Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Корректирующие занятия как средства снижения агрессии в поведении младших школьников

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 78

Введение

Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности  в младшем школьном возрасте

1.1.  Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе

1.2 Особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте

1.3 Методы и приемы, корректирующие  агрессию младших школьников

Выводы по  I главе

Глава II. Организация и анализ результатов исследования агрессивности у  младших школьников

2.1. Методы, процедура и организация исследования 

2.2. Практическая работа по диагностике агрессивности младших школьников

2.3. Профилактика  и коррекция   агрессивного поведения  младших школьников

Выводы по  Главе II

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Актуальность темы «Агрессивное поведение младших школьников» вызвана серьезным обострением проблемы агрессивного поведения детей с раннего возраста.

Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении детей. Среди них особую тревогу вызывает не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.

Каждый день дети становятся не вольными свидетелями, а подчас и  жертвами агрессивных проявлений со стороны сверстников и взрослых. Само общение между детьми всё чаще происходит с использованием ненормативной лексики и повышенного тона. Это свидетельствует об отсутствии культурно-ценностных понятий у детей, по каким-то причинам не привитых родителями её в раннем возрасте. Отсутствие понимание морально-этических норм позволяет ребенку в качестве нормы общения использовать агрессию и неуважение.

Источником возникновения агрессивного поведения является отсутствие доверительных  отношений в семье. Сейчас нередки ситуации, когда члены семьи мало общаются друг с другом, а многие родители предпочитают проводить время за компьютером или телевизором, игнорируя свои прямые обязанности по воспитанию детей. Большинство родителей оправдывают своё неправильное отношение к детям, наличием проблем в личной жизни и финансовыми трудностями, из-за которых они вынуждены улучшать своё благосостояние в ущерб воспитанию детей. Отцы вместо того, чтобы сходить с сыном на футбол или в парк, проводят вечера, окунувшись в виртуальный мир онлайн игр, а матери, общаясь в социальных сетях, и вовсе забывают о своем материнском долге, теряя счет времени. Наличие вредных привычек и зависимостей также пагубно сказывается на воспитании детей. Нельзя также не вспомнить и об ухудшении физического и психического здоровья детей. Эти и многие другие факторы способствуют увеличению числа младших школьников с различными нарушениями поведения.

Если на ребенка жалуются в школе, он конфликтен, агрессивен, склонен к «взрывному поведению», такое поведение часто повторяет увиденное в семье,  на экране телевизора, или на мониторе компьютера. Характер человека закладывается в раннем возрасте, поэтому,  агрессивность, сформировавшаяся в детстве, остается устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей жизни. Именно поэтому, нужно как можно раньше диагностировать наличие агрессивности и подобрать оптимальный метод коррекции поведения, чтобы избежать закрепления агрессивного стиля в поведении ребенка.

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои научные труды проблематике агрессивности в детском возрасте.

Проблемой агрессии и агрессивности в зарубежной  психологии  занимались  А.  Басс,  Р. Бэрон,     Дж.     Доллард,       Д. Зильман,   Д. Ричардсон, А. Фрейд,  Э. Фромм и др. В  отечественной психологической науке проблему  детской   агрессии     рассматривают  С. Л. Колосова, Н. М. Платонова, А. А. Реан, С. Н. Ениколопов и др.

Особенностям агрессивности в младшем школьном возрасте посвящены работы Е. Е. Копченовой, Н. М. Платоновой, К. С. Шалагиновой и др.

Цель нашего исследования разработать корректирующие занятия как средства снижения агрессии в поведении младших школьников.

Объектом данного исследования является особенности поведения в младшем школьном возрасте.

Предметом – корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении младших школьников.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении о том, что снижение агрессии у младших школьников может протекать успешнее, если организация психокоррекционной работы будет строиться на основе комплексного подхода.

Мы предполагаем, что корректирующие занятия, направленные на снижение агрессивности в поведении будут эффективны если:

- будет использована такая форма организации работы со школьниками, как групповые занятия;

- будет создана атмосфера для расширения поведенческого репертуара.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Подобрать диагностический комплекс для выявления агрессивности в  поведении у детей младшего школьного возраста.
  3. Выявить особенности проявления агрессивности у младших школьников.
  4. Составить программу корректирующих занятий, направленных на коррекцию агрессивности в поведении младших школьников.

Экспериментальная база исследования: констатирующий эксперимент проводился на базе МОБУ  Маловская основная общеобразовательная школа. В исследовании принимали участие 16 младших школьников, обучающихся во 2-4 классах.

 

Глава I. Теоретический анализ проблемы агрессивности  в младшем школьном возрасте

1.1.  Теоретический анализ понятия «агрессия» и «агрессивность» в психолого-педагогической литературе

Одна из главных проблем в определении агрессии в том, что этот термин подразумевает большое разнообразие действий. Когда люди характеризуют кого-то как агрессивного, они могут сказать, что он обычно оскорбляет других, или что он часто недружелюбен, или же, что он, будучи достаточно сильным, пытается делать все по-своему, или, может быть, что он твердо отстаивает свои убеждения, или, возможно, без страха бросается в омут неразрешимых проблем.

Слово агрессия происходит от латинского «aggredi», что означает «нападать». Оно издавна бытует в европейских языках, однако, значение ему придавалось не всегда одинаковое. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким.

Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Например, Bender L. понимает под агрессией сильную активность, стремление к самоутверждению, Delgado H. считает, что агрессия – это акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу, Uilson трактует агрессию, как физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи [13].

Э. Фромм определяет агрессию более широко – как нанесение ущерба не только человеку или животному, но и любому неодушевленному предмету [16].

А.Басс дает следующее определение агрессии: агрессия – это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Некоторые авторы отмечают, что для того чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям.

Е.В. Змановская называет агрессией любую тенденцию (стремление), проявляющеюся в реальном поведении или даже в фантазировании, с целью подчинения себе других, либо доминировать над ними. Подобное определение агрессии исключает ряд достаточно часто встречающихся агрессивных проявлений, в частности, таких как аутоагрессия, агрессия, направленная на неодушевленные предметы и т.д.[13]

Несмотря на различия в определении понятия агрессии у разных авторов, идея причинения ущерба (вреда) другому субъекту присутствует практически всегда. Как отмечает А.А. Реан, вред (ущерб) человеку может наноситься и посредством причинения вреда любому неживому объекту, от состояния которого зависит физическое или психологическое благополучие человека [31]

В психологической литературе часто смешивают понятия агрессии и агрессивности. По определению Е.П. Ильина, агрессивность – это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивное действие – это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении. Агрессия же – это поведение человека в конфликтных и фрустрирующих ситуациях [12].

По определению А.А. Реана, агрессивность – это готовность к агрессивным действиям в отношении другого, которую обеспечивает (подготавливает) готовность личности воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом. Агрессивность как личностная черта входит в группу таких качеств, как враждебность, обидчивость, недоброжелательность и т.д. В связи с этим А.А. Реан выделяет потенциально агрессивное восприятие и потенциально агрессивную интерпретацию как устойчивую личностную особенность мировосприятия и миропонимания [30].

С точки зрения психофизиологии агрессивное поведение – это комплексное взаимодействие различных отделов нервной системы, нейромедиаторов, гормонов, внешних раздражителей и усвоенных реакций.

Ряд американских исследователей отмечают, что для суждения об агрессивности акта необходимо знать его мотивы и то, как он переживается.

Алфимова М.В. и Трубников В.И. отмечают, что агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями, мотивами и даже с негативными установками. Все эти факторы играют важную роль в поведении, но их наличие не является необходимым условием для агрессивных действий. Агрессия может разворачиваться как в состоянии полнейшего хладнокровия, так и чрезвычайно эмоционального возбуждения. Также совершенно не обязательно чтобы агрессоры ненавидели тех, на кого направлены их действия. Многие причиняют страдания людям, к которым относятся скорее положительно, чем отрицательно [29]. Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Реан А.А., Бютнер К. и другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.

По определению Э.Фромма, кроме разрушительной, агрессия выполняет еще и адаптивную функцию, т.е. является доброкачественной. Она способствует поддержанию жизни и является реакцией на угрозу витальным потребностям. К. Лоренц считает агрессию важным элементом эволюционного развития.

Э. Фромм считает, что человек психологически культурен лишь в той степени, в какой он оказывается в состоянии контролировать в себе стихийное начало. Если механизмы контроля ослаблены, то человек склонен к проявлению злокачественной агрессии, синонимами которой можно считать деструктивность и жестокость [10].

Аналогично Фромму, в настоящее время психологи выделяют два вида агрессии и вкладывают в них приблизительно тот же смысл:

- конструктивная агрессия (открытые проявления агрессивных побуждений, реализуемые в социально приемлемой форме, при наличии соответствующих поведенческих навыков и стереотипов эмоционального реагирования, открытости социальному опыту и возможности саморегуляции и коррекции поведения);

-  деструктивная агрессия (прямое проявление агрессивности, связанное с нарушением морально-этических норм, содержащее элементы делинквентного или криминального повеления с недостаточным учетом требований реальности и сниженным эмоциональным самоконтролем).

В связи с этим Румянцева Т.Р. предлагает определять степень агрессивности в связи с нормами, которые формируют своеобразный механизм контроля за обозначением тех или иных действий.

Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка. Отсюда, поведение можно назвать агрессивным при наличии двух обязательных условий:

  1. когда имеют место губительные для жертвы последствия;
  2. когда нарушены нормы поведения [35].

Но критерий различения доброкачественной и злокачественной агрессии до сегодняшнего дня остается зыбким, в силу сложности определения, какие именно интересы объективно относятся к витальным, а какие таковыми не являются.

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

Целевая агрессия

Инструментальная агрессия

Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого - нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом.

  1. Агеева, И. А. Коррекционные техники в школе / И. А. Агеева.– СПб.: Речь, 2004.– 184 с.
  2. Агрессия детей и подростков / под ред. Платоновой.– СПб.: Речь, 2004.– 316 с.
  3. Бендер, П.У. Лидерство изнутри / П.У. Бендер, Л. Хеллман. – М., 2005
  4. Бреслав, Г. М. Психотерапия агрессивного поведения детей и подростков: Метод. пособие для врачей / Г. М. Бреслав.– СПб.: Комздрав, 2004.– 334 с.
  5. Бэрон, Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон.– СПб., 2000.– 720 с.
  6. Ватова, Л. Н. Как снизить агрессивность детей / Л. Н. Ватова // Дошкольное воспитание.– 2003.– № 8.– С. 55–58
  7. Венгер, А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное рук. / А. Л. Венгер.– М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003.– 160 с.
  8. Джинотт, Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Х. Дж. Джинотт; Пер с англ.– М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.– 272 с.
  9. Дубинко, Н. А. К проблеме условий и движущих факторов агрессии / Н. А. Дубинко // Социально-педагогическая работа.– 1997.– № 4.– С. 85–92
  10. Ениколопов, С. Н. Понятие агрессии в современной психологии / С. Н. Ениколопов // Прикладная психология.– 2001.– № 1.– С. 60–72.
  11. Заморев, С. И. Игровая психотерапия / С. И. Заморев.– СПб.: Речь, 2002.– 136 с.
  12. Захаров, А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка / А. И. Захаров.– М.: Просвещение, 1993.– 192с.
  13. Змановская, Е.В. Девиантология. (Психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для вузов / Е.В. Змановская. – М.: Академия, 2007. – 288с.
  14. Колосова, С. Л. Детская агрессия / С. Л. Колосова.– СПб.: Питер, 2004.– 224 с.
  15. Копчёнова, Е. Е. Особенности агрессивности в младшем школьном возрасте / Е. Е. Копчёнова // Психолог в школе.– 2000.– № 1–2.– С. 149–153.
  16. Красноперова Ю. А. Педагогические условия предупреждения и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из полных и неполных семей. – Уфа, 2005. – 85 с.
  17. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.– 2-е изд., испр. и доп.– Ростов н/Д: Феникс, 1999.– 512 с.
  18. Крэйхи, К. Социальная психология агрессии / К. Крэйхи.– СПб.: Питер, 2003.– 336 с.
  19. Кухранова, И. Коррекционно-психологические упражнения и игры для детей с агрессивным поведением / И. Кухранова // Воспитание школьников.– 2002.– № 10.– С. 31–33
  20. Лубовский, Д. В. О применении теста фрустрации Розенцвейга в школьной психодиагностике / Д. В. Лубовский // Вопросы психологии.– 1990.– № 3.– С. 151–154
  21. Лютова, Е. К. Тренинг общения с ребенком / Е. К. Лютова, Г. Б. Монина.– СПб.: Речь, 2002.– 190 с.
  22. Моросанова, В.И. Индивидуальные особенности и саморегуляция агрессивного поведения / В.И. Моросанова, М.Д. Гаралёва // Вопросы психологии. – 2009. - № 3. – С.45-55.
  23. Овчарова, Р. В. Практическая психология образования / Р. В. Овчарова.– М.: Академия, 2003.– 448 с.
  24. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова.– М.: Просвещение; Учеб. лит., 1996.– 352 с.
  25. Особенности психического развития детей младшего школьного возраста // http://cribs.me/vozrastnaya-psikhologiya/osobennosti-psikhicheskogo-razvitiya-detei-mladshego-shkolnogo-vozrasta_
  26. Платонова, Н. М. Агрессия у детей и подростков: учеб. пособие / Н. М. Платонова.– СПб.: Речь, 2004.– 336 с.
  27. Панфилова, М. А. Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры : практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М. : ГНОМиД, 2001. – 160 с.
  28. Памфилова, М. А. Графическая методика «Кактус» // Обруч. 2000. №5. С. 12- 13
  29. Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый.– М.: Владос.– 352 с.
  30. Реан, А. А. Агрессия и агрессивность личности / А. А. Реан.– СПб., 1996.– 38 с.
  31. Реан, А. А. Детская агрессия / А. А. Реан // Педагогика и психология.– 2002.– № 4.– С. 37–42
  32. Ремезова, И. С. Проблема агрессии в человеческой природе / И. С. Ремезова // Вестн. высш. школы.– 1999.– № 3.– С. 14–19.
  33. Романов, А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач / А. А. Романов.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.
  34. Романов, А. А. Направленная игротерапия агрессивности у детей: Альбом диагностических и коррекционных методик / А. А. Романов.– М.: Романов, 2004.– 48 с.
  35. Румянцева, Т. Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии / Т. Г. Румянцева // Вопросы психологии.– 1991.– № 1.– С. 81–87.
  36. Селиванова Е. А. Использование учителем методов психологического воздействия на под- ростков в образовательном процессе // Фундаментальные исследования. ‒ ‒ № 3‒2. – С. 422–426.
  37. Селиванова Е. А., Е. Ю. Кувайцева Содействие учителю в коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста при помощи игротерапии //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.- Выпуск 3 (24) .- 2015.- С. 94-104.
  38. Спиваковская А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. В 2 т. – М. : Генезис, 2000. – 359 с.
  39. Фурманов, И. А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И. А. Фурманов.– Минск, 1996.– 216 с.
  40. Шалагинова, К.С. Агрессия в младшем школьном возрасте: монография /К.С. Шалагинова. – Режим доступа: HTTP://NSPORTAL.RU/VUZ/PSIKHOLOGICHESKIE-AUKI/LIBRARY/2012/03/20/MONOGRAFIYA-AGRESSIYA-V-MLADSHEM-SHKOLNOM-VOZRASTE
  41. Шалагинова, К. С. Психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: сущность, специфика, опыт разработки и реализации: монография / К. С. Шалагинова - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2009. – 139с.
  42. Ясюкова, Л. А. Фрустрационный тест С. Розенцвейга: методическое руководство / Л. А. Ясюкова. – СПб.: Иматон, 2001.– 123 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское