Необходимым условием успеха на свободном рынке является наличие достаточного числа покупателей, воспринимающих предложения фирмы как превосходящие по своим параметрам аналогичные предложения ее конкурентов. Для достижения этого результата фирма должна постоянно стремиться определить своих соперников по конкурентной борьбе.
Современный рынок насыщен множеством предприятий разной ценовой политики, что дает потребителю возможность выбора. При этом постоянно появляются все новые предприятия с более интересными предложениями, чем у конкурентов. Это означает, что для любого предприятия наличие конкурентных преимуществ позволит выгодно отличаться от множества остальных и занять свое место на рынке.
В качестве этого конкурентные преимущества сегодня выступают как ключевая деятельность по формированию способности предприятия, организации, фирмы выжить и успешно развиваться на рынке.
Анализ и формирование конкурентных преимуществ предприятия является очень важным этапом в формировании, как маркетинговой, так и, в общем, стратегической политики предприятия. Эта тема актуальна в условиях современной рыночной экономики Росси в условиях кризиса, так как четко проведенный анализ, позволяет выявить основные преимущества предприятия, опираясь на которые предприятия могут эффективно реализовать свой потенциал.
Важность и актуальность проблемы формирования конкурентных преимуществ и как следствие конкурентоспособности компании обусловили актуальность и выбор темы курсовой работы.
Целью настоящей курсовой работы является исследование теоретических аспектов обеспечения конкурентных преимуществ предприятия, а также анализ конкурентных преимуществ конкретного предприятия с дальнейшей разработкой практических рекомендаций по их совершенствованию.
Задачами курсовой работы предопределяет задачи исследования:
- изучить теоретические основы исследования конкурентных преимуществ и конкурентоспособности предприятия;
- произвести оценку конкурентных преимуществ предприятия;
- определить направления поиска новых источников конкурентных преимуществ предприятия.
Объектом исследования является предприятие общественного питания ООО «Пелотон». Предметом исследования выступает конкурентоспособность предприятия.
Теоретической базой исследования стали работы известных ученых в области стратегического менеджмента и маркетинга.
Практическая значимость исследования заключается в применении разработанных рекомендаций для совершенствования формирования конкурентных преимуществ ресторана ООО «Пелотон», что усилит его позицию на рынке.
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения.
В первой главе изучены теоретические аспекты понятий «конкуренция», «конкурентные преимущества».
Вторая глава представляет собой анализ конкурентных преимуществ и уровня конкуренции предприятия В нее входят: характеристика предприятия, анализ основных показателей деятельности, определение конкурентных компетенций, исследования маркетинговой деятельности, как критерия усиления конкурентоспособности обзор мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия.
Общий объем работы составляет 54 страницы. Курсовая работа иллюстрирована 11 таблицами, 2 рисунками и 3 приложениями. Список литературы включает в себя 15 источников.
1 Базисные подходы к формированию конкурентных преимуществ организации
1.1 Основные аспекты понятия «конкурентное преимущество»
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция представляет собой соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.
На рынке развертывается конкурентная борьба между фирмами, выпускающими или продающими аналогичную продукцию одним и тем же категориям покупателей. Каждая фирма, стремясь создать товар с лучшими свойствами, чем у конкурента, вступает в конкурентную борьбу. А конкурентная борьба, в свою очередь – это совокупность действий фирмы, направленных на достижение конкурентного преимущества, на завоевание прочных позиций на рынке и вытеснение с него конкурента
То есть целью конкурентной борьбы является достижение конкурентного преимущества, занятие более прочной конкурентной позиции на рынке.
В экономической литературе существует множество определений понятия «конкурентное преимущество».
М. Портер считает, что конкурентное преимущество – это превосходство, высокая компетентность фирмы в какой-либо области деятельности или в выпуске товара по сравнению с конкурирующими фирмами. Фактором конкурентного преимущества является конкретный компонент внешней или внутренней среды фирмы, по которому она превосходит конкурирующие фирмы. Факторы могут быть тактическими и стратегическими [12].
Котлер говорит в своих трудах о том, что конкурентное преимущество – это те характеристики свойства товара или марки, которые создают для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами [9]. Эти характеристики могут быть самыми различными и относиться как к самому товару, так и к дополнительным услугам, сопровождающие базовую. Следовательно, указанное превосходство является относительным, определенным сравнением с конкурентом, занимающим наилучшую позицию на рынке или в системе рынка. Ключевые факторы успеха – это какие-либо параметры отраслевых организаций, усиливающих конкурентные преимущества организации. Кроме того, они должны быть устойчивыми в нестабильной рыночной сфере, и недоступны для легкого воспроизведения конкурентами, а также исполнены в разработке маркетинговой стратегии.
Фатхутдинов Р.А. утверждает, что конкурентное преимущество – это какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает фирма и которая дает ей превосходство перед конкурентами [14].
В обобщенном же виде, конкурентное преимущество – это эксклюзивная ценность, которой обладает организация и которая дает ей превосходство перед конкурентами на рынке или его сегменте [3].
Конкурентное преимущество характеризуется как «продуктивность использования ресурсов», а критерием продуктивности выступает показатель рентабельности производства. Конкурентные преимущества – это те осязаемые и неосязаемые активы, которыми владеет фирма, те сферы деятельности, которые позволяют фирме побеждать в конкурентной борьбе. Конкурентные преимущества существуют тогда, когда фирма может получить рентабельность выше средней для фирм данной отрасли или сегмента рынка. Позицию фирмы в отрасли, по мнению М. Портера, определяет именно конкурентное преимущество. Конкурентное преимущество, которым обладают на конкретных рынках различные соперники (конкуренты), являются существенным фактором климата, или конкурентной ситуации на отраслевом рынке. Конкурентное преимущество определяется набором характеристик, свойств товара или марки, который создает для фирмы определенное превосходство над своими прямыми конкурентами. Превосходство оценивается относительным, сравнительным состоянием, положением фирмы по отношению к конкуренту, занимающему наилучшую позицию на рынке товара или его сегменте рынка, оно может быть внешним или внутренним.