Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Моделирование как основа обучения решению задач в начальных классах

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2011 | Страниц: 39

Введение

Глава I. Теоретические основы использования моделирования в процессе обучения

1.1. Понятие модели и моделирования в учебно-методической литературе

1.2. Моделирование в решении текстовых задач

Выводы по 1 главе

Глава II. Методические основы  использования моделирования в математике

2.1. Практический опыт использования моделей при решении задач на движение в 4 классе

2.2. Опытно-экспериментальная работа. Анализ ее результатов

Выводы по 2 главе

Заключение

Список использованной литературы

Много времени посвящено решению текстовых задач в школьной программе по математике. В ходе работы над заданиями  педагог выявляет взаимосвязь между данными и значениями, отношения, указанные в условии.

Учебная деятельность по решению задач состоит из умственных действий и осуществляется эффективно, если изначально она происходит на основе внешних воздействий с объектами. Основная задача остается в том, что дети не могут перейти от текста задачи к математической модели.

Изучение математики требует развития детей в решении текстовых задач, должен иметь возможность записать задачу, иллюстрируя ее с помощью рисунка, схемы, рисунка и других типов моделей, обосновать каждый шаг в анализе задачи и ее решения, а также проверить правильность решение.

«Рисунки, диаграммы, рисунки не только помогают начальной школе  осознанно определять скрытые отношения между ценностями, но и побуждают их активно мыслить, искать наиболее рациональные решения задач, помогают не только усваивать знания, но и овладевать умением применять их. Эти условия необходимы для того, чтобы обучение носило развивающий характер »[10, 7].

Графические изображения, используемые для формулирования познавательных задач, визуализации взаимосвязи между данными и искомыми ценностями, помогают учащимся понять речевой смысл задачной ситуации, а затем найти возможное решение.

Главное для каждого  учащийся начальных классов  на этом этапе - понять задачу, то есть понять, что в ней известно, что нужно выяснить, как связаны данные, каковы взаимосвязи между данными и параметрами, которые  ищут. Для этого примените моделирование и научите этому детей.

Нынешняя программа обучения математике требует развития у  начальных  классов самостоятельности в решении текстовых задач.

В начальной школе каждый учащийся должен уметь записывать состояние задачи, иллюстрируя ее с помощью рисунка, схемы или рисунка, обосновывать каждый этап анализа задачи и ее решения, а также проверять правильность его решения. Однако на практике требования программы далеко не полностью реализованы, что приводит к серьезным задачам в знаниях и умениях учащихся.

Целью данной работы является разработка различных вспомогательных моделей, используемых при  решении задач.

Задач:

  1. изучить научную, методическую литературу по данному вопросу;
  2. разработать конспекты уроков математики;
  3. провести исследование и проанализировать.

Объект исследования: процесс обучения  четвёртного класса решению текстовых задач на уроках математики.

Предмет исследования: моделирование как средство обучения решению задач.

Гипотеза: использование моделирования способствует формированию умения решать текстовые задач.

База исследования: Муниципальное общеобразовательное учреждение МОУ "СОШ п. Новосельский Ершовского района Саратовской области"

При написании данной работы, использовалась научная, методическая литература, справочные материалы.  Всего проанализировано более двадцати источников.

Структура работа: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава I. Теоретические основы использования моделирования в процессе обучения.

1.1. Понятие модели и моделирования в учебно-методической литературе

С середины 20-го века математические методы и компьютеры широко используются в различных областях человеческой деятельности. Возникли такие новые дисциплины, как «математическая экономика», «математическая химия», «математическая лингвистика» и т. Д., Которые изучают математические модели соответствующих объектов и явлений, а также методы изучения этих моделей.

В целом метод моделирования широко используется в науке. Он заключается в том, что для изучения объекта или явления выбирается или строится другой объект, в некотором отношении похожий на тот, который изучается. Построенный или выбранный объект изучается и с его помощью решается исследование задач, а затем результаты решения этих задач переносятся на исходные явления или объект.

«Математическую модель можно назвать специальным описанием (часто приближенным) задач, которая позволяет использовать формальный логический аппарат математики в процессе ее анализа. В математическом моделировании мы имеем дело с теоретической копией, которая в математической форме выражает основные законы и свойства исследуемого объекта »[17, 131].

Основная цель моделирования - исследовать эти объекты и прогнозировать результаты будущих наблюдений. Однако моделирование - это еще и метод познания окружающего мира, который дает возможность его контролировать.

«В процессе математического моделирования есть три этапа:

  1. Формализация - перевод предложенного задания (ситуации) на язык

математическая теория (построение математической модели задач).

  1. Решение задач в рамках математической теории (говорят: решение внутри модели).
  2. Перевод результата математического решения задач на язык, на котором была сформулирована исходная задача (интерпретация решения). [20, 2]

Создавая модели, математика часто опережала потребности науки и техники.

Реализация универсального математического метода познания является основной целью и задачей современной математики. Любая математическая задача состоит из условия (постановки), вопроса или требования. Причем задание обычно не одно, а несколько элементарных условий. Они представляют количественные или качественные характеристики объектов задачи и отношения между ними.

В задачах также может быть несколько требований. Они могут быть сформулированы как в вопросительной, так и в утвердительной форме. Условия и требования взаимосвязаны. Система взаимосвязанных условий и требований называется экспрессивной моделью (словесной).

«Глубина и значимость открытий, которые студент делает при решении задач, определяется характером выполняемой им деятельности и степенью ее овладения, какими средствами этой деятельности он овладеет. Чтобы учащийся мог определить и освоить способ решения широкого класса задач и не ограничиваться поиском ответа в этом конкретном задании, он должен получить некоторые теоретические знания о задаче, прежде всего о ее структуре ». [5, 132].

Чтобы структура задача стала предметом анализа и изучения, необходимо отделить ее от всего несущественного и представить в форме, которая обеспечила бы необходимые действия. Это можно сделать с помощью специальных символических средств - моделей, которые однозначно отражают структуру задачи и достаточно просты для восприятия учащимися.

«В структуре любой задач есть:

  1. Предметная область, то есть рассматриваемые объекты в задаче.
  2. Отношения, которые относятся к объектам предметной области.
  3. Требования к задаче »[7, 93].

Все модели могут быть разделены на схематические и иконические в зависимости от типов инструментов, используемых для их построения.

Схематизированные модели, в свою очередь, делятся на реальные и графические.

Реальные (или предметные) модели текстовых заданий обеспечивают физическое действие с объектами. Они могут быть построены из любых объектов, они могут быть представлены различными сценариями сюжетной линии. Ментальная реконструкция реальной ситуации, описанная в задаче в форме представлений, также относится к этому типу модели.

«Графические модели используются, как правило, для обобщенного, схематического воссоздания задачной ситуации. Следующие типы моделей следует отнести к графическим:

  • картина;
  • условный рисунок;
  • Рисование;
  • схематический чертеж (или просто диаграмма).

Модели знаков могут быть выполнены как на естественном, так и на математическом языке. Значимые модели, сделанные на естественном языке, включают в себя:

- краткая запись задания;

- таблицы »[22, 130].

Таблица как тип модели знака используется в основном, когда в задаче есть несколько взаимосвязанных величин, каждая из которых задается одним или несколькими значениями.

Культовые модели текстовых заданий, выполняемых на математическом языке:

- выражение;

- уравнение;

- система уравнений;

- запись решения задачи действиями.

Схематизированные, графические и символические модели, созданные на естественном языке, являются вспомогательными моделями, в то время как символические модели, созданные на математическом языке, имеют решающее значение.

Уровень мастерства моделирования определяет успех решающего. Поэтому обучение моделированию занимает особое и основное место в формировании умения решать задач.

Полезно применять чертежи и схематические чертежи, блок-схемы,моделирование с использованием сегментов и таблиц.

«Графические модели и таблицы позволяют сравнивать пары понятий: слева-справа, сверху-снизу, связывать пространственную информацию с информацией о мерах, тем самым формируя способность решать задачы».

  1. Бантова М. А. Методика преподавания информатики в начальных классах/М. А. Бантова Г. В. Бельтюкова, под ред. М. А. Бантовой, - М.: Просвещение, 1984.- 335 с.: ил.
  2. Бондаренко, С. М. Учите детей сравнивать/ С. М. Бондаренко.- М.: Знание, 1981.- 96 с.
  3. Виленкин Н. Я. Математика: учеб. для 5 кл. 6-е изд./ Н. Я. Виленкин.- М.: Мнемозина, 1998.- 384 с.: ил.
  4. Володарская, И. Моделирование и его роль в решении задач/ И. Володарская, Н. Салмина// Математика. - 2006. - №18 – С 2-7.
  5. Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя. Из опыта работы/ сост. Л. Ф. Пичугин.- М.: Просвещение, 1987 - 175 с.
  6. Грес П. В. Математика для гуманитариев. Уч. пособие/ П. В. Грес. – М.: Логос, 2004. – 160 с.
  7. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 - 6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебнику Н. Я. Виленкина В. И. Жохова, А. С. Чеснокова/ В. И. Жохов. – М.: Вербум-М, 2000.- 176 с.
  8. Зайчева С. А. Решение составных задач на уроках математики/ С. А. Зайцева, И. И. Целищева. – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
  9. Змаева Е. Решение задач на движение/ Е. Змаева// Математика. – 2000. - №14 – С. 40 – 41.
  10. Иванова, Н. Рисуя, решать задач/ Н. Иванова// Математика. – 2004. - №41. – С. 2 - 3.
  11. Кузнецов, В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Начальная школа. – 1999. - №5. – С. 27 – 33.
  12. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы/ Л. Ш. Левенберг под ред. М. И. Моро. – М.: Просвещение, 1978. – 126 с.
  13. Лотарева, Л. Рисуем, чертим, решаем/ Л. Лотарева// Математика. – 2004. - № 41. – С. 2 – 5.
  14. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. – М.: Первое сентября, 2003. – 256 с.
  15. Махрова, В. Н. Рисунок помогает решать задач/ В. Н. Махрова// Начальная школа. – 1998. - №7. – С. 69 – 72.
  16. Методика и технология обучению математике. Курс лекций: пособие для вузов/ под ред. Н. Л. Стефановой. – М.: Дрофа, 2005. – 416 с.: ил.
  17. Салмина Н. П. Знак и символ в обучении/ Н. П. Салмина. – М., 1998. – 305 с.
  18. Севрюков П. Такие разные задач на движение/ П. Севрюков// Математика. – 2006. - № 19. – С. 8 – 11.
  19. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: уч. пособие/ Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.
  20. Скворцова, М. Математическое моделирование/ М. Скворцова// Математика. – 2003. - № 14. – С. 1 –
  21. Смирнова, С. И. Использование чертежа при решении простых задач/ С. И. Смирнова// Начальная школа. – 1998. - № 5. – С. 53 – 58.
  22. Стойлова Л. П. Математика: ученик для школьников отделений и факультетов нач. классов/ Л. П. Стойлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 464 с.
  23. Сурикова, С. В. Использование графовых моделей при решении задач/ С. В. Сурикова// Начальная школа. – 2002. - № 4. – С. 56 – 63.
  24. Тоом А. Как я учусь решать текстовые задач/ А. Тоом// Математика. – 2004. - № 46. – С. 4 – 6.
  25. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе/ Л. М. Фридман. – М.: Просвещение, 1983. – 160 с.: ил.
  26. Хабибуллин, К. Я. Обучение методам решения задач/ К. Я. Хабибуллин// Школьные технологии. – 2004. - № 3. – С. 127 – 131.
  27. Шевкин А. Текстовые задач в школьном курсе математики 5-9 классы/ А. Шевкин// Математика. – 2005. - № 23. – С. 19 – 26.
  28. Шикова Р. Н. Методика обучения решению задач, связанных с движением тел/ Р. Н. Шикова// Начальная школа. – 2000. - № 5. – С. 30 – 37.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское