Курсовая работа|Педагогика

Компетентностный подход в образовании

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 37

Введение

Глава 1. ИСТОРИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

1.1. Зарубежный опыт

1.2. Российские традиции

Глава 2. КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1. Общие принципы компетентностного подхода в начальном образовании

2.2. Основные компетенции начального образования

2.3. Проблемы компетентностного подхода в образовании

Заключение

Список источников

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования, которая напрямую связана с экономическими процессами через подготовку производительных сил. Это положение объясняется комплексом социально-экономических причин, связанных с современным взглядом на задачи образования: обострение опасности потери уникальности каждого человека, его способности выбрать свою судьбу, наличие диалектической связи независимости со свободой и развитием других; невозможность человека усвоить большие потоки информации в информационном обществе; соперничество в достижении успехов наряду со стремлением к равенству возможностей; проведение рыночных реформ без учета социальной ориентации

Главная задача современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно способствовать личному росту, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, уметь реагировать на различные жизненные ситуации. Для этого современные школьники уже в начальных классах должны привыкать к самостоятельности и ответственности и постепенно добиваться хотя бы небольших успехов в школе и за её пределами.

Существует немало определений понятия «компетенции». В международных стандартах под этим термином понимаются умения, необходимые для того, чтобы добиться успеха на работе, в учёбе, жизни. В переводе с латинского «компетенция» означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познаниями и опытом. Очевидно, что это понятие определяет личность, обладающую познанием и опытом, что позволяет ей быть успешной в собственной жизни. Следовательно, компетентностный подход предполагает чёткую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности ученика выстроить собственное образование с учётом успешности в личной и профессиональной деятельности.

Главная задача компетентностного подхода – усилить практическую ориентацию образования, выйдя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства. Компетентностный подход не отрицает накопления знаний, но в то же время сами по себе знания не являются целью обучения, они – лишь основа для адекватной и осмысленной деятельности школьника в мире.

Целью работы является изучение проблемы компетентностного похода в начальном образовании.

Объектом исследования является современная система начального образования.

Предмет исследования – особенности компетентностного подхода в начальном образовании.

Задачами исследования являются:

1) Изучить историю компетентностного подхода в образовании на примере зарубежного и отечественного опыта;

2)  Рассмотреть общие принципы компетентностного подхода в начальном профессиональном образовании;

3) Исследовать содержание основных компетенции начального профессионального образования;

4) Рассмотреть проблемы компетентностного подхода в образовании.

Методами исследования явились теоретический анализ литературы по теме работы, анализ и синтез информации.

Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.

 

Глава 1. ИСТОРИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

1.1. Зарубежный опыт

Компетентностный подход апеллирует к современной парадигме междисциплинарных (постдисциплинарных) науки и образования. Поэтому не удивительно, что сам принцип компетенции зародился в рамках одной из конкретных наук и был впоследствии экстраполирован в качестве научного метода, применимого к различным сферам знания включая педагогику.

Его возникновение принято возводить к исследованиям известного американского лингвиста Н. Хомского. Хомский сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка, трансформационной (генеративной) грамматике. Он отмечал, что «…мы проводим фундаментальное различие между компетенцией (знанием своего языка говорящим – слушающим) и употреблением (реальным использованием языка в конкретных ситуациях). Только в идеализированном случае… употребление является непосредственным отражением компетенции. В действительности же оно не может непосредственно отражать компетенцию… противопоставление, вводимое мною, связано с соссюровским противопоставлением языка и речи, но необходимо… скорее вернуться к гумбольдтовской концепции скрытой компетенции как системы порождающих процессов»[5].

Обратим здесь внимание на то, что именно «употребление» есть актуальное проявление компетенции как «скрытого», потенциального. Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т.д., т.е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека.

В то же время (1959) в работе Р. Уайта категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию[18].

Проведенный анализ работ  (Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Н.А. Гришанова и др.) позволил условно выделить три этапа становления компетентностного подхода в образовании.

Первый этап – 1960–1970 гг. – характеризуется введением в научный аппарат категории «компетенция», созданием предпосылок разграничения понятий компетенция/компетентность. С этого времени начинается в русле трансформационной грамматики и теории обучения языкам исследование разных видов языковой компетенции, введение понятия «коммуникативная компетентность» (Д. Хаймс) [9].

Второй этап – 1970–1990 гг. – характеризуется использованием категории компетенция/компетентность в теории и практике обучения языку (особенно неродному), профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению. В это время разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности». В работе Дж. Равена «Компетентность в современном обществе», появившейся в Лондоне в 1984 г., дается развернутое толкование компетентности. Это такое явление, которое «состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга, … некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие – к эмоциональной, … эти компоненты могут заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения» [8]. При этом, как подчеркивает Дж. Равен, «виды компетентности» суть «мотивированные способности».

  1. Акапьев В.Л., Немыкина Н.В., Немыкин Н.И. Роль компетентностного подхода в современном образовании Фундаментальные исследования. – 2013. – № 11-7. – С. 1402-1406.
  2. Андреев А.Л. Инновационный путь развития России в контексте глобального пространства образования. Вестник Российской Академии наук, 2010. - Т. 80. - № 2. - С. 99-106.
  3. Баранников А.В. Содержание общего образования: Компетентностный подход / А.В. Баранников. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 51с.
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе Педагогика. – 2003. - №10 .
  5. Дубова М.В. Компетентностный подход среди современных педагогических подходов в системе общего образования Интеграция образования. - 2010. - №1. - С.59-63.
  6. Дубова, М. В. Содержание математической компетентности выпускника начальной школы / М.В. Дубова // Начальная школа плюс До и После : ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал. – 2013. − №9.
  7. Дубова, М.В. Теоретическое обоснование компетентностного подхода в общем образовании: монография / М. В. Дубова; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2010.
  8. Зеер Э.Ф, Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  9. Ильина А.В. Формирование познавательной самостоятельности студента среднего специального учебного заведения в ходе изучения общепрофессиональных дисциплин: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2008. – С. 29.
  10. Князева О. Г. Компетентностный подход в профессиональном образовании в условиях реализации ФГОС СПО Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.).
  11. Коняхина И.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) Вестник ТГПУ. - 2012. - №11 (126). - С.68-71.
  12. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 400 с.
  13. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании [Текст] Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.).  - М.: Буки-Веди, 2012.
  14. Налиткина О.В. Компетентностный подход как основа новой парадигмы образования Известия РГПУ им. А.И. Герцена . - 2009. - №94. - С.170-174.
  15. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы : учебник для студентов пед. уч-щ и колледжей / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2014.
  16. Розов Н.Х. Проблемы психолого-педагогических кадров в непедагогических вузах Педагогика. – 2010. – № 10. – С. 80.
  17. Сивицкая Л.А., Смышляева Л.Г., Смышляев А.В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей Вестн. Томскогогос. пед. ун-та. -2010. - Вып. 12 (102). - С. 52-55.
  18. Сорокоумова Е.А. Педагогическая психология. – М.-СПб.-Ниж. Новгород – Киев, 2009. – С. 32.
  19. Хасия Т.В. Компетентностный подход: инновации и традиции в образовании современного педагога Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. - С. 237-240.
  20. Хлызова Н.Ю. Интерпретация понятий «компетентность» и «компетенция»: к проблеме систематизации научной терминологии Медиаобразование: от теории – к практике / Составитель И.В.Жилавская; Ч.2. -  Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008.
  21. Хусаенова А. А. Компетентностный подход в высшем образовании Образование и воспитание. - 2015. - №4. - С. 23-26.
  22. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты Интернет-журнал «Эйдос». Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения 15.03.2016)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское