Актуальность исследования обусловлена необходимостью более полного освещения вопросов, связанных с лексическим развитием ребёнка. Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.
На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С. Ляховская, Н.П. Савельева, А.П. Иваненко, Е.М. Струнина.
В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Анализ особенностей освоения детьми лексики позволяет выделить в словарной работе несколько направлений: во-первых, овладение словами, обозначающими предметы и явления окружающего мира, на основе их целостного восприятия; во-вторых, освоение содержания слова на уровне его значения и, в-третьих, усвоение слова как единицы языка на уровне смысла.
Для нашего исследования особый интерес представляют два первых направления, то есть развитие словаря детей в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира (на природоведческом материале) и освоение содержания слова на уровне его значения, которое имеет у старших дошкольников свою специфику.
Исследователи А.М. Бородич, В.В. Гербовой, В.И. Логиновой и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает мир природы, осуществляется с помощью различных методов и средств.
В процессе созерцания природы ребёнок имеет возможность правильно определить величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д. Но все это ребёнок может только при условии наличия в его словаре соответствующих названий предметов, объектов и явлений, а также сформированности соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладение хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, которые у него надо систематически развивать. Общеизвестно, что составными частями эстетического отношения являются: эстетическое восприятие формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетическая оценка природы и её явлений; эстетическое суждение ребёнка о природе, в котором выделяются качества объектов и явлений природы, и которые, в свою очередь, требуют определённого лексического богатства.
Особую актуальность данная проблема приобретает ещё и в связи с тем, что при обучении чтению в 1 классе, современные азбуки содержат лексику природоведческой тематики, что создает необходимость освоения её значения в дошкольном возрасте. Исследование этих проблем представляет исключительный интерес для педагогической теории и практики.
Цель исследования: изучить особенности развития словаря детей в процессе ознакомления с природой.
Объект исследования: процесс развития словаря детей.
Предмет исследования: методы и приёмы, способствующие развитию словаря детей в процессе ознакомления с природой.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:
- Раскрыть специфику и факторы развития словаря детей дошкольного возраста
- Проанализировать способы и методы развития словаря детей
- Выявить потенциальные возможности природы в психическом развитии детей
- Рассмотреть особенности ознакомления с природой как эффективного средство развития словаря детей
- Разработать методические рекомендации к работе по развитию словарного запаса детей в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературных источников.
Глава 1. Психолого-педагогические особенности развития словарного запаса детей
1.1. Специфика и факторы развития словаря детей дошкольного возраста
Существует Базисный компонент дошкольного образования – это минимально необходимый и одновременно достаточный уровень знаний, умений и навыков ребёнка на каждом возрастном этапе (младенческий, ранний, дошкольный периоды детства), выражающийся в конкретных качественно-колличественных показателях поведения и деятельности ребёнка, и не при каких условиях, ни в одном дошкольном учреждении не может быть снижен. Он является обязательным и для детей, не посещающих детский сад.
Под базисным компонентом дошкольного образования понимается определённая степень компетентности ребёнка или его осведомлённость. Степень компетентности – это поликомпонентное возрастное образование, включающее комплекс базисных личностных характеристик, потребностей и способностей, систему знаний и жизненно необходимых умений и навыков; качественных психологических новообразований возраста, позволяющих ребёнку свободно ориентироваться в окружающем его социуме и максимально реализовать свои естественные потенции развития [17].
Базисный минимум знаний, умений и навыков ребёнка дошкольного возраста рассматривается современными учёными как полиаспектное образование, составляющее совокупность минимальных единиц измерения разнообразных компетенций ребёнка-дошкольника. Составной частью базисного компонента выступает коммуникативная компетенция, которая охватывает языковую и речевую компетенции, а они, в свою очередь, лексическую, фонетическую, грамматическую, диамонологическую. Рассмотрим некоторые виды речевой компетенции и обратим внимание на лексическую компетенцию.
Речевая компетенция – умение ребёнка адекватно и уместно практически пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя с этой целью речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности [4].
Лексическая компетенция – наличие определённого запаса слов в пределах возрастного периода, способность адекватно использовать лексемы, уместно употреблять образные выражения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты.
К концу дошкольного возраста: словарь ребёнка достигает 4-4,5 тысяч слов, охватывающий все части речи. Ребёнок употребляет в активной речи слова различной сложности: синонимы, антонимы, омонимы, эпитеты, метафоры, многозначные слова, слова и фразы с основным и переносным значением. Знает и уместно использует пословицы, поговорки, прибаутки, загадки, скороговорки. Владеет формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией общения (приветствие, прощание, знакомство, извинение, благодарность, просьба, встреча, комплимент). По количественной и качественной характеристике словарь ребёнка достигает такого уровня, который позволяет ему легко и непринужденно общаться со взрослыми и детьми, поддерживать разговор на любую тему в пределах понимания ребёнка [33].
Таким образом, в развитии словаря детей дошкольного возраста прослеживаются две стороны:
Количественный рост словарного запаса.
Качественное развитие, то есть овладение значениями слов.
Количественный рост словаря. Детство – этап подготовки к будущей жизни. Дошкольный возраст – период стремительного физического и психического развития ребёнка, период быстрого обогащения словаря. Также по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой – это период наиболее интенсивного становления и развития личности, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность.
Увеличение словаря зависит от условий воспитания и развития ребёнка, вот почему нет точных данных о количестве слов дошкольников одного и того же возраста. Также на ранних этапах, да и в дальнейшем, развитие речи осуществляется в значительной мере благодаря речевому подражанию. Но у одних детей освоение на его основе лепета, первых слов, рост словаря совершается равномерно, поступательно. У других – процесс накопления слуховых образов слов совершается скрыто. Тогда словарь растёт скачкообразно. Первый год жизни ребёнка является подготовительным этапом по овладению речью: к концу года малыш произносит простые гласные и согласные звуки, звукосочетания, от 2-3 до 15 слов, развивается понимание речи (пассивный словарь), опережающее активный словарь. Малыш, в силу этой особенности, выражает свои желания и потребности жестами, мимикой, обобщающим словом [11].
Со второй половины второго года ребёнок всё чаще говорит предложения, состоящие уже из трёх – четырёх слов. К концу второго года речь малыша хотя и становится основным средством общения, однако ещё далека от совершенства. Словарь небольшой – от 100 до 300 слов. Но к трём годам словарь достигает 1,5 тысяч слов, а к четырём в пределах 2-х тысяч. Это происходит за счёт заимствования слов из речи взрослых, овладения способами образования слов. Ребёнок четвёртого года жизни уже достаточно владеет речью, чтобы понятно выражать свои мысли, желания, цели словами, а не жестами. В речи детей преобладают существительные и глаголы, но постепенно ребёнок начинает пользоваться местоимениями, наречиями, числительными.
На пятом году активный словарь достигает 2-2,5 тысяч слов, что дает ребёнку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии. В период 6-7 лет активизируется пассивный словарь, расширяется активный до 4-х тысяч слов. Это происходит не только за счёт увеличения числа существительных, обозначающих предметы, прилагательных, обозначающих признаки, свойства, качества, но и за счёт постепенного овладения суффиксальным, приставочным способами образования слов, обозначающих детали, оттенки, переходные состояния [3].
Состав словаря отражает круг интересов и потребностей ребёнка, т.е. в речи детей можно обнаружить слова, обозначающие разные сферы жизни. И можно сказать, что дети уже на третьем году жизни располагают довольно разнообразным словарём, обеспечивающим общение с окружающими.
Для того чтобы приблизить понимание речи у детей к нашему, нужна систематическая работа с ними. Уровень обобщения, получаемого с помощью слова, не есть что-то постоянное, раз навсегда данное: в зависимости от количества систем условных связей, выработанных на слово, уровень обобщения этим словом может быть больше или меньше; при угашении этих связей обобщающее действие слова утрачивается [15].
А.Р. Лурия в своей работе указывал на то, что «на самом деле значение слова претерпевает сложнейшее развитие, и если предметная отнесённость слова может оставаться одной и той же, то его значение, иначе говоря, та система связей и отношений, которая за ним стоит, та система обобщений, которая выполняется словом, развивается; поэтому слово на различных ступенях развития не только меняет свою структуру, но начинает опираться на новые соотношения психологических процессов» [16].
Слова, воспринимаемые ребёнком раннего возраста, вовсе не вызывают чёткой предметной соотнесённости и ещё не имеют устойчивой обобщающей функции, а скорее вызывают лишь жесты и действия ребёнка, мало отличаясь от других сигналов.
Подобные сигналы сохраняются и на последующем этапе развития ребёнка, когда слово уже начинает приобретать некоторые черты подлинной системы знаков, но ещё само не обозначает предмет, а только признак его, которые ребёнок оценивает как несущие наибольшую информацию.
С появлением морфологически дифференцированного слова значительно увеличивается словарь ребёнка.
Процесс овладения чёткой предметной отнесённостью слова и его конкретным значением, занимающий центральное место у ребёнка 3-5 лет, в течение длительного времени отличается тем, что слова продолжают носить конкретный характер [14].
Г.М. Лямина указывает на то, что темпы освоения ребенком, как языковых средств, так и функций речи достаточно высоки. Каждый год жизни здесь характеризуется новыми приобретениями. При всём этом процесс достаточно растянут во времени, вследствие непрочности приобретаемых умений, индивидуальных темпов и путей овладения родным языком [8].
Н.Х. Швачкин выделяет следующие особенности понимания значений слов дошкольниками:
- В восприятии дошкольника каждый предмет должен обладать свойственным ему значением (ребёнок ищет в значении слова буквальное отражение предмета или явления, к которым относится слово).
- должна быть непосредственная связь между звучанием и значением слова. У дошкольника возникает потребность видоизменять звуковую форму слова («самолетчик» вместо летчик).
- В значение слова вкладывается живой, осязаемый смысл («палисадник – полсадик»).
- Ребёнок склонен придавать буквальный смысл словам, которые он произносит («на автобусе ездит только автобусник») [31].
В дошкольный период понимания переносного значения слова затруднено, так как происходит сначала усвоение основного значения. Всякое употребление слов в переносном значении вызывает у детей удивление и несогласие.
В результате мы можем сделать вывод о том, что значение слова возникает раньше понятия и является предпосылкой его становления. В ходе своего развития речь ребёнка перестаёт быть зависимой от чувственной ситуации.
Вывод: Дошкольный возраст, как отмечается в исследованиях физиологов, психологов, педагогов, является той генетической ступенью, на которой закладываются основы умственного, нравственного, речевого развития человека. В этот период детства ребёнок чрезвычайно сензитивен.
Кроме того, как отмечают А.Н. Леонтьев, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, в старшем дошкольном возрасте идёт процесс целенаправленного формирований знаний, чувств, оценок, переживаний, развитие способностей и интересов. Всё вышесказанное свидетельствует о том, что речевое воспитание детей необходимо начинать именно на этапе дошкольного детства [27].