Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей с умственной осталостью
1.1 Экологическое воспитание: определение, цели, задачи, направления
1.2 Отношение к животным, как результат экологического воспитания обучающихся
1.3 Особенности проявления любви к животным у детей с умственной отсталостью
Глава 2. Иппотерапия как средство воспитания любви к животным
2.1 Иппотерапия: понятие, история возникновения
2.2 Рекомендации по проведению иппотерапии у детей с умственной отсталостью
Заключение
Список литературы
В последние годы в качестве средства реабилитации все активнее используют иппотерапию. Уникальность иппотерапии объясняется тем, что благодаря воздействию ритмически упорядоченной моторной и сенсорной 5 нагрузки на реабилитанта при его тесном контакте с лошадью достигается стабильно выраженный эффект [3, 9, 10, 12].
Многообразие трехмерных биомеханических воздействий в сочетании с эмоциональным эффектом, получаемых при занятиях иппотерапией, невозможно достичь при использовании других средств адаптивной физической культуры [13, 16].
Общение с природой – прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Если ребёнок глух к природе с раннего детства, если родители не научили его наблюдать за красотой утренней росы на цветах, опадающей с деревьев листвы, танцующими зимний танец снежинками; если ребёнок не научен жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно будет воспитать в нём все эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Одним из путей воспитания в детях доброты является воспитание у них бережного отношения к природе, в частности к животным.
Объект исследования – любовь к животным у детей с УО.
Предмет исследования – организация занятий иппотерапии у детей с УО для воспитания любви к животным.
Гипотеза исследования – предположим, что правильная организация процесса занятий иппотерапией будет способствовать достижению положительной динамики в воспитании любви к животным у детей с УО.
Исходя из этого, целью исследования является изучение организации занятий иппотерапией детей с УО для воспитания любви к животным.
Задачи исследования:
- Изучить научную и методическую литературу по исследуемой проблеме;
- Раскрыть понятие экологического воспитания школьников;
- Обозначить средства и методы организации воспитания любви к животным;
- Изучить условия организации занятия иппотерапией;
Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, наблюдение, эксперимент.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты экологического воспитания детей с умственной отсталостью
1.1 Экологическое воспитание: определение, цели, задачи, направления
Экологическое воспитание – это развитие у учащихся младших классов чувства экологической ответственности и экологически ответственного поведения, бережного отношения к природе. Понимая при этом природу в широком смысле: как совокупность условий существования человека – не только естественных, но и созданных человеком материальных условий его существования – «второй природы». [13]
Термин «экологическое воспитание» появился в педагогике сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.
Николаева С. Н. в содержание экологического воспитания вкладывает два момента: передачу знаний об экологии и их преобразования в отношение. По ее мнению, знания лежат в основе процесса формирования экологической культуры, а уже отношение — конечным его продуктом.
Светлана Николаевна считает, что, подходя к вопросам экологического образования, сначала в центр выходит все внимание на природу и, что человек является ее частью, после – выдвигаются предпосылки в плане необходимости изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только четкое их понимание даст понять человеку всю полноту и правильность обоюдно полезного взаимодействия с природой. В начале, педагог приводит свои ориентиры при работе с младшими школьниками, затем у детей формируется субъективное отношение к природе. В этом случае можно говорить о самостоятельной деятельности. В качестве носителя экологической культуры могут выступать родители, воспитатель в детском саду, учитель начальных классов. Они являются решающими звеньями в экологическом воспитании детей.
В ежедневной работе учителя с детьми выделяют ряд условий, которые будут способствовать более эффективному формированию экологических представлений у младших школьников. Учитель должен:
- понимать экологические проблемы и причины, которые их породили;
- ощущать ответственность, как гражданина в той ситуации, в которой находится и обладать готовностью изменить ее в лучшую сторону;
- владеть методиками экологического воспитания младших школьников;
- осознавать цели и задачи своей деятельности;
- регулярно применять различные технологии развития, воспитания и образования в практической деятельности с детьми;
- проявлять заботу о физическом и психическом здоровье детей, используя в своей работе личностно-ориентированные методы. [12]
Целью экологического воспитания является формирование у детей бережного отношения к окружающей среде, которое строится на основе экологического сознания. Оно, в свою очередь, базируется на соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования и продвижение идей его оптимизации, активную деятельность по изучению, охране и защите природы не только своей местности, но и всей земли. Этой цели можно достигнуть путём решения образовательных (формирование комплекса знаний о современных экологических проблемах и путях их решения), воспитательных (формирование мотивов, потребностей и привычек экологически полезного поведения и деятельности) и развивающих (совершенствование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности) задач.
Ошибочное представление часто служит основанием для недоброжелательного отношения детей к флоре и фауне. Кроме того, что это наносит вред окружающей среде, это также ожесточает детей, отрицательно сказывается на их психике. Намного сложнее исправить уже имеющиеся ошибочные представления детей, чем сформировать правильные. От того, в какой степени педагогу удается пробудить интерес, стремление лучше узнать окружающий мир и совершенствоваться, зависит успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников. [9]
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования среди основных направлений работы школы сказано, что «воспитание эмоционально – ценностного, позитивного отношения к себе и к окружающему миру» имеет большое значение. Следовательно, государство ставит перед школой задачу совершенствования системы экологического воспитания и образования подрастающего поколения.
Задачи экологического воспитания младших школьников заключаются в усвоении следующих представлений:
- о человеке, как части окружающей среды;
- о ценности природы и о взаимосвязи составляющих её объектов;
- о использовании природных ресурсов и улучшении состояния окружающей среды;
- о последствиях своих действий по отношению к объектам окружающей среды.
У ребёнка необходимо формировать потребность в продуктивном и позитивном контакте с природой. При этом существует определенная последовательность в изучении. На первом этапе, все объекты природы рассматриваются как самостоятельные единицы, а затем познается их взаимосвязь между собой, в том числе между объектами живой и неживой природы. На следующем, заключительном, этапе происходит осознание происхождения различных природных явлений. Но сущность экологического воспитания младших школьников заключается в приобщении детей к природе, в ходе которого должно формироваться представление о бережном отношении к объектам природы.
Курс «Окружающий мир» (авторы А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан) входит в УМК «Школа 2100». Основной целью является не только освоение знаний об окружающем мире, но и развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, рассуждать и решать творческие задачи.
Курс построен на принципе минимакса. В учебную программу включен минимум содержания, которое должны усвоить все ученики. В каждой теме есть максимум сведений, заданий повышенного уровня сложности, которые школьники могут выполнить по желанию. Учебник по предмету рассчитан не на воспроизведение текста, а, скорее, на поиск решения проблемы, ответа на интересующий ребёнка вопрос. В содержании предмета уделено внимание системе знаний и умений, включены понятия о биосфере (глобальной экосистеме, изучаются основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям обитания, влияние хозяйственной деятельности человека на природу и т.д.), других экосистемах (например, знания об элементарных экосистемах – лесе, поле, луге и т.д.), которые соотносятся с максимумом освоения содержания учебного предмета. В учебниках и рабочих тетрадях также представлены задания повышенной сложности. [16]
В УМК «Школа России» входит курс «Окружающий мир» А.А. Плешакова. Целью изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование у детей целостной картины мира и определение и осознания в нём места человека, развитие бережного отношения к природе и обществу, духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России.
Отбор содержания курса основан на ведущих идеях – многообразии мира, его целостности и уважению к нему. Идея экологической целостности природы раскрывается через экологические связи, например, между живой и неживой природой, растениями и животными, животными и животными.