Курсовая работа|Педагогика

Методы и приемы обучения пониманию литературного текста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения преподавания литературы

1.1 Сущность  методики преподавания литературы как науки

1.2 Основные этапы развития преподавания методики литературы

1.3  Классификация методов и приемов обучения литературе

Глава 2. Исследование возрастных особенностей восприятия учащимися литературных произведения

2.1 Уровни восприятия литературного произведения

2.2 Возрастные этапы литературного развития

2.3 Критерии литературного развития школьников и методика выявления уровня литературного развития школьников

Заключение

Список использованных источников

Чтение - важнейший общий учебный навык учащихся, поэтому учителям важно владеть такими технологиями обучения, которые дают эффективные результаты. Навык чтения состоит их двух независимых операций: озвучивания и понимания текста. В настоящее время доминируют логопедические методики обучения чтению, делающие акцент на «формальных» приемах звукослияния и звукосочетания.

 Это приводит к тому, что количество детей, которые могут довольно бегло читать, плохо понимая прочитанное, постоянно растет. Научить детей уже в начальных классах понимать художественное произведение, воспитать учащихся как вдумчивых читателей - одна из важных задач обучения на уроках чтения.

Однако школьная практика показывает, что учащиеся самостоятельно слабо разбираются в смысловом содержании литературного произведения, не умеют выявить основную идею, а обычно проводимая учителем работа по анализу содержания художественного произведения сама по себе не обеспечивает достаточного проникновение в его глубинные смысловые пласты.

Актуальность проблемы обучения пониманию текста подтверждается следующими фактами. По данным психологов, полноценно понимают самостоятельно прочитанный текст от 0,3 до 6% школьников. Социологические исследования показали, что по сформированности умения работать с текстом российские школьники занимают положение между 27-м и 29-м местом из 32 стран (данные PISA, 2015 г.) [21].

 Только 3 % детей работают на высоком уровне сложности, т.е. справляются с заданиями на рефлексию, оценку, нахождение сложной информации в тексте.

В учебной работе актуальность проблемы понимания особенно велика. О ней говорят в школе учителя старших классов, сетуя на то, что многие школьники не владеют приемами работы с книгой и поэтому не справляются с заданиями по анализу текста. О ней свидетельствуют факты снижения качества образования российских школьников.

По данным международных социологических исследований, российские школьники отстают от своих зарубежных сверстников по уровню сформированности общеучебных умений (умения приобретать и эффективно использовать знания), которые напрямую связаны с владением приемами понимания текста.

Несмотря на всю важность, проблема понимания до недавнего времени в школе специально не рассматривалась и даже не ставилась. В настоящее время изменения в содержании и методах преподавания, особенно в подходах к преподаванию чтения в начальной школе, выдвигают эту проблему на первый план.

Это приводит к мысли, что современная методика работы с литературными произведениями, применяемая на уроках чтения в начальных классах, недостаточно обоснована. Тот факт, что работа по изучению основ обучения младших школьников пониманию текста поддержана грантом Министерства образования Российской Федерации, также говорит о важности проблемы.

В психологических исследованиях понимание текста школьниками стало предметом изучения Б.А. Богуславской, Г.Д. Чистяковой, Г.Г. Граник, О.В. Соболевой, Н.П. Локаловой и др.

Цель данного курсового  исследования - определить эффективные методы и приемы обучения пониманию литературного текста.

Объект исследования – процесс подготовки к восприятию произведений на разных этапах литературного образования

Предмет исследования - методы и приемы обучения восприятию произведений на разных этапах литературного образования

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что обучение пониманию художественного текста будет проходить более успешно, если использовать в процессе обучения различные приемы и методы.

Задачи исследования:

- изучить теоретическую литературу по проблеме исследования.

- охарактеризовать понятие «понимание текста», приемы понимания текста.

- охарактеризовать методы и приемы обучения пониманию текста.

Методы исследования: синтез, обобщение, логические методы исследования.

 

 Глава 1. Теоретические основы изучения преподавания литературы

Сущность методики преподавания литературы как науки

 Методика литературы как самостоятельная научная дисциплина начала оформляться около двухсот лет назад. Возникнув еще в XVIII в., она прошла длительный путь в своем развитии. Как дисциплина комплексная (на стыке педагогики и литературоведения) методика преподавания литературы совершенствовалась вместе с ростом этих наук и самого общества.

Некоторые считают методику литературы прикладной наукой, берущей свое содержание и методы преподавания из литературоведения. Но это неверно. Наука, составляющая основу учебного предмета, и методика ее преподавания при всей их органической связи имеют разные объекты исследования и разные задачи.

Литературоведение изучает сущность художественной литературы, закономерности ее развития на ос­новании изучения фактов литературной жизни и связанных с ней явлений: художественных произведений, критической и публицистической литературы, биографий писателей, доку­ментов, относящихся к их творчеству, историко-общественных событий и т. д. Методика литературы изучает процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету в школе, закономерности этого процесса, опираясь на изучение фактов педагогического характера: восприятие учащимися литературных произведений, усвоение их, а также основ литературной науки, воспитательное и образовательное влияние литературы на детей, развитие их в процессе школьных и внешкольных занятий в зависимости от специфики материала, методов обучения и т. п.

Конечно, нельзя изучать процесс обучения учащихся литературе как учебному предмету, не зная специфики литературы как одной из форм идеологии, ее закономерностей.

Однако из закономерностей литературы не вытекают непосредственно закономерности обучения. По объекту изучения, содержанию и задачам методика литературы входит в состав педагогических наук, тогда как литературоведение — наука филологическая.

Методика преподавания литературы — это частная педагогическая дисциплина, объектом изучения которой является педагогический процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету (т.е. взаимоотношения учителя и учеников в школьных занятиях по литературе) и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса обучения в образовательно-воспитательной работе на литературном материале с целью наиболее правильного руководства им.

Методика преподавания литературы изучает педагогический процесс занятий по литера­туре отдельно в V—VIII классах (в системе литературного чтения) и в старших классах средней школы (в плане школьного историко-литературного курса), всюду определяет последовательные этапы изучения литературного материала, приёмы учебно-воспитательной работы и типы уроков применительно к возрасту учащихся, к литературному материалу, устанавливает систему знаний по истории и теории литературы и способы сообщения этих знаний учащимся.

Методика преподавания литературы намечает путь, по которому следует идти при обучении школьников данному учебному предмету. Выбор этого пути, формирование собственного взгляда на содержание и методику литературного образования - это не только итог анализа чужого опыта, но и результат осмысления целого ряда теоретических проблем преподавания литературы в школе, среди которых можно выделить прежде всего следующие: цели и содержание литературного образования, читатель-школьник, восприятие художественной литературы учащимися, школьный анализ литературного произведения, взаимосвязь методов и приемов обучения, восприятия и анализа литературного произведения, изучение литературы в специфике рода и жанра, вопросы истории и теории литературы в школьном курсе и т.д.

 Методика преподавания литературы освещает проблемы современного урока литературы (вариативность уроков, взаимосвязь внеклассного чтения и других организационных форм занятий (факультативов, внеклассной работы), индивидуализация и дифференциация обучения литературе, развитие читательской самостоятельности, организация чтения, управление читательскими интересами школьников; рассматривает практические вопросы (устная и письменная речь учащихся, их речевое творчество, обучение написанию сочинений, формирование умений, роль наглядности).

Приоритетными направлениями в курсе «Методика преподавания литературы» являются такие актуальные проблемы, как первостепенное значение чтения, восприятия и интерпретации литературного произведения, способствующих формированию гуманистических представлений об окружающем мире; включение в урок литературы анализа поэтики художественного текста в соответствии с идеями герменевтики; учет уровня литературного развития школьников; использование достижений литературного образования в России; поиск новых методов и технологий проведения занятий; диалог культур; включение культурологического аспекта в изучение литературы.

Школа должна прививать учащимся не только знания, но и учить их овладевать метода­ми познания. Это обусловливает в теории и практике преподавания литературы постоянное внимание исследователей, педагогов к личности ученика. Читая и анализируя произведения искусства, школьники приобретает специфические, «художественные» знания — представления о жизни, о внутреннем мире человека, о социально-нравственных идеалах людей различных эпох.

Чтобы состоялась встреча читателя-ученика и писателя, чтобы художественный текст был глубоко усвоен, учителю необходимо пробудить умственную, эмоциональную, творческую активность учащихся.

Поэтому сейчас одна из важнейших задач методики преподавания литературы — помочь педагогу реализовать такие принципы обучения предмету, которые бы стимулировали активное поведение школьников в учебном процессе, создавали бы условия для творческого характера их деятельности.

Если эти принципы будут постоянно осуществляться на уроках, то ученики не только усвоят приемы исследования художественных произведений, но и овладеют методами познания, методами художественного освоения действительности.

Изучая программные темы курса, школьники приобретают знания по теории литературы и историко-литературному процессу. Они должны уметь применять их на практике. Поэтому насущной задачей методики является разработка системы знаний, умений и навыков.

Педагог должен стремиться прививать учащимся интерес к учению, навыки самостоятельной работы, пробуждать в них дух поиска и жажду открытий. Литература как учебный предмет предоставляет для этого большие возможности.

Чтобы учитель смог их осуществить, методика обосновывает и совершенствует разнообразные методы, приемы и формы работы, которые помогают ему максимально активизировать деятельность школьников, организовать их учение как труд и творчество. Такой характер учебной деятельности положительно сказывается на воспитании личности учащихся, развивает их самостоятельность.

Процесс обучения складывается из трех органически связанных элементов:

1) учебного предмета,

2) преподавания, деятельности учителя,

3) учения, деятельности ученика.

Методика разрешает следующие группы связанных между собою проблем: кому кого учить (субъекты обучения), для чего учить (цель обучения), чему учить (содержание и система обучения), как учить (формы и методы обучения).

Разрешение этих проблем возможно лишь при тщательном изучении процесса усвоения знаний учениками, их развития, поэтому методика ставит также вопрос: как учатся и развиваются ученики.

  1. Алиева Т.И. Развитие восприятия литературных текстов детьми /Т.И.Алиева // Тезисы IX Всесоюзного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации. "Языковое сознание" - М., 2018. - C. 10.
  2. Асташов Н.А. Текстовая иллюстрация как средство формирования у младших школьников типа правильной читательской деятельности /Н.А. Асташов // Начальная школа. 2015.-№7. - С.13
  3. Большая советская энциклопедия. В 30-ти т. Т.23. - М.: Советская энциклопедия, 2015. - С 327.
  4. Богданова О. Ю., Леонов С. А., Чертов В. Ф. Теория и методика обучения литературе. М.: Академия, 2018.
  5. Воюшина М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения /М.П. Воюшина // Начальная школа.- 2014.- №3. - С.39-41.
  6. Гранник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Гранник, Л.А. Концева, С.М. Бондаренко.- М.: Педагогика, 2018. - С.36.
  7. Козырева А.С. Виды работы над тестом на уроках чтения /А.С.Козырева //Начальная школа. - 2015 - №3. - С.67-68.
  8. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения /О.В. Кубасова //Начальная школа. - 2015. - №12. - С. 30-34.
  9. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н., Мелик-Пашаев А.А. Как развивать художественное восприятие у школьников. - М.: Просвещение, 2018. - С. 79.
  10. Кудряшов Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981. 190 с.
  11. Левинтова Е. Н. О трех возможных подходах к языку в его соотнесенности со временем // Соотношение синхронии и диахронии в языковой эволюции: Тез. докл. Всесоюзн. науч. конф. - М.; Ужгород, 2016. - С. 12-13.

12.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М.: Академия, 2017. - С.368.

  1. Малаховская О.В. Литературное чтение: Тетрадь для самостоятельной работы №1 [Текст]: 2 класс / О.В. Малаховская; под ред. Н.А. Чураковой. - 2-е изд. - М.: Академкнига/Учебник,2017.- 28 с.
  2. Мали Л.Д. Элементы драматизации на уроках чтения /Л.Д.Мали //Начальная школа. - 2016. - №3. - С.27-31.
  3. Мещерякова Н.Я. О формировании читательских умений на уроках литературы / Н.Я. Мещерякова, Л.Я. Гришина //Литература в школе. - 2016. - №3. - С. 37.
  4. Минько Э.В. Методы и техника ускоренного конспектирования и чтения: учебно-методическое пособие/ СПБГУАП. - СПБ, 2015. - 98 с.
  5. Ни Л.Ф. Пути обучения продуктивному пересказу / Л.Ф.Ни //Начальная школа. - 2017. - №5. -С.59-63.
  6. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя.2-е изд., испр. и доп. - М.:АРКТИ,2015. - 160 с.
  7. Фирсов, В. В. Дифференциация обучения на основе обязательных результатов обучения [Текст]/ Фирсов В.В. -М., 2014.
  8. Якиманская, И. С. Роль образов в овладении научными знаниями [Текст]/ Якиманская И.С.// Лицейское и гимназическое образование. — 2016. — № 2.
  9. Якобсон, П. М. Психология художественного восприятия [Текст]/ Якобсон П.М. — М.: Искусство, 1964. – 87 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское