Дипломная работа|Педагогика

Типичные трудности младшего школьника, вызывающие неуспеваемость, и разработка путей предупреждения неуспеваемости

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2013 | Страниц: 90

Цена: 1 300
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения младших школьников

1.1. Психологические особенности развития младших школьников

1.2. Взаимосвязь особенностей познавательной сферы детей младшего школьного возраста с учебной успеваемостью

1.3. Психолого-педагогические особенности и причины неуспеваемости младших школьников в учебной деятельности

Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей школьной неуспеваемости младших школьников и путей ее преодоления

2.1. Обоснование выборки, методик и процедуры исследования особенностей школьной неуспеваемости младших школьников и путей ее преодоления

2.2. Интерпретация результатов и анализ исследования особенностей школьной неуспеваемости младших школьников и путей ее преодоления

2.3. Разработка и внедрение коррекционно-развивающих занятий по преодолению неуспеваемости младших школьников

Заключение

Список литературы

Приложения

Актуальность исследования. Проблема школьной неуспеваемости весьма значима и беспокоит всех без исключения. При большом многообразии, как форм обучения, так и педагогических учебных заведений в России, основной проблемой по-прежнему выступает задача обучения и воспитания детей, а также контроль этих процессов. Контроль тесно связан с оцениванием учащихся как личностей и проявляемой ими учебной деятельностью. Основным способом оценивания учебной успеваемости учащихся является выставление отметок, которые имеют юридическую силу.

Отметка является способом выражения оценки педагога, в котором отражаются индивидуально-личностные особенности, как учащихся, так и учителя. Имеется немало противников балльной оценки успеваемости, в том числе и по причине ее субъективности, что создает многочисленные конфликтные ситуации во взаимоотношениях семьи и школы. Однако надо признать тот факт, что, чем ниже оценка в журнале, тем меньше знаний имеет учащийся, которые необходимы по образовательному стандарту.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Важнейшим из этих условий признается обучение, и воспитание детей в школе.

В свою очередь, как в случае прогулов, так и в случае открытого протеста против педагога, который выставляет низкие отметки, у ребенка могут возникнуть различного рода деформации в развитии личности. В нашем обществе школьное обучение является обязательным, все дети вокруг учатся, и если у ребенка возникают проблемы, он может чувствовать, что он не такой, как все, а значит, хуже, никчемнее. Подобные мысли и чувства могут возникнуть у любого неуспевающего ученика, и даже если на словах он уверяет нас, что ему абсолютно безразлично, как он учится, что школа ему не нужна, в глубине души он может ощущать себя отверженным, ненужным. Скорее всего, подобные переживания приведут к новым негативным проявлениям в поведении. В итоге зачастую неуспевающие дети ищут круг людей, для которых они будут значимы, среди которых они не будут чувствовать себя ничтожными, жалкими, как это происходит в школе. Так они оказываются в дворовых компаниях, в чердачных тусовках, тем самым, пополняя ряды неблагополучных детей района, города.

Есть и другие причины социального характера. Социальный прогресс, высокие темпы развития науки и техники приводят к тому, что общество предъявляет все более высокие требования к своим членам и, конечно, к школьному образованию. Это обуславливает необходимость усложнения, как теоретического уровня, так и объема учебных программ, что, в свою очередь, становится причиной несоответствия этому уровню многих детей.

Несмотря на пристальное внимание педагогов и психологов, ученых и практиков к проблеме школьной неуспеваемости, число учащихся, испытывающих трудности в обучении, сегодня непрерывно растет. Устойчивая неуспеваемость и второгодничество, могут вести к серьезным психологическим последствиям. Возможны существенные отклонения в развитии личности школьников, формирование агрессивности, замкнутости, неуспеваемости в себе, лживости. Неуспеваемость школьника может стать причиной школьной дезадаптации, стремительного снижения учебной мотивации, и как следствие – ухудшения поведения, а иногда  даже и криминального поведения.

Объект исследования – неуспеваемость как психолого-педагогическое явление.

Предмет исследования – психолого-педагогические причины неуспеваемости школьников в младших классах.

Целью данной работы является определение типичных трудностей младшего школьника, вызывающих неуспеваемость, и разработка путей предупреждения неуспеваемости.

Для достижения этой цели необходимо решение следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить причины неуспеваемости младших школьников.
  3. Определить пути предупреждения причин неуспеваемости.
  4. Экспериментально проверить эффективность обучения по разработанной методике.

Гипотеза исследования - разработка эффективных способов преодоления неуспеваемости обучения в начальных классах будет способствовать устранению трудностей в усвоении программы в средних классах.

Теоретико-методологической базой исследования являются труды ученых, занимающихся проблемой неуспеваемости и ее преодоления в учебной деятельности младших школьников. Среди них такие авторы как: М.М.Безруких, Е.Ю. Брель, Т.А. Власова, М.А. Данилов, В.И. Зыкова, К.С. Лебединская, И.В. Лампшир, А.Н. Леонтьев, Н.П. Локалова, А.Р. Лурия,Ю.В. Микадзе, Н.А. Менчинская, Н.И. Мурачковский, Л.С. Славина, А.А. Смирнов, Ю.С. Шевченко, Бетти Лу Ливер,Бретт Д., Дембеле Бабой, Фигдор Г. и другие.

Методами исследования являются:

а) теоретические: изучение и анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования;

б) эмпирические: наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, развивающие игры;

в) методы математической статистики. С целью уточнения представленных данных, и подтверждения выдвинутой нами гипотезы, будет применен Т-критерия Стьюдента.

Методики исследования:

  1. Методика «Выделение существенных признаков» (диагностика мыслительных способностей).
  2. Методика «Проба на запоминание 10 слов» (А.Р. Лурия), направлена на исследование особенностей оперативной памяти, выявления степени ее тренированности.
  3. Методика «Заполнение фигур» (на основе методики Пьерона-Рузера).
  4. Методика «Рисунок семьи» (выявление социально-психологического климата в семье и особенностей внутрисемейных отношений).

Структура работы: введение, 2 главы теоретико-экспериментального исследования, заключение, список литературы, приложения, иллюстрирующие основные этапы проведенного исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы обучения младших школьников

1.1. Психологические особенности развития младших школьников

Определением возрастных границ младшего школьного возраста служит время обучения детей в начальной школе. До недавнего времени в нашей стране младший школьный возраст охватывал период от 7 до 9-10 лет (обучение в I-III классах). Сейчас, в связи с переходом к обучению с 6 лет и четырехлетней начальной школе, соответственно нижняя граница возраста сдвинулась. В других странах границы данного периода определяются в зависимости от принятых в них систем образования. Однако решающим во всех случаях является переход ребенка к учению как целенаправленной и систематической деятельности. По проблемам младшего школьного возраста существует обширная литература, однако обобщающих работ сравнительно мало [22, с.90].

В данный период происходит интенсивное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, это формирует предпосылки для произвольного целенаправленного поведения, к планированию и выполнению программных действий. К 7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается более выраженное, чем у дошкольников, равновесие процессов торможения и возбуждения, но процессы возбуждения доминируют (это опосредует такие особенности детей младшего школьного возраста, как непоседливость и повышенная возбудимость эмоционального плана и тому подобное). Растет и функциональное значение второй сигнальной системы, слово оформляется в обобщающее значение, сходное с тем, которое оно имеет для взрослого человека. В целом же, можно отметить, что детям 7-10 лет свойственны основные свойства нервных процессов, которые по своим особенностям уже напоминают свойства нервных процессов взрослых. Однако данные свойства у некоторых детей имеют достаточную неустойчивость, отсюда большинство физиологов считают, что определять тип нервной системы младших школьников еще рано[20, с.49].

С поступлением детей в школу в их жизни происходят существенные изменения, во-первых, коренным образом меняется социальная ситуация их развития, во-вторых, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе данной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

Развитие познавательной активности младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Немаловажную значимость имеет расширение границ и сфер общения. Детям необходимо овладеть множеством новых навыков, умений, развить качества, которые позволят школьникам адаптироваться к новой социальной ситуации.

Восприятие младших школьников еще отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время оно обладает у них остротой и свежестью. Младший школьник может путать цифры 6 и 9, мягкий и твёрдый знаки с буквой «р», но, в то же время с живым любопытством воспринимает окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. К окончанию первой ступени школы восприятие детей углубляется и усложняется, становясь более дифференцирующим, анализирующим, принимая организованный характер [23, с.67].

Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь учебный процесс в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Произвольное внимание развивается вместе с другими функциями и прежде всего – мотивацией учения, ответственностью за успех учебной деятельности.

Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементов игры и достаточно частой смены форм деятельности.

Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

Что касается мышления младших школьников, то оно благодаря обучению выдвигается в центр сознания ребенка. Отсюда мышление приобретает доминирующую функцию, начинающую определять работу всех других функций сознания, которые в свою очередь, по определению Л.С Выготского, интеллектуализируются, становясь произвольными [12, с. 94].

Ранее считалось, что для младших школьников ведущим выступает конкретно-образное мышление, но за последнее время, благодаря работам В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина установлено, что дети данного возраста имеют больше познавательных возможностей, чем считалось. Этот факт позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления[48].

Мышление детей неразрывно формируется с речью. Активный словарный запас третьеклассников насчитывает до 4000 слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса детей, но прежде всего в приобретении ими исключительно важного умения устного и письменного изложения своих мыслей.

Большую роль в познавательной деятельности школьника играет память. Естественные возможности школьника первой ступени очень велики: его мозг обладает такой пластичностью, которая позволяет ему легко справляться с задачами дословного запоминания.

Согласно концепции известного американского психолога Э. Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности (или при неблагоприятном развитии – социальной и психологической неполноценности), а также чувство дифференцированности своих возможностей.

Большое значение в жизни младшего школьника играет учитель, который часто выступает как своего рода центр его жизни (даже в тех случаях, когда ребенок «не принимает» педагога), именно на учителе оказывается «завязанным» эмоциональное самочувствие ребенка. К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей.

Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младших школьников продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами, игры-драматизации.

Младший школьный возраст является вершиной детства. Ребенок сохраняет много  детских качеств -  наивность, легкомыслие, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он пристает не только новые знания и умения, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности  ребёнка, весь уклад его жизни [22, с.76].

С одной стороны, как дошкольник, он отличается подвижностью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, отчётливым проявлением в поведении типологических свойств. С другой стороны, у младшего школьника формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющий ему действовать,  руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника [1, с. 158].

Развитие младшего школьника – очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни.

  1. Афонина, Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Г.М. Афонина. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 512с.
  2. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2007. – 320с.
  3. А.О. Дробинская. Школьные трудности нестандартных детей, Москва, «Школа-Пресс», 2004. – 270с.
  4. Бетти Лу Ливер Обучение всего класса. М., 2005. – 218с.
  5. Белинская Е. Волшебный мир детства // Школьный психолог, 2007, №18
  6. Блонский, П.П. Школьная успеваемость. П.П. Блонский. - М.: Просвещение, 2001. – 423 с.
  7. Бретт Д. Жила – была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей / Перевод с английского - Г.А. Павлов. М., Класс – Библиотека психологии и психотерапии, 2006. – 170с.
  8. Бударный, А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества. Автореферат. Канд. Дис. А.А. Бударный. - М.: Просвещение, 2005. – 521 с.
  9. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. А.Л. Венгер, А.Г. Цукерман. - М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС", 2004. – 534 с.
  10. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001. – 270с.
  11. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей. Под ред. Ю.К. Бабанского. Ростов-на-Дону., 2002. – 350с.
  12. Выготский Л.С. Психология. М., 2004. – 450с.
  13. Гельмонт, А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. А.М. Гельмонт. - М.: Просвещение, 2004. –440с.
  14. Г. Монина, Е Панасюк Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником.  СПб.:  Речь., 2006 – 200с.
  15. Гониев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. – М., 2001. – 390 с.
  16. Грищенко, Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся/ Л.А. Грищенко, Б.И. Алмазов. - Свердловск, 2000. – 217с.
  17. Дарвиш О.Б. Возрастная психология.- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264с.
  18. Дембеле Бабой. Интеллектуальные причины неуспеваемости младших школьников: Автореферат. СПб., 2004. – 290с.
  19. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М., 2001. – 316с.
  20. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. Академия, 2004. –588 с.
  21. Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребёнка. М., 2000.
  22. Ермолаева М. В. Психология развития. – М. – Воронеж, 2003. – 460 с.
  23. Зак А.З Развитие умственных способностей младших школьников. / А.З. Зак-М.: Просвещение, 2001. – 159с.
  24. Заваденко Н.Н. Как понять ребёнка. М., 2000. – 160с.
  25. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы.  Ростов-на Дону, Феникс, 2006. – 444с.
  26. Кондратьева В.Н. Педагогика. Коррекционная педагогика с основами социальной психологии. – М., 2006. – 420с.
  27. Коррекционная педагогика в начальном образовании. / Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М., 2001. – 380с.
  28. Кравцова М. Развитие внимания в начальной школе. // Школьный психолог 2003. – № 43.
  29. Круглова, Н.И. Как помочь ребёнку успешно учиться в школе / Н.И. Круглова – СПб.: Питер, 2004. – 128 с.
  30. Локалова, Н.П. Как помочь слабоуспевающему ученику / Н.П. Локалова – М.: Ось – 86, 2005. – 142 с.
  31. Лютова К.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., Речь, 2005. – 280с.
  32. М.М. Безруких, С.П. Ефимова. Ребёнок идёт в школу.- М.: «Академия, 2008. – 312с.
  33. Майорова Н.П. Неуспеваемость. Как выявить и устранить её причины. СПб “ Знание ”,2008 – 216с.
  34. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе, Е.Ю. Балашова. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 2001. – 329с.
  35. Немов, Р.С. Психология. Кн.3. Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС ИМПЭ им.А.С. Грибоедова, 2002. – 557 с.
  36. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога  образования  М., ТЦ “ Сфера ”, 2000. – 430с.
  37. Ольшанский, В.Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям [Текст] / В.Б. Ольшанский. - М.: Тривиола, 2005. – 317 с.
  38. Педагогическая психология // под ред. Реана А.И. - СПб.: из-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 412с.
  39. Подласый И.П. Педагогика начальной школы.  М.:Владос,  – 400с.
  40. Подласый И.П. Коррекционная педагогика. – М., 2004. – 330с.
  41. Фурманов И.А., Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. – М., 2006. – 270с.
  42. Психология развития человека. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - Москва: "Школьная пресса". – 2005. – 415 с.
  43. Рабочая книга школьного психолога. И.В. Дубровина М. К. Акимова, Е. М. Борисова. М., Директ-Медиа.,2010 – 469с.
  44. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст] /Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. – 420с.
  45. Силина О.А. Путешествие в страну понимания // Школьный психолог, 2007, №16.
  46. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М., ТЦ  Сфера, 2000. – 128с.
  47. Славина, С.С. Индивидуальный поход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам [Текст] /С.С. Славина. - М.: Просвещение, 2005. – 220 с.
  48. Теория и практика оценки психологического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. / Н. Семаго, М. Семаго. - СПб.: "Речь"., 2006. – 384 с.
  49. Тутушкина, М.К. практическая психология для педагогов и родителей [Текст] /М.К. Тутушкина. - Спб.: Дидактика Плюс, 2000. – 352 с.
  50. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика [Текст] /Г. Фигдор. - М.: Институт психотерапии, 2000. – 280с.
  51. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников./ Н.Ф. Талызина – М.: Просвещение, 2003. – 204с.
  52. Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения./ И.В. Фомина – Волгоград: Учитель, 2009.  – 69с.
  53. Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение [Текст] / В.С. Цетлин. - М.: Педагогика, 2002. – 420 с.
  54. Шмакова В.А. Структура способностей к учебной деятельности в младшем школьном возрасте и динамика их развития: Автореферат , СПб., 2001. – 21с.
  55. Эльконин Б.Д. Психология развития / Б.Д. Эльконин. – 4-е изд. М.: Академия, 2008. – 114 с.
  56. Астапов В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: хрестоматия. /В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе.- 2-е изд.- СПб.:Питер,2005.–250с./Электронный ресурс /http://www.pedlib.ru/Books/2/0162/2_0162-311.shtml
  57. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. — 2-е изд. - СПб.: Питер, 2009. – 656 с./Электронный ресурс /http://www.alleng.ru/d/psy/psy070.htm
  58. Корнев А.Н.Неуспеваемость: вина или беда? Следствия хронической неуспеваемости./Электронный ресурс /http://www.alexandrkornev.com/2012/04/blog-post.html
  59. Школьная неспешность детей, вовлечённых в новые формы семейного воспитания. /Электронный ресурс /http://www.centr45.ru/TSentralnaya_PMPK/Konsultatsii/SHkolnaya_neuspeshnost/

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа Педагогика
2016 год 66 стр.
Диплом Воспитание техничного мастерства юных футболистов
diplomstud
Дипломная работа Педагогика
2017 год 105 стр.
Диплом Освоение выразительных средств графики
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское