Курсовая работа|Педагогика

Использование электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры БЖД

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 81

Введение

Глава I. Теоретические основы использования электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности 

1.1 Культура безопасности жизнедеятельности как педагогический  феномен

1.2 Электронные образовательные ресурсы и их использование в учебном процессе  

Выводы по I главе

Глава II. Методика использования электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности

2.1. Оценка потенциала школьного курса основ безопасности жизнедеятельности для использования электронных образовательных ресурсов

2.2 Методические рекомендации использования электронных образовательных ресурсов 

2.3 Результаты педагогического эксперимента

Выводы по II главе

Заключение

Список литературы

Приложения  

Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

Основной задачей общеобразовательного учреждения является улучшение условий организации и проведения учебно-воспитательного процесса с целью повышения качества теоретической и практической подготовки учащихся. Учителя находятся в постоянном поиске новых технологий обучения, направленных на гуманизацию образовательных и воспитательных систем, ориентированных на качественное изменение современного педагогического процесса.

В настоящее время, согласно приоритетному национальному проекту «образование» с 2006 года идет обеспечение всех российских школ доступом к сети интернет и оснащение школ учебными и учебно-наглядными пособиями и оборудованием [3]. Тем самым реализуется установка  обеспечения современного качества образования, соответствующего актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Модернизации подвергается не только сфера содержания и методики обучения, но и обновление средств обучения. Внедрение и использование современной техники и источников информации в образовательную среду – это осознанная необходимость, а так же закономерный этап развития образования. В практике преподавания ОБЖ учителя часто сталкиваются с проблемами, касающимися средств обучения: нехватка самих средств, проблема обновления устаревшей техники и информации, невозможность демонстрации некоторых практических навыков, заложенных в курсе обучения. Большую часть вышеперечисленных проблем позволяет решить использование компьютера и доступа в сеть интернет, но тут следует учесть, что полностью заменить старые средства, а особенно средства наглядности невозможно. Идеально было бы сочетание современных технологий и традиционных средств обучения. Процесс интеграции современных информационно-коммуникационных технологий в различные образовательные области, в том числе в курс ОБЖ, требует анализа с позиции дидактической и методической обоснованности их применения.

Внедрение новых образовательных технологий на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» существенно меняет структуру школьного урока. Использование активных методов обучения диктуют новые способы структурирования и подачи материала, формы проведения занятий, опроса.

Учитель ОБЖ, который владеет технологической компетентностью с использованием электронных образовательных ресурсов может влиять на формирование умений и навыков творческого и интеллектуального развития школьников, изменять их мотивацию и познавательную активность учащихся

В процессе исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью формирования предметных знаний на уроках ОБЖ и недостаточным методическим обеспечением для внедрения электронных образовательных ресурсов, которые направлены на оптимизацию образовательного процесса. Выявленное противоречие обусловило выбор темы работы - «Использование электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности», а так же определило объект, предмет, цель, задачи и гипотезу исследования.

Объект исследования: процесс повышения эффективности у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности.

Предмет исследования: совершенствование образовательного процесса посредством использования электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности.

Цель исследования: выявить эффективность использования электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности.

Задачи исследования:

Провести анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования.

Раскрыть культуру безопасности жизнедеятельности как педагогический феномен.  

Выявить особенности электронных образовательных ресурсов и их использования в учебном процессе.

Осуществить оценку потенциала школьного курса основ безопасности жизнедеятельности для использования электронных образовательных ресурсов.

Разработать методические рекомендации использования электронных образовательных ресурсов.

Осветить результаты педагогического эксперимента, сделать соответствующие выводы.

Гипотеза исследования: формирование культуры безопасности жизнедеятельности у учащихся на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» будет эффективным, если:

-рассматривать электронные образовательные ресурсы как элемент оптимизации образовательного процесса на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности»;

-обеспечить развитие у учащихся познавательного интереса;

-разработать и внедрить систему уроков с использованием электронных образовательных ресурсов.

Методы исследования:

-теоретические методы: теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования (направлен на выявление актуальности и состояния изученности проблемы)

-эмпирические методы: наблюдение, тестирование (направлено на изучение уровня предметных знаний у учащихся); анкетирование (направлено на выявления познавательного интереса учащихся).

Теоретико-методологическую основу исследования составили работы: Н.С.Анисимовой,  Д. В. Баяндина, А.В.Кубышкина, А.И. Мухина, Г.А. Бордовского, Л.М. Веккера, И.И. Дрига, Г.И. Рах, Г.М. Коджаспировой, А.С. Лысенко, Е.А. Мамонтовой, М.Л. Портнова , В.П. Соломина и др.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21 города…..

Научно-методическая и практическая значимость исследования заключается в том, что исследование носит актуальный характер, так как, несмотря на значительное количество публикаций по проблеме совершенствования учебного процесса материалы не содержат достаточных методических разработок для внедрения электронных образовательных ресурсов в процесс обучения. В работе сделана попытка обобщить и систематизировать электронные образовательные ресурсы, уточнить их понятийно-терминологический аппарат, выявить влияние на развитие познавательного интереса у учащихся, формирование знаний на уроках ОБЖ.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.

 

Глава I. Теоретические основы использования электронных образовательных ресурсов для развития у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности  1.1 Культура безопасности жизнедеятельности как педагогический феномен 

Для обозначения культуры безопасности, ее составных частей, аспектов, свойств в научной и методической литературе используются различные термины. В публикациях используются различные термины: «культура безопасности», «культура личной безопасности», «культура предупреждения рисков», «культура риска и безопасности», «культура безопасной жизнедеятельности», «культура выживания», «культура безопасности жизнедеятельности» и др.

С нашей точки зрения, наиболее предпочтительным оказывается словосочетание «культура безопасности» за простоту, краткость и фиксацию широкого круга явлений: от культуры безопасности общества в целом до различных аспектов культуры безопасности конкретного человека. В нем присутствуют два признака явления: родовой и видовой, являющиеся необходимыми и достаточными для различения культуры безопасности от других явлений. На основе данного понятия возможно конструирование и применение различных понятий, фиксирующих различные свойства, аспекты, компоненты, этапы развития, формы реализации, уровни развития и т.д. культуры безопасности [1].

А.Т. Смирнов, А.П. Еперин пришли к следующему определению культуры безопасности - это обеспечение условий и воспитания в человеке внутренних потребности работать безопасно. Иной термин используется в следующем определении культуры выживания - это превращение вынужденного процесса существования на грани, в экстремальных условиях, в полноценную, достойную человека жизнь [14].

Понятие «культура безопасности» В. А. Ясвин формулирует через понимание сущности культуры национальной безопасности России как относительно самостоятельного компонента культуры страны, представляющего собой совокупность созданных народом материальных и духовных ценностей, характеризующей содержание и своеобразие способа познания и воспроизведения отношений безопасного бытия, функционирования и развития личности, общества и государства российского генотипа [40].

Н.М. Борытко определяет культуру безопасности как процесс сохранения и развития целей, идеалов, ценностей, норм и традиций человека, семьи и общества; социальных институтов и сетей; обеспечения устойчивого и конструктивного взаимодействия людей с защищенностью их от неприемлемых рисков, угроз, опасностей и вызовов. «Культура безопасности» социологическая категория, отображающая социальные отношения, направленные на устранение и минимизацию социальных рисков, опасностей и угроз, возникающих на уровне личности, группы, общества, государства в различных социальных условиях. Культура безопасности российского общества - это специфическая совокупность ориентиров, средств, форм и способов взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности, социального взаимодействия и общения [6].

Н.И Хромов рассматривает культуру жизнеобеспечения как область культуры, регулирующую деятельность человека по поддержанию, сохранению и развитию биосоциальных оснований и структур его существования. По мнению Н.И Хромова, культура жизнеобеспечения включает экологическую культуру, репродуктивную культуру, культуру здоровья, культуру реабилитации, культуру безопасности жизни и экстремального жизнеобеспечения. Культура безопасности и экстремального жизнеобеспечения предполагает создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасность жизни и выживание в экстремальных условиях [34]. Из рассмотренного следует, что культуру безопасности целесообразно рассматривать как социальный феномен, входящий в культуру общества в составе культуры жизнеобеспечения.

Как можно увидеть, рассмотренные выше авторы используют разные понятия, рассматривают различные аспекты культуры безопасности, предлагают во многом отличные варианты использования и определения понятия «культура безопасности». С учетом имеющихся в науке подходов к определению и применению данного понятия проанализируем теоретические предпосылки и изложим основные выводы о сущности, структуре культуры безопасности, рассмотрим проблему включения культуры безопасности в содержание школьного образования.

В концепции культуры, разработанной В.И. Загвязинскиv, сформулированы положения, имеющие методологическое значение для нашего исследования. В.И. Загвязинский считает: культура как социальное явление обнимает все, что создает субъект, осваивая мир объектов [13]. Культура выражает меру власти человека над внешней природой и природой собственной, физической и психической. Культура общества есть показатель уровня его развития, степени его отдаления от исходного природно-животного состояния. Культура отдельного человека определяется богатством приобретенных им социально-человеческих качеств, поднимающих данную личность над природными данными. Культура общества включает культуру той или иной части общества и культуру отдельной личности. Культура - продукт деятельности общества, общество - субъект этой деятельности. Функции культуры столь же бесконечно многообразны, как потребности социальной жизни, которые она призвана удовлетворять. Между культурой и ее функционированием должна существовать высокая степень изоморфизма, работа этой системы определяется ее содержательным наполнением, а оно определяется тем назначением, которое есть у всех компонентов системы. Основополагающие функции культуры обусловлены сложностью ее структуры: обеспечение общества всем необходимым для противоборства с природой, для его прогрессивного развития, обеспечение собственной мобильности, динамичности, продуктивности, эффективности всех своих механизмов, короче - безостановочное самосовершенствование. Данные функции выявили две направленности культуры как системы - внешнюю и внутреннюю.

На основе выявленных в науке свойств культуры, проанализированных признаков понятия «безопасность» и характеристик процесса обеспечения безопасности, могут быть сформулированы основные признаки культуры безопасности общества, учитывая, что культура безопасности - составная часть культуры. Следовательно, наиболее фундаментальные свойства культуры как целого явления в той или иной степени присущи его части - культуре безопасности. Существенным признаком культуры является ее влияние на уровень безопасности человека и общества. Культура как социальное явление, противостоящее внешней по отношению к человеку и внутренней природе человека, возникла именно как фактор выживания первобытного общества и древнего человека, т.е. культуре изначально присуща «защитная» функция. Таким образом, культура в широком смысле является культурой безопасности, поскольку одна из основных функций культуры - защита человека и общества. Следовательно, защитная функция культуры должна соответствовать структурным компонентам культуры, которые обеспечивают ее реализацию. Однако связь между структурой культуры и ее защитной функцией неоднозначная и нелинейная. Защитная функция культуры имеет процессуальный и содержательный аспекты. Содержание защитной функции включает защиту экономических, политических, нравственных и других интересов и ценностей. Как процесс, данная функция культуры воплощается в виде предпосылки обеспечения безопасности; при реализации защитной функции культуры; и как результат - защиты интересов общества и человека. Полифункциональность и многогранность культуры и человека приводят к тому, что элементы культуры, специально не предназначенные для обеспечения безопасности, обладают потенциальными возможностями влияния на защищенность человека и общества. Защитный потенциал таких элементов культуры реализуется на основе использования компонентов культуры, основная функция которых - обеспечение безопасности человека и общества [16].

Возникновение и развитие культуры характеризуются противоречивыми тенденциями. С одной стороны, культура в качестве основной функции изначально выполняет функцию защиты человека и общества от природных факторов. Именно для защиты от голода, холода, хищников были предназначены самые первые элементы культуры: первые орудия труда, коллективные формы жизнедеятельности людей, способы охоты и добывания огня и т.д. Это дает основание назвать один из признаков культуры безопасности: элементы культуры, основная функция которых - защита человека и общества от факторов риска. С другой стороны, по мере развития общества отдельные элементы культуры становятся факторами риска, причиняющими вред, ущерб человеку, обществу и природе. Причины такой тенденции различны. Развитие культуры характеризуется чрезвычайной вариативностью, многообразием целей, структурных компонентов, форм проявления и функций, и в этом развитии возникают не только удачные, плодотворные и безопасные элементы, но и неудачные, бесплодные и даже причиняющие ущерб человеку и обществу. В самом широком смысле - культура безопасности общества - совокупность элементов культуры, способствующих совершенствованию и реализации потенциальных возможностей общества в защите человека, общества и природы от факторов риска. Учитывая, что данное определение является абстрактным и нуждается в уточнении и конкретизации, перейдем к рассмотрению структурных компонентов культуры безопасности. Выясним структуру и функции культуры безопасности общества.

Культура безопасности общества как компонент культуры включает различные социальные явления и процессы [3]:

- материальные продукты человеческой деятельности, специально предназначенные для профилактики травм, болезней, причинения человеку, обществу ущерба, вреда. Основная функция таких предметов заключается в профилактике и преодолении воздействия на человека вредных и опасных факторов жизнедеятельности;

- социальные институты, основная задача которых состоит в обеспечении безопасности человека и общества: пожарная охрана, подразделения МЧС, аварийная газовая служба и т.д.;

- формы организации жизни и деятельности людей, их взаимоотношения, основная задача которых состоит в обеспечении индивидуальной и коллективной безопасности;

- личностное воплощение культуры безопасности в жизни и деятельности профессиональных специалистов, членов общественных организаций и объединений;

- отрасли научного знания, обобщающие, исследующие законы безопасной жизнедеятельности человека и общества, нормы, значения, знания, фиксирующие основные закономерности и правила безопасной жизнедеятельности. Результаты научного познания правил и закономерностей безопасности человека и общества фиксируются при помощи знаков, символов, графики, в виде текстов и т.д.;

  1. Акимова Л.А. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050104.65 Безопасность жизнедеятельности/ Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев; под ред. С.В. Петрова; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, Оренб.гос.пед.ун-т. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010. – 248 с.
  2. Анисимов В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе / В.В. Анисимов //Общие основы педагогики: учеб. для вузов. М.: Просвещение, 2012. – 369 с.
  3. Байбородова Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие./Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. М.: ВЛАДОС, 2013. – 272 с.
  4. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров / В.П. Беспалько //Педагогика третьего тысячелетия. М.: Просвещение, 2012. – 194 с.
  5. Богданова О.А. Использование компьютерных технологий для внутришкольной оценки качества качеств знаний и умений учащихся /О.А. Богданова // Научно-методический журнал. 2009. – № 1. – с. 18-23.
  6. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко. М.: Академия, 2012. – 288с.
  7. Гамезо М.В. Атлас по психологии: информационно-методическое пособие по курсу «Психология человека» / М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. М.: Просвещение, 2014. – 76 с.
  8. Диагностическая и координационная работа школьного психолога / Под ред. И.В. Дубровиной М.: Педагогика, 2012. – 211 с.
  9. Ермакова М.А. Основы научно-методической деятельности студентов: учебное пособие для студентов педагогических вузов /М.А. Ермакова, Н.В. Сократов, Т.И. Меерзон. Мин-во образования и науки Рос. Федерации; Оренб. гос. пед. университет. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. – 168 с.
  10. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг / Ю.М. Жуков. М.: Просвещение, 2013. – 92 с.
  11. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-9 классы) / Н.И. Дереклеева, М.Ю. Савченко, И.С. Артюхова. М.: ВАКО, 2012. – 304 с.
  12. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебн. пособие для студентов высших пед. учебн. заведений / В.И. Загвязинский. М: Издательский центр «Академия», 2014. – 192 с.
  13. Загвязинский, В.И. Исследовательская деятельность педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений / В.И. Загвязинский. М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 176 с.
  14. Методические материалы и документы по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов, Б.И. Мишин. М.: Просвещение, 2014. – 157 с.
  15. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. М: Издательский центр «Академия», 2001.
  16. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт. составитель Г.П. Попова. Волгоград: Учитель, 2011. – 120 с.
  17. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / В.П. Панасюк. М.: Просвещение, 2010. – 321 с.
  18. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учебн. пособие для студентов высших учебн. заведений / А.П. Панфилова. М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 386 с.
  19. Педагогика: теория, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебн. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. М: Издательский центр «Академия», 2011. – 512 с.
  20. Поташник М.М. Управление развитием образовательного процесса /М.М. Поташник. М.: Педагогика. 2008. - № 2.
  21. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1-11 классы / под. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
  22. Романов Ю.В. Критериальная система оценивания: опыт использования / Ю.В. Романов. // Научно-методический журнал № 1. - 2009. - С.55-63.
  23. Савельев А.Я. Высшее образование. Состояние и проблемы развития / А.Я. Савельев. М.: Просвещение, 2011. – 283 с.
  24. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие / Г.К. Селевко. М.: Просвещение, 2013. – 243 с.
  25. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного исследования / Н.А. Селезнева. М.: Педагогика, 2014. – 322 с.
  26. Серпиков Н. Как сделать урок ОБЖ интересным / Н.Серпиков// ОБЖ. Основы безопасности жизни. 2007. - №5. - С.63-64.
  27. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогического исследования / М.Н. Скаткин. М.: Просвещение, 2009. – 254 с.
  28. Скрипник Л.Ю. Пожарная безопасность в школе: Методическое пособие / Л.Ю. Скрипник. М.: Айрис-пресс, 2014. – 64 с.
  29. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 5 классов общеобразоват. школ / А.Т. Смирнов. М.: Просвещение, 2010. – 171 с.
  30. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. М.: Творческий центр «Сфера». 2013. – 327 с.
  31. Трайнев И.В. Оптимизация структуры учебной информации /И.В. Трайнев. М.: Педагогика, 2013. – 237 с.
  32. Трайнев И.В. Организация контроля качества учебного процесса / И.В. Трайнев, М.Ю. Горштейн под общей ред. проф. И.М. Ващенко. М.: Просвещение, 201 – 269 c.
  33. Уроки о труде пожарных // Основы безопасности жизнедеятельности. 2014. - № 7-8.
  34. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждений / Н.И Хромов. М.: Айрис-пресс. 2008. – 288с.
  35. Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования / А. Хуторской. // Народное образование. 201 - № 2. - С. 58-64.
  36. Чеков М. Чему хотят учиться дети / М. Чеков. // Народное образование. 201 - № 2. - С. 110-112.
  37. Чимарев В. М. Оценка адаптивных возможностей детей в условиях обучения в инновационном образовательном учреждении / В. М. Чимарев, Н.Н. Малярчук. // Валеология. 201 - № 1. - С. 21-22.
  38. Шапарь В. Б. Практическая психология. Инструментарий / В. Б. Шапарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 768 с.
  39. Яковлева Н.О. Педагогическое проектирование инновационный систем: дис. д-ра пед. наук / Н. О. Яковлева. М.: Педагогика, 201 – 287 c.
  40. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин. М.: ЦКФЛЛ РАО, 2007. – 248 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское