Курсовая работа|Педагогика

Основы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроке иностранного языка

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 28

Введение

  1. Сущность универсальных учебных действий

1.1.   Понятие и значение универсальных учебных действий

1.2.   Виды универсальных учебных действий

  1. Специфика формирования универсальных учебных действий на уроке иностранного языка

2.1. Методика формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

2.2. Условия и средства формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка

Заключение

Список используемых источников

Актуальность темы данного исследования обусловлена рядом перемен, которые характеризуют современное общественное развитие и влекут за собой кардинальные реформы в образовательном пространстве, требующие нового взгляда на образовательные цели, который будет учитывать, как личные интересы граждан, так и  социальные, а также государственные потребности. Стоит отметить, что современный этап общественного развития наглядно демонстрирует тот факт, что тот ряд требований, который определяет уровень подготовленности выпускников в  определённой сфере, ещё не способен гарантировать им успешную социализацию по прохождению курса в образовательном учреждении. Они не гарантируют наличие навыков в коллективной и групповой работе, не делают из выпускника гражданина и патриота своей страны.

На данный момент количество знаний, которые накоплены человеческим обществом, увеличивается вдвое каждые три года, при этом крайне важным для современного выпускника школы является, помимо усвоения определенного набора знаний, ещё и понимание механизма универсальных учебных действий, благодаря которым у учащегося появляется возможность самостоятельно и успешно усваивать новые знания, а также компетенции и умения. Умение учиться в свою очередь также не должно быть исключением. Набор универсальных учебных действий, как обобщенный механизм, способен открыть для учащихся широкие возможности для ориентации, как в узкопрофильных и предметных областях,  так и в конструкции самого учебного процесса.

Цель данного исследования: изучить основу формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроке иностранного языка.

Для конкретизации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • изучить понятие и значение универсальных учебных действий;
  • определить виды универсальных учебных действий;
  • рассмотреть методику формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка;
  • описать условия и средства формирования универсальных учебных действий на уроках иностранного языка.

Объектом исследования выступают коммуникативные универсальные учебные действия.

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроке иностранного языка.

Основой написания данной курсовой работы стали работы отечественных и зарубежных исследователей, которые занимаются изучением особенностей реализации универсальных учебных действий, а также специфики коммуникативных универсальных учебных действий на уроке иностранного языка.

Проведенное в рамках данной работы исследование основывается на системе методов, которая включает в себя не только общенаучные, но и специальные методы научного исследования, среди используемых методов: метод сравнения, метод группировки, метод структурного анализа.

 

1.     Сущность универсальных учебных действий

1.1.          Понятие и значение универсальных учебных действий

Федеральный государственный образовательный стандарт или ФГОС по общему образованию выделил универсальные учебные действия в отдельную категорию «УУД». Так или иначе, данная категория присутствует во всех разделах ФГОС по общему образованию. В общих положениях Федерального государственного образовательного стандарта указано, что системно - деятельностный в общем образовании является необходимым условием, благодаря которому у учащихся формируется готовность саморазвиваться и осуществлять непрерывное образование [11].

В разделе II «Требования к результатам освоения ООП», в контексте требований к метапредметным образовательным результатам, указывается на «межпредметные понятия и универсальные учебные действия» и далее соответствующие требования конкретизируются.

В разделе III «Требования к структуре ООП» содержатся требования к Программе развития универсальных учебных действий учащихся и формулируются ее задачи в части «повышения эффективности освоения обучающимися ООП.

В разделе IV «Требования к условиям реализации ООП» подчеркнуты условия, обеспечивающие развитие и самореализацию личности, удовлетворение ее познавательных интересов [13].

Вместе с тем, категория «УУД» не является абсолютно новой для педагогической науки и имеет вполне определенные предпосылки в педагогической теории и практике. Эти предпосылки связаны с внедрением компетентностного подхода в систему образования.

Под понятием универсальных учебных действий необходимо понимать умение учиться, другими словами, это субъективные возможности осуществлять саморазвитие при помощи осознанного, а также активного усвоения социального опыта.  В качестве обобщённых действий универсальные учебные действия способны открыть для учащихся широкие возможности ориентации, как в различных сферах предметного знания, так и способствовать выстраиванию непосредственно учебной деятельности, которая подразумевает целевую направленность, а также ценностные, смысловые и операционные характеристики [8].

Современный мир характеризуется тем, что происходит достаточно большое количество различных изменений. В данных обстоятельствах основное внимание необходимо уделять коммуникативному развитию, умению детей выстраивать общение со сверстниками, осуществлять анализ своих поступков и слов, а также развивать логическое мышление и умение грамотно строить свою речь, выражая этим свои мысли. Набор данных умений максимально полно характеризует универсальные учебные действия.

В свою очередь более полное значение такого понятия, как универсальные учебные действия, состоит в способности обучающихся осуществлять самосовершенствование и саморазвитие.

Вместе с тем, более предметное значение состоит в совокупном выражении действий ребенка, благодаря которым у него есть возможность самостоятельного усвоения новых умений и знаний, а также грамотной организации данного учебного процесса [21].

Функции универсальных учебных действий (рис. 1):

Рисунок 1 - Функции универсальных учебных действий [14]

Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

  • соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;
  • соответствие свойств УУД заранее заданным требованиям [4].

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями (рис. 2):

Рисунок 2 – Положения, определяющие формирование УУД в образовательном процессе [18]

Универсальные учебные действия являются органичной и целостной системой, в которой появление и дальнейшее развитие всех видов учебных действий основывается на их отношении к другим видам учебных действий и общей возрастной логикой развития.

Процесс общения является фундаментом, на основе которого осуществляется дифференциация и развитие различных форм психической активности в условиях раннего онтогенеза. Вместе с тем, личностные, познавательные, а также регулятивные действия по большей части определяются и характеризуются степенью коммуникативного развития и общения ребенка с социальными и близкими взрослыми, а также сверстниками [9].

Из общения и саморегуляции вырастает способность ребенка регулировать свою деятельность. Из оценок окружающих, и в первую очередь оценок близкого взрослого, формируется представление о себе и своих возможностях, появляется самопринятие и самоуважение, т. е. самооценка и Я - концепция как результат самоопределения. Из ситуативно-познавательного и внеситуативно - познавательного общения формируются познавательные действия ребенка.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов: «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся [17].

Проявление универсального характера учебных действий заключается в их надпредметном и метапредметном характере, в том, что они гарантируют общекультурную целостность познавательного развития, а также саморазвития, отвечают за преемственность всех ступеней процесса образования, являются регуляционной и организационной основой любой деятельности учащихся вне зависимости от того, какое социально предметное содержание они имеют. Благодаря универсальным учебным действиям можно гарантировать формирование психологических способностей учащихся и усвоение ими содержания учебного материала на всех этапах образовательного процесса [24].

  1. Алексеева Л. А. Модель формирования универсальных учебных действий при обучении в школе // ИСОМ. 2017. №4. С. 5-12.
  2. Балашова А.И., Ермолова Н.А., Потылицына А.Ф. К вопросу о развитии универсальных учебных действий // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2019. №5. С. 131-135.
  3. Болдова Т.А. Многообразие дидактических методов обучения иностранным языкам / Т.А.Болдова // Совершенствование преподавания иностранных языков в школе и вузе. - 2016. – 254 с.
  4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум.. - СПб.: Питер, 2016. - 624 c.
  5. Ворожцова И.Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. – Ижевск: Удмуртский университет, 2017. – 360 с.
  6. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку. Пособие для учителя. – М.:АРКТИ, 2016. – 192 с.
  7. Голованова Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2017. - 377 c.
  8. Давыдова Н.Н., Смирных О.В. Универсальные учебные действия: управление формированием // Народное образование. 2018. №1. С. 47-53.
  9. Дроздова О.А., Смирнова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. №5-1 (59). С. 131-133.
  10. Жуковина Ю.В. Специфика формирования универсальных учебных действий у школьников // Молодой ученый. - 2017. - №7.6. - С. 78-80.
  11. Ильюшина С.В. Формирование универсальных учебных действий в процессе проектной деятельности // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1 (62). С. 56-62.
  12. Китева Э. Р.Формирование познавательных учебных действий у школьников // КНЖ. 2016. №2 (15). С. 12-17.
  13. Коряковцева Н.Ф. Современная организация самостоятельной работы изучающих иностранный язык: Пособие для учителей. – М.: Аркти, 2016. – 175с
  14. Петрова И.В. К вопросу о диагностике сформированности познавательных универсальных учебных действий у школьников // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №3. С. 94-101.
  15. Полушкина Г.Ф. Универсальные учебные действия: история и перспективы // Проблемы Науки. 2018. №19 (61). С. 29-33.
  16. Прокудин Ю. П., Миленко Е. А. Формирование универсальных учебных действий как педагогическая проблема // Вестник ТГУ. 2018. №3 (173). С. 50-54.
  17. Сафонова Т.В., Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий // ИТС. 2017. №2. С. 40-45.
  18. Сиденко Е.А. Универсальные учебные действия: от термина к сущности // Эксперимент и инновации в школе. 2017. №3. С. 88-93.
  19. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 608 c.
  20. Субботкина М.И. Универсальные учебные действия как основа формирования культуры умственного труда // Вестник ТГУ. 2016. №9 (149). С. 73-76.
  21. Шаршов И.А., Субботкина М.И. Возрастные особенности школьника в контексте формирования универсальных учебных действий // Вестник ТГУ. 2017. №12 (116). С. 13-17.
  22. Егорова К.В. Сущность и структура коммуникативных учебных действий // Вестник ЧГПУ. 2016. №10. С. 38-45.
  23. Родина Е.Е. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников // Молодой ученый. - 2017. - №42. - С. 175-176.
  24. Чумакова И.А. Формирование универсальных учебных действий средствами проектно-задачной технологии // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2018. №11. С. 71-76.
  25. Щекина К.В. Формирование конфликтной компетентности у школьников как компонента коммуникативных универсальных учебных действий // Проблемы Науки. 2017. №11 (41). С. 28-32.
  26. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения универсальным учебным действиям // Вестник СамГУ. 2017. №8.1 (109). С. 66-69.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское