Курсовая работа|Педагогика

Развитие словаря детей в процессе ознакомления с природой

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2013 | Страниц: 45

Введение

Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития словарного запаса детей 

1.1. Специфика и факторы развития словаря детей дошкольного возраста

1.2. Средства и методы развития словаря детей

Глава 2. Сущность природы в развитии словаря детей

2.1. Потенциальные возможности природы в психическом развитии детей

2.2. Ознакомление с природой как эффективное средство развития словаря детей  

Глава 3. Методология развития словарного запаса детей в процессе ознакомления с природой

3.1. Методические рекомендации по развитию  словаря детей в процессе ознакомления с природой в средней группе

3.2.Методические рекомендации по развитию словарного запаса детей в процессе ознакомления с природой в старшей группе

3.3. Методические рекомендации к работе по развитию  словарного запаса детей в процессе ознакомления с природой в подготовительной к школе группе

Заключение

Список литературы

Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина.

В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.

Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.

Для нашего исследования особый интерес представляют два первых направления, то есть развитие словаря детей в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира (на природоведческом материале) и освоение содержания слова на уровне его значения, которое имеет у старших дошкольников свою специфику.

Исследователи А.М. Бородич, В.В. Гербовой, В.И. Логиновой и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает мир природы, осуществляется с помощью различных методов и средств.

В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Общеизвестно, что составными частями эстетического отношения являются: эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетическая оценка природы и её явлений; эстетическое суждение ребёнка о природе, в котором выделяются качества объектов и явлений природы, и которые, в свою очередь, требуют определённого лексического богатства.

Особую актуальность данная проблема приобретает ещё и в связи с тем, что при обучении чтению в 1 классе, современные азбуки содержат лексику природоведческой тематики, что создает необходимость освоения её значения в дошкольном возрасте. Исследование этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.

Цель исследования: изучить особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с природой.

Объект исследования: процесс развития словаря детей.

Предмет исследования: методы и приёмы, способствующие развитию словаря детей  в процессе ознакомления с природой.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:

  • Раскрыть специфику и факторы развития словаря детей дошкольного возраста
  • Проанализировать способы и методы развития словаря детей
  • Выявить потенциальные возможности природы в психическом развитии детей
  • Рассмотреть особенности ознакомления с природой как эффективного средство развития словаря детей
  • Разработать методические рекомендации к работе по развитию словарного запаса детей в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников.

 

Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития словарного запаса детей

1.1. Специфика и факторы развития словаря детей дошкольного возраста

Существует Базисный компонент дошкольного образования – это минимально необходимый и одновременно достаточный уровень знаний, умений и навыков ребёнка на каждом возрастном этапе (младенческий, ранний, дошкольный периоды детства), выражающийся в конкретных качественно-колличественных показателях поведения и деятельности ребёнка, и не при каких условиях, ни в одном дошкольном учреждении не может быть снижен. Он является обязательным и для детей, не посещающих детский сад.

Под базисным компонентом дошкольного образования понимается определённая степень компетентности ребёнка или его осведомлённость. Степень компетентности – это поликомпонентное возрастное образование, включающее комплекс базисных личностных характеристик, потребностей и способностей, систему знаний и жизненно необходимых умений и навыков; качественных психологических новообразований возраста, позволяющих ребёнку свободно ориентироваться в окружающем его социуме и максимально реализовать свои естественные потенции развития [17].

Базисный минимум знаний, умений и навыков ребёнка дошкольного возраста рассматривается современными учёными как полиаспектное образование, составляющее совокупность минимальных единиц измерения разнообразных компетенций ребёнка-дошкольника. Составной частью базисного компонента выступает коммуникативная компетенция, которая охватывает языковую и речевую компетенции, а они, в свою очередь, лексическую, фонетическую, грамматическую, диамонологическую. Рассмотрим некоторые виды речевой компетенции и обратим внимание на лексическую компетенцию.

 Речевая компетенция – умение ребёнка адекватно и уместно практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности [4].

Лексическая компетенция – наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты.

К концу дошкольного возраста: словарь ребёнка достигает 4-4,5 тысяч слов, охватывающий все части речи. Ребёнок употребляет в активной речи слова различной сложности: синонимы, антонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, многозначные слова, слова и фразы с основным и переносным значением. Знает и уместно использует пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, скороговорки. Владеет формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией общения (приветствие, прощание, знакомство, извинение, благодарность, просьба, встреча, комплимент). По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка достигает такого уровня, который позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и детьми, поддерживать разговор на любую тему в пределах понимания ребёнка [33].

Таким образом, в развитии словаря детей дошкольного возраста прослеживаются две стороны:

Количественный рост словарного запаса.

Качественное развитие, то есть овладение значениями слов.

Количественный рост словаря. Детство – этап подготовки к будущей жизни. Дошкольный возраст – период стремительного физического и психического развития ребёнка, период быстрого обогащения словаря. Также по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой – это период наиболее интенсивного становления и развития личности, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.

Увеличение словаря зависит от условий воспитания и развития ребёнка, вот почему нет точных данных о количестве слов дошкольников одного и того же возраста. Также на ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других – процесс накопления слуховых образов слов совершается скрыто. Тогда словарь растёт скачкообразно. Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом по овладению речью: к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, от 2-3 до 15 слов, развивается понимание речи (пассивный словарь), опережающее активный словарь. Малыш, в силу этой особенности, выражает свои желания и потребности жестами, мимикой, обобщающим словом [11].

Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из трёх – четырёх слов. К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Но к трём годам словарь достигает 1,5 тысяч слов, а к четырём в пределах 2-х тысяч. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами. В речи детей преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребёнок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными.

На пятом году активный словарь достигает 2-2,5 тысяч слов, что дает ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. В период 6-7 лет активизируется пассивный словарь, расширяется активный до 4-х тысяч слов. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния [3].

Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребёнка, т.е. в речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. И можно сказать, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарём, обеспечивающим общение с окружающими.

Для того чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними. Уровень обобщения, получаемого с помощью слова, не есть что-то постоянное, раз навсегда данное: в зависимости от количества систем условных связей, выработанных на слово, уровень обобщения этим словом может быть больше или меньше; при угашении этих связей обобщающее действие слова утрачивается [15].

А.Р. Лурия в своей работе указывал на то, что «на самом деле значение слова претерпевает сложнейшее развитие, и если предметная отнесённость слова может оставаться одной и той же, то его значение, иначе говоря, та система связей и отношений, которая за ним стоит, та система обобщений, которая выполняется словом, развивается; поэтому слово на различных ступенях развития не только меняет свою структуру, но начинает опираться на новые соотношения психологических процессов» [16].

Слова, воспринимаемые ребёнком раннего возраста, вовсе не вызывают чёткой предметной соотнесённости и ещё не имеют устойчивой обобщающей функции, а скорее вызывают лишь жесты и действия ребёнка, мало отличаясь от других сигналов.

Подобные сигналы сохраняются и на последующем этапе развития ребёнка, когда слово уже начинает приобретать некоторые черты подлинной системы знаков, но ещё само не обозначает предмет, а только признак его, которые ребёнок оценивает как несущие наибольшую информацию.

С появлением морфологически дифференцированного слова значительно увеличивается словарь ребёнка.

Процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слова и его конкретным значением, занимающий центральное место у ребёнка 3-5 лет, в течение длительного времени отличается тем, что слова продолжают носить конкретный характер [14].

Г.М. Лямина указывает на то, что темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всём этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком [8].

Н.Х. Швачкин выделяет следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:

  1. В восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему значением (ребёнок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово).
  2. должна быть непосредственная связь между звучанием и значением слова. У дошкольника возникает потребность видоизменять звуковую форму слова («самолетчик» вместо летчик).
  3. В значение слова вкладывается живой, осязаемый смысл («палисадник – полсадик»).
  4. Ребёнок склонен придавать буквальный смысл словам, которые он произносит («на автобусе ездит только автобусник») [31].

В дошкольный период понимания переносного значения слова затруднено, так как происходит сначала усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает у детей удивление и несогласие.

В результате мы можем сделать вывод о том, что значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.

Вывод: Дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов, является той генетической ступенью, на которой закладываются основы умственного, нравственного, речевого развития человека. В этот период детства ребёнок чрезвычайно сензитивен.

Кроме того, как отмечают А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, в старшем дошкольном возрасте идёт процесс целенаправленного формирований знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что речевое воспитание детей необходимо начинать именно на этапе дошкольного детства [27].

  • Алексеева, М.М. Методика развития речи дошкольников/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М., 2006.
  • Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей /А.Г.Арушанова. - М., 2005.
  • Бавыкина, Г.Н. Формирование словаря детей дошкольного возраста / Г.Н.Бавыкина - Комсомольск-на Амуре, 1996.
  • Бурангулова Г.Х. Преемственность в овладении предложением как единицей речи детьми в системе «ДОУ-Начальная школа». Автореф. канд. дис. Чебоксары, 2001
  • Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 380с.
  • Выготский, Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте Избранные психологические исследования/ Л.С.Выготский. - М., 2006. – 453с.
  • Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду// Программа и методические рекомендации для работы с детьми/ В.В..Гербова. - М., 2007.
  • Грамота. Литература и речь. Работа со школой:: Сборник практических материалов для ДОУ к программе «Развитие»/ Ред.-сост. О.Г.Жукова. – М., 2008.
  • Дорохина Н.А., Гукленгоф Л.Н. Организация работы по преемственности в структуре образовательного учреждения «Начальная школа-ДОУ». М, 2002.
  • Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П.Г. Саморуковой. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 2003. – 207с.
  • Колунова, Л.А. Работа над словом в процессе развития речи старших дошкольников// Проблемы изучения речи дошкольников/ Л.А.Колунова. - М., 2004.
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). Под ред. Н.Ф. Виноградовой. М., 2000 г.
  • Кондратьева, Н.Н. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста// Автореф.дисс.канд.пед.наук/ Н.Н.Кондратьева. - Л., 1986.
  • Коротаева, А Е. Творческая педагогика для дошкольника// Дошкольное воспитание. - 2006. - № 6. стр. 32-34
  • Кудрявцев, В.Т. Тропинки. Концептуальные основы проекта развивающего дошкольного образования/ В.Т.Кудрявцев. – М., 2007.
  • Лурия, А.Р. Язык и сознание/ Под ред. Е.Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2000. – 416 с.
  • Маркова, Т.А. Особенности гуманистических проявлений детей старшего дошкольного возраста по отношению к живому в природе / Гуманизация процесса воспитания и развития дошкольника /Межвузовский сборник научных трудов. – СПб, 2006. – 437с.
  • Максимова М.В. Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Москва, 2002. – 376с.
  • Максимова. М.В. О речевой готовности детей к школе // Стратегия дошкольного образования в 21 веке: проблемы и перспективы. - М., 2001. – 365с.
  • Маркина М.Г. Формирование коммуникативной готовности детей к обучению в школе. М., 2005. – 376с.
  • Методика ознакомления детей с природой в детском саду: Учеб. Пособие для пед. училищ по спец. «Дошк. Воспитание»/ Под ред. П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2001. - 240с.
  • Николаева, С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольная педагогика, 2001, №2. – с.15.
  • Николаева, С. Н.Ознакомление дошкольников с неживой природой // Дошкольное воспитание. – 2000, №7 – с.31-33.
  • Николаева С.Н. Программа “Юный эколог”. Творческий Центр. Сфера. М., 2008. – 218с.
  • Поваляева М.А. Развитие речи детей при ознакомлении с природой. Р-н/Д.: Феникс, 2002. – 237с.
  • Программа обучения и воспитания в детском саду.//Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2006.
  • Программа 2100. Развитие речи дошкольников. М., 2001.
  • Развитие речи дошкольников.//Под редакцией Ф.А. Сохина, М., 2004. – 287с.
  • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников/ Н.А.Стародубова. - М., 2006. – 309с.
  • Сурнина М.В. Преемственность формирования предпосылок учебной деятельности детей в системе «ДОУ-начальная школа» // Современные тенденции развития системы специального образования: Сборник материалов региональной научно-практической конференции. - Н.Новгород, 2005 - С.74 - 77.
  • Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. / Е.И.Тихеева. - М., 2001. – 287с.
  • Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника/О.С. Ушакова – М., 2008. – 387с.
  • Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников Творческий Центр. Сфера. М., 2008. – 283с.
  • Ушакова, О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова - М., 2008. – 273с.
  • Ушинский, К.Д. Родное слово. // К.Д. Ушинский. Соч. т.2.М., Л., 1948.
  • Флёрина, Е.А. Живое слово дошкольнику / Е. А.Флёрина. — М., 1958.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское