В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности.
Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным.
По определению Н. Светловской читательская самостоятельность -это личностное свойство, позволяющее читателю при первой необходимости привычно обращаться в мир книг за недостающим ему опытом.
По С. Дорошенко читательская самостоятельность включает в себя сформированность техники чтения, умения слушать, воспринимать и осознавать прочитанное.
Федеральные образовательные стандарты начального общего образования ставят перед школой и педагогами задачу создания условий для формирования личности образованной, нравственной, творческой, эстетически развитой, активной и самостоятельной.
Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны.
В решении этой проблемы важнейшую роль играет чтение, функциональные основы которого закладываются в начальной школе. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение определяет уровень образованности человека, его интеллект, коммуникативную культуру, воздействует на все стороны развития личности, формируя его мировоззрение, нравственное сознание, обогащение представлений об окружающем мире, чувство уважения к традициям своего народа.
Цель работы по обучению чтению в начальной школе: заложить основы грамотного чтения, воспитать человека, который на протяжении всей своей жизни будет обращаться к книге.
Важным условием формирования основ читательской самостоятельности младших школьников является максимальное изменение информационно-развивающей образовательной среды. Все занятия, призванные формировать ученика-читателя: уроки обучения грамоте, уроки литературного чтения и слушания, занятия внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО, внеклассные мероприятия, все они призваны приучить младших школьников обращаться в мир доступных книг, чтобы находить для себя собеседников. [10]
Современная методика обучения чтению учит правильно и бегло, выразительно и осмысленно, озвучивать чужую речь – все это лишь технические условия. Чтобы техника чтения превратилась в желание читать, начинающему читателю должно быть абсолютно понятно, что дает ему лично творческое общение с книгой - собеседником. Ученик-читатель, младший школьник, не будет сам обращаться к книгам и читать их, если ему не ясна цель гигантских умственных и физических усилий, нужных для творческого чтения.
Цель педагога-учителя и классного руководителя - ввести детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему стать самостоятельным читателем.
Цель исследования: выявить и апробировать методы формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО.
Объект исследования: процесс формирования читательской самостоятельности младшего школьника на урокахи во внеурочной деятельности.
Предмет исследования: методы формирования читательской самостоятельности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс формирования читательской самостоятельности учащихся будет эффективным, если ребенок научится пользоваться полученной информацией.
Задачи исследования:
- На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы определить понятие «читательская самостоятельность» и выделить методы формирования читательской самостоятельности учащихся.
- Определить критерии, уровневые показатели и уровень сформированности читательской самостоятельности учащихся.
- Выявить условия формирования читательской деятельности в семье.
- Апробировать методы и определить динамику формирования читательской самостоятельности учащихся.
- Вести мониторинг читательской деятельности учащихся.
- Составить методические рекомендации для педагогов и родителей
по формированию читательской самостоятельности учащихся.
Методы исследования:
-апробация методов, форм и приемов
-наблюдение
-беседа
-опрос
-диагностика
-анализ продуктов деятельности
При освещении и разработке теоретического содержания и практических вопросов темы мы опирались на основополагающие идеи и положения: 1. Концепции деятельностного подхода к проблеме усвоения знаний, умений и навыков (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); 2. Теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.); 3. Парадигмы системно-деятельностного подхода в обучении (А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский и др.)
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, приложения и списка литературы.
Глава I. Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения.
1.1 Задачи Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к формированию нравственных ценностей на уроках литературного чтения.
Перемены, происходящие в России в последние десятилетия, глубоко затронули не только социально-экономическую, но и воспитательную, духовно-нравственную сферу жизни общества.
В связи с введением нового Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования второго поколения (ФГОС НОО) наряду с умственным, физическим и трудовым воспитанием, особое внимание стало уделяться нравственному, от которого во многом зависят и другие компоненты воспитания и которое предполагает духовное становление и развитие личности человека и его ценностных ориентаций. Так, в связи со вступлением в силу ФГОС НОО актуализировались сфера духовно-нравственного воспитания личности, вопросы формирования нравственных ценностных ориентаций подрастающего поколения. [10]
В первой главе «Общие положения» говорится о том, Стандарт направлен на обеспечение: духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей. [10]
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования
. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования: сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Именно младшие школьники оказываются в наиболее затруднительном положении, поскольку становление их жизненной позиции и мировосприятия осуществляется в ситуации, когда прежние ценности отвергнуты, а новые, к которым общество стремится прийти, еще не полностью определены.
В соответствии с ФГОС НОО основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, особенно продуктивно это происходит на уроках литературного чтения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по литературному чтению должны отражать: понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
В качестве ключевой задачи современной государственной политики Российской Федерации в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования принимается обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [3, с.19-22]
На этой основе создан перечень систем нравственных ценностей:
- патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
- социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
- гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
- семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважениеик родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
- труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
- наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
- традиционные российские религии - представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;