ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
1.2 Особенности развития иноязычных языковых навыков у младших школьников
1.3 Характеристика чтения как вида речевой деятельности
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
2.1 Критерии оценивания навыков чтения
2.2 Методика использования англоязычной сказки на уроках иностранного языка
Заключение
Библиографический список
Отличительной особенностью современного среднего образования является его гуманизация и гуманитаризация, одним из средств которого правомерно считается изучение иностранных языков. В последние годы интерес к иностранным языкам настолько возрос, что приобрел массовое явление. Год от года увеличивается число школ, в которых дети приступают к изучению иностранных языков с первого класса независимо от типа учебного заведения, будь то общеобразовательная школа или же школа инновационного типа (лицей или гимназия).
Иностранный язык всегда относился к числу предметов, имеющих большой образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Уже в начальной школе дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. При этом учитель должен помочь детям осмыслить требования к речи, учить младших школьников следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств при формулировке мыслей. Овладение речевой деятельностью, включающей в себя аудирование, говорение, чтение, письмо невозможно без соответствующего развития языковых навыков. В связи с этим проблема обучения лингвистической стороне речи представляется одной из наиболее актуальных.
Кроме этого, актуальность данной темы определяется тем, что существует множество методик обучения иностранному языку, но особое внимание уделяется обучению иностранному языку учеников младшей школы, так как необходимо учитывать все возрастные особенности развития ребенка, как психологические, так и физиологические.
Как наиболее распространенное средство развития языковых навыков у младших школьников, педагоги активно используют сказку.
Сказки являются благодатным источником раннего иноязычного образования. Изучение сказок увлекает детей. Сказка, в свою очередь, оказывает воздействие на их эмоциональное состояние: снижает тревогу и негативные проявления, давая пищу для восприятия, сопереживания и общения с любимыми героями, для их собственного творчества. Драматизация сказок помогает разгрузить сознание учащихся, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и обучающемуся.
Использование сказок на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Сказки также являются одним из важных средств нравственного воспитания личности. Кроме этого, они способствуют приобщению учащихся к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Помимо всего перечисленного, применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся, например, расширению словарного запаса, тренировке грамматических явлений и т п.
Поэтому проблемным вопросом является выявление путей использования сказок на уроках английского языка с целью эффективного формирования языковых навыков у младших школьников.
Цель работы: выявить возможности применения сказок на уроке английского языка с целью развития языковых навыков младших школьников.
Задачи исследования:
1) изучить теоритический аспект навыков чтения младших школьников на основе анализа методической литературы;
2) проанализировать особенности развития иноязычных языковых навыков у младших школьников;
3) рассмотреть особенности и изучить методику использования сказок на уроках английского языка;
4) привести примеры сказок, используемых для развития языковых навыков у младших школьников.
Объектом исследования является процесс овладения учащимися начальных классов английским языком через сказки.
Предметом исследования - методика обучения чтению на английском языке с использованием на уроках сказок.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст совпадает с периодом обучения ребенка в начальной школе (с 6-11 лет). Этот период характеризуется дальнейшим физически и психофизиологическим развитием ребенка, обеспечивающим ему систематическое обучение в школе.
Начало обучения в школе ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. Он теперь имеет социально значимые обязанности, становится общественным субъектом.
Учебная деятельность ребенка оценивается. В психологии взаимоотношений с окружающими также появляются изменения. Авторитет взрослого постепенно утрачивается, и к концу младшего школьного возраста все большее значение для ребенка начинают приобретать сверстники, сильно возрастает роль детского сообщества[1].
Психология младшего школьного возраста формируется под влиянием обучения. В итоге у детей развивается память, усиливаются словесно-логические и смысловые запоминания. А завершается младший школьный возраст умением вполне самостоятельно рассуждать, сопоставлять, делать выводы, анализировать и устанавливать простые закономерности.
Психология детей младшего школьного возраста имеет следующие особенности: импульсивность, желание действовать быстро и незамедлительно, часто не подумав, не взвесив все обстоятельства. В любых начинаниях, трудностях или намеченных целях у детей хорошо выражена возрастная слабость волевой регуляции поведения. Возрастная психология школьного возраста часто проявляется появлением упрямства и капризности, что может представлять собой своеобразную форму протеста против требований со стороны школы.
В младшем школьном возрасте ведущей становится учебная деятельность. В психологии ребенка появляются различные новообразования, такие как развитие словесно-логического, рассуждающего мышления, увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
Как известно, обучение в младших классах имеет одну особенность – обучение младших школьников ведет один педагог, который имеет очень сильное воздействие на своих учеников.
Особенности младших школьников – детей 7-9 лет состоят в том, что они нуждаются в покровительстве взрослых, поэтому для них вполне естественно следовать указаниям учительницы. В принципе, учебная деятельность младшего школьника и состоит в том, чтобы слушаться педагога и выполнять все его указания.
Эти особенности детей (доверчивая исполнительность, подражание, вера в истинность получаемых знаний) являются довольно важными предпосылками обучения в младшей школе. Деятельность младшего школьника во многом связана с тем, что ребенок (за чрезвычайно редкими исключениями) любит посещать школу: его привлекает возможность быть в положении ученика и сам процесс обучения привлекает [2].
Другая особенность психологии ребенка в младшем школьном возрасте заключается в том, что память школьника приобретает произвольность, становится сознательно регулируемой и опосредованной.
Еще одним новообразованием в психологии младшего школьника является развитие произвольного поведения, планирование результатов действия и рефлексия. Школьник становится самостоятельным, у него формируются моральные ценности, которым он старается следовать. Более отчетливо в младшем школьном возрасте выступает мотив достижения успеха, иногда – мотив избегания неудачи.
Важным аспектом в психологии ребенка становится его смысловая ориентировка в своих действиях, что связано с боязнью изменения отношения с окружающими.
Развитие личности ребенка в младшем школьном возрасте во многом зависит от школьной успеваемости, оценки взрослыми. Психология школьника в этом возрасте сильно подвержена внешнему влиянию, он эмоционален, подвержен перепадам настроения.
В младшем школьном возрасте дети переживают свою уникальность, осознают себя личностью, стремятся к совершенству, лидерству. Школьники ищут новые групповые формы активности, занятий, стараются принадлежать к какой-либо детской общности.
Младшие школьники внушаемы и податливы, они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. Учитель является для них авторитетом, поэтому он должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.