Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Развитие учебной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 37

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Понятие и сущность учебной мотивации

1.2. Психолого-педагогические условия развития учебной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства

ГЛАВА II. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ

2.1. Сравнительный анализ учебных программ по изобразительному искусству

2.2.   Урок-выставка «Иллюстрирование любимого литературного героя в произведениях А.С. Пушкина»

2.2.1. Методические рекомендации к уроку изобразительного искусства

2.2.2. Критерии оценки детских работ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ  

Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из самых актуальных проблем современной школы. Это обусловлено обновлением содержания обучения, постановкой задач, формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции, что невозможно без интереса учащегося к предмету. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с желанием занимались на уроках и проявляли интерес к его предмету. Развитие и формирование мотивации учебной деятельности школьника является одной из основных задач современной школы.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Мотивация – является важнейшим компонентом структуры учебной деятельности, а для личности выработанная внутренняя мотивация это и есть основной критерий её сформированности. Он заключается в том, что ребенок получает «удовольствие от самой деятельности, значимости для личности непосредственного ее результата».

Процесс формирования положительного отношения к учению считается значимым и основополагающим.

В результате большой перегрузки информацией современные школьники быстро утомляются, интерес к учению пропадает. В том же направлении действует и природная любознательность человека. Она явно уменьшается при переходе из класса в класс. Особенно это характерно для подростков. Снижается любознательность, падает интерес к учебным предметам, уровень полученных знаний оказывается низким. Среди многих причин нежелания школьников учиться - недостаток внутренней мотивации. В сложившейся ситуации задача каждого учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладании в душе школьника учебно-познавательного мотива. Нельзя не согласиться с мнением психологов-практиков о том, что формирование учебной мотивации одна из центральных проблем современной школы.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Эта проблема актуальна для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей и учителей. Изобразительное искусство, как один из учебных предметов общеобразовательной школы, занимает важное место в воспитании учащихся, а значит – может способствовать развитию учебной мотивации. А.В. Луначарский в книге «Основные принципы единой трудовой школы» писал: «Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и музыка – отнюдь не являются чем-то второстепенным: трудовое и научное образование, лишенное этого элемента, было бы бездушным, ибо радость жизни в любовании и творчестве есть конечная цель и труда, и науки». Уроки изобразительного искусства дают широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей. Это объясняется тем, что, с одной стороны, занятия требуют творческой активности, с другой – для занятий изобразительным искусством характерна выраженная эстетическая направленность. Радость и наслаждение, которые испытывает ребенок при встрече с прекрасным, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающему его миру.

Цель исследования – выявить взаимосвязь между учебной мотивацией и успешным обучением, разработать план-конспект урока и методические рекомендации к нему, опираясь на полученные знания в ходе исследования.

Задачи исследования – раскрыть понятие «мотивация»;

- рассмотреть проблему мотивации учащихся в современной школе;

- рассмотреть урок как форму обучения и его основные виды;

- выявить взаимосвязь между деятельностью учителя и мотивации учащихся на уроке

- выявить способы развития учебной мотивации учащихся.

Объектом данного исследования, является, учебная мотивация учащихся на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования является: взаимосвязь хода урока, деятельности учителя с учебной мотивацией учащихся на занятии изобразительного искусства.

В данной работе были использованы методы анализа теоретической базы, классификации, аналогии и обобщения тематического материала. В практической части применялись методы наблюдения, описания и сравнения.

Анализ — метод исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объектов исследования.

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) объектов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обогащении методических пособий для преподавателей изобразительного искусства, а именно раздела мотивации учащихся на уроке.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования полученных результатов дипломированными специалистами в сфере педагогики, а так - же в уточнении и повышении эффективности действий в решении проблемы мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства.

Данная работа состоит из: введения, двух глав (теоретической и практической), заключения. В первой главе рассматриваются: урок, его основные формы и виды, структура урока, деятельность учителя по повышению мотивации учащихся, а так – же пути формирования учебной мотивации.

Во второй главе изложена методика проведения урока, произведен сравнительный анализ учебных программ по изобразительному искусству, приведен пример одного урока.

 

 ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1.1. Понятие и сущность учебной мотивации

Урок – это основная форма учебной работы в школе. Любой урок,  имеет единую логику, определённую дидактическими целями, методами, средствами, и приёмами обучения. Урок имеет целостную структуру, внутреннюю взаимосвязь всех частей урока и логическую комплексность по взаимодействию учителя и учащихся.

Результативность урока определяется грамотным поурочным планированием. Тематический план урока предназначен для определения основных путей в решении целей процесса обучения. А конкретизация этого планирования происходит при поурочном планировании, когда продумываются и составляются планы отдельных уроков. Урок – основная единица образовательного процесса, чётко ограниченная временными рамками (45 минут), планом работы и составом участников. Основной формой обучения в мире является классно - урочная форма обучения. Уроки по одному предмету мало похожи друг на друга. Для урока характерны следующие признаки:

-  постоянный состав учащихся

- каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом;

- учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);

- руководящая роль учителя;

- применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности)

-  каждый урок посвящается только одному предмету;

- постоянное чередование уроков (расписание).

Структура урока и методика его проведения зависят от конкретных дидактических целей и задач, которые решаются в процессе обучения. В зависимости от основных методов и средств обучения один и тот же тип урока может иметь несколько разновидностей (видов/ форм).

Классно-урочная форма организации учебной работы имеет ряд преимуществ. Она отличается более строгой организационной структурой; экономная, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся. Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной).

Типы и структура уроков. Структура урока – совокупность элементов урока, обеспечивающая его целостность и сохранность основных характеристик урока при различных вариантах.

Структурные элементы урока.

  1. Организация - начала урока (2 минуты). Необходимо заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.
  2. Проверка домашнего задания (3 минуты). Определить насколько усвоен материал предыдущей темы, так - же подготовить школьников к восприятию новой информации.
  3. Основная часть. Изучение нового материала (20 минут). Интересное, толкование нового материала.
  4. Первичное закрепление знаний (5 минут). Провести беседу для выработки умений и применения знаний на практике.
  5. Подведение итогов занятия (2 минуты). Спросить, чего нового узнали и чему на учились на уроке.
  6. Информация о домашнем задании (3 минуты). Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Уроки изобразительного искусства должны быть наиболее яркими, разнообразными и современно-технологичными. А не представлять собой стандартный, скучный урок. Огромное значение для проведения познавательного урока имеет его жанр. Жанр урока искусства является неотъемлемой частью художественной педагогики. Урок искусства может быть представлен в жанре урока - путешествия, урока – спектакля, урока – викторины, урока - прогулки, урока - импровизации, игры, интервью. Возможен урок-репортаж из музея, с выставки.

Примеры проведения уроков:

 Урок – прогулка (путешествие). Данный урок можно провести по знаменитейшим местам, рассматривая скульптуру, архитектуру, парковые зоны и т.д. На уроке учащиеся знакомятся с культурным наследием своего города, страны, других стран, через архитектуру и скульптуру они узнают новые имена художников, скульпторов.

Урок – репортаж с выставки. Данный урок можно провести после урока – виртуального путешествия. Необходимо использовать предварительное домашнее задание. Ученики должны подготовить репортаж в форме сообщения или презентации по теме о выставке, музее, дополняя свой рассказ показом демонстрационных пособий (репродукции, рисунки, фотографии, медиа-слайды и т.д.)

Урок – викторина. На уроке учащиеся делятся на команды или работают индивидуально. В работе проявляют свои знания в области жанров, видов, стилей изобразительного искусства, знание художников и их картин, показывают свои умения и знания в области изобразительного искусства, музыки и литературы.

 Урок - игра. Учащиеся становятся дизайнерами, художниками - оформителями при изучении нового материала.

 Уроки-конкурсы: на уроках проводится опрос в игровой форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический и практический.

Уроки-знакомства. На таком уроке, ученики знакомятся с различными техниками рисования (нетрадиционными): монотиия, набрызг, кляксография, рисование нитками, рисование солью крупой и прочее. Это позволяет учащимся лучше прочувствовать материал, создать что - то своё, а так - же проявить фантазию.

1.2. Психолого-педагогические условия развития учебной мотивации учащихся на уроках изобразительного искусства

Проблематике мотивации учения уделяется огромное внимание в отечественной педагогической психологии. Важность решения этой проблемы определено тем, что мотивация учения является решающим фактором в эффективности процесса обучения.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, собранность и стабильности деятельности, направленной на достижение определённой цели.

В психолого-педагогических источниках не нашлось точного определения термина «учебная мотивация». Удалось выяснить, что термины «учебная мотивация», «мотивация деятельности учения», «мотивация учения» «мотивационная сфера ученика» используются как синонимы.

Классификации мотивов учения:

- широкие познавательные мотивы – ориентация на овладение новыми знаниями, явлениями, закономерностями, фактами;

-мотивы самообразования - ориентация на приобретение дополнительных знаний, на создание программы самосовершенствования личности.

- учебно-познавательные мотивы – ориентация на усвоение способов добывания знаний, приёмов самостоятельного приобретения знаний;

Мотивацию возможно разделить на внешнюю и внутреннюю.

Внешнюю мотивацию создают родители и педагоги.  Они принуждают ребёнка к учебной деятельности, наказывая за двойки, и поощряя за пятёрки.

Внутренняя мотивация идёт от самого ребёнка. Когда ему интересно познавать новое, реализовывать свои способности. Внутренние мотивы: проявление интереса к процессу деятельности, к результату деятельности, стремление к развитию своих личностных качеств и способностей.

Можно определённо утвердить, что невозможно сформировать мотив извне, это внутренний процесс. Взрослые – педагоги и родители – должны помочь ребёнку проделать эту не лёгкую работу.

Для активизации познавательной деятельности, в учебном процессе можно использовать специальные меры и средства, например, стимулирование.

Путь становления учебной мотивации заключается  в том, чтобы способствовать перехода широких побуждений учащихся в зрелую мотивационную сферу с устоявшейся структурой и доминированием отдельных мотивов. Формированию мотивации способствуют:

- общая положительная атмосфера отношения к учению, знаниям, включенность учащихся в совместную учебную деятельность в коллективе  учебной группы (через парные, групповые формы работы);

- построение отношений «педагог- учащийся» на основе совета, создание ситуаций успеха, использование различных методов стимулирования (от похвалы, дачи дополнительных заданий на оценку, до жетонной системы, «солнышек» и т.д.);

  1. Баранов С.П. Педагогика. - М.: Просвещение, 1986. - 336с.
  2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М., 1955. - 240 с. 8.
  3. Глинская И.П. Изобразительное искусство. Методика обучения в 4-6 классах. - К.: Радянська школа, 1981. - 126 с.
  4. Дементьева Е.Е. Диагностика профессиональной деятельности учителей изобразительного искусства и мировой художественной культуры /Под ред. Браже Т.Г. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1998.
  5. Динамические таблицы на уроках ИЗО: Методические рекомендации /МГПИ, Сост. В.И. Колякина. - Магнитогорск, 1996.
  6. Достижения учащихся по изобразительному искусству как результат образовательной деятельности / Составитель Н.В. Карпова. - Оренбург: Изд-во ООИУУ, 1998.
  7. Ермолаева - Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов/ - М.: Академический проект, 2003.
  8. Изобразительное искусство: Рисунок,1-11 кл.Живопись,1-11 кл. Основы живописи,5-9 кл. Основы дизайна,5-9 кл. Основы народ.и декорат.-прикл.искусства,1-8 кл.; Для шк.(кл.) с углубл. - 4-е изд., - М.: Дрофа, 2002.
  9. Игровые методы и приемы в художественном образовании детей: Материалы городского научно-практического семинара /Под ред. О.П. Савельевой. - Магнитогорск, 2001.
  10. Коллективное творчество на уроках ИЗО: Методические рекомендации /МГПИ, Сост. В.И. Колякина. - Магнитогорск, 1996.
  11. Кроссворды на занятиях изобразительным искусством в школе: Методические рекомендации /Сост. Савельева О.П. - Магнитогорск: МаГУ, 2000.
  12. Кузьменкова О.В. Диагностика и развитие личности учителя: Методическое пособие. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 1999.
  13. Костерин Н.П. Учебное рисование. - М., Просвещение. 1980.- 272с.
  14. Крутецкий В.А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. - М.: Просвещение, 1980. - 352с.
  15. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. - М., Просвещение.1972.- 270с.
  16. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1979.- 192с.
  17. Кузин В.С. Психология. - М.: Высшая школа, 1974.- 279с.
  18. Ли Н. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Эксмо, 2011. – 480 с.: ил. 2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство.
  19. Личностные достижения учащихся как результат деятельности учителя изобразительного искусства: Сборник текстов /Сост. И.Л. Морозкина, В.М. Дрофа.- Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  20. Максимова В.Д. Развитие творческой активности учащихся сельской школы /Методические рекомендации для организаторов воспитательного процесса. - Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
  21. Методические рекомендации по организации элементами коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства /МГПИ; Сост. В.И. Колякина - Магнитогорск, 1996.
  22. Морозкина И.Л. Введение элементов регионального компонента в практическую деятельность учителя ИЗО // Научно-информационный бюллетень "Человек и образование" ООИПКРО, №5. - Оренбург, 2001, с.80-86.
  23. Поэтический текст на уроках изображения и восприятия природы: Методическое пособие /МГПИ; Сост. В.И. Колякина. - Магнитогорск, 1996.
  24. Русакова Т.Г. Декоративное искусство на уроке в начальной школе /Лекции по методике преподавания изобразительного искусства. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 1999.
  25. Русакова Т.Г. Основы зрительской культуры /Программа спецкурса. Комплекс дидактических заданий и упражнений по формированию у младших школьников навыков художественного общения. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
  26. Русакова Т. Г. Методика преподавания изобразительного искусства с практикумом /Учебно-методический комплекс. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2004.
  27. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисования: Учебное пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 282 с.
  28. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1982
  29. Ростовцев Н.Н. Рисунок, живопись, композиция [Текст]: учебное пособие для студентов / Н.Н Ростовцев, С.Е.Игнатьев, Е.В.Шорохов. - М.: Просвещение, 1989.- 199с.
  30. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисования: Учеб.пособие. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 282 с.
  31. Чадина Т.А. Как говорит искусство. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.
  32. Чадина Т. А. Изобразительные технологии в детском саду и начальной школе /Методическое пособие. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2005.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское