Курсовая работа|Педагогика

Методики организации исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 41

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся в образовании в области БЖ

1.2. Психолого-педагогические основы организации исследовательской деятельности в БЖ

ГЛАВА II. Методические аспекты организации исследовательской деятельности учащихся в образовании в области БЖ

2.2. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности

Выводы по II главе

Заключение

Литература

 

Методика организации исследовательской деятельности учащихся в образовании в области дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является важной составляющей образовательного процесса. Методика как основополагающая часть организации преподавания БЖ несет в себе особую смысловую нагрузку: она должна предусматривать и содержать все ключевые аспекты процесса преподавания и изучения предмета, поскольку от степени разработанности и эффективности методики зависит эффективность организации и функционирования образовательного процесса в целом.

Исследовательская деятельность учащихся является одной из наиболее эффективных форм как проверки знаний учащихся, так и повышения их интереса к изучению предмета.

 Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку в настоящее время дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» занимает особое место в образовательном процессе. Большое число выпускников связывают данную дисциплину со своей будущей профессией, поэтому уже на стадии школьного образования необходимо обеспечить всесторонний комплексный подход к организации образовательного процесса, предусматривающий получение широкого спектра знаний по данной дисциплине и применение различных видов их проверки.

Вопросы разработки методики организации исследовательской деятельности учащихся в сфере БЖ достаточно широко освещены в научной литературе, что свидетельствует об актуальности и важности данной составляющей образовательного процесса. Тем не менее, процесс разработки методики требует постоянного и непрерывного совершенствования в связи с постоянно изменяющимися условиями сферы жизни общества, отражать которые призван процесс преподавания.

Целью данной работы является анализ особенностей разработки методики организации исследовательской деятельности учащихся в области БЖ и выявление основных направлений совершенствования данного процесса.

Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:

- рассмотрение теоретических аспектов разработки методики организации исследовательской деятельности учащихся в области БЖ как средства развития у учащихся познавательного интереса;

- изучение практических рекомендаций по организации разработки методики организации исследовательской деятельности учащихся в области БЖ;

- анализ и разработка уроков по дисциплине «безопасность жизнедеятельности» с применением элементов исследовательской работы учащихся.

Таким образом, объектом исследования в данной работе являются ключевые особенности разработки методики организации исследовательской деятельности учащихся в области БЖ, предметом же исследования выступает применение данных аспектов в процессе разработки фрагментов уроков по данному предмету.

 

ГЛЛАВА I. Теоретические основы организации исследовательской деятельности учащихся в образовании в области БЖ

1.1. Методы научного исследования

Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс развития личности, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностных ориентаций, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества. Именно поэтому, основными задачами современного образования являются развитие творческих способностей учащихся, подготовка их к различным формам деятельности, выработка адекватного отношения к окружающему миру, к самостоятельной жизни. Важно суметь задать способность ориентироваться в социуме, а главное – реализовать свой творческий потенциал, стать создателем своей судьбы, нужным обществу и окружающим людям.

Целью организации научно-исследовательской работы учащихся в области БЖ является воспитание мыслящего поколения, стремящегося получать новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно[1].

Основные задачи научно-исследовательской работы[2]:

- развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

- формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

- выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

- развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой при выполнении наблюдений и опытов;

- развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

- развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

- формирование чувства ответственности за порученное дело;

- воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

- воспитание целеустремлённости и системности в учебной деятельности;

- помощь в профессиональной ориентации.

Привлекая к научно-исследовательской работе школьников, необходимо так организовать последовательность овладения навыками творчества, чтобы, с одной стороны, не «парализовать» эту способность у учащегося сложными задачами, а с другой стороны, не «приземлить» ее слишком простыми[3]. Важно также, ориентируясь на средний уровень знаний, дать лучшим школьникам полнее использовать и развивать свои способности. Как показывает опыт, в учебных заведениях отмечается тенденция к снижению или же утрате учебной мотивации. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе.

Занимаясь научно-исследовательской работой, учащиеся самостоятельно выбирают тематическое направление, готовятся теоретически. Составляют доклад по теме, изучают методику научно-исследовательской работы. Проводя экспериментальную работу, учащиеся ведут журнал наблюдений, анализируют результаты наблюдений, готовят доклады на научную конференцию, который позже при доработке может перерасти в дипломную работу, защищаемую им.  Такая научная подготовка, позволяет учащимся сделать осознанный выбор жизненного пути с учетом своих склонностей и особенностей характера.

Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков, воспитанию обучающихся осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии, такие, как метод проектов, модульного обучения, мастерские и т.д., которые широко внедряются в практику работы[4]. На первом этапе самостоятельные мини-исследования на уроках используются как одна из форм контроля знаний учащихся, формирования умения использовать общие принципы научного мышления. Для освоения навыков исследовательской работы, основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчётной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. В качестве творческих домашних заданий ребятам предлагается подготовка сообщений, поиск ответов на те или иные вопросы, написание рефератов, составление кроссвордов и вопросов для одноклассников и младших школьников и т. п. Данная оценочная деятельность подталкивает к ежедневной работе с дополнительной литературой, посещению библиотек, умению работать в читальном зале. Приобретённые навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят своё дальнейшее развитие. Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя их с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации их творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

Второй этап целенаправленной работы по формированию интеллектуальных умений и навыков выходит за рамки урока. Внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач, путём проведения спецпрактикумов, спецсеминаров, спецкурсов, индивидуальных и групповых консультаций и т.д.

В структуре образовательного процесса учащийся проходит несколько уровней исследовательской деятельности[5]:

1 уровень – репродуктивный, включающий элемент вхождения в поисковую, научно-исследовательскую деятельность через систему олимпиад, конкурсов, смотров;

2 уровень – эмпирико-практический, включающий усложненный элемент прохождения учащегося через систему экскурсий, коллекционирования и т.д.;

3 уровень – исследовательский, экспериментальный, включающий более усложненный элемент прохождения учащегося через систему спецкурсов, спецсеминаров;

4 уровень – творческий, продуктивно-деятельностный, включающий собственно исследовательскую и экспериментальную работу, связанную с конструированием, моделированием и защитой своих проектов.

Олимпиадное движение в настоящее время – одно из ключевых направлений формирования репродуктивного и эмпирико-практического уровня исследовательской деятельности. Оно является важным связующим звеном между средней и высшей школой. Сложность и оригинальность олимпиадных задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады: ненавязчивость и добровольность, высокая мотивация обучения, продуманность и систематичность занятий. Для эффективности работы необходимо использовать различные приёмы: погружение (индивидуальная работа при поиске возможного решения поставленной задачи), обмен опытом (работа в двойках, обмен и критика возникших идей), мозговой штурм (обсуждение решений четвёркой), подсказка (беглое знакомство с авторским решением, с последующим самостоятельным решением), консультация (консультация у более опытных товарищей или консультация учителя).

Большую роль при прохождении третьего и четвёртого уровня играет научное общество учащихся, которое является добровольным, неполитическим, научно-творческим объединением обучающихся, стремящихся совершенствовать свои знания в определенной научной области, развивать свои интеллектуальные способности, приобретать умения и навыки учебно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности[6].

Научное общество учащихся – это своеобразная деловая игра, которая помогает решать многие задачи развивающего образования: раскрывает интересы и склонности учащихся к исследовательской деятельности, создаёт     оптимальные условия для реализации их творческого потенциала; повышает престиж знаний, грамотности в широком смысле слова, общей культуры обучающихся, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; расширяет контакты с учениками не только своей, но и других школ города и страны, а при использовании Интернета – с другими странами, учит взаимодействовать с учителями и учеными, создаёт условия для вовлечения в коллективную поисковую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями; пропагандирует достижения современной науки, техники, культуры.

Все исследования, которые проводят учащиеся, можно разделить на три типа[7]:

I тип – это монопредметное исследование. Оно выполняется по конкретному предмету (где учитываются особенности логики, структуры этого предмета). Предполагающее привлечение знаний для решения проблемы именно по тому вопросу, который исследует ученик.

II тип (перспективный и интересный для школьников) – это междисциплинарное исследование, или, по-другому, межпредметное. Этот тип исследований направлен на решение проблемы, требующей привлечения знаний по вопросу исследуемым учеником из разных учебных предметов или наук.

III тип – это надпредметный тип исследований. В данном случае это самый распространённый вид исследований. Здесь на лицо совместная деятельность учащегося и преподавателя, которая направлена на исследование конкретных, личностно значимых для ученика проблем.

Работа исследовательского общества в сфере БЖ может проводиться в нескольких направлениях[8]:

I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:

 а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);

б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);

II направление – групповая работа, включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.

  1. Агалаева О.Е. Методика преподавания отдельных видов дисциплин / О.Е. Агалаева. – М.: Юнити, 2013. – 514 с.
  2. Агафонов С.А. Педагогика и психология / С.А. Агафонов. – М.: Академия, 2012. – 478 с.
  3. Александрова Т.Ю. Основы педагогики / Т.Ю. Александрова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  4. Арчажникова Л.Г. Теория и методика воспитания / Л.Г. Арчажникова. – М.: Наука, 2011. – 320 с.
  5. Бехтерев Т.Н. Педагогика / Т.Н. Бехтерев. – М.: Юридический Центр Пресс, 2011. – 491с.
  6. Бирюков П. Н. Педагогика и психология / П. Н. Бирюков. – М.: Юрайт, 2014. – 291 с.
  7. Варенова А.И. Основы безопасности жизнедеятельности / А.И. Варенова. – М.: Феникс, 2013. – 350 с.
  8. Вахрамеева И.Е. Педагогика и психология / И.Е. Вахрамеева. – М.: Юнити, 2011. – 324 с.
  9. Волков О.С. Методика преподавания отдельных предметов / О.С. Волков. – М.: Юнити, 2012. – 278 с.
  10. Декалин С.А. Педагогика / С.А. Декалин. – М.: Юнити, 2012. – 445 с.
  11. Дмитриева Л.Г. Методика воспитания / Л.Г. Дмитриева. – М.: Юнити, 2012. – 258 с.
  12. Зенин И. А. Основы безопасности жизнедеятельности / И. А. Зенин. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 251 с.
  13. Кругликов Л.Л. Методика преподавания / Л.Л. Кругликов. – М.: Проспект, 2014. – 537 с.
  14. Михайлова М.А. Развитие способностей учащихся / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 260 с.
  15. Михалева Н.А. Основы педагогики / Н.А. Михалева. – М.: Проспект, 2012. – 564 с.
  16. Плотников А.И. Педагогика и психология / А.И. Плотников. – М.: Проспект, 2013. – 452 с.
  17. Прудникова А.С. Организация образовательного процесса / А.С. Прудникова. – М.: Юнити, 2013. – 420 с.
  18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология образования / С.Д. Смирнов. – М.: Аспект-пресс, 2013. – 271 с.
  19. Холопова В.Н. Проблемы образования / В.Н. Холопова. – М.: Юнити, 2014. – 314 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское