Актуальность темы исследования.
После десятилетий, в течение которых проблема самосознания отошла на второй план в отечественном и Западном философском дискурсе, в конце прошлого века самосознание опять стало востребованным предметом изучения во всем мире. Наиболее сложная, совокупная проблема самосознания привлекает интерес экспертов в области философской антропологии, философии истории, исскуства, философии культуры, религии. Феноменология самосознания определяет крупный интерес для социологии, психологии, педагогики, теории саморазвития и иных наук. Преимущественно сейчас, когда человечество вступает в эпоху информационных технологий и искусственного интеллекта Философия Гегеля-классика первой половины 19 века.
Философская система Георга Вильгельма Фридриха Гегеля занимает особенное место в истории философии. По праву считающаяся самой грандиозной в своем категориально-понятийном поле, в своем освещении сложных проблем философии мышления, науки, истории, гегелевская система включает в себя огромный эвристический потенциал. Крупнейшие мыслители 19-го и 20-го веков черпают из него вдохновение. Его возможности открываются специалистами почти во всех сферах философского знания.
Этот стиль философствования называют классическим не в" музейном " смысле, а подразумевая ряд фундаментальных принципов, составляющих предпосылку этого способа мышления. Это, прежде всего, безграничная вера в “рациональность”, в разум, как человеческий, так и природный, мир. Это неистребимое убеждение, что мир вообщем устроен довольно упорядоченно, естественно, целесообразно, что он не агресивен человеку, а, наоборот, соразмерен, а так же удобен для него. А еще, это - отсутствие сомнения в том, что разум человека, будь то мир в целом, в принципе открыт, доступен для анализа.
Согласно Гегелю, развитие мира в целом и общества в частности основывается на деятельности мирового духа, то есть абсолютного духовного начала, стремящегося к наиболее полному самоосуществлению. В истории выявляется потребность, не зависящая от субъективных целей участников исторических событий. Хотя основная масса людей руководствуется в своих действиях желанием реализовать только свои интересы, в результате их действий реализуется нечто еще более отдаленное, что, хотя и внутренне содержится в этом интересе, но не воплощается в их сознании и их намерении. "Мировой дух так же хитер, как и силен: он позволяет людям поступать так, как им заблагорассудится, не мешая игре их страстей и интересов, и получается, что именно реализация его целей управляла теми, которые он использует. "Вывод Гегеля: существует историческая закономерность, которая реализуется не только через ряд отдельных событий, но и через ряд сознательно поставленных целей и мотивов действий, не вполне соответствующих объективному направлению движения. Великие люди - это те, чьи личные цели совпадают с волей абсолютного духа. Периоды в истории - это этапы, на которых абсолютный дух становится духом того или иного народа.
Целью исследования является изучение философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Задачи исследования:
- Познакомьтесь с биографией Гегеля и его трудами;
- Описать суть философии Гегеля;
- Рассмотрим Периодизация истории;
- Познакомьтесь с Проявление мирового разума.
- Изучить миссию народа и отдельных личностей в развитии истории.
Объект исследования является философия истории Гегеля.
Предмет исследования является изучение философии истории Георга Вильгельма Фридриха Гегеля.
Методы исследования:
Ведущим был теоретический метод исследования материала. Применение этого метода объясняется тем, что все произведения Гегеля написаны на невероятно сложном языке. Это подразумевает необходимость перевода их содержания на более понятный и адаптированный к современному уровню. Кроме того, использовались также: структурно-функциональный, сравнительно-исторический, проблемно-тематический и другие методы исследования
Курсовая работа состоит из двух глав введения и заключения.
В первой главе рассмотрены биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, изучены суть философии Гегеля.
Во второй главе курсовой работы изучены периодизация истории, рассмотрены проявление мирового разума, изучены миссия народа и отдельных личностей в развитии истории.
Глава 1. Биография и творчество Гегеля
1.1. Биография Георга Вильгельма Фридриха Гегеля
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770, Штутгарт — 1831, Берлин) — философ, завершающий немецкую классическую философию, а вместе с ней и весь классический период философии Нового времени, создатель диалектического метода и системы абсолютного идеализма, первой универсальной концепции развития. Роль Гегеля в философии Нового времени подобна месту Аристотеля в античной и Фомы Аквинского в Средневековой философии. Однако в определенном смысле он «философичнее» указанных классиков, как писал Вл. Соловьев: «Изо всех великих философов Гегель может быть назван философом по преимуществу, ибо для всех остальных философия была чем-то наряду с другими сферами бытия и только для него одного она была всем». Сам Гегель оценивает свою систему как итог развития всей предшествующей философии и в этом смысле ее вершину, на которой философия уже перестает быть любовью к мудрости и становится самой мудростью[1].
Синтетичностью его система действительно подобна концепциям Аристотеля и Аквината, однако объем «привлеченных идей» значительнее по вполне понятным причинам. Ключевым в гегелевской философии является понятие Духа.
Гегель родился и вырос в семье высокопоставленного чиновника, учился в гимназии и в Тюбигенском университете (теологическом институте), где и нашел своих друзей, а в дальнейшем и соучеников Гельдерлина и Шеллинга. Выпускная гимназическая характеристика его содержала в себе, достаточно критический отзыв о его философских талантах. Так же он совместно с Шеллингом издавал «Критический журнал философии». В такой работе, как «Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга» расположенность Гегеля была на стороне Шеллинга. Но неизбежность, отталкивающая великих людей друг от друга, Гегель и Шеллинг распростились. Шеллинг некоторое время упрекал бывшего друга в заимствованиях. Соответствие некоторых важных идей и в самом деле поразительное (например, понимание Абсолютного как субстанции-субъекта, основа развития, идеи божественного вовлеченности и самоограничения Бога в судьбу своего труда). Но скорее уместнее вести речь о конгениальности базовых интуиций, из которых Гегель сумел построить систему, при этом завершив классику, а Шеллинг, в свою очередь, в классический период своего творчества конечной системы так и не создал, и вышел за пределы классики. В поздний промежуток творчества Шеллинг сформулировал т. н. «позитивную философию» (философия мифологии и Откровения), по соотношению к которой вообще вся классика оценивается им в качестве «негативной философии».
Самые первые лекции Гегеля в Берлине остались практически без внимания, но ,шаг за шагом, курсы начали привлекать все возрастающую аудиторию. В Берлин стекались студенты не только из разных регионов Германии, но и из Польши, Греции, Скандинавии и других европейских стран. Гегелевская Философия права и политической системы все больше становилась официальной философией Прусского государства, а поколения просветителей, чиновников и государственных деятелей черпали свое мнение на государство и общество из гегелевских учений, которые стали настоящей силой в политической и интеллектуальной жизни Германии. Философ был на пике успеха, когда внезапно умер 14 ноября 1831 года, скорее всего, от холеры, которая тогда свирепствовала в Берлине[2].
Последняя работа, которая была опубликована Гегелем была "философия права", которая была опубликована в Берлине в 1820 году (название - 1821). Спустя время, после смерти Гегеля часть его друзей и учеников начали готовить целое издание его сочинений, которое было закончено в 1832-1845 гг. В данное издание вошли не только труды,которые были опубликованны еще при жизни философа, но так же и лекции, которые были подготовлены на основе объемных, достаточно запутанных рукописей, а еще студенческие заметки. В результате были изданы знаменитые лекции по философии истории, и по философии религии, истории философии и эстетике. Новая публикация работ Гегеля, в которую частично вошли новейшие материалы, возникла после Первой мировой войны под чутким руководством Георга Лассона в составе философской библиотеки и была продолжена й. гофмейстером после смерти последнего. Старое издание было переиздано г. Глокнером и вышло оно в двадцати томах; так же, в нем была монография о Гегеле и 3 тома словаря Гегеля Глокнера (Hegel Lexikon). С 1958 года, после основания архива Гегеля в Бонне, в немецком исследовательском обществе была сформирована гегелевская комиссия, которая взяла на себя общее издание нового историко-критического собрания сочинений. С 1968 по 1994 год работой архива руководил О. Поджелер.
Философия. Гегелевскую философию принято считать высшей точкой в развитии немецкой школы философского мышления, получившей название "спекулятивный идеализм". Ее основные представители это – Гегель, Фихте и Шеллинг. Школа начиналась с «критического идеализма» Иммануила Канта, но отошла от него, при этом отказавшись от кантовской критической позиции по отношению к метафизике и возвратившись к убеждению в вероятности метафизического познания, или изучения всеобщего и абсолютного.
Философскую систему Гегеля порой называют «панлогизмом» (от греч. Пан-все, а логос-ум). Он отходит от мысли, что реальность может поддаться рациональному изучению, потому что сама Вселенная рациональна. Введение в философию права содержит знаменитую формулировку этого принципа: "что разумно, то реально; а что реально, то рационально.(Есть и другие формулировки самого Гегеля: "то, что рационально, станет действительным; а то, что истинно, станет рациональным”; “Все, что является рациональным является неизбежным.") Окончательная сущность мира, или безусловная реальность, есть разум. Разум показывает себя в мире, а реальность – это и есть проявление ума. Поскольку это так и поскольку, оказывается, бытие и разум (или понятие) идентичны, то можно не только применить наши мысли к реальности, но и узнать о структуре реальности через исследование понятий. Вследствие этого, логика, или наука о понятиях, идентична метафизике, или науке о ее сущности и реальности. Каждое понятие, которое продуманно до самого конца, обязательно ведет к своей альтернативе. Следовательно, реальность становится своей противоположностью. Тезис ведет к антитезису. Но это еще не все, так как отрицание антитезы ведет к примирению на новом уровне тезиса и антитезы, т. е. к синтезу. В синтезе допускается или отменяется противопоставление тезиса и антитезиса, но синтез, в свою очередь, содержит противоположный принцип, что приводит к его отрицанию. Таким образом, перед нами происходит бесконечное изменение тезиса антитезиса, а затем синтеза. Данный период мышления, называемый Гегелем диалектическим методом (от греческого слова "диалектика", управление спорами), применим и к самой действительности[3].