Курсовая работа|Педагогика

Метод моделирования на уроках окружающего мира

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 51

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.  Роль моделирования как практического метода обучения в курсе «Окружающий мир» начальной школы

1.1   Основы моделирования и его роль как практического метода обучения

1.2   Использование моделирования в курсе «Окружающий мир» и его влияние на обучение младших школьников

ГЛАВА 2. Методика применения метода моделирования на уроках «Окружающий мир» при изучении взаимосвязей в природе

2.1 Характеристика программы курса «Окружающий мир» с позиции темы исследования

2.2 Диагностика сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников

2.3 Планирование и конструирование уроков окружающего мира в 1 классе с использованием метода моделирования при изучении взаимосвязей в природе

2.4 Анализ результатов формирующей работы в ходе контрольного исследования и обсуждение полученных результатов

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным периодом детства, обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальное, социальное, физическое развитие личности. Образовательными результатами этого этапа школы являются полноценные читательские, речевые, вычислительные умения и навыки, общие знания о реальном мире в его связях и зависимостях, развитие сенсорных умений, мышления, способность к творческому самовыражению.

В итоговом докладе ЮНЕСКО четко сформулированы приоритеты современного образования, которые в целом соответствует подходам, сложившимся в настоящее время в образовании: научить получать знания, то есть научить учиться; научить трудиться – работать и зарабатывать, то есть учение для труда; научить жить – это учение для бытия. И научить жить вместе с другими людьми, часто не похожими на тебя, - это учение для совместной жизни.

Главенствующей целью образования становится развитие творческих, созидательных способностей, обеспечивающих возможности самоопределения, самовыражения и самосохранения. Цели образования должны быть ориентированы с одной стороны, на образовательный идеал, а с другой – на реалии современной жизни, то есть нести в себе ценностно-прагматический потенциал.

  На начальном этапе необходимо развитие словесно-логического мышления, произвольной смысловой памяти, внимания, интеллектуальных операций (анализ, сравнение, классификации и др.), а также организационных умений, способности к реализации внутреннего плана действий. Этому способствует построение моделей на уроках.

Работа по описанию и представлению результатов наблюдений и опытов в виде шкал, диаграмм, графиков и т.д., формирует способности воображения и образно-символического мышления ребенка. Это позволяет учителю в последующем поставить перед собой задачу дальнейшего развития мышления ребенка, а именно способности выстраивать сложные гипотезы, проверяя их логичность и объяснительную силу.

Анализ научных трудов показывает, что проблеме моделирования в философской и психолого-педагогической науке уделяется большое внимание.

Актуальность использования метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе обусловлена не только эффективным запоминанием учебного материала, но и тем, что внимание младших школьников акцентируется на возможности их личного участия в охране воздуха и воды.

Исходя из мнений и фактов, приводимых авторами, и мы можем определить проблему использования метода моделирования на уроках окружающего мира при изучении взаимосвязей в природе, как одну из актуальнейших и требующих внимательного рассмотрения и анализа.

Цель исследования: изучить использование метода моделирования на уроках окружающего мира при формировании знаний взаимосвязей в природе.

Объект исследования - процесс изучения взаимосвязей в природе на уроках окружающего мира.

Предмет исследования - использование метода моделирования на уроках окружающего мира.

Гипотеза исследования: если учитель использует метод моделирования на уроках окружающего мира, то это будет способствовать сформированности взаимосвязей в природе у младших школьников.

Задачи исследования:

1) изучить литературу по проблеме использования метода моделирования на уроках окружающего мира;

2) исследовать сформированность взаимосвязей в природе у младших школьников;

3) подготовить и провести уроки окружающего мира в 1 классе по программе с использованием метода моделирования с целью изучения взаимосвязей в природе.

В ходе изучения данной проблемы были использованы следующие методы педагогического исследования:

  1. Теоретический (анализ литературных источников по исследуемой проблеме);
  2. Практический (диагностика, её организация и проведение);
  3. Статистический (количественные и качественные результаты исследования).

Практическая значимость исследования: результаты курсовой работы могут быть использованы педагогами при подготовке уроков окружающего мира во 2 классе.

База исследования муниципальное бюджетное образовательное учреждение.

 

ГЛАВА 1.  РОЛЬ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ПРАКТИЧЕСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

  • Основы моделирования и его роль как практического метода обучения

Общественно-финансовые изменения, происходящие в Российской Федерации, вызвали перемены в ее образовательном пространстве: выделен новый учебный предмет «Окружающий мир», составляющей образовательной областью которого является естествознание. Процессы, происходящие в образовании, обусловливают надобность совершенствования теории и методики обучения естествознанию. В формировании хоть какого понятия чрезвычайно важен способ моделирования. Моделирование – наглядно-практический способ обучения, получающий все большее распространение в обучении младших учащихся школ естествознанию. Изучение программ говорит о недостающем внимании к дилемме формирования у младших учащихся школ умения моделировать при формировании экологических понятий.

Предмет «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе, имеет большое значение для развития младшего школьника, поскольку призван создать целостное представление о картине мира – естественнонаучной и социальной, закладывая фундамент для формирования экологической культуры младших школьников. «Окружающий мир» предоставляет огромные возможности для воспитания патриотических чувств, так как учащиеся  знакомятся с миром природы нашей страны и жизнью человека. Школьников не оставляет равнодушными природная красота России: ее озера и реки, моря и океаны, животные и растения, обитающие в разных уголках нашей страны. Содержание предмета знакомит младших школьников с традициями, праздниками, бытом народов России[19, с. 118-124].

При формировании экологических понятий можно использовать разработанные  задания, которые позволят формировать у младших школьников систему естественно- научных понятий, воздействовать на интеллектуальную и эмоциональную сферу личности учащихся.

Цель работы заключается в исследовании возможности использования метода моделирования при изучении экологических понятий на примере изучения темы «Природные зоны». Одной из задач естественно-научного образования в начальной школе является формирование у учащихся системы естественно-научных понятий, которые приводят их к пониманию закономерностей окружающего мира, опираются на чувственный опыт детей и обеспечивают переход от понятия явления к его сущности.

 Проблемой формирования и развития понятий занимались педагоги и методисты К.Д. Ушинский, К.П. Ягодовский, М.Н. Скаткин, А.П. Медовая, Н.А. Рыков, И.Д. Зверев, Л.С. Короткова, Е.А. Флерова, М.И. Мельников, психологи Д.Н. Богоявленский, Л.В. Занков и другие.

В.А. Усовой выделены следующие уровни развития понятий:

  1. Фактологический (общий, эмпирический, низкий, примитивный).
  2. Операционно-деятельностный (описательный, аналитический, образный).
  3. Теоретический (понятийный, доказательный, словесно-наглядный).

Для достижения младшими школьниками метапредметных результатов освоения образовательной программы, в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), могут быть использованы знаково-символические средства представления информации. Овладение младшим школьником моделированием является существенным показателем развития познавательных универсальных учебных действий (УУД). Знаково-символические универсальные учебные действия предоставляют конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, которые выполняют определенные функции: – выделения существенного, – воспроизведения учебного материала, – отрыва от конкретных ситуативных значений, – формирования обобщенных знаний [14, с. 82-85].

Моделирование – процесс подмены объекта исследования некой его моделью и проведение исследования на модели в целях получения нужной инфы об объекте. Моделирование стало в первый раз применяться в архитектуре и строительстве и обозначало изображение схемы, чертежа либо графика какого-нибудь подразумеваемого объекта.

Позднее моделирование получило распространение и в остальных науках как способ исследования действий и явлений окружающей реальности [5, с. 193].

Моделирование является сложной деятельностью, которая основывается на нескольких этапах:

1) выделение существенных признаков объекта,

2) работа с моделью и ее преобразование,

3) исследование модели,

4) соотнесение полученных результатов при использовании модели с реальным объектом.

Каждый этап характеризуется определенными операциями, специальными средствами, которые должны усвоить учащиеся к окончанию начальной школы. Одной из наиболее значимых форм развития научного знания является модель (в переводе с французского – «мера, образец, норма). Американский социолог Т. Парсонс писал: «Никакое общество, никакое событие в истории, никакая схема социального поведения не может быть осмыслена, если не будет выражена с помощью модели, объясняющей мотивацию, лежащую за причинными процессами. Она и придает значение социальным явлениям». Другими словами, моделирование позволяет исследователю познать объект изучения, установить взаимосвязь с другими объектами и описать его в наиболее доступной форме. Л.М. Фридман понимает под моделью объект или систему, исследование которой служит средством для получения знаний о другом объекте – оригинале или прототипе модели. Он выделяет два больших класса моделей по характеру средств, из которых они построены: материальные (вещественные, реальные) и идеальные [23, с. 80]. Материальная модель обладает «физической» природой, одинаковой с изучаемым объектом, и сохраняют с ним геометрическое подобие. Идеальная модель не обладает физическим тождеством с изучаемым объектом и не сохраняет геометрического подобия [4, с. 5-19].

В текущее время в науке употребляются разные модели. Способ моделирования стал одним из главных способов научного исследования. Данный способ в отличие от остальных является всеобщим, употребляется во всех науках, на всех шагах научного исследования. Он владеет большой эвристической силой, дозволяет свести исследование трудного к обычному, невидимого и неощутимого – к видимому и осязаемому, неизвестного – к знакомому, другими словами сделать трудное явление настоящей реальности легкодоступным для кропотливого и всестороннего изучения. Поэтому применение моделей и моделирования в обучении, как считает большая часть научных работников-теоретиков приобретает особенное значение для увеличения теоретического уровня образовательной науки и практики.

На сей день нет единства воззрений по причине потребления определений «модель» и «моделирование». По моему мнению, более унифицированным является определение, которое было предложено В.А. Штофом. Под моделью он осознает такую на уровне мыслей представляемую либо вещественно реализованную систему, которая, отображая либо воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее исследование дает нам новую данные об объекте.

«Модель» - это средство научного знания; это представитель, заместитель оригинала в знании либо на практике; система со структурными качествами и определенными отношениями; она обхватывает значительные характеристики макета, которые в данный момент являются объектом исследования, и соответствует оригиналу [20, с. 22-25]. Понятие «моделирование» - это метод знания какого-нибудь явления либо объекта, всепригодное учебное действие, овладение которым нужно при обучении младших учащихся школ обобщенному умению решать текстовые задачки [13, с. 1].

Термин «моделирование» определяется менее точно, чем термин «модель». Если слова «модель», «модельное создание» известны давно, так как в качестве средства знания модели употреблялись уже на заре науки, то общая теория моделирования создается только в ближайшее время.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – http://standart. edu.ru
  2. Айтуганова Г.А. Использование технологии моделирования на уроках окружающего мира в начальной школе // Новые технологии в образовании. 2014. С. 7-10.
  3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
  4. Берулава, М. Н. Гуманизация современного отечественного образования / М. Н. Бе-рулава // Известия Российской Академии образования. - 2009. - № 2. - С. 5-19.
  5. Основы теории и технологий в педагогике [Текст] : учебное пособие / Т.В. Богуцкая, Л.И. Жарикова. – Барнаул : АлтГПА, 2014. – 193 с.
  6. Виноградова, Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе? / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2001. – № 9. – С. 10–15.
  7. Гусинский Э.Н. Введение в философию образования / Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М.: Логос, 2003. – 224 с.
  8. Колягин Ю.М. Функции задач в обучении математике и развитие мышления школьников/Советская педагогика, 1986, № 6 с. 43.
  9. Кропочева, Т.Б. Нетрадиционные уроки естествознания в начальной школе / Т.Б. Кропочева // Начальная школа. – 2002. – № 1. – С. 57–63.
  10. Кукушин, B.C. Педагогика начального образования / B.C. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина ; под общ. ред. B.C. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д : Изд. центр «МарТ», 2005. – 592 с.
  11. Малоземова И.И. «Посмотри, как хорош мир, в котором ты живешь…»: о значении уроков окружающего мира для личностного развития младшего школьника // Начальная школа плюс до и после. 2014. №1. С. 57-62.
  12. Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе (Образовательные технологии овладения младшими школьниками основами естествознания и обществознания): учебное пособие / А.В. Миронов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 510 с.
  13. Муртазина Н.А. Теоретические основы применения графического моделирования при обучении младших школьников математике// Начальная школа плюс /до и после. 2012. №3. С. 1.
  14. Ожигина, С.П. Формирование универсального учебного действия моделирования у младших школьников в процессе преобразования содержания учебного материала [Текст] / С.П. Ожигина // Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 82-85.
  15. Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 79 с.
  16. Подласый, И.П. Педагогика : 100 вопросов – 100 ответов : учеб. пос. для вузов / И.П. Подласый. – М. : ВЛАДО-пресс, 2004. – 365 с.
  17. 17. Смирнова М.С. Проектная деятельность как средство формирования экологической культуры младших школьников // Проблемы формирования экологической культуры младших школьников: материалы круглого стола преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов 19 декабря 2013г. / сост. и отв. ред. М.С. Смирнова. – М.: Экон-информ, 2014. С.18-25
  18. Смирнова М.С. Игровые формы изучения в изучении географии своей местности. География в школе.1990.№ 1.С.40.
  19. Смирнова М.С. Методические приемы изучения младшими школьниками своего края // Известия института педагогики и психологии образования. 2018. № 3. С. 118-124.
  20. Теремов, А. В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников : монография / А. В. Теремов. - М., 2007. - 208 с.
  21. Тимофеева Л.П. Использование метода моделирования при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе // Ступень в педагогическую науку. 2016. С. 38-40.
  22. Труб И. И. Объектно-ориентированное моделирование на С++: Учебный курс.-СПб.:Питер, 2006.-411с.
  23. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении [Текст] / Л.М. Фридман. – Москва : Знание, 1984. – 80 с.
  24. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 317 с.
  25. 25 Кокоткина И.А. Технология построения урока на деятельностной
  26. основе, как средство развития универсальных учебных действий. / И.А.
  27. Кокоткина // Начальная школа до и после. 2012 №9. С.32-34.
  28. 26 Королева Н.В. Моделирование – способ реализации интеграции
  29. содержания образования. / Н.В. Королева // Начальная школа. 2013 №8. С.18-20.
  30. 27 Короленко Л.П. Развитие УУД в процессе проектной деятельности в
  31. начальной школе. /Л.П. Короленко // Начальная школа до и после. 2012 №8.
  32. С28-32.
  33. 28Лазарева Л.И., Васильчук Г.Т. Формирование универсальных учебных действий. /Л.И. Лазарева, Васильчук Г.Т. // Начальная школа. 2014 №6. С.76-78.
  34. 29 Лазарева О.Н. Воспитание ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников. / О.Н. Лазарева // Начальная школа,2007,№10
  35. 30 Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: методическое пособие / / Л.С. Литвинова, О.Е. Жиренко. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015
  36. 31Мазитова Ф.Г. Комплекс технологий как средство формирования УУД. / Ф.Г. Мазитова // Начальная школа до и после. 2013 №8. С.72-73.
  37. 32 Макаров, М.И. Формирование знаково-символической деятельности будущих учителей-словесников в процессе изучения научно-педагогических понятий / М.И. Макаров //Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 1998 — 186 с.
  38. 33 Методика преподавания естествознания: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Издательский центр ,,Академия”, 2004 – 496с.
  39. 34 Мир и человек: Живые обитатели планеты: Учебник для 3кл. четырёхлетней нач. шк. / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М.: Дрофа, 1999 – 136с.
  40. 35 Мир и человек: Человек: Учебник для 4кл. четырёхлетней нач. шк. / А.А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – М. : Дрофа, 2000 – 144с.
  41. 36 Миронов А.В. «Окружающий реализовать ФГОС: пособие для учителей. / А.В.Миронов. - М.: Баласс,2015
  42. 37 Миронов А.В. Актуальные вопросы экологического образования
  43. школьников. / А.В.Миронов. // Начальная школа до и после. 2013 №1. С.3-8.
  44. 38 Миронов А.В. Ещё раз о наблюдениях в природе. / А.В.Миронов.// Начальная школа, 2009, №9
  45. 39 Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в
  46. начальной школе: учебное пособие ./ А.В. Миронов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 142 с.
  47. 40 Миронов А.В. Экологическая составляющая нового образовательного стандарта. ./ А.В. Миронов // Начальная школа. 2011 №2. С.48-50.
  48. 41 Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС / А.В.Миронов. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015 – 36 с.
  49. 42 Мякишева Н.М. Особенности познавательной деятельности младших школьников, или как современному школьнику сохранить познавательную
  50. потребность. / Н.М. Мякишева // Начальная школа до и после. 2014 №2.
  51. 43 Новолодская Е.Г., С.Н.Яковлева. Реализация творческих проектов при изучении природоведения. / Е.Г. Новолодская // Начальная школа, 2008 №1
  52. 44 Носикова Я.Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС. / Я.Н. Носикова // Начальная школа до и
  53. после. 2014 №2. С.24-28.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское