ВВЕДЕНИЕ
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности
1.2 Цели и функции физического воспитания
- ПОНЯТИЕ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА И МАСТЕРСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1 Сущность профессионального мастерства учителя физической культуры
2.2 Профессионально-значимые качества для учителя физической культуры
- ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
3.1 Диагностическая карта педагогической культуры учителя
3.2 Методика проведения подвижных игр с учащимися 4-5 классов по физической культуре в общеобразовательной школе
3.3 Примерное распределение программного материала в учебных часах по урокам физической культуры
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы. В сфере подготовки специалистов в области физической культуры и спорта на вузовском этапе остро ощущается необходимость разработки государственной концепции непрерывного физического образования начиная с младших классов школы и заканчивая образованием на факультете физического воспитания в вузе.
В настоящее время в системе подготовки учителей физической культуры существует ряд противоречий, которые отрицательно сказываются на их профессиональной деятельности. Причинами этого является следующее:
- Физическое воспитание направлено на физическую подготовленность, а не на физкультурное образование;
- С одной стороны, постоянно повышаются требования к качеству подготовки учителей физической культуры в педагогических заведениях, а с другой стороны — абитуриенты, стремящиеся поступить на отделения физической культуры, имеют недостаточный уровень знаний о задачах, решаемых учителем физической культуры.
В связи с этим формируется однобокое представление о профессии: как правило, его связывают с занятиями спортом, лишь в отдельных случаях — с истинной сущностью и технологией деятельности этого вида педагогического труда [1, С.14].
Указанные проблемы, связанные с профессиональной подготовкой учителей физической культуры, обуславливают актуальность темы исследования.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе профессиональной подготовки учителей.
Предметом исследования являются особенности педагогической деятельности учителей физической культуры.
Целью исследования является анализ особенностей педагогической деятельности учителей физической культуры.
Исходя из поставленной цели, задачами исследования являются:
- дать понятие и проанализировать структуру педагогической деятельности;
- выявить цели и функции физического воспитания;
- выявить сущность профессионального мастерства учителя физической культуры;
- проанализировать профессионально-значимые качества для учителя физической культуры;
- предложить исследование профессионально-значимых качеств учителя физической культуры.
- рассмотреть методику проведения подвижных игр с учащимися
- предложить примерное распределение программного материала по урокам физической культуры
В процессе исследования применялись такие методы, как синтез и анализ, индукция и дедукция, системный подход и др.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Понятие и структура педагогической деятельности
Педагогическая деятельность представляет собой сложноорганизованную систему различных видов деятельности педагога.
Системный подход в педагогике представляет собой один из способов построения педагогической деятельности как целостного процесса, который обеспечивает эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой чаще всего понимается объект, многоуровневое образование, которое состоит из большого числа элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и дающих целостность. Сложнейшую многоуровневую систему представляет собой сам человек. Конечно, процесс его образования сложный, многоаспектный и многофакторный. Его стоит строить как систему. Понятие "педагогическая система" многозначно, его можно отнести к целому ряду систем, которые выполняют образовательную функцию.
Педагогической системой является система общего образования в целом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, которая направлена на организацию целостного педагогического процесса, также представлена в виде системы; наконец, отдельное занятие считается элементом и в то же время подсистемой его деятельности. Таким образом, можно определить иерархию педагогических систем, в которой каждая из них является элементом (подсистемой) более общей системы [2].
В настоящее время некоторые ученые, в том числе и А. М. Новиков[3, С. 4], склонны рассматривать педагогическую деятельность как одну из разновидностей управленческой деятельности. В соответствии с подходами современной теории управления, эффективность управления определяется эффективностью того состояния, в котором оказалась управляемая система под воздействием этого управления. Применительно к педагогической системе эффективность управленческой деятельности педагога определяется эффективностью тех результатов деятельности обучающегося, которых он достиг в результате педагогического (управляющего) воздействия. А не качеством заполнения планов и отчетов, не «красивостью» учебных занятий и т.п.
С точки зрения регулярности, повторяемости управляемых процессов можно выделяются следующие типы управления:
- проектное управление (управление развитием системы в динамике - изменениями в системе, инновационной деятельностью и т.д.);
- процессное управление (управление функционированием системы «в статике» - регулярной, повторяющейся деятельностью при неизменных внешних условиях).
Поскольку для обучающегося его образовательная деятельность всегда инновационна, то, в педагогической системе «педагог - обучающийся (обучающися)» всегда будет иметь место только проектное управление.
Выделяют четыре основные функции управления: планирование, организация, стимулирование и контроль. Непрерывная последовательность реализации этих функций составляет цикл управленческой деятельности.
В профессииограмме учителя ведущее место занимает направленность его личности. Направленность личности учителя-воспитателя подразделяется на виды: социально-нравственную, профессионально-педагогическую, познавательную направленность.
Социально-нравственная направленность личности учителя выражается в его убежденности идеям национальной независимости, в моральных и ценностных ориентациях (общечеловеческие и национальные ценности), в чувстве общественного долга и гражданской ответственности.
Профессионально-педагогическая направленность в структуре личности учителя является каркасом, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности педагога. Профессиональная направленность личности учителя включает: интерес к профессии учителя, педагогическое призвание, профессионально-педагогические намерения и склонности. Интерес к профессии учителя — основа педагогической направленности. Педагогическое призвание означает склонность к педагогическому делу. Оно формируется в процессе накопления будущим учителем теоретического и практического педагогического опыта и самооценки своих педагогических способностей. Недостатки специальной (академической) подготовленности не могут служить поводом для признания полной профессиональной непригодности будущего учителя. Основу педагогического призвания составляет любовь к детям. Среди профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально-педагогическую направленность учителя — педагогический долг и ответственность учитель требователен к себе. Важным проявлением педагогического долга является самоотверженность. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на основе профессионального долга и ответственности составляют сущность педагогического такта, который зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства.
Основу познавательной направленности составляют духовные потребности и интересы. Непрерывность педагогического самообразования — необходимое условие профессионального становления и самосовершенствования. Один из главных факторов познавательного интереса — любовь к преподаваемому предмету. Современный учитель должен хорошо ориентироваться в различных отраслях науки, основы которой он преподает. Но этого мало — он должен быть постоянно в курсе новых исследований, открытий, гипотез, видеть ближние и дальние перспективы преподаваемой науки. Общей характеристикой познавательной направленности личности учителя является культура научно-педагогического мышления [4, С. 14].
Отдельного рассмотрения требует такой термин, как индивидуальный стиль педагогической деятельности. В настоящее время в российской науке нет единого подхода к его определению.
Так, В. И. Загвязинский индивидуальный стиль педагогической деятельности определяет как «систему излюбленных приемов, определенный склад мышления, манеру общения, способы предъявления требований...», которая «неразрывно связана с системой взглядов и убеждений» [5, с. 195].
Характеризуя индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя как особый тип поведения, необходимо подчеркнуть важность его адаптивного характера. Индивидуальный стиль позволяет учителю максимально полно использовать сильные стороны личности, компенсируя при этом более слабые. Следовательно, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя можно рассматривать как психологическую систему индивидуальной адаптации человека к окружающей действительности [6, С. 108]. Так, например, Е. А. Климов характеризует индивидуальный стиль деятельности как «индивидуально-своеобразную систему психологических средств, к которой сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [7, с. 49].
Таким образом, с научной точки зрения педагогическая деятельность представляет собой особый процесс, который включает в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части.
1.2 Цели и функции физического воспитания
Отдельного рассмотрения требует термин «физическое воспитание». На сегодняшний день в российской науке не сформировано его единого определения. Ученые А.Д. Новиков, Б.А. Ашмарин, Ж.К. Холодов, под «физическим воспитанием» понимают органическую часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармоническое развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и, в конечном итоге, на достижение физического совершенства.
По Л.П. Матвееву понятие «физическое воспитание» входит в общее понятие «воспитание» в его широком смысле, что определяет физическое воспитание, как и другие виды воспитания, педагогическим по своей природе процессом со всеми присущими данному явлению общими признаками (ведущая роль педагога-специалиста, организация деятельности воспитателя и воспитуемых в соответствии с педагогическими принципами и т. п.).