Курсовая работа|Педагогика

Развитие познавательного интереса в процессе географического образования

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 30

Введение

1 Особенности системы формирования познавательного интереса на уроках географии  

2 Влияние содержание предмета «География» с учетом межпредметных связей на развитие познавательного интереса

3 Методы и методические приемы обучения

4 Средства и формы обучения

5 Особенности социальных взаимодействий

Заключение

Список литературы

Целью политики нашего государства в сфере образовательной деятельности является рост доступности образования высокого уровня качества, что предполагает решение нижеследующих задач:

- рост качества в области образования в сочетании с повышением эффективности управления данной сферой;

- формирование такой структуры системы образования, которая сопровождается внедрением инновационных технологий;

- обеспечение доступности образования высокого качества для каждого ребенка;

- формирование и развитие системы комплексной работы с одаренным подрастающим поколением;

- развитие системы непрерывного образования педагогических кадров.

Проблема формирования и развития познавательного интереса в учениках среднеобразовательной школы — одна из самых актуальных в процессе ведения образовательной деятельности. Педагогикой как наукой доказана важность как теоретической разработки данной проблемы, так и ее практической творческой реализации.

Нельзя не заметить, что необходимость готовить к творчеству каждого ребенка является аксиомой, на реализацию которой должны быть отданы усилия педагогических работников.

Стремление к творческой деятельности, которая не выступает с рождением человека, а является итогом воспитательного процесса. Такое стремление может быть обращено в средство формирования и развития познавательных интересов учащихся со стороны педагогов.

Познавательный интерес может выступать в качестве мотива, обучающего средства, а также качества личности. Говоря о качестве личности, следует отметить, что оно находит свое проявление через познавательную активность самостоятельность.

Исследование состояния проблемы развития познавательного интереса в процессе географического образования показало наличие комплекса противоречивых моментов между:

- возрастающей ролью знания в жизни отдельного индивидуума и общества в целом;

- важностью применения комплексного подхода к процессам ведения образовательной, воспитательной деятельности, а также предметной областью познания;

- потребностью развития познавательного интереса у учащихся средней образовательной школы и степенью разработанности методического обеспечения данного процесса при изучения школьного курса «География».

Наличие противоречий, имеющих место между уже сложившейся в общем среднем образовательной учреждении системой изучения курса «География» и важностью корректировки содержательной и методической стороны обучения предопределили определили выбор настоящей курсовой работы на тему «Развитие познавательного интереса в процессе географического образования».

Цель настоящей курсовой работы – сформировать систему, направленную на развитие познавательного интереса в процессе географического образования.

Задачами, соответствующими поставленной цели, являются:

- выявить особенности системы формирования познавательного интереса на уроках географии;

- показать влияние содержание предмета «География» с учетом межпредметных связей на развитие познавательного интереса;

- представить методы и методические приемы обучения;

- описать средства и формы обучения;

- выделить особенности социальных взаимодействий в процессе межличностного общения при изучении курса «География».

Объект исследования – деятельность педагогов по развитию познавательного интереса учащихся средней общеобразовательной школы на уроках географии

Предмет исследования - формирование и развитие познавательного интереса у учащихся средней общеобразовательной школы на уроках географии.

Теоретической и информационной базой исследования в работе стали труды таких известных ученых-педагогов, как Е.А. Ермолин, В.Н. Федорова, Г.И. Щукина и др.

 

1 Особенности системы формирования познавательного интереса на уроках географии

Совершенствование системы образования в нашей стране по праву считается одним из важнейших приоритетов молодежной политики. Оно определяет соответствие качества образовательного процесса и его соответствие востребованным личностным потребностям, а также потребностям социума и государства. Непосредственно среднее общеобразовательное заведение обязано выработать у школьника множество компетентностей, выступающих в форме движущей силы процесса развития личности не только во время учебного процесса, но и после его завершения.

Наиболее весомыми показатели социальной компетентности современного школьника следует считать:

- интеграция знаний профессионального и социально-значимого характера,

- придание системе ЗУН (знания – умения – навыки) практическую ориентированность;

- формирование успешных навыки общения в социуме.

Представленные компетентности основаны на способности самостоятельного приобретения новой информации, ее творческой обработки, прикладного применения при решении разно-профильных заданий, что, в конечном итоге, считается качественным индикатором познавательного интереса в процессе обучения.

Одним из предметов, открывающим широкие возможности социальной компетентности ученика общеобразовательной школы, по праву считается география.

География как учебный предмет имеет широкие возможности для привлечения интереса учащихся к фактам, явлениям, процессам. Он учитывает аналоги (подобия), ассоциации: то есть все то, что вызывает активизацию мыслительного процесса, интерес к ранее неопознанному, радость удовлетворения от приобретенных знаний и, как итог, - развитие познавательного интереса.

Разнонаправленное содержание географии как науки и как учебного предмета позволяет применять разнообразные методы, приемы процесса обучения и воспитания учащихся школ. Комплекс методов и приемов, их совместимость, раскрывающий содержание учебного курса, степень подготовки класса, наличие нужных средств для обучения, внутренняя атмосфера конкретного школьного класса влечет за собой развитие познавательного интереса к уроку географии.

Планирование и последующее практическое проведение урока географии нельзя осуществить без конкретного набора средств обучения. Ни один иной предмет, кроме географии, столь вариативно и разнонаправленно не применяет карты в качестве обучаемого средства. Исследуя смысловое содержание карт, учащиеся общеобразовательных школ развивают в себе приемы мышления с учетом логики, выявляют взаимосвязи между явлениями, связи причинно-следственного характера и так далее. В итоге содержание материала изучаемого предмета или конкретное явление становится доступным и увлекательным.

Формы ведения урока географии (экскурсии, уроки непосредственно на местности, проекты территорий и так далее), а также формы организации учебной деятельности на данном уроке (индивидуальная, коллективная, групповая) побуждает интерес ученика, дополнительно активизируют его активность в части познания нового [ REF _Ref528436673 \r \h , С.27].

 И, наконец, нельзя не отметить и про возможность практического применения знаний, полученных на уроке географии. Действительно, любой ученик в обыденной жизни знакомится с предсказанием погодных явлений (хотя бы, чтобы правильно одеться), исследованием карты в походе (чтобы найти верный путь и не заблудиться). Чтобы максимально эффективно решать данные задачи, у детей и подростков должны быть выработаны не только сами знания в области географии, но и желание постоянно их пополнять, обновлять, исследовать самостоятельно ранее не изученный материал.

Итак, география, как учебный предмет (как и, собственно, - наука), содержит в себе практически неограниченные возможности для формирования и последующего развития у школьников познавательного интереса.

При этом итоги многих образовательных практик среди учителей общеобразовательных школ указывают на тот факт, что более чем у 50% учащихся-подростков наблюдается либо нейтральный, либо негативный познавательный интерес к обучению, в том числе и к уроку географии.

 Показателями данного факта являются неумение школьников:

- обрабатывать информацию, размещенную в нескольких источниках;

- самостоятельно выполнять работы научно исследовательского характера;

- грамотно излагать собственные мысли и исследовать приемы самостоятельной деятельности при работе с географической информацией.

В итоге у школьников с нейтральный и негативным познавательным интересом не вырабатывается концепция целостного взгляда на мир, происходит с запозданием развитие самосознания и контроля ведения собственной деятельности, развивается привычка к списыванию (без понимания материала), ответам исключительно по наводящим вопросам со стороны учителя или подсказке с парты более сильных учеников.

Для разрешения обозначенных проблем нейтрального или негативного познавательного интереса школьников важно обратиться непосредственно к изучению самого термина «познавательный интерес», а затем - к разработке системы, направленной на реальное формирование данного интереса.

Важно заметить, что положение о важности развития у учащихся общеобразовательных школ познавательного интереса не является новым исследованием.

Так, Я.А. Коменский, изучал новую школу в качестве источника радости, а также света и знания. Он вполне справедливо считал интерес одной из основных мер создания подобной обстановки в процессе обучения.

Ведущий русский педагог К.Д. Ушинский в познавательном интересе усматривал главный внутренний механизм успешного обучения. По его мнению, что механизм внешнего характера, связанный с «приневоливанием», не способствует достижению результата: обучение по неволе лишь усиливает нежелание обучаться. Данный педагог справедливо считал, что необходимо выполнять учебную работу в интересный, но не забавный процесс. Но такой процесс способствует выработке работы с усердием [ REF _Ref528436723 \r \h , С.63].

Обобщающий взгляд на исследования этих авторов дает возможность представить объективный вывод о том, что познавательный интерес - есть личностное образование, в совокупности с потребностями. В нем можно выделить интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы развития личности.

Многим учителям географии не безынтересны концептуальные исследования Г.И. Щукиной, для которых характерны целостность и практико-ориентированность.

Главными составляющими концепции выработки познавательного интереса Г.И. Щукиной следует считать [ REF _Ref528436741 \r \h , С.95]:

- важнейшее значение реальной деятельности при формировании познавательного интереса, этапов его развития (любознательность - любопытство - познавательный интерес - теоретический интерес);

- принципы активации процессов познания нового, которыми считаются условия развития познавательного интереса (это личность педагога, содержание непосредственно учебной программы, методы и приемы процесса обучения).

Однако, в отличие от данного автора, выделяющего только две группы составляющих концепции выработки познавательного процесса, многие современные педагоги-практики учитывают и дополнительную составляющую - выбор средств и форм организации учебного процесса.

В добавление к написанному, в отличие от мнения Г.И. Щукиной, считающей условием формирования познавательного интереса, прежде всего, личность педагога, многие современные учителя справедливо придерживаются позиции, отражающей учет характерных особенностей социальных взаимодействий 3-х видов: - учитель-ученик, учитель-группа детей и ученик-ученик.

Также следует отметить, что вносимые корректировки находят свое проявление в способности наполнять географическим содержанием теоретические положения формирования познавательного интереса общедидактического характера Г.И.Щукиной.

  1. Галай, И.П. Методика обучения географии / И.П. Галай. – Мн.: Аверсэв, 2006. — 157 с.
  2. Гожих, В.Н. Методы обучения географии / В.Н. Гожих. - Чебоксары: Чуваш. ун-т., 2001. — 68 с.
  3. Ермолин, Е. А. Константин Дмитриевич Ушинский / Е.А. Ермолин . — Ярославль: Ярослав Мудрый, 2014.
  4. Иванищева, Н.А. Методика преподавания географии / Н.А. Иванищева. - Оренбург: ИП Самарцев В.М., 2017. — 96 с.
  5. Лордкипанидзе, Д. Ян Амос Коменский / Д. Лордкипанидзе. - М., 1970.
  6. Максимова, В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В. Н. Максимова – М.: Просвещение, 1988. – 191 с.
  7. Пологрудова, И. С. Теоретические подходы к изучению «познавательного интереса» в психолого-педагогической литературе // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 366-367.
  8. Соколова, Ф.П. Межпредметные связи естественно-математических дисциплин / Ф.П. Соколова, М.Я. Голобородько. М.: Просвещение, 1980. – 343 с.
  9. Федорова, В. Н. Межпредметные связи. На материале естественнонаучных дисциплин средней школы / В.Н. Федорова, Д.М. Кирюшкин – М.: Педагогика, 1972. – 152 с.
  10. Шаин Е. Г. Дата рождения К. Д. Ушинского / Е.Г. Шаин // Педагогика. — 2004. — № 4. - С. 63—64.
  11. Щукина, Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 352 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское