Актуальность темы исследования. Главной целью и основным результатом образования в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира, то есть формирование умения учиться. Фундамент умения учиться закладывается в младшем школьном возрасте и в дальнейшем, становится основным условием непрерывного образования. Однако для достижения цели начального общего образования необходимо, чтобы учащийся являлся полноправным субъектом деятельности образовательного процесса, был его активным участником, что и предписывает ФГОС [19].
Соответствия основному положению образовательного стандарта, будет трудно добиться, не активизируя на протяжении всего процесса обучения младших школьников познавательную деятельность.
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности ребенка, ключевой в развитии личности, основой прочного усвоения знаний и формирования умения самостоятельно получать знания. Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности – одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, так как сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит лишь в процессе их активной умственной деятельности.
Заявленные ФГОС результаты обучения согласуются с моделью выпускника начальной школы, определяемой как личность с основами нравственного поведения и общеучебных навыков, необходимых для продолжения образования в основной школе и обеспечивающих «умение учиться»; личность, способная к совместной деятельности с учителем и одноклассниками [19, с. 10].
Одна из важнейших проблем дидактики – проблема активизации учебно-познавательной деятельности – остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане. В зависимости от ее решения находится эффективность осуществления всего образовательного процесса, деятельность преподавателя и учащегося, а следовательно, и результат обучения в целом.
Поступление в школу является важным и переломным моментом в жизни ребенка, переходом к новому образу жизни и условиям деятельности, новому положению в обществе, новым взаимоотношениям с взрослыми и сверстниками. Как отмечает В.В. Давыдов, младший школьный возраст – это особенный период в жизни ребенка, выделившийся исторически сравнительно недавно. Выделение данного возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования [7, с. 15]
Характерная отличительная черта положения ученика заключается в том, что его обучение считается неотъемлемой, социально и общественно важной деятельностью. За нее он несет ответственность перед педагогом, школой, семьей. Жизнедеятельность учащегося подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил [7].
Учебно-познавательная деятельность – это развитие познавательных процессов и овладение компонентами учебной деятельности. Процесс обучения в школе включает не только усвоение сложной системы знаний, становление многих учебных и интеллектуальных навыков, но также развитие самих познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, способностей и личности ребенка. Развитие познавательных психических процессов в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что из действий непроизвольных, совершающихся непреднамеренно в контексте игровой или практической деятельности, они превращаются в независимые виды психической деятельности, обладающие собственной целью, мотивом и способами выполнения. Познавательные процессы это и есть особенности познавательной деятельности.
При активизации познавательной деятельности младших школьников решается вопрос о том, как учить детей, какие формы, методы и приемы использовать.
Большим потенциалом в развитии познавательной активности обладает математическое образование. Математика развивает у школьников интеллект, мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждения и его доказательности.
В начальной школе этот предмет является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия [3].
Эффективными средствами активизации познавательной деятельности будут являться те, которые повысят познавательную активность учащихся, т.е. будут формировать познавательные интерес и мотив; подразумевают продуктивный характер учебно-познавательной деятельности школьников и развитие познавательных УУД.
Одной форм организации работы при изучении математики является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность не должна походить на обычные занятия в классе. При этом целью внеурочной деятельности, связанной с изучением математики в начальной школе, является расширение математического кругозора и эрудиции, развитие познавательной деятельности учащихся.
Объект исследования – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников.
Предмет исследования – внеурочная деятельность по математике как средство активизации познавательной деятельности младших школьников.
Цель работы – рассмотреть теоретические и практические аспекты активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности по математике и разработать рекомендации педагогам, направленные на развитие познавательной активности младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
– раскрыть сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе;
– изучить методы и средства активизации познавательной деятельности младших школьников по математике;
– определить приемы активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности по математике;
– провести описание организации исследования активизации познавательной деятельности;
– проанализировать результаты исследования развития познавательной деятельности младших школьников;
– разработать рекомендации педагогам по активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности по математике.
Методы исследования:
- анализ научной литературы по проблеме исследования;
- методы диагностического исследования (тестирование, анкетирование, наблюдение);
- математическая обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Миасская средняя общеобразовательная школа № 2», обучающиеся 1 «А» класса. Количество учащихся – 25.
Структура работы включает в себя: введение, две главы, заключение, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы активизации познавательной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности по математике
1.1. Сущность понятия «познавательная деятельность» в психолого-педагогической литературе
Несмотря на достаточно большое количество научных работ касающихся темы познавательной деятельности [3, 5, 6, 7], сущность данного понятия раскрыта различными авторами неоднозначно. Чаще всего это связано с различным наполнением структуры познавательной деятельности и смешением понятий «учение», «учебная деятельность», «познавательная деятельность» и «познавательная активность». Кроме того, оперируя данным понятием, многие исследователи не дают ему четкого определения.
В первую очередь рассмотрим ключевое понятие «деятельность», для чего обратимся к трудам А.Н. Леонтьева. Отечественный психолог определяет деятельность как «процесс, посредством которого осуществляется связь с предметом той или иной потребности. Деятельность всегда побуждается определенными мотивами» [11, с. 30]. Основной характеристикой деятельности является ее предметность [11, с. 31]. Именно предмет деятельности и отличает различные ее виды. Предметом познавательной деятельности является отражение содержания научного знания, на основе выполнения определенных действий и операций.
Исходя из этого, Н.Ф. Тылызина говорит о познавательной деятельности как о «системе определенных действий ученика и входящих в них знаний» [17, с. 18]. Психологический словарь дает более полное определение данного понятия «сознательная деятельность субъекта, направленная на приобретение информации об объектах и явлениях реальной действительности, а также конкретных знаний» [18, с. 67].
Познавательная деятельность является одной из ведущих форм деятельности младшего школьника, которая осуществляется в учебном процессе, и таким образом стимулирует учебную деятельность.
В.А. Сластенин, рассматривая учебную и познавательную деятельность в единстве, пишет «учебно-познавательная деятельность – это специально организуемое самим обучаемым или извне познание с целью овладения богатствами культуры, накопленной человечеством. Ее предметным результатом являются научные знания, умения, навыки, формы поведения и виды деятельности, которыми овладевает обучаемый» [18, с. 54].
Г.И. Щукина в своих работах рассматривает понятия «учение» и «познавательная деятельность» как равноправные и определяет их как деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами, умениями и навыками, с помощью которых ученик получает образование [20, с. 14].
М.П. Барболин дает определение познавательной деятельности в условиях учебного процесса: «под деятельностью в условиях учебного процесса (в частности, познавательной деятельностью) мы понимаем процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта деятельности) или материальной форме, участниками которого в равной степени могут являться личности и материальные объекты» [18, с. 57].
Краткое и четкое значение рассматриваемого понятия представлено Н.А. Половниковой: «познавательная деятельность – это осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения» [18, с. 58].
Таким образом, в современной дидактике такие понятия, как «учение» «учебная деятельность», «познавательная деятельность», часто рассматриваются как тождественные (Н.И. Ворновская [3], Н.Ф. Тылызина [17], И. Ф. Харламов [20], Г.И. Щукина [21], и др.).
Исходя из этого, В.А. Беликов считает, что в образовательном аспекте базовым понятием является понятие «учебно-познавательная деятельность», так как в образовательном процессе эти два вида деятельности неразрывны. По мнению В.А. Беликова, учебно-познавательная деятельность – это элемент целостного процесса обучения, представляющий собой целенаправленное, систематически организованное, управляемое извне или самостоятельное взаимодействие учащегося с окружающей действительностью, результатом которого является овладение им на уровне воспроизведения или творчества системой научных знаний и способами деятельности [9, c. 22].
В современной педагогической науке, учебно-познавательная деятельность рассматривается О.Б. Даутовой как деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я – мир» с целью присвоение содержания образования при содействии и поддержке педагога [7, с. 24].
Рассмотрев сущность понятия «познавательная деятельность», раскроем ее структурные единицы. Согласно А.Н. Леонтьеву, деятельность – это форма активности, в структуру которой входят потребность, мотив, цель, действия и операции. Исходя из этого фундаментального положения, учеными- исследователями осуществляется анализ структуры познавательной деятельности [11].
Детальный анализ структуры познавательной деятельности дает Г.И. Щукина, выделяя: мотивы, цель, учебные действия и операции, основанные на содержании обучения, результат [21].
Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит свое выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности.
Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой.
Г.И. Щукина рассматривает группу мотивов, которые могут в той или иной степени быть присущи младшим школьником, при этом замечая, что познавательную деятельность учащихся побуждает множество мотивов сразу. Автор выделяет такие мотивы познания, как социальные, познавательные, моральные, мотивы общения, мотивы самовоспитания [21].
Н.Ф. Тылызина разделяет мотивы учения младших школьников по содержанию на:
- учебно-познавательные, связанные с содержанием (изучаемым материалом) и процессом учения;
- широкие социальные, связанные со всей системой жизненных отношений школьника (чувство долга, самосовершенствование, самоопределение, престиж, благополучие, желание избежать неприятностей и т.п.) [20, с. 43].
Наиболее значимыми и действенными мотивами являются учебно- познавательные мотивы, которые основываются на познавательном интересе и потребности в познании.
Познавательный интерес в свою очередь лежит в основе познавательной активности, самостоятельности школьников в процессе учения.
Цель деятельности – важнейший компонент ее сложной структуры.
Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, то и деятельность ребенка может быть нейтральной для его развития.
Относительно целей познавательной деятельности Г.И. Щукина пишет, что эти цели сложные и далекие для опыта школьника; что направленность учения обусловлена деятельностью учителя и для ученик цели обучения трансформируются в мотивы познания [21].
Современная концепция системно-деятельностного подхода в обучении, принятая за основу федеральным образовательным стандартом, предполагает формирование у младших школьников действия целеполагание и осознание ими цели учебно-познавательной деятельности.
Следующим компонентом познавательной деятельности учащихся по Г.И. Щукиной являются операции деятельности и учебные действия, которые определяются содержанием образования. Указанные компоненты являются операционной стороной познавательной деятельности, ее процессуальной основой и заключаются в решении обучающимися познавательных и практических задач, на основе знаний, навыков и обобщенных познавательных умений, иными словами универсальных учебных действий [21].
Содержание познавательной деятельности – необходимый компонент рассматриваемой структуры. Содержание деятельности в педагогическом процессе определяется рамками программы, определенными требованиями, которые заключаются в цели деятельности. Содержание должно соответствовать поставленным целям и возрасту, обеспечить условия для успешного овладения им воспитанниками [22].
Завершается познавательная деятельность результатом, который, по Г.И. Щукиной, является важным показателем развития знаний и умений личности [21].
В связи с изменением главных целей образования, сменой образовательных ориентиров и усилением гуманистической направленности образовательного процесса современные ученые рассматривают структуру исследуемого нами понятия в новом ракурсе.
Так Т.Л. Блинова говорит о структуре познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированного обучения.
На основе результатов анализа современной методической литературы Т.Л. Блинова определяет следующие структурные компоненты [24]:
- Мотивационный компонент – (потребности, интересы, мотивы). Обеспечивает включение школьников в процесс активного учения и поддерживает эту активность на протяжении всех этапов учебного познания.
- Ориентационный компонент – принятие учеником цели учебно-познавательной деятельности, планирование и прогнозирование.
- Содержательно-операционный компонент. Состоит из системы ведущих знаний (представления, факты, понятия, законы, теории) и способов учения (познавательных универсальных учебных действий – системы способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации).
- Ценностно-волевой компонент включает в себя такие качества личности, как внимание, волю.
- Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличения результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.
Предложенная Т.Л. Блиновой структура познавательной деятельности предполагает активность школьников в учебном процессе, самостоятельное приобретение знаний на основе универсальных учебных действий [24].
Итак, познавательная деятельность – это осознанные, целенаправленные процессы, выражающие активное отношение учащихся к овладению знаниями, умениями и навыками, а также способами их получения. Под познавательной деятельностью в условиях учебного процесса понимают процесс взаимодействия объекта и субъекта, ориентированный на получение нового продукта в идеальной (в форме знаний или опыта деятельности) или материальной форме, участниками которого в равной степени могут являться личности и материальные объекты. Структура познавательной деятельности включает следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, содержательно-операционный, ценностно-волевой и оценочный.