Курсовая работа|Логопедия

Особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2014 | Страниц: 63

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития словаря детей

1.1.      Понятие, значение формирования словаря для развития ребенка

1.2. Психологические и лингвистические основы развития словаря

1.3.      Освещение проблем развития словаря дошкольников в психолого-педагогической литературе

1.4. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста

Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования словаря дошкольников  

2.1. Задачи словарной работы с дошкольниками

2.2. Методы обогащения словаря

2.3. Формирование словаря в процессе ознакомления с предметами

2.4.  Взаимосвязь детского учреждения и семьи в вопросе формирования словаря 

2.5. Диагностика уровня развития словаря у детей дошкольного возраста

Заключение

Список используемых источников

Приложение  

Актуальность. Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста занимает важнейшее место в современной педагогике, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Известно, что базисом речевой организации человека является лексикон, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста должно быть формирование и развитие словаря, характеризующегося достаточностью и полноценностью, с точки зрения его объема, семантики и синтагматических характеристик.

На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.

Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов.

В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.

Теория и практика обучения детей показывают, что недостатки в развитии словаря обнаруживаются у детей чаще всего при поступлении в школу (Н.А. Никашина, Р.Д. Тригер и др.). Бедность, недифференцированность значений слов приводят к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. Это свидетельствует о необходимости развития словаря детей еще в дошкольном детстве.

Некоторые особенности словаря дошкольников освещены в работах Е.В. Мальцевой, Н.А. Никашиной, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, СТ. Шевченко и др.  А поскольку именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии речи, то проблема формирования словаря занимает важнейшее место в современной педагогике, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения словарем. В работах Б.М.Гриншпуна, В.А.Ковшикова, Р.ИЛалаевой, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской широко представлены исследования состояния лексикона у детей. Методики коррекции лексико-грамматической, просодической сторон речи раскрываются в исследованиях Т.П.Бессоновой, О.Е.Грибовой, Н.С.Жуковой, Е.В.Назаровой, О.С.Орловой, А.В.Ястребовой, О.С.Ушаковой; методики развития речи детей дошкольного возраста предложены в работах А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, Л.А.Пеньевской, Н.В.Серебряковой, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой, Е.А.Флериной, В.И.Яшиной. Данные исследования позволяют установить закономерности формирования словаря у дошкольников, необходимые для разработки оптимальных подходов к совершенствованию коррекционного обучения, расширению языкового опыта, активизации познавательных способностей. Поэтому данная тема остается актуальной и на сегодняшний день.

Цель работы: изучить особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.Предмет изучения: процесс обогащения словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов. Объект: словарь у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Изучить развитие словаря в онтогенезе.2. Изучить особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.3. проанализировать освещение проблем развития словаря дошкольников в психолого-педагогической литературе.4. охарактеризовать задачи словарной работы с дошкольниками;5. описать взаимосвязь ДОУ с семьей при организации работы пол формированию словаря дошкольников.6. разработать программу обогащения словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов.7. изучить уровень развития словаря у детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования: разработана программа обогащения словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа обогащения словаря детей может быть эффективно использована в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Методический материал исследования может быть широко использован в работе дефектологов, воспитателей, родителей и других работников дошкольных и школьных учреждений.

Методы исследования – анализ и синтез научной литературы, тестирование, проектирование, эксперимент.

Структурно работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемых источников и приложения.

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития словаря детей

1.1.          Понятие, значение формирования словаря для развития ребенка

 Одной из важнейших задач современного ДОУ является  развитие коммуникативной функции воспитанников, одним направлением из которой является работа по расширению словаря детей.  Этот вопрос находит освещение в работах таких ученых, как К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин,  Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим, С. Лопырева, Е. Соловьева, Е. Ционглинская, Е. Тихеева, Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова, М.Т. Баранов и многие другие. [6, с. 147]

Значимость развития словаря также была подтверждена работой М.М. Кониной и ее учеников (В.И. Яшиной, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой и др.). Расставляя акценты на обогащении, закреплении и активизации словаря в виде первоочередных задач словарной работы, Конина подчеркивала следующее. Влияние на развитие детского словаря начинается не только с обучения детей новым словам и новым оборотам речи. Необходимо на основе систематизации детского опыта активизировать имеющийся у них словарный запас. Картины она рассматривала в качестве средства, способного пробудить у ребенка интерес к слову. А это, в свою очередь, является необходимым условием для правильного развития связной речи. Лишь после этого появляется возможность для постепенного подхода к активному использованию ребенком словарного запаса в условиях, когда наглядные средства отсутствуют.

М.М. Конина подчеркивала большую значимость для ребенка слов, которые он пытается объяснить с точки зрения собственной детской логики. По этой причине она предложила выстраивать работу по уточнению словаря и отрабатывать умения по применению слов в соответствии с их смысловым значением. С этой целью детям задавали вопросы: «Как назвать правильно?» или «А как еще можно сказать?».

Повышенная интенсивность работы со словарем привела к тому, что качество детских рассказов улучшилось, причем это касалось не только сюжетных, но и описательных рассказов.

Некоторые ученые, занимающиеся изучением вопроса по расширению словаря детей, делали акцент на то, что постоянно нужно обогащать их речь новыми словами и делать это при изучении любого раздела науки о языке. При организации работы по обогащению словарного запаса детей педагог постоянно ориентируется на уровень развития их речи. С одной стороны, педагог является свидетелем необыкновенно тонкой словарной интуиции ребенка, с другой – наблюдает затруднения детей в области словоупотребления и слововосприятия, затруднения, выражающиеся в словарных недочетах, наличие или отсутствие которых является показателем уровня развития речи [1, с. 40].

Работа по обогащению словарного запаса детей привлекла внимание педагогов и методистов еще в ХIХ веке. Первыми основателями данной методики стали В.П. Шереметьевский и В.И. Чернышев. В своих работах они выступали в защиту устного слова, тем самым  активизируя методическую мысль периода Х1Х и начала ХХ веков.

  1. Акименко В. М. Ваш домашний логопед. Развитие речи детей дошкольного и школьного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 256 с.
  2. Андреева Н. Г. Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. В 3 частях. Часть 1. Устная связная речь. Лексика. – М.: Владос, 2012. – 184 с.
  3. Анищенкова Е. С., Мирясова В. И. Уроки логопеда для всей семьи. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 176 с.
  4. Бабина Г. В., Шарипова Н. Ю. Слоговая структура слова. Обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Логопедические технологии. – М.: Парадигма, 2010. – 96 с.
  5. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  6. Веселова А. Н. Проблемы развития речи у детей. – М.: Омега, 2011. – 160 с
  7. Вопросы диагностики и реабилитации речевых нарушений у детей. - Екатеринбург: Бонум, 2007.
  8. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. – СПб.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2006. – 160 с.
  9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2009.
  10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2001.
  11. Дубровина И.В., Рузская А.Г. Психическое развитие воспитанников детского дома. - М.: Педагогика, 1990.
  12. Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи. - М.: Дрофа, 2008.
  13. Зикеев А. Г. Развитие речи учащихся специальных коррекционных образовательных учреждений. – М.: Академия, 2007. – 200 с.
  14. Иванова Н.А. Край сирот // Социальная защита. – 2007. - №1.
  15. Ковшиков В. А. Методика диагностики и коррекции нарушений употребления падежных окончаний существительных. – М.: КАРО, 2006. – 80 с.
  16. Козырева Л. М. Развитие речи и внимания. Развивающие задания для логопедических занятий. – М.: Академия Развития, 2007. – 128 с.
  17. Козырева Л. М. Большой логопедический альбом. – М.: Академия Развития, 2007. – 256 с.
  18. Козырева Л. М. Развитие речи и памяти. Развивающие задания для логопедических занятий. – М.: Академия Развития, 2008. – 112 с.
  19. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  20. Лалаева Р. И.. Логопедия. Методическое наследие. В 5 книгах. Книга 4. Нарушения письменной речи. Дислексия. Дисграфия. – М.: Владос, 2007. – 304 с.
  21. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. - М.: Аванта, 2005.
  22. Леонтьев Л.А. Язык, речь, речевая деятельность. – Красанд. 2010. ISBN: 978-5-396-00142-8. 216с.
  23. Логопедия: Учебник. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М.: ВЛАДОС, 2005. – 680 с.
  24. Лопухина И. С. Логопедия. Речь, ритм, движение. – М.: Корона-Век, 2012. – 128 с.
  25. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – М.: Академия, 2012. – 464 с.
  26. Немов Р.С. Психология. Кн. 3.Психодиагностика. – М.: Наука, 2001, 4-е изд., 640с
  27. Прищепова И. В. Речевое развитие младших школьников. – М.: КАРО, 2008. – 160 с.
  28. Реуцкая О. А. Развитие речи у плохо говорящих детей. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 158 с.
  29. Рудик О. С. С детьми играем - речь развиваем. Часть 1. – М.: Сфера, 2013. – 176 с.
  30. Рудик О. С. С детьми играем - речь развиваем. Часть 2. – М.: Сфера, 2013. – 128 с.
  31. Сазонова С. Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М.: Академия, 2007. – 144 с.
  32. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2010. – 384 с.
  33. Солганик Г. Я. Основы лингвистики речи. – М.: Издательство МГУ, 2010. – 128 с.
  34. Специальная педагогика: Учебное пособие / Под ред. Н.М. Назаровой. - М.: Академия, 2008.
  35. Уроки логопеда. Игры для развития речи. – М.: ОЛИСС, 2011. – 192 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское