Введение
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития словаря детей
1.1. Понятие, значение формирования словаря для развития ребенка
1.2. Психологические и лингвистические основы развития словаря
1.3. Освещение проблем развития словаря дошкольников в психолого-педагогической литературе
1.4. Особенности развития словаря у детей дошкольного возраста
Глава 2. Методические аспекты проблемы формирования словаря дошкольников
2.1. Задачи словарной работы с дошкольниками
2.2. Методы обогащения словаря
2.3. Формирование словаря в процессе ознакомления с предметами
2.4. Взаимосвязь детского учреждения и семьи в вопросе формирования словаря
2.5. Диагностика уровня развития словаря у детей дошкольного возраста
Заключение
Список используемых источников
Приложение
Актуальность. Проблема формирования словаря детей дошкольного возраста занимает важнейшее место в современной педагогике, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов. Известно, что базисом речевой организации человека является лексикон, недостатки которого значительно затрудняют процесс социальной адаптации. Следовательно, одним из актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста должно быть формирование и развитие словаря, характеризующегося достаточностью и полноценностью, с точки зрения его объема, семантики и синтагматических характеристик.
На тот факт, что трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи, в частности с развитием словаря, указывают в работах Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина. По данным психолого-педагогических исследований в начале обучения почти 90% детей испытывают различные трудности, но более 60% этих трудностей связаны с развитием речи.
Д.Б. Эльконин отмечает, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6-7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В старшем дошкольном возрасте на первый план выдвигается та сторона языка, которая непосредственно связана с общением, то есть лексические значения слов.
В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Теория и практика обучения детей показывают, что недостатки в развитии словаря обнаруживаются у детей чаще всего при поступлении в школу (Н.А. Никашина, Р.Д. Тригер и др.). Бедность, недифференцированность значений слов приводят к нарушению норм словоупотребления и способов функционирования слов в составе предложения и связного высказывания. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. Это свидетельствует о необходимости развития словаря детей еще в дошкольном детстве.
Некоторые особенности словаря дошкольников освещены в работах Е.В. Мальцевой, Н.А. Никашиной, Е.С. Слепович, Р.Д. Тригер, СТ. Шевченко и др. А поскольку именно дошкольный возраст является сензитивным в развитии речи, то проблема формирования словаря занимает важнейшее место в современной педагогике, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Сегодня в исследованиях разных авторов достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения словарем. В работах Б.М.Гриншпуна, В.А.Ковшикова, Р.ИЛалаевой, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, С.Н.Шаховской широко представлены исследования состояния лексикона у детей. Методики коррекции лексико-грамматической, просодической сторон речи раскрываются в исследованиях Т.П.Бессоновой, О.Е.Грибовой, Н.С.Жуковой, Е.В.Назаровой, О.С.Орловой, А.В.Ястребовой, О.С.Ушаковой; методики развития речи детей дошкольного возраста предложены в работах А.М.Бородич, Э.П.Коротковой, Л.А.Пеньевской, Н.В.Серебряковой, Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичевой, Е.А.Флериной, В.И.Яшиной. Данные исследования позволяют установить закономерности формирования словаря у дошкольников, необходимые для разработки оптимальных подходов к совершенствованию коррекционного обучения, расширению языкового опыта, активизации познавательных способностей. Поэтому данная тема остается актуальной и на сегодняшний день.
Цель работы: изучить особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.Предмет изучения: процесс обогащения словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов. Объект: словарь у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:1. Изучить развитие словаря в онтогенезе.2. Изучить особенности овладения словарем детьми дошкольного возраста.3. проанализировать освещение проблем развития словаря дошкольников в психолого-педагогической литературе.4. охарактеризовать задачи словарной работы с дошкольниками;5. описать взаимосвязь ДОУ с семьей при организации работы пол формированию словаря дошкольников.6. разработать программу обогащения словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов.7. изучить уровень развития словаря у детей дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования: разработана программа обогащения словаря детей в процессе формирования знаний о свойствах и качествах предметов.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа обогащения словаря детей может быть эффективно использована в процессе коррекционно-развивающего воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Методический материал исследования может быть широко использован в работе дефектологов, воспитателей, родителей и других работников дошкольных и школьных учреждений.
Методы исследования – анализ и синтез научной литературы, тестирование, проектирование, эксперимент.
Структурно работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы развития словаря детей
1.1. Понятие, значение формирования словаря для развития ребенка
Одной из важнейших задач современного ДОУ является развитие коммуникативной функции воспитанников, одним направлением из которой является работа по расширению словаря детей. Этот вопрос находит освещение в работах таких ученых, как К.Д. Ушинский, Ф.И. Буслаев, К.Б. Бархин, Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим, С. Лопырева, Е. Соловьева, Е. Ционглинская, Е. Тихеева, Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова, М.Т. Баранов и многие другие. [6, с. 147]
Значимость развития словаря также была подтверждена работой М.М. Кониной и ее учеников (В.И. Яшиной, А.П. Иваненко, Н.П. Ивановой и др.). Расставляя акценты на обогащении, закреплении и активизации словаря в виде первоочередных задач словарной работы, Конина подчеркивала следующее. Влияние на развитие детского словаря начинается не только с обучения детей новым словам и новым оборотам речи. Необходимо на основе систематизации детского опыта активизировать имеющийся у них словарный запас. Картины она рассматривала в качестве средства, способного пробудить у ребенка интерес к слову. А это, в свою очередь, является необходимым условием для правильного развития связной речи. Лишь после этого появляется возможность для постепенного подхода к активному использованию ребенком словарного запаса в условиях, когда наглядные средства отсутствуют.
М.М. Конина подчеркивала большую значимость для ребенка слов, которые он пытается объяснить с точки зрения собственной детской логики. По этой причине она предложила выстраивать работу по уточнению словаря и отрабатывать умения по применению слов в соответствии с их смысловым значением. С этой целью детям задавали вопросы: «Как назвать правильно?» или «А как еще можно сказать?».
Повышенная интенсивность работы со словарем привела к тому, что качество детских рассказов улучшилось, причем это касалось не только сюжетных, но и описательных рассказов.
Некоторые ученые, занимающиеся изучением вопроса по расширению словаря детей, делали акцент на то, что постоянно нужно обогащать их речь новыми словами и делать это при изучении любого раздела науки о языке. При организации работы по обогащению словарного запаса детей педагог постоянно ориентируется на уровень развития их речи. С одной стороны, педагог является свидетелем необыкновенно тонкой словарной интуиции ребенка, с другой – наблюдает затруднения детей в области словоупотребления и слововосприятия, затруднения, выражающиеся в словарных недочетах, наличие или отсутствие которых является показателем уровня развития речи [1, с. 40].
Работа по обогащению словарного запаса детей привлекла внимание педагогов и методистов еще в ХIХ веке. Первыми основателями данной методики стали В.П. Шереметьевский и В.И. Чернышев. В своих работах они выступали в защиту устного слова, тем самым активизируя методическую мысль периода Х1Х и начала ХХ веков.