Целью политики нашего государства в сфере образовательной деятельности является рост доступности образования высокого уровня качества, что предполагает решение нижеследующих задач:
- рост качества в области образования в сочетании с повышением эффективности управления данной сферой;
- формирование такой структуры системы образования, которая сопровождается внедрением инновационных технологий;
- обеспечение доступности образования высокого качества для каждого ребенка;
- формирование и развитие системы комплексной работы с одаренным подрастающим поколением;
- развитие системы непрерывного образования педагогических кадров.
Проблема формирования и развития познавательного интереса в учениках среднеобразовательной школы — одна из самых актуальных в процессе ведения образовательной деятельности. Педагогикой как наукой доказана важность как теоретической разработки данной проблемы, так и ее практической творческой реализации.
Нельзя не заметить, что необходимость готовить к творчеству каждого ребенка является аксиомой, на реализацию которой должны быть отданы усилия педагогических работников.
Стремление к творческой деятельности, которая не выступает с рождением человека, а является итогом воспитательного процесса. Такое стремление может быть обращено в средство формирования и развития познавательных интересов учащихся со стороны педагогов.
Познавательный интерес может выступать в качестве мотива, обучающего средства, а также качества личности. Говоря о качестве личности, следует отметить, что оно находит свое проявление через познавательную активность самостоятельность.
Исследование состояния проблемы развития познавательного интереса в процессе географического образования показало наличие комплекса противоречивых моментов между:
- возрастающей ролью знания в жизни отдельного индивидуума и общества в целом;
- важностью применения комплексного подхода к процессам ведения образовательной, воспитательной деятельности, а также предметной областью познания;
- потребностью развития познавательного интереса у учащихся средней образовательной школы и степенью разработанности методического обеспечения данного процесса при изучения школьного курса «География».
Наличие противоречий, имеющих место между уже сложившейся в общем среднем образовательной учреждении системой изучения курса «География» и важностью корректировки содержательной и методической стороны обучения предопределили определили выбор настоящей курсовой работы на тему «Развитие познавательного интереса в процессе географического образования».
Цель настоящей курсовой работы – сформировать систему, направленную на развитие познавательного интереса в процессе географического образования.
Задачами, соответствующими поставленной цели, являются:
- выявить особенности системы формирования познавательного интереса на уроках географии;
- показать влияние содержание предмета «География» с учетом межпредметных связей на развитие познавательного интереса;
- представить методы и методические приемы обучения;
- описать средства и формы обучения;
- выделить особенности социальных взаимодействий в процессе межличностного общения при изучении курса «География».
Объект исследования – деятельность педагогов по развитию познавательного интереса учащихся средней общеобразовательной школы на уроках географии
Предмет исследования - формирование и развитие познавательного интереса у учащихся средней общеобразовательной школы на уроках географии.
Теоретической и информационной базой исследования в работе стали труды таких известных ученых-педагогов, как Е.А. Ермолин, В.Н. Федорова, Г.И. Щукина и др.
1 Особенности системы формирования познавательного интереса на уроках географии
Совершенствование системы образования в нашей стране по праву считается одним из важнейших приоритетов молодежной политики. Оно определяет соответствие качества образовательного процесса и его соответствие востребованным личностным потребностям, а также потребностям социума и государства. Непосредственно среднее общеобразовательное заведение обязано выработать у школьника множество компетентностей, выступающих в форме движущей силы процесса развития личности не только во время учебного процесса, но и после его завершения.
Наиболее весомыми показатели социальной компетентности современного школьника следует считать:
- интеграция знаний профессионального и социально-значимого характера,
- придание системе ЗУН (знания – умения – навыки) практическую ориентированность;
- формирование успешных навыки общения в социуме.
Представленные компетентности основаны на способности самостоятельного приобретения новой информации, ее творческой обработки, прикладного применения при решении разно-профильных заданий, что, в конечном итоге, считается качественным индикатором познавательного интереса в процессе обучения.
Одним из предметов, открывающим широкие возможности социальной компетентности ученика общеобразовательной школы, по праву считается география.
География как учебный предмет имеет широкие возможности для привлечения интереса учащихся к фактам, явлениям, процессам. Он учитывает аналоги (подобия), ассоциации: то есть все то, что вызывает активизацию мыслительного процесса, интерес к ранее неопознанному, радость удовлетворения от приобретенных знаний и, как итог, - развитие познавательного интереса.
Разнонаправленное содержание географии как науки и как учебного предмета позволяет применять разнообразные методы, приемы процесса обучения и воспитания учащихся школ. Комплекс методов и приемов, их совместимость, раскрывающий содержание учебного курса, степень подготовки класса, наличие нужных средств для обучения, внутренняя атмосфера конкретного школьного класса влечет за собой развитие познавательного интереса к уроку географии.
Планирование и последующее практическое проведение урока географии нельзя осуществить без конкретного набора средств обучения. Ни один иной предмет, кроме географии, столь вариативно и разнонаправленно не применяет карты в качестве обучаемого средства. Исследуя смысловое содержание карт, учащиеся общеобразовательных школ развивают в себе приемы мышления с учетом логики, выявляют взаимосвязи между явлениями, связи причинно-следственного характера и так далее. В итоге содержание материала изучаемого предмета или конкретное явление становится доступным и увлекательным.
Формы ведения урока географии (экскурсии, уроки непосредственно на местности, проекты территорий и так далее), а также формы организации учебной деятельности на данном уроке (индивидуальная, коллективная, групповая) побуждает интерес ученика, дополнительно активизируют его активность в части познания нового [ REF _Ref528436673 \r \h , С.27].
И, наконец, нельзя не отметить и про возможность практического применения знаний, полученных на уроке географии. Действительно, любой ученик в обыденной жизни знакомится с предсказанием погодных явлений (хотя бы, чтобы правильно одеться), исследованием карты в походе (чтобы найти верный путь и не заблудиться). Чтобы максимально эффективно решать данные задачи, у детей и подростков должны быть выработаны не только сами знания в области географии, но и желание постоянно их пополнять, обновлять, исследовать самостоятельно ранее не изученный материал.
Итак, география, как учебный предмет (как и, собственно, - наука), содержит в себе практически неограниченные возможности для формирования и последующего развития у школьников познавательного интереса.
При этом итоги многих образовательных практик среди учителей общеобразовательных школ указывают на тот факт, что более чем у 50% учащихся-подростков наблюдается либо нейтральный, либо негативный познавательный интерес к обучению, в том числе и к уроку географии.
Показателями данного факта являются неумение школьников:
- обрабатывать информацию, размещенную в нескольких источниках;
- самостоятельно выполнять работы научно исследовательского характера;
- грамотно излагать собственные мысли и исследовать приемы самостоятельной деятельности при работе с географической информацией.
В итоге у школьников с нейтральный и негативным познавательным интересом не вырабатывается концепция целостного взгляда на мир, происходит с запозданием развитие самосознания и контроля ведения собственной деятельности, развивается привычка к списыванию (без понимания материала), ответам исключительно по наводящим вопросам со стороны учителя или подсказке с парты более сильных учеников.
Для разрешения обозначенных проблем нейтрального или негативного познавательного интереса школьников важно обратиться непосредственно к изучению самого термина «познавательный интерес», а затем - к разработке системы, направленной на реальное формирование данного интереса.
Важно заметить, что положение о важности развития у учащихся общеобразовательных школ познавательного интереса не является новым исследованием.
Так, Я.А. Коменский, изучал новую школу в качестве источника радости, а также света и знания. Он вполне справедливо считал интерес одной из основных мер создания подобной обстановки в процессе обучения.
Ведущий русский педагог К.Д. Ушинский в познавательном интересе усматривал главный внутренний механизм успешного обучения. По его мнению, что механизм внешнего характера, связанный с «приневоливанием», не способствует достижению результата: обучение по неволе лишь усиливает нежелание обучаться. Данный педагог справедливо считал, что необходимо выполнять учебную работу в интересный, но не забавный процесс. Но такой процесс способствует выработке работы с усердием [ REF _Ref528436723 \r \h , С.63].
Обобщающий взгляд на исследования этих авторов дает возможность представить объективный вывод о том, что познавательный интерес - есть личностное образование, в совокупности с потребностями. В нем можно выделить интеллектуальные, эмоциональные, волевые процессы развития личности.
Многим учителям географии не безынтересны концептуальные исследования Г.И. Щукиной, для которых характерны целостность и практико-ориентированность.
Главными составляющими концепции выработки познавательного интереса Г.И. Щукиной следует считать [ REF _Ref528436741 \r \h , С.95]:
- важнейшее значение реальной деятельности при формировании познавательного интереса, этапов его развития (любознательность - любопытство - познавательный интерес - теоретический интерес);
- принципы активации процессов познания нового, которыми считаются условия развития познавательного интереса (это личность педагога, содержание непосредственно учебной программы, методы и приемы процесса обучения).
Однако, в отличие от данного автора, выделяющего только две группы составляющих концепции выработки познавательного процесса, многие современные педагоги-практики учитывают и дополнительную составляющую - выбор средств и форм организации учебного процесса.
В добавление к написанному, в отличие от мнения Г.И. Щукиной, считающей условием формирования познавательного интереса, прежде всего, личность педагога, многие современные учителя справедливо придерживаются позиции, отражающей учет характерных особенностей социальных взаимодействий 3-х видов: - учитель-ученик, учитель-группа детей и ученик-ученик.
Также следует отметить, что вносимые корректировки находят свое проявление в способности наполнять географическим содержанием теоретические положения формирования познавательного интереса общедидактического характера Г.И.Щукиной.