Введение
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
1.1 Понятие коммуникативной компетенции
1.2 Особенности формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. Методический аспект формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения
2.1 Коммуникативные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения
2.2. Творческие задания на уроках литературного чтения
Выводы по 2 главе
Заключение
Нынешняя концепция школьного образования нацелена на гуманистический подход к ребенку как к развивающейся личности, которая нуждается в понимании и уважении ее прав и интересов. На первом плане стоит идея по созданию необходимых условий для развития личности младшего школьника.
Ребенку необходимо чувствовать себя активным деятелем, беспрерывно открывающим для себя новое и таким образом приобщающимся к культуре, которая сформировалась в течение исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направлена на то, чтобы создать условия, открывающие ребенку возможность действовать самостоятельно для познания окружающего мира. В своих трудах Л. С. Выготский выдвинул общение как главное условие личностного развития и воспитания детей. Ребенок нуждается в контактах со сверстниками для полноценного познавательного и социального развития.
В научной литературе представлен обширный диапазон направлений исследований, связанных с проблемой взаимодействия и общения детей друг с другом. Изучение общения ребенка со сверстниками в рамках концепции коммуникативной деятельности, разработанной М. И. Лисиной, является одним из таких направлений. Согласно представленной концепции, в целостной практике ребенка существует тесная взаимосвязь общения с остальными видами деятельности и с его общей жизнедеятельностью. Особенностью данного подхода является акцент на содержательные качественные особенности общения детей с ровесниками на различных возрастных ступенях развития. Общение рассматривается как сложная деятельность, имеющая собственные структурные элементы (потребности, мотивы, цели, задачи и т. д.).
В нормативных документах начальной школы отмечено, что формирование ключевых компетенций младших школьников является необходимым условием формирования социально активной личности. Основываясь на идеях Л. С. Выготского о том, что общение является главным условием развития и воспитания детей, можно выделить, что коммуникативная компетенция является, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, ключом к успешной деятельности.
Коммуникативная компетенция как одна из важнейших характеристик личности проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать. Именно младший школьный возраст представляется наилучшим периодом для освоения коммуникативных навыков в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика – актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
В федеральном государственном образовательном стандарте в качестве неотъемлемых умений, обеспечивающих коммуникативность индивида, ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, аргументировать свою точку зрения.
Таким образом, тема курсовой работы актуальна на сегодняшний день и заслуживает внимания.
Объектом исследования выступает формирование коммуникативной компетенции младших школьников.
Предметом исследования являются методы и приемы обучения для формирования коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения.
Цель исследования – описать формирование и развитие коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать научное обоснование понятию "коммуникативная компетенция", определить ее основное содержание и структурные компоненты.
- Рассмотреть формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения.
- На основе анализа научных источников описать особенности, коммуникативные методы и приемы обучения на уроках литературного чтения.
- Путем анализа методической литературы отметить творческие приемы формирования коммуникативной компетенции.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
1.1 Понятие коммуникативной компетенции
На данный момент концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на его личность, его созидательные и сознательные способности. Общеобразовательная школа должна создавать целостную систему универсальных знаний, навыков, умений, а также опыт личной ответственности обучающихся и самостоятельной деятельности, то есть ключевые компетенции, которые определяют качество современного образования.
Все авторы включают коммуникативную компетенцию в круг ключевых компетенций ребенка. Под коммуникативной компетенцией понимается «приобретённое в процессе естественной коммуникации, или специально организованного обучения особое качество личности, складывающееся из нескольких составляющих, в числе которых можно выделить языковую, предметную, лингвистическую и практическую».
Реализуется коммуникативная компетенция на уровне текста. Большинство авторов отмечают, что коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многочисленные компоненты, содержание которых реализуется в жизни посредством типов речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме.
Коммуникативная компетенция – это «своеобразная способность человека, включающая в себя не только владение грамматикой и лексикой родного или иностранного языка, но и ясное представление о том, в каких речевых условиях могут и должны употребляться те или иные слова и грамматические конструкции».
Основной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения. Умения вообще – это «освоенные человеком способы выполнения действия, обеспечиваемые совокупностью приобретённых знаний и навыков». Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков, умения могут образовываться и без специальных упражнений и выполнение какого–либо действия. В таких случаях оно опирается на знания и навыки, которые были приобретены ранее, то есть на опыт. Вместе с тем умения совершенствуются по мере овладения навыком.
Под коммуникативными умениями понимается «умение вести беседу–диалог общего характера, соблюдать правила речевого этикета». Хотя коммуникативные умения могут быть рассмотрены с различных точек зрения и позиций, но ключевым является то, что все они реализуются в общении. Любое общение реализуется при помощи коммуникативных умений. Г. М. Андреева характеризует структуру общения путем выделения трех взаимосвязанных сторон: коммуникативная, интерактивную и перцептивная, где коммуникативная означает обмен информацией между индивидами, интерактивная заключается в организации взаимодействия между общающимися, а перцептивная сторона общения представляет собой процесс восприятия людьми друг друга. Все эти три стороны коммуникации связаны между собой, взаимообусловлены и одновременно реализуются в процессе общения.
Коммуникативные умения значимы и необходимы для решения различного рода коммуникативных задач. Данный процесс взаимосвязан и взаимообусловлен, так как правильно сформулированная и поставленная коммуникативная задача создает определённые умения.
Исследованию коммуникативных задач посвящены много работ известных педагогов и психологов (И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская, С. Д. Толкачёва и др.). В этих исследованиях коммуникативная задача определяется как «осуществляемое субъектом общения воздействие на партнёра общения и принятия им на себя такого воздействия». В своих трудах авторы рассматривали коммуникативную задачу как функциональную единицу коммуникативного действия, которое представляет собой структурную единицу общения для достижения целей, формирующихся согласно коммуникативным намерениям субъекта.
Все авторы выявили достаточно значительную идею, что продуктом решения коммуникативной задачи представляется текст в его устной либо письменной форме. Затем авторы отмечают, что в процессе коммуникативного акта и слушающий, и говорящий решают свои коммуникативные задачи. Говорящий решает основные формы сообщения и побуждения в решении таких коммуникативных задач, то есть реализует такие коммуникативные умения, как сообщить, спросить, убедить и так далее. Задачи слушающего можно назвать коммуникативно–познавательными, коммуникативными – с точки зрения реализации процесса общения. познавательными для себя.