ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С БУКВАРНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Задачи и содержание работы в букварный период обучения грамоте
1.2. Характеристика периодов обучения грамоте
1.3. Этапы букварного периода обучения грамоте
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С БУКВАРНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1 Методика работы с букварным текстом на уроке обучения грамоте в начальной школе
2.2. Чтение и разбор букварных текстов на уроках обучения грамоте
2.3.Работа с текстом на уроках обучения грамоте
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Обучение грамоте - важнейшее звено всей системы работы по родному языку в начальных классах. Младшие школьники овладевают такими умениями, навыками и знаниями, которые имеют огромное значение для последующей успешной учебы. Обучение грамоте — это прежде всего средство приобретения детьми первоначальных навыков правильного чтения и письма, одновременно это и средство формирования их мышления и развития речи.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что период обучения грамоте - важная составная часть всей системы изучения русского языка в общеобразовательной школе. От того насколько содержательно, эффективно и интересно пройдет для детей обучение на данном этапе, зависит успешность всего последующего освоения русского языка. К концу обучения грамоте первоклассники должны не только приобрести базовые фонетические знания и умения, которые необходимы для овладения элементарным чтением и письмом, но и сделать первые шаги в лингвистическом развитии, приобрести первоначальное представление о языке и речи. Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи. Грамота - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом.
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания, осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект.
Среди исследователей, занимавшихся изучением методики обучения грамоте можно назвать таких ученых, как Спирова Л.Ф., Сальникова Т.П., Комаров К.В., Каше Г.А., Ястребова А.В., Кузнецова Е.В., Тихонова И.А., Л.Е. Журова, Н.В. Нижегородцева, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.А. Ткаченко, Г.А. Каше и др.
Объект исследования - дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования - работа с букварным текстом на уроке обучения грамоте.
Цель работы – определить варианты организации работы с букварным текстом на уроке обучения грамоте в начальной школе.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- Рассмотреть содержание работы в букварный период обучения грамоте.
- Изучить периоды обучения грамоте детей младшего школьного возраста.
- Раскрыть этапы букварного периода обучения грамоте.
- Рассмотреть методика работы с букварным текстом на уроке обучения грамоте
5.Изучить организацию работы с текстом на уроках обучения грамоте.
Структура. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С БУКВАРНЫМ ТЕКСТОМ НА УРОКЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1 Задачи и содержание работы в букварный период обучения грамоте
Обучение грамоте – начальный этап в процессе обучения русскому языку в школе. Его задачей является формирование у первоклассников элементарных умений по чтению и письму [8, с.120].
В этот период рассматривается большое число задач, важных по своим воспитательным и образовательным последствиям: [4, с.90]
1.Начало учёбы знаменует наступление качественно нового периода в развитии и воспитании ребёнка; формирование и развитие психических процессов, ускоренная социализация всех личностных качеств.
2.Меняется отношение к языку и речи, они становятся объектом изучения: а) совершенствование устной речи; б) освоение письменных форм речевой деятельности (чтение, письмо); в) начинается систематическое изучение языка.
3.Происходит формирование основ учебной деятельности.
4.Грамматико-орфографическая пропедевтика.
Основной период обучения грамоте характеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.
Задачами букварного периода являются следующие: [11, с.90]
1.Изучить все буквы, научить детей правильно соотносить звуки и буквы, усвоить правильные сочетания букв, практически усвоить правила графики.
2.Вооружить детей умением плавного слогового с переходом на чтение целыми слова чтением.
3.Развивать интерес к чтению, литературе.
4.Развивать речь и мышление.
5.Осуществлять нравственное, трудовое, эстетическое воспитание.
Букварный период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени: [5, с.170]
1.Содержание работы на первой ступени букварного периода.
На 1-й ступени, учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Дети знакомятся со слоговой таблицей и учатся по ней читать слоги и составлять из букв и слогов слова. Букварный материал включает много сюжетных картинок, по которым учащиеся учатся связному рассказыванию. По предметным картинкам первоклассники анализируют слого-звуковой состав слов с применением схем, выполняют словарно-логические упражнения, знакомятся с многозначными словами и словами, противоположными по значению, составляют предложения, выполняют упражнения по составлению слов.
На этой ступени букварного периода дети овладевают письмом слогов и первых слов, умением правильно писать верхние и нижние соединения букв, писать слова на одинаковом расстоянии, записывать буквами слияния, не отрывая ручки от бумаги. Обозначение выделенного звука буквой происходят после того, как установлено место данного звука в словах, отобранных для звукового анализа. Основной принцип отбора таких слов заключается в том, что произношение звуков в них должно соответствовать написанию этих слов. Обозначив звук буквой, учащийся тут же составляет слова из букв, записывает слова с данным звуком, выделяет в словах слоги, включающие изученные звуки и буквы.
При обучении чтению по передвижной азбуке и при составлении слов из разрезной азбуки применяются приемы синтеза, причем преобладает прием слогоизменения: НА, НО, НУ, НИ, НЫ. Данный прием помогает сформировать ориентировку на гласные и позиционность чтения. В этих же целях применяется сопоставление слогов и слов с твердыми и мягкими согласными.
2.Вторая ступень букварного периода.
Главная задача второй ступени — научить быстро ориентироваться в слого-звуковой структуре слов и закрепить основные приемы чтения слов, которые содержат слияние в разной позиции. Для этого дети должны быстро находить в слове его основную часть — слияние и определять способ чтения примыкающих к нему согласных, читаемых до слияния: СТОЛ, СКАКА—ЛА, СТАСИК и т.п. Повторное чтение текста может быть выборочным. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию текста, последовательно пересказывать прочитанное, читать текст про себя, готовясь читать его для класса.
На данной ступени букварного периода учитель в большей степени дифференцирует обучение, так как одни из учащихся уходят вперед, другие отстают. Уроки письма включают различные виды работы. Дети учатся писать слияние, не отрывая ручку от бумаги.
Главные трудности, связанные с обучением чтению на второй ступени, состоят в том, что дети еще отрывают произношение согласных друг от друга при чтении сложного сочетания СТО, СЛО, СИИ и т. п. Добиться чтения таких слогов связно, с ориентировкой на гласный звук слияния, поможет дополнительная помета в виде вертикальной палочки: ДРУ.
3.Содержание работы на третьей ступени букварного периода.
На этой ступени значительно возрастает объем чтения (несколько текстов на странице). Дети учатся читать не только прозаические, но также и стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию технике чтения, причем в связи со звуковым анализом детям разъясняются правила произношения слове в речи (орфоэпические нормы). Учащиеся наблюдают некоторые орфографические явления.
На этой ступени еще больше внимания уделяется высказываниям по картинкам и наблюдениям, активизации и обогащению словаря. Хорошо успевающие учащиеся получают возможность читать дополнительно художественные тексты, помещенные на странице букваря под названием «Читаем сами».
4.Четвертая ступень букварного периода.
В этот период дети много и разнообразно читают тематически сгруппированные произведения детских писателей как русских, так и украинских. Работа по чтению на этой ступени приближается к той, которая типична для уроков чтения во втором классе.
На четвертой ступени изучаются звук и буква Й, буква Ю в двух значениях, слитные согласные звуки Ц и Щ, разделительные Ъ и Ь знаки. Все эти звуки и буквы не только обладают малой частотностью, но и специфическими особенностями, на которых необходимо остановить внимание учащихся. На этой ступени закрепляются знания учащихся о написании сочетаний ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА, ЖИ, ЩИ, ЦЫ, ЦИ, а также завершается обобщение о твердости и мягкости согласных звуков русского языка (с изучением буквы Ю).
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2020. – 31 с.
2.Агаркова Н.Г. Чтение и письмо по системе Д.Б.Эльконина: Книга для учителя / Н.Г.Агаркова, Е.А.Бугрименко, П.С.Жедек, Г.А.Цукерман. - М.: Просвещение, 2016. – с.175.
3.Акименко В.М. Моделирование на уроках обучения грамоте // Нач.шк. – 2018. – №10. – с.180.
4.Алтабаева Е.В. Становление младшего школьника как языковой личности в процессе обучения русскому языку// Нач.шк .- 2015.-№10 - C. 129.
5.Аристова Т,А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму // Начальная школа. - №1, 2017. – с.150.
6.Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной школе / Ю. К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2016. – 120 с.
7.Бахтина А. Л. Письмо с секретом: (Урок письма в 1 кл. (1-4) по теме «Закрепление умения писать букву е») // Начальная школа. - №24, 2019. – с.126.
8.Бессчасная Е.И. Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период // Начальная школа. -№8, 2016. – с.135.
9.Голушко Н. И. Приемы обучения чтению // Нач. школа. 2017. - № 8. – с.110.
10.Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму / В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Н.А.Федосова. - М.: Просвещение, 2017. – с.145.
11.Григорьева Т. П. Развитие речи младших школьников // Молодой ученый. - 2017. - №14. - С. 292. .
12.Гульчевская В. Г. Что должен знать педагог о современных образовательных технологиях: практическое пособие / В.Г. Гульческая. - Москва: АРКТИ, 2018. - 323 с.
13.Гурова Е.М. Подготовка руки ребёнка к письму / Е.М.Гурова // Начальная школа. - №5. - 2019. – с.126.
14.Дурова Н.В., Невская Л.H. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах, – Часть 4 (Читаем сами).- М.: Школьная пресса, 2016. – с.170.
15.Жильцова Т.В.Урок обучения грамоте//Нач.шк. -2018.-№6. - С.222.
16.Иванов С. В. Русский язык в начальной школе: новый взгляд на его изучение. / Начальное образование. - Спецвыпуск - 2017. – с.239.
17.Козлова Л. В. Работа с детскими книгами на уроках обучения грамоте // Нач. школа. 2019. № 7. – с.180.
18.Корнев А.Н. Психология усвоения чтения // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учеб.пос./ Под общ.ред. О.Б.Иншаковой. – М.– Воронеж, 2017. – с.210.
19.Коробова, Н. Н. Речевое развитие младшего школьника / Н.Н. Коробова // Начальная школа. – 2018. – № 10. – С. 246.
20.Кузнецова Т.А. Современные тенденции литературного образования младших школьников//Воспитание и обучение - 2018. -№2. - С. 136.
21.Курлыгина О. Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте // Нач. школа. 2017. - № 7. – с.145.
22.Курлыгина, О.Е. Формирование учебной деятельности первоклассников на уроках обучения грамоте / О. Е. Курлыгин // Начальная школа. – 2017. – № 8. – С. 217.
23.Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М.Р. Львов. – М.: Просвещение, 2017. – С. 140.
24.Нижегородцева, Н. В. Психолого- педагогическая готовность ребенка к школе [Текст]: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева. – М.: Владос, 2017. – 256 с.
25.Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 2017. - 431 с.
26.Редозубов, С. П. Методика обучения чтению и письму в начальной школе [Текст] / С. П. Редозубов. – М.: Изд-во АПН. – 2018. – 428 с.
27.Синицын, В.А. Современные подходы к развитию речи младших школьников / В.А. Синицын // Начальная школа. – 2016. – № 2. – С. 275.
28.Супова А.Ф. Звуковой анализ и синтез на уроках обучения грамоте // Нач.шк. – 2017. – № 6. – с.175.
29.Хорошилова Е.И. Характеристика специфических ошибок письма младших школьников // Начальная школа. - №7, 2017. – с.135.
30.Цыновникова Ю.Л. Автоматизация навыка письма на этапе первичного усвоения буквенных знаков // Начальная школа. - №7, 2017. – с.156.
31.Шевелева О.П. Формирование навыка чистописания у младших школьников // Начальная школа. - №1, 2018. – с.180.