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие следующих видов анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного и речеслухового, которые составляют психофизиологическую основу процесса чтения. О.А. Дмитриева также говорила о том, что в процессе чтения задействуются высшие психические функции, такие как смысловое восприятие и внимание, мышление и память [17, С. 120].
Можно отметить три ключевых момента в процессе чтения:
1) Восприятие слов. То есть уметь складывать из букв слова и далее предложения. 2) Понимание содержания. Недостаточно просто прочесть текст, главное вникнуть в суть прочитанного, так как у одного слова может быть не одно, а несколько значений и также предложения можно трактовать абсолютно по-разному. 3) Оценка прочитанного. После прочтения должен происходить анализ, в котором мы оцениваем само содержание.
В процессе чтения выделяются техническая и смысловая стороны. Техническая включает в себя соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением, а смысловая сторона является основной целью чтения. Между ними существует непрерывная взаимосвязь [21, С. 56].
Ведущими специалистами в сфере психологии и педагогики Н.И. Жинкиным и А.А. Леонтьевым подтверждено положение о том, что устная и письменная формы речи находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В зависимости от того, насколько хорошо будет сформирована устная речь у детей будет зависеть овладение навыками письма и чтения, так как они имеют неразрывную связь между собой. Если во время разговора у детей наблюдается несформированность какого-либо компонента речевой системы, то это может повлиять и на качество письменной речи в целом. Таким образом, устная речь является базой для овладения начальных навыков письменной речи, и в случае недостаточной сформированности недостатки будут отражаться как на письме, так и при чтении [37].