Курсовая работа|Педагогика

Педагогические задачи и ситуации

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2016 | Страниц: 29

Введение  

Глава 1. Педагогические ситуации как основная часть обучения 

1.1.   Процесс обучения  

1.2.   Виды педагогических задач  

1.3. Основные умения педагогической деятельности  

Глава 2. Педагогическая задача и педагогическая ситуация как специфические компоненты педагогического процесса  

2.1. Сущность и специфика  педагогической задачи 

2.2.   Типы  педагогических задач  и их характеристика

Заключение 

Список использованных источников  

Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать свой социальный опыт новым поколениям.

Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. В средние века такая передача осуществлялась чаще всего через зазубривание текстов.

Со временем человечество пришло к убеждению, что механическое повторение или заучивание – не самые лучшие способы для передачи социального опыта. Наибольший эффект достигается при активном участии самого человека в этом процессе, при включении в его творческую деятельность, направленную на познание, освоение и преобразование окружающей действительности.

Актуальность исследования связана с тем, что современная жизнь выдвинула целый комплекс требований к человеку, определяющих спектр задач и несколько основополагающих направлений их реализации. Назову более существенные из них:

- задачи умственного развития, предполагают усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков, обеспечивающих одновременно умственное развитие и формирующих у них способность активного самостоятельного мышления и творчества в общественной и производственной деятельности;

- задачи эмоционального развития, включающего в себя формирование у детей идейно-эмоционального, эстетического отношения к искусству и действительности;

- задачи нравственного развития, ориентированного на усвоение воспитанниками простых норм общечеловеческой морали, привычек нравственного поведения, на развитие в ребенке нравственной воли, свободы нравственного выбора и ответственного поведения в жизненных отношениях;

- задачи физического развития, направленного на укрепление и развитие физических сил детей, являющихся материальной основой их жизненности и духовного бытия.

- задачи индивидуально-личностного развития, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

- задачи культурологического воспитания, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти и псевдокультуры.

Активное осуществление этих тактических целей позволит реально и эффективно решить стратегические задачи, осуществить всестороннее развитие личности – генеральную цель целостного педагогического процесса.

Цель работы – провести исследование проблемы эффективности решения учебных задач и педагогических ситуаций в педагогическом пространстве.

Для достижения поставленной цели требуется решить ряд задач:

  1. Провести теоретический анализ по проблеме исследования.
  2. Дать характеристику современного состояния выбранной тематики.

Объект исследования – педагогический процесс.

Предмет исследования – эффективность решения учебных задач и педагогических ситуаций в педагогическом пространстве.

         Работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников.

 

Глава 1. Педагогические ситуации как основная часть обучения

  • Процесс обучения

Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения лекций, практических занятий, лабораторных работ и т.д. и, как правило, разрешаются здесь же. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.

Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.

Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.

Педагогическая ситуация всегда проблема. Всякая педагогическая проблема - это объективно возникающий в педагогической теории или педагогической практике вопрос относительно процессов обучения к воспитанию человека. Они носят общий характер, связанный с педагогическим процессом в целом, его составляющими, либо частный, т.е. возникают в ходе обучения. Педагогические проблемы требуют решения, но они не всегда могут быть разрешены немедленно.

Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

Педагогическая задача - результат осознания педагогом педагогической ситуации в целом. Результатом решения будет новообразование в форме знаний, умений и навыков, способов действий, форм поведения, видов деятельности и качеств личности. Задачи возникают всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к «пониманию», от «неумения» к «умению»[1].

Решение педагогической задачи - процесс сложный, а результат - неоднозначный, потому что осуществляется в системе «педагог-обучающийся». Перевод человека из одного состояния в другое можно осуществить несколькими способами и различных людей по-разному.

Таким образом, следует различать понятия педагогическая задача и функциональная задача. Последние связаны с выполнением педагогом своих функций (чтение лекций, проведение лабораторных работ, организация производственной практики, руководство курсовым и дипломным проектирование и др.). В педагогических задачах идет поиск ответа на вопрос: «Как лучше в данной ситуации выполнить профессиональные функции и достичь поставленной цели?».

  • Виды педагогических задач

Педагогические задачи делятся на три больших класса: задачи по обучению, задачи по воспитанию и задачи по организации совместной эмоционально-интеллектуальной деятельности педагога и обучающихся. Каждый класс подразделяется на группы.

Существуют другие классификации педагогических задач. Важно понимать, что это всегда осознанная педагогом «проблемная ситуация, выход из которой субъект решения ищет с учетом ограничений и предписаний, накладываемых искомым результатом, нормами и правилами самой профессии, производственными условиями, в которых задача решается, а также собственных возможностей»

Мастерство воспитателя — это умение создавать педагогические ситуации, стимулирующие эффективное развитие личности. Не сиюминутное решение вопросов в паре «преподаватель-студент», а организация творческой коллективной деятельности способны создать условия для воспитательного воздействия на коллектив и каждую личность. Мастерство воспитания — это не только знание, но и творческое претворение на практике всего арсенала средств, приемов и методов, вытекающих из законов воспитания, законов организации жизни студенческого коллектива.

А.С. Макаренко утверждал: «Умение воспитывать — это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно ни кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом».

Знания и основанные на них умения — это основа содержания мастерства преподавателя. К важным умениям преподавателя относятся: «умение правильно воспринимать те процессы, которые происходят в мире студентов, в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель - средства - результат» применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; ...умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических фактов выделить существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».

Неразрывно связаны с перечисленными и такие умения:

- устанавливать контакты со студентами в процессе учебной, трудовой, спортивной деятельности;

- осуществлять индивидуальный подход;

- развивать инициативу студентов;

- помочь студенту в трудные минуты;

- доверять мнению студенческого коллектива, постоянно советоваться со студентами, изучать их мнение по поводу проводимых мероприятий;

- щадить самолюбие студентов, оберегать слабых, застенчивых от насмешек товарищей; разумно использовать различные формы самоуправления;

- не злоупотреблять доверием студентов;

- в каждом студенте искать и находить положительные качества и именно на них строить свои отношения;

- не делить студентов на любимых и нелюбимых;

- непримиримо относиться ко всякому злу, несправедливости, нечестности;

- развивать у студентов нравственные ориентации;

- развивать у студентов способность отстаивать свои убеждения, основанные на четком представлении о добре и зле.

Определяя эстетическое воспитание, ученые имеют в виду, прежде всего, развитие эстетических чувств, развитие и тренировку органов восприятия, в первую очередь зрения и слуха, деятельность которых является необходимым условием совершенствования эстетических чувств.

  1. Алиева С.В. Социальная педагогика. - М.: Дашков и К, 2013. - 424 c
  2. Безрукова, В.С. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 381 c
  3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2012. - 624 c
  4. Воронов В.В. Педагогика школы: новый стандарт. - М.: Логос, 2014. - 288 c
  5. Вульфов Б.З. Педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 511 c
  6. Глухов В.П. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (курс лекций). - М.: Логос, 2012. - 256 c
  7. Голованова Н.Ф. Педагогика. – М.: Юрайт, 2015. - 377 c
  8. Громкова М.Т. Педагогика высшей школы. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c
  9. Гуревич П.С. Психология и педагогика. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c
  10. Кибанова А.Я. Психология и педагогика. - М.: Логос, 2012. - 480 c

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское