Актуальность исследования. По критериям Всемирной организацией здравоохранения состояние здоровья молодого поколения россиян нельзя признать благополучным. Это можно отнести как к показателям соматического и психоэмоционального здоровья, так и нравственного развития личности. В настоящее время приоритетным направлением деятельности педагогических коллективов при проведении образовательного процесса должно являться не просто обучение детей навыкам жизни в современном обществе, но и непременное сохранение, и активное формирование здоровья ребенка.
Вынужденное продолжительное ограничение двигательной активности у детей приводит, как правило, к серьезным нарушениям со стороны важнейших физиологических систем: сердечно-сосудистой и дыхательной, опорно-двигательного аппарата, а так же снижением защитных сил организма.
Оздоровительно-развивающая работа в ДОУ осуществляется, преимущественно, на занятиях физического воспитания. Современные программы по физическому воспитанию детей не всегда направлены на формирование психических функций и интеллектуальных способностей ребенка и не используют большие возможности физической культуры для формирования всестороннего развития детей.
Цель работы – охарактеризовать особенности методики обучения дошкольников основным движениям.
В соответствии с поставленной целью в работе последовательно решаются следующие задачи: 1) изучить основные виды движений; 2) рассмотреть закономерности физического развития детей; 3) охарактеризовать особенности овладения детьми раннего и дошкольного возраста; 4) проанализировать задачи обучения основным движениям в разных возрастных группах.
- Характеристика основных видов движений
Каждый ребенок – индивидуальность, и даже такой процесс, как ползание, у всех детей происходит по-разному и в разное время. Рано или поздно ребенок начинает понимать, что можно не только доставать игрушки, находящиеся в поле досягаемости, но и те, которые находятся от него на некотором расстоянии. И тогда ребенок пробует совершать определенные движения, чтобы добраться до игрушки [2, С.82].
Лазанье с помощью рук и ног по гимнастической стенке и лестнице представляет возможности воздействовать на увеличение подвижности суставов и на развитие силы мышц конечностей и туловища, дозированно увеличивать опорную нагрузку на конечности и интенсивность растягивания различных тканей. Общее воздействие на организм соответствует упражнениям умеренной и большой интенсивности. Лазанье, выполняемое на одних руках, характерно значительным напряжением мышц плечевого пояса и туловища.
Ползание, лазание, перелезание способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, позвоночника. Эти движения оказывают положительное влияние на формирование координированного взаимодействия в движении рук и ног, на укрепление внутренних органов систем. В связи с тем, что многие умственно отсталые дети в своем развитии минуют этап ползания, одна из задач физического воспитания - восполнить этот пробел в психическом развитии.
Метание - один из первых видов двигательной активности ребенка, который основывается на развитии хватательных движений и действий малыша. Даже глубоко умственно отсталый ребенок может схватывать предметы, удерживать их непродолжительное время и бросать, выполняя движения от плеча, поэтому в программе данный вид занятий стоит на первом месте. В процессе метания движение выполняется как одной рукой, так и двумя руками. При этом стимулируется выделение ведущей руки и формируется согласованность совместных действий обеих рук. Все это имеет особое значение для коррекции отклонений в познавательной сфере детей с нарушением интеллекта.
Ходьба - одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать. Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.
В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно- сосудистая система, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы группой детей воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться на площадке, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности [4, С.73].
Основные виды ходьбы:
1.Обычная ходьба в умеренном темпе. При ходьбе нога становится на опору с пятки, затем перекатом через ступню на носок переходит в отталкивание. Движения рук согнутые в локтях руки поочередно поднимаются вперед не выше уровня груди. Голова приподнята, плечевой пояс не напряжен, живот подобран.
- Ходьба на носках. Выполняется на более прямых ногах. Шаги короткие, туловище выпрямлено, подтянуто. Нога становится на переднюю часть стопы, пятка не касается поверхности. Движения рук незначительные, они несколько расслаблены. Их можно поставить на пояс, положить на голову. При этом плечи опущены, осанка непринужденная.
- Ходьба на пятках. Этот вид ходьбы выполняется почти на прямых ногах. Шаги короткие, живот подтянут, спина выпрямлена. Нога ставится на пятку, носки подтянуты вверх, при этом не следует их сильно разворачивать в сторону. Движения рук незначительные.
4.Ходьба высоко поднимая колени. Движения энергичные, четкие. Нога ставится сначала на переднюю часть, затем на всю стопу. Шаги короткие, но уверенные. Согнутая в колене нога поднимается вперед-вверх. Бедро принимает горизонтальное положение, голень образует с бедром прямой угол, носок оттянут вниз. Продвижение вперед незначительное. Корпус прямой, голова приподнята.
- Ходьба перекатом с пятки на носок. Выполняется этот вид ходьбы ярко выраженной постановкой ноги на пятку, плавным и одновременно энергичным перекатом на носок, слегка пружиня при этом и стараясь приподняться повыше. Движения рук свободные, ненапряженные, с некоторым акцентом в момент перехода на носок.
Бег — один из способов передвижения (локомоции) человека и животных; отличается наличием так называемой «фазы полёта» и осуществляется в результате сложной координированной деятельности скелетных мышц и конечностей.
Виды бега различны. Учитывая возрастные особенности, детям дошкольного возраста доступны следующие виды: обычный бег в спокойном темпе, бег на скорость, с препятствиями и включением других движений (подлезания, прыжков), бег сменяющимся темпом, медленный бег. Виды бега и беговых упражнений отличаются по технике выполнения. Воспитателю следует знать эти особенности, чтобы предупредить ошибки, легче и быстрее их исправить, правильно определить задачи и методику обучения.
Обычный бег в среднем темпе широко используется для обучения некоторым элементам техники, навыкам правильного координированного движения. При таком беге дети могут лучше контролировать свои движения, хорошо их чувствуют, могут вносить попрании в свои действия.
- Бег на носках. 2. Бег с высоким подниманием колен. 3. Бег широким шагом. 4. Бег с отведением назад согнутой в колене ноги. 5. Бег скрестным шагом. 6. Бег прыжками. Бег в быстром темпе. Выполняется па передней части стопы или на носках. Шаг широкий, стремительный. Движения рук активные, в такт с беговыми шагами. Делать энергичные отталкивания толчковой ногой, хорошо ее выпрямляя. Туловище наклонено вперед по ходу движения голова с ним на одной линии. Плечи развернуты, не напряжены, смотреть вперед.
Медленный бег за последнее время завоевал большую популярность, в основном как средство развития общей выносливости, повышения функциональных возможностей организма. В этом беге надо уметь выдерживать небольшой темп, не ускорять и не замедлять его, бежать ритмично. Шаги делать короткие, ногу ставить на переднюю часть стопы или эластично с пятки на носок. Движения рук спокойные, руки согнуты в локтях на уровне пояса, плечи слегка расслаблены.
Бег в переменном темпе используется в сочетании с другими движениями. Главная задача при обучении этому виду бега- научить детей выбирать темп и вид бега, наиболее соответствующий содержания задания. Так, если бег завершается подскоком или прыжком в длину, то не надо замедлять темп перед толчком, а переходить сразу от последнею шага разбега к энергичному отталкиванию вверх или вперед. Надо уметь быстро и ловко переключиться с бега на другой вид движения. Например, подлезть под обруч или веревку, пройти по бревну, а затем продолжить бег не останавливаясь, не меняя направления. В переменном темпе можно предлагать разные упражнения [1, С.23].