ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с дизартрией
1.3 Особенности звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
1.4 Роль индивидуальных логопедических занятий в коррекции звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией на
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ЛОГОПЕДА
2.1 Анализ и результаты изучения звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
2.2 Конспекты индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования. В современный период развития образовательной системы в Российской Федерации значительное внимание уделяется системе дошкольного обучения как первой ступени образования в целом.
На законодательном уровне требования к образовательной деятельности на ступени дошкольного обучения регламентируются Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный стандарт направлен на максимальное учитывание возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка, так как именно в период раннего и дошкольного детства можно достаточно эффективно скорректировать психофизические и речевые особенности дошкольников [47].
Невозможно представить человеческую жизнь без речи. Именно посредством речи человек получает, хранит и перерабатывает поступающую информацию, а также передавать ее.
Основополагающе стороной речевого развития является звукопроизношение, при этом отметим, что ее формирование и развитие протекает достаточно специфично как у детей с нормой, так и у детей с патологиями речевого развития.
В настоящее время отмечается существенный рост детей с различными речевыми патологиями, при этом дизартрию можно смело считать одной из самых распространенных нарушений нормально протекающего онтогенеза речи
При этом при дизартрии часто встречаются и сопуствующие формы речевого нарушения (заикание, общее недоразвитие речи).
Рассматривая дизартрию О.С. Орлова, Т.В. Туманова и Т.Б. Филичева утверждают, что данное речевое расстройство связано с нарушениями звукопроизносительной и просодической стороны речи. Данные нарушения объясняются физиологическими особенностями ‒ нарушение иннервации мышц речевого аппарата, связанного с органическим поражением центральной и периферической нервных систем.
Проблемами дизартрии у детей дошкольного возраста занимались многие ученые иисследователи: Е.Ф. Архиповой, Е.Н. Винарской, М.В. Ипполитовой, М.В. Лопатиной, Р.И. Мартыновой, Е.М. Мастюковой, О.В. Правдиной, О.А. Токаревой Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева, и другие.
Именно период дошкольного детства является особо важным для формирования правильного и верного звукопроизношения, так как если данные компонент речи не будет сформирован должным образом, то будет нарушено и фонематическое восприятие и грамматический строй речи, что в свою очередь приведёт к не успешности в школьном обучении.
Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые так же могут возникнуть из-за дефектов речи.
Логопедические занятия могут реализовываться в двух основных формах: групповая (подгрупповая) и индивидуальная. Рассматривая логопедическую работу с точки зрения дифференцированного подхода при дизартрии отметим, что логопеду необходимо осуществлять индивидуальный подход к выбору средств и методов работы на каждом этапе коррекции позволяет логопеду добиться восстановления звкопроизносительной стороны речи. Тем не менее, с точки зрения дифференцированного подхода (в рамках ФГОС ДОО), коррекция звукопроизношения на индивидуальных логопедических занятиях имеет свои нюансы и трудности.
С учетом актуальности и проблемы была сформулирована тема выпускного квалификационного исследования «Коррекция звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией на индивидуальных занятиях логопеда».
Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать необходимость систематической и планомерной коррекционной работы по развитию звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрией на индивидуальных занятиях логопеда.
Объект исследования: развитие звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности индивидуально-коррекционных занятий по развитию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу по вопросам исследования
- Изучить и проанализировать состояние звукопроизношения у старших дошкольников с дизартрий
- Разработать конспекты индивидуальных логопедических занятий по коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, диагностические, биографические (сбор и анализ анамнестических данных, изучение документации); количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ДО МБОУ «НОШ № 95г. Челябинска» (дошкольное отделение). В исследовании участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Понятие «звукопроизношение» в психолого-педагогической литературе
Понятие речи в психолого-педагогической литературе достаточно объемное и широкое. Под речью следует понимать своеобразную сложно-функциональную систему, которая основана на применении знаковых систем языка в ситуациях общения. Речь обусловлена псиофизиологическими характеристиками, основанными на совокупной работе анализаторов, в частности речедвигательного и речеслухового.
С целью наиболее полноценного развития человек в социуме он должен обадать достаточно сформированным навыком коммуникации с окружающими. При этом коммуникативное развитие невозможно без сформированного звукопроизношения.
Проблемой звуковой стороны речи занимались самые различные ученые: А.Н. Гвоздев, Н.X. Швачкин, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, Т.В. Туманова, М.Ф. Фомичева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев и др.
Е.Н. Российская и Л.А. Гаранина рассматривая звукопроизношение выделяют два основных компонента звукопроизносительной стороны речи: просодическая сторона речи; система фонем.
Таким образом. Целесообразно рассматривать звукопроизносительную сторону начиная с просодики, так как именно она является одним из ключевых составляющих устной речи, служа специфическим средством ее оформления, неся смысловую нагрузку и эмоциональный окрас.
В.М. Бехтерев утверждает, что с целью развития просодики необходимо: выявить ритмические рефлексы, приучить организм ребенка отвечать на определенные раздражители, установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденных и раскрепостить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Одними из первостепенных компонентов произносительной стороны речи являются ритмико-мелодическая сторона речи, под которыми понимаются интонация и звуки речи. Под интонацией понимаются: звуковые средства языка, которые в свою очередь формируют речь и смысловые отношения между предложениями, придавая ему необходимое повествование, благодаря чему люди могут испытывать различные чувства и эмоции. В письменной речи интонационная окраска характеризуется знаками препинания. Основными элементами интонации можно назвать мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение.
Мелодика речи ‒процесс повышения или понижения голоса, служит выражением утверждения, вопроса или же восклицания в речевой деятельности.
Ритм речи ‒процесс чередования ударных и безударных слогов, которые могут отличаться длительностью и силой голоса.
Темп речи ‒процесс соотношения количества произнесенных фонем с временем, за которое они были произнесены, другими словами это скорость произнесения речи. В зависимости от эмоциональной окраски и содержания речевого высказывания, темп речи может быть ускоренным или же замедленным.
Тембр ‒ эмоциональный окрас речевого высказывания, в котором выражаются чувства говорящего и придаются эмоциональные оттенки: восхищение, ужас, радость, гнев и т.д. Эмоциональная окраска речи достигается в процессе изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы.
Логическим ударением принято называть целенаправленное изменение смысла слова во фразе в процессе усиления голоса, при этом увеличивается и длительность произнесения.
Далее рассмотрим систему фонем, которая формируется при взаимосвязанной и скоординированной работе трех частей речевого аппарата, голосообразованием и центрального управления процессами речеобразования. Действия периферического звена речедвигательного анализатора осуществляется под влиянием центральной нервной системы. Так же при этом происходит работа органов артикуляции, дыхательного аппарата, голосовых связок и гортани.
Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие трех отделов речевого аппарата: энергетический (дыхательный) ‒ легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань, генераторный (голосообразующий) ‒ гортань с голосовыми связками и мышцами, резонаторный (звукообразующий) ‒ полость рта и носа.
Взаимосвязанная работа данных частей речевого аппарата возможно только благодаря центральному процесс управления голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции непосредственно зависят от функционирования центральной нервной системы, посредством чего осуществляется переферийное функционирование. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу голоса; работа гортани и голосовых связок ‒ его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию-усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и способность к полету.
А.Н. Гвоздев достаточно точно обосновал основополагающие закономерности и особенности формирования звукопроизношения. В частности, автор считает, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер.
Н.X. Швачкин рассматривая особенности онтогенеза фонематического восприятия речи, в частности, достаточно широко изучал вопрос о роли артикуляции и слуха в фонематическом развитии ребенка.