ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Теоретические аспекты комплексной авторской методики формирования навыков грамотного письма слов с непроверяемыми орфограммами
1.2 Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ ЗАПОМИНАНИЯ НЕПРОВЕРЯЕМЫХ НАПИСАНИЙ
2.1 Традиционные методы и приёмы изучения словарных слов
2.2 Нетрадиционные приемы запоминания словарных слов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная,
педагогически целесообразно построенная работа,
связанная со всеми разделами курса русского языка»
А.В. Текучев.
Актуальностью данного вопроса является то, что обучение изучение словарных слов в начальных классах является составляющей частью изучения орфографии.
ФГОС указывает на необходимость формирования навыков чтения у младших школьников, новым определением ФГОС является функциональная грамотность. От функциональной грамотности зависит успешность обучения ребенка в дальнейшем, его орфографическая грамотность и грамотная устная речь, усвоение родного языка и воспроизведение его в письменной форме.
Актуальность нашей темы подтверждают и данные нормативных документов и исследования в области орфографической грамотности, например, в 2014 году был снижен проходной балл по тестированию ЕГЭ по русскому языку, также было разрешено использование орфографического словаря при написании итогового сочинения.
Не низкий уровень грамотности указывает и результаты «Тотального диктанта», т.к. на «отлично» его пишут всего 2% участников.
В настоящее время существует некоторое противоречие между требованиями ФГОС к уровню грамотности выпускников общеобразовательной школы к реальным результатам обучения, а также между методами обучения написания словарных слов и несоответствия их ФГОС НОО. ФГОС НОО второго поколения направляет преподавателя на развитие у учащихся к способности развиваться и развиваться путем достижения опыта, а учащиеся должны быть субъектом своей самостоятельной деятельности, что достигается в том случае, когда обучение будет самостоятельным в комплексе с самопознанием, т.е. доминантами в обучении будут являться субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимся.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальных классов, является задача найти новые эффективные пути запоминания словарных слов.
Предмет исследования: методика словарной работы на уроках русского языка в начальных классах, методические средства, позволяющие предупредить орфографические ошибки.
Объект исследования – процесс организации словарной работы на уроках русского языка в начальных классах.
Цель курсовой работы – исследовать методы повышения орфографической грамотности учащихся начальных классов при написании словарных слов с помощью различных методов и приемов.
Исходя из цели работы, задачами курсовой работы являются:
Задачи исследования:
- Проанализировать литературу по данной проблеме.
- Рассмотреть различные подходы к словарной работе.
- Определить значение словарной работы для улучшения грамотности обучающихся.
Методы исследования:
- Анализ и изучение литературы по данной теме.
- Педагогическое наблюдение.
Структура работы.
Тема, цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Теоретические аспекты комплексной авторской методики формирования навыков грамотного письма слов с непроверяемыми орфограммами
Изучением проблемы написания словарных слов (слов с непроверяемым написанием или слов с непроверяемыми орфограммами) занимались такие ученые, как Д.Н. Богоявленский, В.В. Ераткина, С.Ф. Жуйков, И.В. Захарова, В.Ф. Иванова, А.И. Кайдалова, В.П. Канакина, Н.П. Каноныкин, Н.Н. Китаев, М.Р. Львов, О.Н. Лёвушкина, М.В. Панов, Г.Н. Приступа, М.М. Разумовская, и другие. Указанные педагоги, методисты и психологи рассматривали различные аспекты заявленной проблемы.
Перейдем к описанию некоторых методов работы со словарными словами и рассмотрим их с точки зрения соответствия их требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
Принимая во внимание мнения современных учёных-методистов, исследующих проблемы обучения непроверяемых написаний мы установили, что у каждого из них представлены отдельные направления работы, а не единая система.
Так, например,
- В.П. Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся;
- В.В. Ераткина перечислила и охарактеризовала довольно большое количество приемов: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор синонимов и антонимов, составление словосочетаний, сочинений, по опорным словам, О.Н. Лёвушкина разработала методику обогащения словарного запаса и повышения орфографической грамотности учащихся с опорой на этимологический анализ.
По мнению Д.Н. Богоявленского, «учащиеся должны осмыслить не только «как» пишется слово, но и «почему». Только такое осмысление бывает сознательным и надёжным» (Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфограмм. – Москва. 1996. - С. 217.). По утверждению А.Н. Тихонова, знание этимологии слова, правил словообразования, умение членить слово на составные компоненты, определять роль и значение частей слова помогает избежать многих ошибок, способствует повышению грамотности и культуры речи (Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка. М., 1985. Т.1. – 358 с.).
Итак, использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. При использовании на уроках этимологического анализа необходимо чёткое разграничение его с морфемным анализом во избежание неверного морфемного членения слов.
Этимологический анализ — эффективный метод повышения грамотности, поскольку, как известно, при сознательном усвоении определенной информации степень ее запоминания значительно повышается. При таком подходе ученики являются субъектами учебной деятельности, у них повышается интерес к изучению словарных слов, что полностью соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения.
На значение проговаривания как одного из методов обучения орфографии указывали П.С. Тоцкий, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие. Так, Т.Г. Рамзаева отмечает: «Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами» (Рамзаева Т.Г. «Система обучения русскому языку и речи в 3 (1 -3) и 4 (1 - 4) классах начальной школы», СПб, 1994. - с. 51.). Необходимо отметить, что применение метода орфографического чтения требует поэтапного осуществления и подготовки, он ориентирован на механическое запоминание написания слова, что не вполне соответствует требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения. При использовании данного метода ученик не является субъектом собственной деятельности, он вынужден заучивать правильное написание слова.
Практика показала, что данные методы усвоения слов с непроверяемым написанием на основе ассоциаций способствует прочному запоминанию словарных слов и развитию творческих способностей учащихся. Алгоритм ассоциативного запоминания работает на развитие альтернативного мышления ребенка, развивает его способность к самоанализу, учит понимать самого себя, прислушиваться к себе.
В данной работе будет предложена авторская комплексная методика изучения словарных слов, включающую в себя наряду с традиционной моделью передачи знаний комплекс нетрадиционных методов и приемов запоминания непроверяемых написаний. Данные методы и приемы заимствованы преимущественно из эйдетики и мнемотехники и адаптированы к процессу изучения слов с непроверяемыми написаниями с учетом возрастных особенностей учащихся начальных классов.
Мнемотехника (от греч. mnēmē — память и téchnē — искусство, мастерство) - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций, это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.