ВВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
1.1 Основные понятия теории управления инновационными проектами
1.2 Классификация инноваций на предприятиях питания
2 АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В РЕСТОРАНЕ СТРАТОСФЕРА ПРИ ГОСТИНИЦЕ «RADISSON SVO»
2.1 Характеристика ресторана Стратосфера при гостинице Radisson SVO
2.2 SWOT-анализ
2.3 Внедрение мобильного приложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Индустрия питания в настоящее время является одной из наиболее ликвидных отраслей экономики Российской Федерации (РФ). За 2018 год количество предприятий общественного питания увеличилось на рекордные 24% в сравнении с предыдущим периодом, говорится в исследовании маркетингового агентства «Маркет Аналитика». Статистика 2GIS сообщает о динамике в 30% по стране. Основными драйверами роста выступили возросшая потребительская активность, улучшение экономической ситуации в стране и пропаганда средствами массовой информации культуры питания вне дома [25].
Эксперты связывают это, прежде всего, с тем, что к питанию привлекается много внимания, уровень жизни основной части населения растет, что привлекает значительное число потенциальных клиентов, которых нужно заинтересовать. Таким образом, применение инновационных технологий в сфере общественного питания является залогом успеха. В развитых странах на долю прироста валового внутреннего продукта до 85 % приходится на долю новых знаний, которые воплощаются в инновационных технологиях производства и управления. Применение инновационных технологий позволяет развитым странам выходить на мировые рынки, и быть наиболее конкурентоспособными. Поэтому, в настоящее время инвесторы уделяют инновациям больше внимания, чем слияниям компаний, изменениям стиля лидерства, поиску новых возможностей сокращения затрат. Внедрение инноваций в производственный процесс позволяют увеличивать доходы компаний, ускорять рост сети общественного питания, являются основой для создания конкурентного преимущества, привлекают инвесторов и потребителей. Современный ресторанный бизнес с целью привлечения потенциальных потребителей широко использует современные инновации в области информационных технологий, управления человеческими ресурсами, обслуживании гостей и маркетинге [24].
Однако нередко инвестиции не приносят желаемых результатов и предприятия прекращают свое существование. Как свидетельствует материалы статистики, каждый год по тем или иным причинам закрываются восемь из десяти предприятий сферы общественного питания. Среди главных причин банкротства в сфере ресторанного бизнеса называется
1) отсутствие эффективной стратегии развития хозяйства в рамках рыночной экономики;
2) завышенные цены на энергоресурсы, транспорт и арендную плату;
3) сильную конкуренцию со стороны иностранных аналогов;
Таким образом, формирование инновационной модели управления бизнесом становится актуальным для развития ресторанного хозяйства и в то же время является основным условием для обеспечения высокой конкурентоспособности предприятий отрасли общественного питания.
Целью написания курсовой работы является изучение инноваций в организации производства и обслуживания в предприятия индустрии питания.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть основные понятия теории управления инновационными проектами;
- Изучить классификацию инноваций на предприятиях питания;
- Дать характеристику ресторану Стратосфера при Radisson SVO;
- Провести SWOT-анализ;
- Разработать и экономически обосновать инновационное предложение по созданию мобильного приложения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИЙ В ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ
- 1.1 Основные понятия теории управления инновационными проектами
На сегодняшний день внедрение инноваций рассматривается организациями как один из самых эффективных способов повышения конкурентоспособности производимых товаров, поддержания высоких темпов развития и уровня доходности. Необходимо отметить также, что уровень развития страны и благосостояния населения во многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития.
Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций [22]. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современных предприятий.
В настоящее время отмечается отставание многих отечественных предприятий от иностранных компаний в техническом и технологическом развитии, что затрудняет возможность конкурировать с зарубежными производителями. Однако при этом у российских предприятий имеется возможность применить достижения мировой управленческой науки, разработав инновации, которые позволят им сравняться с зарубежными организациями в технологическом и управленческом плане. Также к преимуществам иностранных компаний можно отнести большой опыт в применении современных производственных технологий, превосходство в производительности труда, основанное на применении новейших технологий производства, значительный опыт в использовании управленческих технологий. Выше перечисленное дает представление об основных направлениях деятельности, которые необходимо совершенствовать российским предприятиям при вступлении в ВТО.
На современном этапе развития рыночных отношений одной из основных целей любого предприятия является устойчивое развитие, что подразумевает улучшение экономических показателей, совершенствование деятельности в области социальной ответственности бизнеса и экологическое обеспечение окружающей среды и выпускаемой продукции. Постоянное совершенствование перечисленных параметров будет способствовать повышению уровня конкурентоспособности предприятия в целом, что становится все более актуальным во всех отраслях промышленности в связи с возрастающей конкуренцией и постоянно изменяющихся требованиях потребителей к качеству продукции.
Положительная динамика большинства показателей инновационной деятельности обусловлена развитием подходов к изучению инноваций, их сущности и видов.
Понятие «инновация» характеризует новую продукцию или услугу, технологию их производства, новшества в организационной, финансовой, научно-технической, производственной, правовой, социальной и других сферах. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей лиц, принимающих решение по измерению, анализу и синтезу инновации как продукции или услуги. Анализ литературных источников (см. табл. 1), посвященных изучению инноваций, показал, что ученые рассматривают это понятие применительно к конкретной формальной ситуации, в зависимости от объекта и предмета своего исследования, преимущественно касающихся нововведений в области техники и технологий..
Активное применение термина "инновация", как самостоятельное, так и для обозначения совокупности родственных понятий ("инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т.п.) отмечено в переходной экономике России.
Таблица 1 - Анализ определений термина «инновация» различных авторов
Многие исследователи в данной области (П.Ф. Друкер, Д. Локк, И.Л. Туккель, Й. Шумпетер и др.) дают различные формулировки трактовок данного понятия в зависимости от объекта и предмета своего исследования, но анализ данных вариантов определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения [9, 10, 21, 23].
В 1911 г. австрийский ученый Й. Шумпетер выделил пять направлений осуществления инноваций:
1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля – продажа);
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
5) появление новых рынков сбыта.
В 30-е годы Й. Шумпетер ввел понятие инновации, трактуя его как «изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности. Иногда инновация рассматривается как процессная система, тем самым признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженную стадийность» [23].
Итак, инновация (от англ. Innovation – нововведение, новаторство) – это материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. [1, с.48].
Таким образом, инновация – это результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, технологии или процесса организации труда, управления, обслуживания.
В практике управления инновациями используют различные классификаторы инноваций (см. рис. 1) [2,с.35].
Однако отношение инноваций к определенному виду не исключает их общих свойств, раскрывающих сущность исследуемой категории:
- научно-техническая новизна т.е. все внедряемые продукты, услуги, процессы должны быть абсолютно новыми (или значительно усовершенствованными);
- производственная применимость, что обусловливается наличием определенных условий и возможностей воплощения данного новшества в конкретный продукт;
- способность удовлетворить определенные потребности и запросы потребителей, другими словами, созданный продукт должен соответствовать рыночному спросу, быть коммерчески реализуемым и, в конечном счете - приносить прибыль производителю;
- возможность коммерциализации результатов инновационной деятельности, т.е. наличие грамотного обеспечения протекания процесса выделения средств на инновации и поэтапного контроля за их расходованием, включая оценку и передачу завершенных и освоенных в промышленных условиях результатов инновационной деятельности [6, с.35].