Гуманизация образовательного процесса в совокупности с обращением к личности ребенка и развитием его лучших качеств и возможностей являются характерными чертами современных условий отечественной системы образования. При этом для реализации указанной задачи необходим качественно новый подход к обучению детей и организации всего образовательного процесса в ДОУ. Требования настоящего времени обязуют дошкольное образование к формированию хорошего уровня образовательных процессов. В качестве важного условия повышения эффективности воспитания и обучения ребенка-дошкольника выступает систематическое приобретение воспитателем объективной информации о ходе познавательной деятельности детей, получаемую им в процессе выявления уровня развития речи. Речь используется в совместной трудовой деятельности для согласования усилий, планирования работы, проверки и оценки ее результатов, помогает в познании окружающего мира.
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей, что подтверждает опыт практической деятельности любого педагога. При этом формирование навыков связной речи выступает в качестве одной из главных задач речевого развития дошкольников. Связная речь, по мнению Ф. А. Сохина, как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении им родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя. Решение указанной задачи осуществляется посредством различных видов речевой деятельности, в данном случае, устной речи: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Указанные факторы обусловили актуальность выбранной темы.
В качестве объекта настоящего исследования выступает речь детей дошкольного возраста, предметом является процесс развития описательной речи детей среднего дошкольного возраста
Целью настоящей работы является определение особенностей развития описательной речи у детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения указанной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- Проанализировать описательную речь как один из видов связной монологической речи.
- Определить характеристики описательной речи детей среднего дошкольного возраста.
- Изучить программные требования по развитию описательной речи у детей среднего дошкольного возраста.
- Выявить методики развития описательной речи у детей среднего дошкольного возраста.
- Провести диагностику развития описательной речи у детей среднего дошкольного возраста.
В качестве методов исследования в рамках настоящей работы использованы теоретико-логический анализ научной литературы и педагогический эксперимент.
При написании работы использованы различные источники, которые условно можно разделить на несколько категорий: нормативно-правовые акты (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Федеральный государственной образовательный стандарт дошкольного образования), учебно-методическая литература (М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, А. М. Бородич, А. К. Бондаренко, Л. С. Выготского и др.) научные публикации в журналах (Ю. В. Алехиной, В. И. Белютькова, О. М. Бритвиной и О. А. Мурзовой, М. А. Ермолаевой и пр.) и в сборниках статей (В. В. Черная).
Структура работы представлена введением, пятью параграфами, разделенными тематически в соответствии с поставленными и обозначенными выше задачами, а также заключением и списком литературы.
1. Описательная речь как один из видов монологической связной речи
Прежде чем перейти к анализу особенностей развития описательной речи детей среднего дошкольного возраста, необходимо определиться с понятийным аппаратом настоящей работы. Центральными терминами являются понятия «речь», «речевое развитие», «связная речь». Под речью понимают способ общения и взаимодействия между людьми посредством определенной системы естественных или искусственных языков [9, C. 903]. Речевое развитие выступает в роли возрастного процесса качественных изменений в овладении ребенком речью, а результатом данного процесса является уровень овладения дошкольником речью на данный момент времени. Связная речь представляет собой объединение фрагментов, обозначающих одну конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. При этом, как отмечают С. А. Козлова и Т. А. Куликова, вся речь является связной, однако формы связности с развитием меняются. Представленная ребенком связная речь — это умение рассказать так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного содержания. Связную речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную. Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий. Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации. Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников. При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны [16, C. 311].
Связная речь, как это видно на рис. 1, делится на два основных вида: монологическую и диалогическую. Для последней характерно отсутствие сложных словесных оборотов и логической последовательности, ведь для беседы характерно произвольное и динамичное изменение направления. Монологическая речь в этом плане является более сложным видом связной речи и требует более развитых навыков общения дошкольника, поскольку существует прямая зависимость от степени правильности выражения мысли степени понимания ее окружающими. Монологическая речь требует от дошкольника хорошей памяти, правильного применения речевых оборотов, развитого логического мышления. Указанные факторы непосредственно определяют последовательность и четкость повествования.
Рис. 1. Виды связной речи
Монологическая речь представляет собой форму речи, при которой одно лицо высказывается, остальные слушают. Она характеризуется длительностью высказывания, которое может варьироваться по объему и структуре текста. Также в процессе высказывания допустима и смена темы высказывания [35, C. 118].
Связная монологическая речь делится на два основных типа. Первый — это обращение к слушателю в форме сообщения, которое необходимо огласить большому количеству людей, обращение к слушателю или множеству слушателей. Монологическая речь второго типа — это разговор с самим собой, направленный неопределенному слушателю и, следовательно, не предполагает ответной реакции. Для детей дошкольного возраста данные типа монологической речи значительно упрощены.
С точки зрения лингвистики различается несколько типов монологов, зависящих от коммуникативной функции речи: описание, сообщение, повествование. Для повествования характерно наличие сюжета, чаще всего завязки и развязки. В этом случае монологическая речь употребляется наиболее часто. Для сообщения более характерна четкая хронологическая последовательность действий. А также такой тип речи используется для описания – необходимо наличие фактов, наиболее ярко характеризующих описываемый объект. Описательная речь требует от говорящего умения правильно выражать и заканчивать собственные мысли, сочетать разнообразные фразы, дополнять и изменять уже усвоенные речевые конструкции и приспосабливать их в соответствии со своими целями, обсуждать факты и раскрывать известные причины событий [12, C. 86].
2. Характеристика описательной речи у детей среднего дошкольного возраста
Освоив ситуативную составляющую речи, ребенок начинает овладевать контекстной. Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями «он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше выражает, чем высказывает. Постепенно ребенок начинает выстраивать речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора большого количества местоимений и замене их на существительные. Описательная речь определяется логичностью мыслей человека. Нельзя овладеть ею и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от мыслей. Иными словами описательная речь представляет собой последовательность и логичность мыслей, отражающих особенности воспринимаемого ребенком объекта, выраженных вслух и объединенных в грамматически правильные предложения.
Развитие описательной речи детей дошкольного возраста в общем можно охарактеризовать по четырём параметрам: звукопроизношение, словарь, фразовая речь, грамматический строй [7, С. 35]. Исходя из особенностей данной работы, опирающейся на исследование детей среднего дошкольного возраста, можно отметить, что практические все звуки у детей 4-5 лет сформированы или находятся в стадии автоматизации. Дифференциация свистящих и шипящих, а также сонорных у некоторых детей не закончена. Словарный запас включает в себя до 2500-3000 слов. Не встречаются персеверации, исключения составляют только некоторые малознакомые слова, например «экскаватор». Дети отвечают на вопросы, пересказывают хорошо известные сказки, рассказы. Наблюдается редкий аграмматизм [21, С. 153].
Познавательные процессы (ощущения, восприятие, память, воображение, мышление) являются основной частью любой человеческой, в том числе и речевой деятельности и обеспечивают необходимую для нее информацию. Они позволяют намечать цели, строить планы, определять содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Говоря об общих способностях человека, имеют ввиду уровень развития и характерные особенности познавательных процессов. Чем лучше развиты эти процессы, тем выше его способности, тем большими способностями он обладает. От уровня развития познавательных процессов, зависит легкость и эффективность обучения, в том числе освоение описательной речи.
Тесное взаимодействие описательной речи и зрительного предметного восприятия налицо. Восприятие и связная речь взаимообусловлены в своем формировании: константность и обобщенность восприятия, с одной стороны, и подвижность зрительных образов с другой, формируются и развиваются под влиянием слова.