Глава I. Теоретико-методологические основы формирования ценностно-смысловой сферы обучающихся на основе семейного образования
1.1 Понятие «ценностно-смысловой позиция личности» в психолого-педагогических исследований
1.2 Особенности формирования ценностно-смысловой сферы в подростковом возрасте
1.3 Специфика обучения на форме семейного образования в России
Вывод по I главе
Глава I. Теоретико-методологические основы формирования ценностно-смысловой сферы обучающихся на основе семейного образования
1.1 Понятие «ценностно-смысловой позиция личности» в психолого-педагогических исследований
Изучение проблемы ценностно-смысловой сферы является одной из наиболее широко и активно исследуемых в психологии. Это обусловлено теоретической и практической значимостью, сложностью, многокомпонентностью данного вопроса. В большинстве исследований ценностно-смысловая сфера представляется как центральное образование личности, ее «ядро», задающее направленность жизнедеятельности человека и определяющее отношение «человек - мир». В связи с важностью проблемы, исследование ее осуществляется в различных компнентах.
Во-первых, это вопрос о природе ценностно-смысловых образований.
Во-вторых, это изучение структурных элементов ценностно-смысловой сферы человека и их взаимосвязей.
В-третьих, это проблема динамики и механизмов функционирования ценностно-смысловой сферы.
Ценностно-смысловая сфера является центральным образованием личности, воздействуя в целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации и определяя общую направленность его жизни, помогая человеку осмысливать свое существование.
Рассмотрим сущность понятия «ценность». Авторами психологического словаря А.В. Петровским и М.Г. Ярошевским придается несколько значений, в зависимости от рассматриваемой проблемы:
Понятию «ценность», как составляющей личности, придается неодинаковое значение в различных психологических школах.
Так, Э. Фромм отмечает, что нельзя игнорировать то, что человеку присуща потребность искать ответы на вопросы о смысле жизни и определять нормы и ценности, в соответствие с которыми нужно жить. Ученый считает, что у каждого человека имеется потребность в ценностях. Он делит их на две категории. Первая категория – официально признанные, осознаваемые (религиозные и гуманистические) ценности. Вторая категория - действительные, бессознательные (порожденные социальной системой). Вторая группа ценностей является непосредственными мотивами человеческого поведения. Обе группы структурированы и образуют иерархию, в которой высшие ценности определяют все прочие как необходимые для реализации первых .
По мнению К. Хорни, основной мотивацией человеческих поступков является «коренная тревога» - фиксированное внутреннее свойство психической деятельности. Исходя из этого, в более поздних работах она разделила эти потребности на три группы. Первая группа – движение к людям (потребность в любви). Вторая группа – движение от людей (потребность в независимости). Третья группа – движение против людей (потребность в силе). Каждая из этих групп представляет собой базовую ориентацию по отношению и к себе.
Проблема регулятивной роли высших ценностей - смысловых образований, рассматривается представителями гуманистического направления.
Центральным звеном теории личности Абрахама Харольда Маслоу является самоактуализация - стремление человека к более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, которая является высшей ступенью в иерархии потребностей. А. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности. Он допускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположения мотивов. Чем ниже расположена потребность, тем она сильнее и приоритетнее. Автором были выделены две группы ценностей:
Б - ценности (ценности бытия) - высшие ценности, присущие самоактуализирующимся людям (истина, добро, красота, целостность, преодоление дихотомии, жизненность, уникальность, совершенство, необходимость, полнота, справедливость, порядок, простота, богатство, легкость без усилий, игра, самодостаточность).
Д - ценности (дефициентные ценности) - низшие ценности, ориентированные на удовлетворение какой-либо потребности, на изменение существующих условий, которые воспринимаются как неприятные, фрустрирующие или вызывающие напряжение. Маслоу не обращается эксплицитно к Д - ценностям.
С точки зрения Л. Хьелла, Д. Зиглера: «чем глубже человек познаёт свою природу, желания своего внутреннего «Я», свой темперамент, свою конституцию, свои потребности и устремления, чем отчётливее он осознаёт, что на самом деле доставляет ему радость, тем легче, естественнее будет решена им проблема ценностного выбора».
В созданной В. Франклом теории логотерапии и экзистенциального анализа центральным звеном выступает понятие смысла жизни. Франкл считает, что «...важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент» [34]. Согласно автору, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:
- Совершая подвиг.
- Переживая ценности.
- Путем страдания.
Исходя из этого, выделяются три группы ценностей (ценности - смысловые универсалии, кристаллизовавшиеся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории). Первую группу составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность. Вторая группа - это ценности переживания. По мнению В. Франкла, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. «Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности». Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни. С точки зрения В. Франкла, наиболее значимыми являются ценности отношений. Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенционалистов, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции «...нет трагических и негативных компонентов, которые не могли бы по средством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения».
«Ценности, - писал СЛ. Рубинштейн, - ... производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека».
Анализируя функционирование ценностей в процессе жизнедеятельности, следует исходить из отношения субъект - объект, т.е. какие значения приписываются субъектом объектам внешнего мира, как он их переживает и оценивает. Ценностные отношения субъекта к внешнему миру опосредованы ориентацией человека на других людей, на общество в целом, на существующие в нем идеалы, представления и нормы.
Как отмечает В.П. Тугаринов, «отдельный человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни». Автор условно делит ценности на три категории:
- Материальные ценности - техника и материальные блага, которые могут выполнять функцию стимулятора индивидуально-психического развития лишь в совокупности с общественно-политическими и духовными ценностями.
- Общественно-политические ценности - свобода, братство, равенство, справедливость.
- Духовные ценности - образование, наука, искусство.
Направленность личности на те или иные ценности - по B.П. Тугаринову составляет ее ценностные ориентации.
О.Г. Дробиницкий выделяет два полюса ценностного отношения к миру - предметные ценности, которые выступают как объекты направленных на них потребностей, и ценности сознания или ценности - представления. Первые есть объекты наших оценок, вторые выступают в качестве высших критериев для таких оценок.