Процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий требуют повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования. Особую значимость приобретает готовность обучающихся к поиску и переработке информации, осознанность умственной деятельности, способность к переносу освоенных навыков на другие области.
В тексте Фундаментального ядра содержания общего образования читаем: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «УУД», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин»[1].
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) устанавливает требования к формированию и развитию у учащихся начальной школы личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий (УУД).
Все это позволяет говорить о высокой актуальности исследуемой проблемы.
Именно высокой степенною актуальности обусловлена цель работы – анализ формирования и развития УУД на уроках математики в начальной школе.
Для достижения цели сформулированы следующие задачи:
- изучить научные, методические и методологические подходы к проблемам развития УУД у школьников
- выявить сущность и особенности УУД
- рассмотреть разновидности и классификационные признаки УУД
- проанализировать возможности развития УУД на уроках математики в начальной школе.
Предметом исследования является современное состояние УУД и проблемы их развития в современной школе.
Объект исследования – УУД, развиваемые средствами математики на уроках в …. Классе.
Для изучения динамики развития интересов специалистов к проблеме развития УУД были проанализированы монографии, статьи, публикации, отражающие взгляды ученых, педагогов, учителей и ведущих методистов страны, в том числе, Андреевой Н.Д., Афериной Л.В., Бровкиной Е.Т., Бруновт Е.П., Владимирской Г.Н., Ивановой А.И., Кулева А.В., Лавинского Л.Г., Ли-венцева И.И., Милениной М.Т., Молис С.А., Мотайло М.В., Мухиной И.Д., Обаева С.Н., Онищук В.А., Орловой О.М., Падал-ко Н.В., Резниковой В.З., Румянцевой М.Н., Смирновой В.Д., Соколовой Е. А., Суматохина С.В., Федоренко М.И. и др.
На основе полученных данных можно сделать вывод о том, что интерес к формированию общеучебных умений проявлялся во все рассматриваемые периоды. Каждый из них имеет специфические особенности, связанные со спецификой развития школьного биологического образования, определяемого образовательной политикой государства, социально-экономическими условиями, идеологическими установками и уровнем развития биологии.
В ходе исследования были использованы субъектно-деятельностный и системный подходы.
ГЛАВА 1 НАУЧНО- ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ УУД У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1 Особенности формирования УУД на основе системно - деятельностного подхода в образовании
В настоящее время происходит переориентация целей российского образования, этому способствует введение ФГОС общего образования[2] последнего поколения, где особое внимание уделяется результатам обучения.
В образовательных стандартах четко определяются те качества личности, способы деятельности и знания, которые должен присвоить ученик в процессе обучения в школе. Большое значение при этом отводится метапредметным результатам освоения образовательной программы, где наиболее проявляются универсальные учебные действия (УУД), направленные на развитие компетенций.
По мнению Д.Б. Эльконина, «учебная деятельность - это деятельность направленная, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий в сфере научных понятий. Результатом учебной деятельности, в ходе которой происходит усвоение научных понятий, является изменение самого ученика, его развитие...» [3].
Универсальные учебные действия (УУД) — это такие действия учащегося в процессе обучения, которые распространяются на все учебные предметы. УУД формируются в процессе конструктивного, позитивного взаимодействия между учителем и учеником. В отличие от знаниевой парадигмы, которая предполагает несколько механическое запоминание и заучивание учебного материала, без особого участия самого ученика как личности, взаимодействие ученик — учитель непосредственно влияет на развитие мотивации учащихся и, как следствие, на формирование учебных действий, непосредственно связанных с различными аспектами личности ученика. Иными словами, знания у него остаются не только на уровне запоминания и последующего воспроизведения — ребёнок как бы «пропускает» информацию через себя, что способствует как развитию личности, так и большей эффективности процесса обучения.
Теоретико-методологическим обоснованием изучения формирования универсальных учебных действий может служить системно-деятельностный подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. Учеными данной научной школы заложены психологические условия и механизмы процесса формирования знаний, умений и навыков, формирования картины мира и общей структуры учебной деятельности учащихся.
Системно-деятельностный подход наиболее полно дает возможность определить основные результаты обучения и воспитания в соответствии с универсальными учебными действиями, которыми должны владеть учащиеся. В теории систем личность - это биопсихосоциальная система, функционирующая в нескольких больших системах: в семейной, образовательной, социальной и профессиональной. Системно-деятельностный подход дает исследовать и деятельность, и взаимодействие личности во всех перчисленных системах.
В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определённого класса задач[4]. Поэтому необходимо создать такую систему условий, необходимость выполнения которых не только обеспечат, но «вынудят» учащегося действовать только правильно, в требуемой форме и с заданными свойствами.
Эта система условий содержит три подсистемы условий, обеспечивающих:
1) построение и правильное выполнение учеником нового способа действия
2) «отработку», т. е. воспитание желаемых свойств способа действия
3) уверенный и полноценный перенос выполнения действий из внешней предметной формы в умственный план.
Именно УУД способны сократить существующий сегодня разрыв между усваиваемыми знаниями и перспективами их применения в реальной профессиональной и социальной деятельности учащегося. Разрешение данного противоречия предполагает согласование процесса обучения с реальным жизненным контекстом, и в соответствии с этим процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности личности.
Поэтому одной из самых значимых тенденций развития содержания образования на современном этапе является его насыщение различными видами деятельности, предполагающими наличие у школьников различных умений к действию. Это связано со стратегией модернизации российского образования, которая подразумевает применение системно-деятельностного подхода к конструированию модели общего образования.
Системно-деятельностный подход интегрирует конструктивные элементы компетентностного подхода в образовании, который направлен на формировании у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта[5]. В связи с этим содержание школьного образования должно представлять собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, жизненных и иных проблем.
Цель организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, в том числе и по математике, заключается в создании условий для формирования у школьников опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
В этой связи формирование универсальных учебных действий приобретают особое значение.
Понятие «универсальные учебные действия» (УУД) соотносится с более традиционными для дидактики и методики обучения категориями «общеучебные умения», «обобщенные умения», «метапредметные умения», но оно также отражает и психологические подходы к пониманию сущности деятельности, акцентирует внимание на внутренние, психологические механизмы развития деятельности ребенка и формирования способов действий.
Такой подход может содействовать обогащению методики предметного обучения психологическим знанием, установлению связей с психологией.
В целом следует отметить, что концепция развития универсальных учебных действий рассматривает их как существенную психологическую составляющую образовательного процесса и признает их целенаправленное планомерное формирование ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества.
Кроме того, в содержании данной категории сделан акцент на расширение возможностей применять освоенные способы деятельности во всех сферах жизни человека - учебной, профессиональной, социальной, духовной и др.