Курсовая работа|Логопедия

Развитие навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 58

Введение

  1. Теоретические основы изучения проблемы развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР

1.1. Проблема развития навыков выразительного чтения у детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе

1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР

1.3. Методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР 

  1. Экспериментальное исследование эффективности развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР 

2.1. Организация исследования, описание методик

2.2. Программа развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР

2.3. Обобщение результатов экспериментального исследования

Заключение 

Список использованной литературы 

Приложения 

Актуальность исследования. Одной из часто встречающихся проблем в начальной школе является нарушение чтения. Без навыков чтения не может происходить дальнейшее обучение. Основными условиями овладения процессами чтения являются сформированность устной речи, фонетико-фонематическая и лексико-грамматическая стороны речи. При задержке психического развития (ЗПР) данные навыки будут отличаться от нормы. Дети с ЗПР с большим трудом овладевают техникой чтения.

Навыками выразительного чтения владеют далеко не все, в частности младшие школьники. Считается, что данный процесс служит важным фактором саморазвития ребенка, формирования личности, способности к адаптации, коммуникации и социализации в обществе. При этом, выразительное чтение является главным условием для овладения речевыми и письменными навыками. Поэтому детям с ЗПР необходимо научиться читать выразительно, так как в дальнейшем это поможет им в жизни.

Степень разработанности проблемы.  В.И.  Лубовский, М.С. Певзнер и С.Г. Шевченко рассматривали трудности, которые могут испытывать дети с ЗПР при обучении чтению. Таким вопросом, как развитие навыков выразительного чтения у детей с ЗПР занимались лишь О.А. Дмитриева и   Л.А. Брюховских.

Противоречие: между необходимостью развития у младших школьников с ЗПР навыков выразительного чтения, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методов и средств развития данных навыков у младших школьников – с другой.

Проблема исследования:  каковы методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методов и средств развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.

Объект исследования - процесс развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.

Предмет исследования - методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.

Гипотеза исследования: развитие навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР будет эффективным, если:

-   выявлены психолого-педагогические особенности у детей с ЗПР;

-   рассмотрены методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР;

- разработана и внедрена программа по развитию навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.

     Цель исследования и выдвинутая гипотеза потребовали решения следующих взаимосвязанных задач:

  1. Выявить психолого-педагогические особенности у детей с ЗПР.
  2. Рассмотреть методы и средства развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.
  3. Разработать и внедрить программу по развитию навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР.

Методологические основы исследования. В организации и содержании работы по обучению чтению детей с ЗПР применяются: принцип единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев,                        С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.), теория ведущей роли обучения в развитии (Л.И. Божович,  Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.), принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т.А. Власова, С.А. Зыков, В.Г. Петрова и др.), основные положения теории о единстве законов развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ж.И. Шиф и др.), принцип единства диагностики и коррекции развития Л.С. Выготского, разработки в области теории педагогических технологий (А.С. Белкин, В.П. Беспалько и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и специальной литературы); эмпирические (наблюдение, беседа и тестирование); экспериментальные (констатирующий, формирующий и контрольный этапы).  

Методики исследования. О.И. Лазаренко разработала методики, направленные на диагностику и коррекцию выразительности речи детей. Она предлагает такие методики как: «Сформированность интонационной выразительности речи», «Сформированность умения пользоваться логическим ударением», «Умение регулировать темп речи».

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в двух образовательных организациях: Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении «Казанская школа №76 для детей с ограниченными возможностями здоровья» и в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Гимназия №6» Приволжского района, города Казани. В исследовании приняли участие 16 детей младшего школьного возраста 8-9 лет, с системным недоразвитием речи, и в контрольной, и в экспериментальной группах было по 8 детей.

Теоретическая значимость исследования. В ходе работы были рассмотрены проблемы развития навыков выразительного чтения в психолого-педагогической литературе, были выявлены особенности детей с ЗПР и были рассмотрены методы и средства развития навыков выразительного чтения у детей с ЗПР.

Практическая значимость исследования. Была разработана и внедрена программа по развитию навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР. Она может применяться в дошкольных организациях и начальных классах и быть использована учителями начальных классов, родителями и студентами-дефектологами, логопедами.

Структура курсовой работы. Состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

  1. Теоретические основы изучения проблемы развития навыков выразительного чтения у младших школьников с ЗПР

1.1. Проблема развития навыков выразительного чтения у детей с ЗПР в психолого-педагогической литературе

Чтение - это один из сложнейших психофизиологических процессов, направленный на понимание текста. В свою очередь, выразительное чтение включает в себя чтение вслух с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно-образное содержание текста. Данный процесс как один из видов письменной речевой деятельности считается одним из наиболее сложных и поздних, в отличие от устной речи. Главными критериями освоения навыков чтения являются знание способов чтения, смысловой обработки текста, владение определенными умениями и навыками.

Для полноценного осуществления процесса чтения необходима сохранность и взаимодействие следующих видов анализаторов: зрительного, слухового, речедвигательного и речеслухового, которые составляют психофизиологическую основу процесса чтения. О.А. Дмитриева также говорила о том, что в процессе чтения задействуются высшие психические функции, такие как смысловое восприятие и внимание, мышление и память [17, С. 120].

Можно отметить три ключевых момента в процессе чтения:

1) Восприятие слов. То есть уметь складывать из букв слова и далее предложения. 2) Понимание содержания. Недостаточно просто прочесть текст, главное вникнуть в суть прочитанного, так как у одного слова может быть не одно, а несколько значений и также предложения можно трактовать абсолютно по-разному. 3) Оценка прочитанного. После прочтения должен происходить анализ, в котором мы оцениваем само содержание.

В процессе чтения выделяются техническая и смысловая стороны. Техническая включает в себя соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением, а смысловая сторона является основной целью чтения. Между ними существует непрерывная взаимосвязь [21, С. 56].

Ведущими специалистами в сфере психологии и педагогики                   Н.И. Жинкиным и А.А. Леонтьевым подтверждено положение о том, что устная и письменная формы речи находятся в тесном взаимодействии друг с другом. В зависимости от того, насколько хорошо будет сформирована устная речь у детей будет зависеть овладение навыками письма и чтения, так как они имеют неразрывную связь между собой. Если во время разговора у детей наблюдается несформированность какого-либо компонента речевой системы, то это может повлиять и на качество письменной речи в целом. Таким образом, устная речь является базой для овладения начальных навыков письменной речи, и в случае недостаточной сформированности недостатки будут отражаться как на письме, так и при чтении [37].

  1. Абдуллаева, М.С. Психолого-педагогическа.я характеристик.а дете.й с задержко.й психическог.о развити.я / М.С. Абдуллаева, А.С. Нуциев.а // Материалы VII Международно.й студенческо.й научно.й конференци.и «Студенчески.й научны.й форум» 2015.
  2. Абрамова, Н.А. Основы обучени.я и воспитани.я дете.й с особым.и образовательным.и потребностям.и / Н.А. Абрамова, Н.Н. Иванова, Н.Э Куликовская, И.А. Юдин.а // Учебное пособие. - Прага, 2013. - С. 54 - 74.
  3. Аксёнова, А.К. Дидактические игры н.а урока.х русског.о язык.а в 1-4 класса.х вспомогательно.й школы / А.К. Аксёнова, Э.В. Якубовская. - М.: Педагогика, 1991. – 176 с.
  4. Аксёнова, А.К. Методик.а обучени.я русскому языку в специально.й (коррекционной) школе: учеб. дл.я студ.дефектол. фак. Педвузов / А.К. Аксёнова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.
  5. Арсеньева, М.В. Изучение связно.й реч.и дошкольников с тяжелым.и нарушениям.и реч.и н.а материале художественно.й литературы / М.В. Арсеньев.а // Под ред. Л.Б. Баряевой. – СПб. : Центр диагностик.и и консультировани.я проф. Л.Б. Баряевой, 2013. – С. 5–
  6. Афонина, Н.Ю. Альтернативна.я групп.а в ДОУ: проблемы .и решени.я / Н.Ю. Афонин.а // Дошкольное образование в современно.й России: проблемы .и перспективы: материалы IV Всероссийско.й научно-практическо.й конференци.и (г. Красноярск, 28 ноябр.я 2012 г.). - Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-.т им. В.П. Астафьева, 2013. - С. 68–72.
  7. Бабкина, Н.В. Психологическое сопровождение дете.й с задержко.й психическог.о развити.я в условия.х образовательно.й интеграци.и / Н.В. Бабкин.а // Воспитание .и обучение дете.й с нарушениям.и в развитии. 2012. - № 1. - С. 56–59.
  8. Баязова, Л.Б. О некоторы.х приёма.х обучени.я навыка.м чтени.я / Л.Б. Баязова, В.А. Волков // Начальна.я школа, – 2012. - № 5. - С. 60- 63.
  9. Брюховских, Л.А. Подготовк.а к обучению чтению дете.й старшег.о дошкольног.о возраст.а с ЗПР в условия.х инклюзивног.о образовани.я / Л.А Брюховских, О.А. Дмитриев.а // Инклюзивное образование: новые возможност.и и опыт: монография. - Красноярск, 2014. – 401 с.
  10. Буторина, О.В. Формирование УУД у дете.й с ограниченным.и возможностям.и здоровь.я / О.В. Буторин.а // Начальна.я школа. - 2016. - № 7. – 74 с.
  11. Власова, Т.А. Дет.и с временным.и задержкам.и развития. / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1971. - 216 с.
  12. Волкова, Г.А. Логопедическа.я ритмик.а [Электронны.й ресурс] / Г.А. Волкова. – Режи.м доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0295/1_0295-1.shtml
  13. Воронкова, В.В. Программы специальны.х (коррекционных) образовательны.х учреждени.й VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / В.В. Воронкова; 7-е издание. - Москв.а «Просвещение» 2010. – 192 с.
  14. Горецкий, В.Г. Организаци.я текущег.о и рубежного контрол.я з.а усвоение.м знаний, умени.й и навыков в процессе обучени.я детей чтению в начальны.х класса.х / В.Г. Горецкий, Л.И. Тикунова. - М.: Нова.я школа, 1994. - 46 с.
  15. Дмитриева, O.A. Оптико-мнестические .и речевые составляющие процесс.а чтени.я как предме.т изучени.я нейропсихологии, лингвистик.и и психолингвистик.и / О.А. Дмитриев.а // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014. - № 4. С. 117-120.
  16. Дмитриева, О.А. Особенност.и формировани.я навыков чтени.я у дете.й с задержко.й психическог.о развити.я / О.А. Дмитриева, Л.А. Брюховских. - Народное образование. Педагогика, 2016. – 129 с.
  17. Дудко, Я.О. Проблем.а необходимост.и обучени.я интонационно.й выразительност.и реч.и дете.й с различным.и речевым.и нарушениям.и / Я.О. Дудк.о // «Специальное образование» – 2015. – №11. – 102 с.
  18. Ефросинина, Л.А. Курс литературног.о чтени.я / Л.А. Ефросинин.а // Начальна.я школа. - 2010. - № 11, - С. 73- 77.
  19. Жинкин, Н.И. Интеллект, язык .и речь / Н.И. Жинкин // Нарушение реч.и у дошкольников. – М.: Просвещение, 1972. – С. 9-31.
  20. Каргина, Е.В. Особенност.и формировани.я навык.а чтени.я у дете.й дошкольног.о возраст.а с задержко.й психическог.о развити.я / Е.В. Каргин.а // Международны.й образовательны.й портал. – 109-124 с.
  21. Карслиева, И.В. Специфик.а базовы.х предпосылок овладени.я грамото.й у старши.х дошкольников с задержко.й психическог.о развити.я / И.В. Карслиева, А.П. Зарин // Педагогическое мастерств.о и педагогические технологии: материалы междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 18 мар.т 2014 г.). - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. - С. 365–368.
  22. Карслиева, И.В. Особенност.и развити.я реч.и дете.й старшег.о дошкольног.о возраст.а с задержко.й психическог.о развити.я / И.В. Карслиева, А.П. Зарин, С.Ю. Ильин.а // Специальное образование. 2015. - № 3. - С. 93–99.
  23. Касьянова, З.А. Формирование навыков выразительног.о чтени.я в период обучени.я грамоте / З.А. Касьянов.а // Начальна.я школа. - 2010. - № 4. - С. 11-14.
  24. Костенкова, Ю.А. Дет.и с задержкой психического развития: особенност.и речи, письма, чтения: пособие дл.я учителе.й нач. кл. .и студ. / Ю.А. Костенкова, Р.Д. Тригер, С.Г. Шевченко. - М.: Школьна.я Пресса, 2004. - 60 с.
  25. Крушная, Н.А. Рекомендаци.и дл.я родителей, воспитывающи.х дете.й с задержко.й психическог.о развития: методические рекомендаци.и / Н.А. Крушная. - Челябинск: Изд-в.о Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. - 23 с.
  26. Лазаренко, О.И. Диагностик.а и коррекци.я выразительност.и реч.и дете.й / О.И. Лазаренко. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  27. Леонтьев, А.А. Язык, речь .и речева.я деятельность / А.А. Леонтьев. - Красандар, 2010 г. - 216 с.
  28. Лободина, Н.В. Тексты дл.я проверк.и техник.и и выразительност.и чтения. 1 - 4 классы / Н.В. Лободина. - И.: Учитель, 2019. – 89 с.
  29. Мальцева, Е.В. Особенност.и нарушени.я реч.и у дете.й с ЗПР / Е.В. Мальцев.а // Дефектология. - 1990. - №6. – С. 10-17.
  30. Набиев, А.А. Особенност.и развити.я интонационно.й выразительност.и реч.и у дете.й старшег.о дошкольног.о возраст.а [Электронны.й ресурс] / А.А. Набиев. – Режи.м доступа: https://rae.ru/forum2012/265/1180.
  31. Насибуллина, А.Д. Специфик.а использовани.я игровы.х технологи.й в коррекционно.й работе с дошкольникам.и с речевым.и нарушениям.и / О.Н. Широков, А.Д. Насибуллина, М.Н. Хаустова. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 63–65.
  32. Прохоренко, Л.И. Психологические особенност.и проявлени.я самооценк.и у младши.х школьников с задержко.й психическог.о развити.я / Л.И. Прохоренк.о // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 1 (5). - С. 76-85.
  33. Староверова, М.С. Инклюзивное образование. Настольна.я книг.а педагога, работающег.о с детьм.и ОВЗ: Методическое пособие / М.С. Староверова, Е.В. Ковалев.  - М.: ВЛАДОС, 2011. - 167 с.
  34. Триггер, Р.Д. Подготовк.а к обучению грамоте: пособие дл.я учител.я / Р.Д. Триггер. - Смоленск: Ассоциаци.я XXI век, 2000. - 80 с.
  35. Филиппова, Л. С. Русски.й язык .и культур.а речи: Учебное пособие / Л.С. Филипова, В.А. Филипов. — 6-е изд., перераб. — Тюмень: Изд-в.о Тюменског.о гос. ун-та, 2010. — 436 с.
  36. Чеканова, М.В. Становление диалогическо.й реч.и в онтогенезе / М.В. Чеканов.а // Молодо.й ученый. — 2015. — №11. — С. 1509-1512.
  37. Чувашова, С.Н. Информационны.й выпуск дл.я педагогов .и специалистов образовательны.х учреждени.й / С.Н. Чувашова, Ю.В. Корелина. – Пермь, 2010. – 146 с.
  38. Шаховская, С.Н. Логопатопсихологи.я / С.Н. Шаховская. — М. : Владос, 2013 г. — 254 с.
  39. Шаховская, С.Н. Логопедия: Учебник дл.я студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
  40. Шевченко, С.Г. Подготовк.а к школе дете.й с задержко.й психическог.о развити.я / С.Г. Шевченко. - М.: Школьна.я Пресса, 2005. – 112 с.
  41. Шипицина, Л.М. Интеграци.я и инклюзия: проблемы .и перспективы / Л.М. Шипицин.а // Материалы российског.о форум.а «Педиатри.я Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентябр.я 2010 г. – СПб, 2010. – 200 с.
  42. Шишкова, М.И. Развитие реч.и н.а урока.х литературног.о чтения. Пособие дл.я педагог.а – дефектолог.а / М.И. Шишкова. – М.: Владос. - 2013. – 110 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Логопедия
2014 год 42 стр.
Курсовая Словоизменения имени существительного у детей с ОНР
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское