Введение
Глава 1. Теоретическое обоснование диалоговых технологий
1.1. Понятие педагогической технологии формирования коммуникативной культуры учащихся
1.2. История становления и сущностные особенности диалоговых технологий
1.3. Формы и методология организации диалоговых технологий как способа реализации системно-деятельностного подхода
Глава 2. Дискуссия как основная форма диалоговых технологий
2.1. Сущность дискуссии, ее признаки, формы и этапы проведения
2.2. Дискуссия как средство повышения эффективности современного урока в начальной школе
Заключение
Библиографический список
Актуальность изучения диалоговых технологий воспитания и обучения в школе обусловлена тем, что в современном мире на фоне все возрастающего ускорения научно-технического прогресса и переизбытка информации возрастает роль коммуникативных способностей человека, его умения работать в команде, которые эффективно развиваются методами и формами диалоговых технологий.
Проблема развивающих технологий воспитания и обучения широко освещена в современной психолого-педагогической литературе (В.П. Беспалько, О.И. Горбич, В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская, Л.В. Закрекова, Л.Н. Серебренников, А.П. Чернявская и мн. др.), в исследованиях показано, что одной из ведущих деятельностей школьников является диалог как «процесс взаимодействия и взаимосвязи субъектов, в котором происходит обмен информацией, деятельностью и ее результатами, опытом, умениями, навыками, эмоциональными состояниями.
Технология учебного диалога является одной из ведущих в числе технологий личностно-ориентированного образования, а гуманизация и коммуникативная направленность обучения в последние годы выводит межличностный диалог на первое место. Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.
Диалог на уроке - это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.
Исходя из актуальности, сформулирована цель курсовой работы - изучить сущность и особенности диалоговых технологий, особенности организации такой формы диалоговой технологии, как дискуссия.
Объект исследования - диалоговые педагогические технологии.
Предмет исследования - дискуссия как основная форма диалоговых технологий.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- Изучить понятия «педагогическая технология» и «коммуникативно-диалоговые технологии».
- Рассмотреть историю становления и сущностные особенности диалоговых технологий.
- Выявить формы и методологию организации диалоговых технологий
- Рассмотреть дискуссию как основную форму диалоговых технологий: сущность дискуссии, ее признаки, виды и этапы проведения.
- Выявить возможности дискуссии как средства повышения эффективности современного урока в начальной школе.
В структурном плане курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретическое обоснование диалоговых технологий
1.1. Понятие педагогической технологии формирования коммуникативной культуры учащихся
В связи с усилением роли общения в условиях модернизации отечественного общего образования и в связи с переходом школы к новому поколению образовательных стандартов существует необходимость внедрения в практику современной школы современных образовательных технологий.
Успешное стабильное существование ученической группы и удовлетворенность ее членов во многом зависят от способности каждого к включению и кооперативных взаимосвязей. Учащийся, который не может легко и свободно сотрудничать с одноклассниками, вероятнее всего, будет изолирован. В классах, работающих по принципу сотрудничества, повышается продуктивность, и создаются более благоприятные условия для формирования коммуникативной культуры в отличие от тех, в которых индивиды находятся в отношениях конкуренции. Общепризнанно, что для внутригрупповых отношений наиболее действенной является не конкуренция, а сотрудничество.
Необходимость введения современных образовательных технологий обусловлена так же возможностью создания условий для самостоятельного решения коммуникативных проблем учащимися [8, С.15].
Педагогическая технология - эта та категория, от которой зависит, какого характера познавательную деятельность включается ученик в образовательной среде школы в процессе обучения, что в свою очередь отражается на качестве его достижений в сфере коммуникаций (М.В. Кларин, В.М. Монахов, Г.К. Селевко и др.).
В настоящее время понятие «технология» нельзя отнести к общепринятым в консервативной педагогической науке, это достаточно новое понятие, под которым сегодня понимается, прежде всего, реализация системного метода формирования и использования всего образовательного процесса [13, С.35-36].
Технология может рассматриваться с нескольких позиций. С одной стороны, под технологией обучения понимается единство средств и методов отбора, презентации, трансформации и предъявления образовательной информации. С другой стороны, технология обучения может быть представлена как совокупность знаний о способах влияния преподавателя на учащихся в условиях образовательного процесса, с применением отобранных технических и информационных средств.
В самой же технологии обучения такие понятия, как содержание, методы и дидактические приемы взаимосвязаны и взаимообусловлены. Вследствие этого технологию обучения следует признать категорией системного характера. В структуру технологии обучения как системы входят, соответственно, цели и содержание обучения, средства педагогического взаимодействия, организация образовательного процесса, учитель и ученик как его субъекты, результат деятельности.
В последние десятилетия стал активно использоваться термин «педагогическая технология». Его определения сводятся к совокупности психолого-педагогических установок и условий, которые определяют выбор и сочетание форм, методов, способов, приемов обучения и педагогических средств. Такая совокупность, по мнению Б.Т. Лихачева, есть инструментарий педагогического процесса [17, С.124]. Педагогическая технология может рассматриваться как с процессуальной, так и с системной точки зрения. В рамках первой В.П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как «содержательную технику реализации учебного процесса» [6, С.105], а И.П. Волков характеризует ее как «описание процесса достижения планируемых результатов обучения» [21, С.307]. В.М. Монахов видит в рассматриваемом понятии продуманную во всех деталях модель педагогической активности ученика и учителя по планированию, организации и реализации учебного процесса [21, С.308], а М.В. Кларин - «системную совокупность и порядок функционирования» всех личностных, технических и методических средств воздействия, используемых для достижения педагогических целей [21, С.317].
Системный подход прослеживается и при понимании педагогической технологии как последовательной, взаимообусловленной системы действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания образования в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса и т.д.
Наряду с понятием «педагогическая технология», как показал анализ психолого-педагогической литературы, целесообразно рассмотрение понятия «коммуникативно-диалоговые технологии». Это обусловлено тем, что глобализация образовательной системы, интеграционные тенденции как внутри естественнонаучных, технических и гуманитарных областей, так и между ними, усиление и актуализация человековедческого и обществоведческого компонентов научного знания с неизбежностью приводят к необходимости разработки адекватных современным требованиям коммуникативно-диалоговых технологий обучения и воспитания в системе образования.
Включение коммуникативно-диалоговых технологий в систему наиболее значимых для формирования коммуникативной культуры учащихся определяется тем, что в процессе ее использования в образовательной среде школы, деятельность учащихся приобретает характер критического осмысления различных проблем в общении, что обеспечивает развитие способности к обоснованной аргументации, оценке доводов в принятии решения в сложных жизненных ситуациях (А.А. Бодалев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и др.)
Исследователи отмечают, что коммуникативно-диалоговые технологии не только развивают у учащихся такие качества как гибкость и критичность мышления, но и формируют дискуссионную, рефлексивную, коммуникативную культуру, тем самым, приобщая к культуре демократического общества. В.Г. Гульчевская, Н.Е. Гульчевская выделяют следующие процедуры данной технологии [10, С.21]: 1) постановка проблемы в виде такого вопроса, который вызывает потребность диалогового обсуждения; 2) введение исходной информации для обсуждения путем актуализации знаний или путем организации опыта учащихся; 3) целенаправленный ход обсуждения; 4) анализ и оценка дискуссии; подведение итогов: суммирование точек зрения, установление связей, выводы о целесообразности выбранной формы обсуждения.
Коммуникативно-диалоговые технологии (проблемная дискуссия, проблемная дискуссия с выдвижением проектов, дискуссия-диалог, межгрупповой диалог, дискуссия с игровым моделированием, направленный диалог и др.) в образовательной среде школы опираются на развивающую концепцию усвоения, что обусловлено полиаспектностью коммуникативной культуры [21, С.351].
Коммуникативно-диалоговая технология ориентируется на личностные структуры и является обучающей и воспитывающей по общему содержательному и структурному типу, что обусловлено спецификой коммуникативной культуры учащихся. Коммуникативно-диалоговая технология организована циклично и включает контроль, самоконтроль и взаимоконтроль в процессе коммуникативной деятельности. Учебный процесс организован на диалоговой основе, а учебный материал выстроен на базе личностно-смысловых и эмоционально-психологических характеристик.
В целом коммуникативно-диалоговая технология направлена на гуманизацию и демократизацию межличностных отношений учащихся. Основными структурными составляющими коммуникативно-диалоговой технологии являются [10, С.24]: 1) философская база; 2) концептуальная основа; 3) содержание образовательного процесса, общие и частные цели, а также содержательный аспект учебного материала; 4) процессуальная часть, под которой подразумевается технологический процесс, включающий организацию собственно процесса обучения, способы и приемы дидактической активности, диагностику.