Курсовая работа|Педагогика

Анализ формирования и развития УУД на уроках математики в начальной школе

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 27

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УУД У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1 Особенности формирования УУД на основе системно - деятельностного подхода в образовании

1.2 Сущность и особенности понятия  «универсальные учебные действия» (УУД) 

1.3. Регулятивные УУД и их роль в развитии личности

1.4. Формирование и развитие регулятивных УДД средствами математики в начальной школе

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   

Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.

В тексте Фундаментального ядра содержания общего образования читаем: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин»[1].

Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся начальной школы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).

 Все это позволяет говорить о высокой актуальности исследуемой проблемы.

Именно высокой степенною актуальности обусловлена цель работы – анализ формирования и развития УУД на уроках математики в начальной школе.

Для достижения цели сформулированы следующие задачи:

 -  изучить научные, методические и методологические  подходы к проблемам развития УУД у школьников

 - выявить сущность и особенности УУД

 - рассмотреть разновидности и классификационные признаки УУД

 - проанализировать  возможности развития УУД на уроках математики в начальной школе.

Предметом исследования является современное состояние УУД и проблемы их развития в современной школе.

Объект исследования – УУД, развиваемые средствами математики на уроках в …. Классе.

Для изучения динамики развития интересов специалистов к проблеме развития УУД были проанализированы монографии, статьи, публикации, отражающие взгляды ученых, педагогов, учителей и ведущих методистов страны, в том числе, Андреевой Н.Д., Афериной Л.В., Бровкиной Е.Т., Бруновт Е.П., Владимирской Г.Н., Ивановой А.И., Кулева А.В., Лавинского Л.Г., Ли-венцева И.И., Милениной М.Т., Молис С.А., Мотайло М.В., Мухиной И.Д., Обаева С.Н., Онищук В.А., Орловой О.М., Падал-ко Н.В., Резниковой В.З., Румянцевой М.Н., Смирновой В.Д., Соколовой Е. А., Суматохина С.В., Федоренко М.И. и др.

На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что интерес к формированию общеучебных умений проявлялся во все рассматриваемые периоды. Каждый из них имеет специфические особенности, связанные со спецификой развития школьного биологического образования, определяемого образовательной политикой государства, социально-экономическими условиями, идеологическими установками и уровнем развития биологии.

В ходе исследования были использованы субъектно-деятельностный и системный подходы.

 

ГЛАВА 1 НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УУД У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

1.1 Особенности формирования УУД на основе системно - деятельностного подхода в образовании

В настоящее время происходит переориентация целей российского образования, этому способствует введение ФГОС общего образования[2] последнего поколения, где особое внимание уделяется результатам обучения.

В образовательных стандартах четко определяются те качества личности, способы деятельности и знания, которые должен присвоить ученик в процессе обучения в школе. Большое значение при этом отводится метапредметным результатам освоения образовательной программы, где наиболее проявляются универсальные учебные действия (УУД), направленные на развитие компетенций.

По мнению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие...» [3].

Универсальные учебные действия (УУД) — это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. В отличие от знаниевой парадигмы, которая предполагает несколько механическое запоминание и заучивание учебного материала, без особого участия самого ученика как личности, взаимодействие ученик — учитель непосредственно влияет на развитие мотивации учащихся и, как следствие, на формирование учебных действий, непосредственно связанных с различными аспектами личности ученика. Иными словами, знания у него остаются не только на уровне запоминания   и   последующего   воспроизведения   —   ребёнок   как бы «пропускает» информацию через себя, что способствует как развитию личности, так и большей эффективности процесса обучения.

Теоретико-методологическим обоснованием изучения формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Учеными данной научной школы заложены психологические условия и механизмы процесса формирования знаний, умений и навыков, формирования картины мира и общей структуры учебной деятельности учащихся.

Системно-деятельностный подход наиболее полно дает возможность определить основные результаты обучения и воспитания в соответствии с универсальными учебными действиями, которыми должны владеть учащиеся. В теории систем личность - это биопсихосоциальная система, функционирующая в нескольких больших системах: в семейной, образовательной, социальной и профессиональной. Системно-деятельностный подход дает исследовать и деятельность, и взаимодействие личности во всех перчисленных системах.

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определённого класса задач[4]. Поэтому необходимо создать такую систему условий, необходимость выполнения которых не только обеспечат, но «вынудят» учащегося действовать только правильно, в требуемой форме и с заданными свойствами.

Эта система условий содержит три подсистемы условий, обеспечивающих:

 1) построение и правильное выполнение учеником нового способа действия

2) «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия

3) уверенный и полноценный перенос выполнения действий из внешней предметной формы в умственный план.

Именно УУД способны сократить существующий сегодня разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося. Разрешение данного противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом, и в соответствии с этим процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности личности.

Поэтому одной из самых значимых тенденций развития содержания образования на современном этапе является его насыщение различными видами деятельности, предполагающими наличие у школьников различных умений  к действию. Это связано со стратегией модернизации российского образования, которая подразумевает применение системно-деятельностного подхода к конструированию модели общего образования.

Системно-деятельностный подход интегрирует конструктивные элементы компетентностного подхода в образовании, который направлен на формировании у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта[5]. В связи с этим содержание школьного образования должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, жизненных и иных проблем.

Цель организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, в том числе и по математике,  заключается в создании условий для формирования у школьников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.

В этой связи формирование универсальных учебных действий приобретают особое значение.

Понятие «универсальные учебные действия» (УУД) соотносится с более традиционными для дидактики и методики обучения категориями «общеучебные умения», «обобщенные умения», «метапредметные умения», но оно также отражает и психологические подходы к пониманию сущности деятельности, акцентирует внимание на внутренние, психологические механизмы развития деятельности ребенка и формирования  способов действий.

Такой подход может содействовать обогащению методики предметного обучения психологическим знанием, установлению связей с психологией.

В целом следует отметить, что концепция развития универсальных учебных действий рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.

Кроме того, в содержании данной категории сделан акцент на расширение возможностей применять освоенные способы деятельности во всех сферах жизни человека - учебной, профессиональной, социальной, духовной и др.

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования от 7 июня 2012 г., №24480// Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/70188902/#help#ixzz4N4ClK46s
  2. ФГОС общего образования [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru/
  3. Асмолов А.Г.,Бурменская Г.В. и др. Культурно-историческая системно - деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования – М,, Педагошгика, 2013 – 150 с.
  4. Бабанский Ю.К., Лошкарева Н.А., Горычева С.Н. и Жукова Н.Н. Классификационные подходы к определению УУД- М,, институт РАН, 2012 – 290 с.
  5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: Изд-во МГУ, 1985 – 300 с.
  6. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. — М.: Знание, 1981. — 350 с.
  7. Коротаева А.А. Формирование универсальных учебных действий на основе системно - -деятельностного метода – М,., Педагогика, 2013 – 220 с.
  8. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: oт действия к мысли. Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008
  9. Климоа М.К. Концепция нового знания в филосойии – М,, МЕКЛОН, 2015 – 390 с.
  10. Криков М.М. Развитие общих учебных умений и навыков школьников// Математика в школе, № 2, 2013 – С. 21-24
  11. Коротаева А.А. Формирование универсальных учебных действий на основе системно - -деятельностного метода – М,., Педагогика, 2013 – 200 с.
  12. Кузин Д.В. Современные образовательные технологии – М., Педагогическая литература – 2015 – 500 с.
  13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1974.
  14. Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.Алексеева, С.В.Анащенкова, М.З. Биболетова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. -2-изд. - М.: Просвещение, 2013. - 120с. - (Стандарты второго поколения). - С.14
  15. Соснина М.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе – М., Педагогика и психология – 2013 –300 с.
  16. Селевко Г.К. О реализации компетентностного подхода в образовании – Казань, 2012 – 210 с.
  17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998 – 250 с.
  18. Тетерина А.Р. Формирование УУД на основе компетентностного подхода – СПб., Нева, 2013 – 400 с.
  19. Эльконин Д.Б. Психология обучения младших школьников // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989 – 720 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское