Введение
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей с задержкой психического развития
1.1 Развитие речи в онтогенезе
1.2 Медико-психолого-педагогическая классификация задержки психического развития
Глава 2 Эмпирическое исследование развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
2.3 Рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Заключение
Библиографический список
Проблема развития речи у детей с задержкой психического развития занимает важное место. Нельзя игнорировать тот факт, что развитие речи является основой дальнейшего развития ребенка, так как именно сформированная и правильная речь способствует полноценному психическому развитию.
У значительной части детей с задержкой психического развития наблюдаются различные нарушения речи, которые выражаются в нарушениях звукопроизношения, лексической, грамматической, просодической и синтаксической стороны речи. Несмотря на то, что нарушения речи у детей с задержкой психического развития являются вторичным нарушением, они, в свою очередь, негативным образом сказываются на личностном, познавательном и эмоционально-волевом развитии.
Вопросы развития речи у детей с задержкой психического развития отражены в работах различных авторов, среди которых можно назвать Н.Л. Белопольскую [4], Н.Ю. Борякову [5], Ф.М. Гайдук [7], Л.П. Григорьеву [11], Н.А. Деревянкину [12], Ю.Б. Зеленскую [17], Л. М. Шипицыну [35] и др. Однако, несмотря на увеличение количества детей с задержкой психического развития в последние годы практически не проводились комплексные исследования речевого развития данной категории дошкольников. Это обусловило актуальность выбранной темы.
Объект исследования – развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – специфические особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель работы – определить особенности развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи:
– охарактеризовать развитие речи в онтогенезе;
– изучить медико-психолого-педагогическую классификацию задержки психического развития;
– организовать и провести эмпирическое исследование развития речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– на основе полученных результатов сформулировать рекомендации по развитию речи у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Методы исследования: анализ теоретических источников по проблеме развития речи; психодиагностический метод; количественный и качественный анализ полученных результатов.
Структура работы. Исследование включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей с задержкой психического развития
1.1 Развитие речи в онтогенезе
Речь является основным средством развития познавательных процессов и главным средством общения, поэтому вопросам развития речи уделяется значительное внимание в различных теоретических и практических исследованиях. Именно для эффективного развития ребенка необходима речь, которая выполняет различные функции. Согласно мнению М. В. Гамезо, «с точки зрения психологии речевой процесс основывается на психологических компонентах: мышлении, восприятии, внимании, памяти и обладает структурой (внешней и внутренней), предметным содержанием, психологическими механизмами, общим содержанием и единой формой реализации речевой деятельности» [7, с. 59].
В исследованиях лингвистов, в частности, в теории А. А. Леонтьева понятие «речевая деятельность» выглядит «как психологическое содержание (предмета, средств, способов, продукта и результата) и мотивация. Речевая деятельность условно делится на фазы и имеет структуру, то есть операционально-мотивационный план деятельности» [21, с. 17].
В психологических, лингвистических и педагогических исследованиях много внимание уделено становлению речи на различных этапах онтогенеза. Формирование функций речи и обслуживающих их форм было положено в основу речевой периодизации, разработанной Д. Б. Элькониным [35] и А. К. Марковой [24; 26]. Именно развития речи и речевой возраст являются основой выделения периодов в развитии детей, так как речевые новообразования определяют основу периода развития.
Многие исследователи, в частности, Т. В. Ахунтина [2], А. Н. Гвоздев [8], Н. И. Жинкин [14], А. Н. Леонтьев [21], Т. А. Ткаченко [32; 34] отмечают, что речь ребенка формируется и развивается поэтапно, начиная с момента рождения. Несмотря на то, что артикуляционные органы у детей уже сформированы, их первыми речевыми проявлениями являются крики и плач. Затем дети начинают ориентироваться на слова, которые произносят взрослые – если взрослые называют предмет, то примерно в полгода они уже поворачивают голову в его сторону. Через 1-2 месяца дети уже опознают словесное название предмета и могут его найти. К 10-11 месяцам дети уже понимают глагольные формы – то есть слова, которые обозначают действие и могут его воплотить – покачать головой, соглашаясь или не соглашаясь. И уже к году дети соотносят словесное обозначение предмета с самим предметом.
1. Абраменкова В.В. Социальная психология детства. Москва: Пер Сэ, 2015. 427 с.
2. Алексеев И. А. Возможности преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста посредством развития психомоторной сферы // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-8. С. 216-234.
3. Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. Москва: Изд-во Московского университета, 1989. 215 с.
4. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. Москва: Когито-Центр, 2009. 192 с.
5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. Москва: В. Секачев, ИОИ, 2004. 66 с.
6. Выготский Л. С. Психология. Москва: ЭКСМО, 2000. 1008 с.
7. Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. Москва, 1988. 22 с.
8. Гамезо М. В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. Москва: Ин-т практ. психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. 251 с.
9. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Москва: Просвещение, 2009. 365 с.
10. Глухов В.П. Методика логопедической работы по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pedlib.ru/
11. Дети с проблемами в развитии: комплексная диагностика и коррекция: монография / Л.П. Григорьева, Л.И. Фильчикова, З.С. Алиева и др.; под ред. Л.П. Григорьевой. Москва: Академкнига, 2002. 414 c/
12. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2003. 77 с.
13. Дмитриева Е. Е. Развитие социальной компетентности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Нижний Новгород: НГПУ, 2013. 129 с.
14. Еремина В.Н. Обогащение и развитие лексики старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Рязань, 2001. 45 с.
15. Жинкин Н.И. Интеллект, язык, речь // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. Москва: Просвещение, 1972. С. 9-31.
16. Журба Л. Т., Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. Москва: Медицина, 1981. 272 с.
17. Зеленская Ю.Б. Организация работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении для детей с задержкой психического развития. Санкт-Петербург: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. 48 с.
18. Коржова Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации // Психология социальных ситуаций / сост. и общая редакция Н.В.Гришиной. Санкт-Петербург: Питер, 2011. С. 279.
19. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития // Дефектология. 2006. № 3. С. 15-27.
20. Леонтьев А. А. Функции и формы речи. Основы теории речевой деятельности. Москва: Академия, 2014. 325 с.
21. Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность. Москва: Просвещение, 2010. 214 с.
22. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1876832/.
23. Лубовский В.И. Специальная психология. Москва: Академия, 2005. 483с.
24. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л. Институт коррекционной педагогики РАО: наука – практике на рубеже веков [Электронный ресурс]. Режим доступа: Режим доступа: https://alldef.ru/ru/, свободный.
25. Маркова А. К. Периодизация речевого развития // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 96-106.
26. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. Москва: Педагогика, 1974. 239 с.
27. Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Москва: ВЛАДОС, 1997. 304 с.
28. Международная классификация болезней, 10-й пересмотр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkb-10.com/, свободный
29. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. Челябинск: ЧИППКРО, 2019. 176 с.
30. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Б. Забрамная, О.В. Боровик. М.: ВЛАДОС, 2003. 296 с.
31. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / под ред. И.В. Дубровиной. Москва: МГУ, 2010. 325 с.
32. Сухарева Г.Е Клинические лекции по психиатрии детского возраста. В 2 тт. Т. 2. Москва: Медгиз, 1959. 406 с.
33. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. Москва: Гном и Д, 2001. 107 с.
34. Ткаченко Т. А. Формирование лексико-грамматических представлений. Москва: Гном и Д, 2002. 104 с.
35. Шипицына Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Санкт-Петербург: Дидактика Плюс, 2012. 210 с.
36. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/err-001/err-001.htm#$p1.