Курсовая работа|Конфликтология

Курсовая Взаимосвязь эмпатии и конфликтного поведения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Universitet

Год: 2021 | Страниц: 52

Цена: 1 300
Купить работу

Введение

1. Теоретические основы изучения эмпатии и конфликтного поведения

1.1. Сущность и характеристика эмпатии

1.2. Конфликт и конфликтное поведение в отечественной и зарубежной психологии 

1.3. Теоретические исследования взаимосвязи эмпатии и конфликтного поведения у студентов

2. Эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и конфликтного поведения у студентов

2.1. Организация и методы исследования

2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования

Заключение

Список литературы

Приложение

Студенческий период жизни играет особую роль в формировании эмоциональной сферы человека, его эмоциональной жизни, в том числе эмпатии. Юность – это возраст эмоциональной активности, в этот период усиленно реализуются все те эмоциональные потенции, которые свойственны натуре человека, соответствуют типу его темперамента. В связи с тем, что в студенческом возрасте межличностные контакты обычно предполагают наличие соревновательности, борьбы за место и авторитет, то наряду с формированием товарищеских взаимоотношений студенческий возраст характеризуется поиском дружеских отношений в связи с потребностью в крепкой и глубокой эмоциональной привязанности.

Актуальность исследования обусловлена тем, что конфликты возникают в процессе взаимодействия, общения людей между собой столько времени, сколько существует человек. Они проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства и общества в целом. Конфликты являются естественным состоянием всего глобального социума, любого общества – государства, регионального социума, муниципальной общины, организаций всех типов и форм. Конфликты постоянно воспроизводятся в межличностных отношениях между людьми в различных видах человеческой деятельности.

Особенности эмпатии у студентов изучали М.М. Аипова [2], Л.Г. Дмитриева [15], Л.И. Забара [16], И.Н. Мещерякова [20], А.А. Смирнов [27] и другие. Особенности конфликтного поведения студентов раскрыты в работах А.М. Ахмедханов [5], А.М. Валикеевой [9], М.А. Вышквыркиной [10], С.И. Маслакова [19], И.В. Рязанцевой [25], А.А. Якимовой [35] и других. Однако, практически отсутствуют исследования, в которых раскрывается взаимосвязь эмпатии и конфликтного поведения у студентов.

Цель исследования – выявить взаимосвязь эмпатии и конфликтного поведения у студентов.

Объект исследования – эмпатия и конфликтное поведение.

Предмет исследования – взаимосвязь эмпатии и конфликтного поведения у студентов.

Задачи:

–                  определить сущность и дать характеристику эмпатии;

–                  охарактеризовать конфликт и конфликтное поведение в отечественной и зарубежной психологии;

–                  провести эмпирическое исследование взаимосвязи эмпатии и конфликтного поведения у студентов.

Гипотезой исследования выступило предположение, что имеется взаимосвязь между эмпатией и конфликтным поведением у студентов: чем выше показатели эмпатии, тем ниже проявления агрессивности и конфликтности.

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; систематизация; психодиагностический метод; метод математической статистики (коэффициент ранговой корреляции Спирмена); количественный и качественный анализ результатов.

Методики исследования:

– «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильин и П.А. Ковалев);

–  «Опросник эмоциональной эмпатии» (А. Мехрабиан);

– «Многофакторный тест эмпатии» (Э. Дэвис, обработка Т.Б. Корягиной).

Структура работы. Исследование включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и приложение.

 

1. Теоретические основы изучения эмпатии и конфликтного поведения
1.1. Сущность и характеристика эмпатии

Понятие «эмпатия» восходит к работам Р. Фишера, который предложил концепцию «Einfünlung» (вчувствование), применительно к эстетическому отношению, которое субъект может иметь с объектом, произведением искусства, окружающим миром (вчувствование в буквальном смысле означает «перенести себя в объект», что заставляет нас «чувствовать его внутри» [50]). Субъект как бы одалживает свои чувства объекту, ставя себя ему на службу. В своих работах начала ХХ века Т. Липпс сделал переход от искусства к визуальным иллюзиям и межличностному пониманию, говоря о том, что вчувствование являет собой механизм познания Другого, а также и окружающего мира в целом [18; 46]. Для Липпса вчувствование походило на старое понятие симпатии. Т. Липпс и ввел понятие «вчувствование» в психологию.

Э. Титченер склонялся к определению эмпатии в узком смысле, как чувствования-себя-в предметах, ситуациях, в чувствах и состояниях другого человека, механизмом которой является внутренняя имитация [18; 46]. К настоящему моменту, столетие спустя, исследователи расширили, углубили понимание эмпатии, предложив целый ряд объяснительных моделей и механизмов [18; 22; 34; 38; 39; 44]. В обзорной статье Б. Каффа с коллегами констатируется значительное разнообразие в понимании эмпатии, в частности, приводится список из сорока трех определений эмпатии (который, на основе тщательного анализа определений, пополняется сорок четвертым – своим собственным, при этом не решается проблема множественности определений).

В своем анализе Б. Кафф отдает предпочтение анализу работ, опубликованных на английском языке [38]. Двадцать пять определений представлены в работах, опубликованных с 2000 года. Авторы принимают во внимание работы исследовательского и психотерапевтического толка. С перечнем определений можно поспорить (например, в списке наряду с современными определениями имеется определение симпатии, данное А. Смитом) [38].

1.                Адлер А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997. 288 с.

2.                Аипова М.М. Эмпатия как проявление нравственности студента // Глобальный научный потенциал. 2020. № 4 (109). С. 10-13.

3.                Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект пресс. 2000. 287 с.

4.                Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М/: ВЛАДОС, 2003. 208 с.

5.                Ахмедханов А.М. Взаимосвязь стратегий поведения в конфликтных ситуациях и акцентуаций характера студентов // Вестник Университета Российской академии образования. 2019. № 5. С. 77-83.

6.                Бернс Э. Развитие Я-концепции и воспитание. М/: Прогресс, 1986. 225 с.

7.                Бовина И.Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 1. С. 88-95.

8.                Борисова Д.П., Дворянчиков Н.В. Эмпатические способности сотрудников УИС – возможности исследования и перспективы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Т. 5. № 1. С. 58-69.

9.                Валикеева А.М. Защитные механизмы студентов в межличностном конфликте // Международный студенческий научный вестник. 2020. № 1. С. 24.

10.           Вышквыркина М.А. Стратегии поведения в конфликте студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 6. С. 41.

11.           Гарипова А.В. Уровень эмпатических способностей личности как условие оптимизации межличностных конфликтов в студенческой группе // Форум молодёжной науки. 2020. Т. 1. № 5. С. 21-26.

12.           Гришина Н. В. Психология конфликта. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 464 с.

13.           Давидюк К.Г. Проблема эмпатии в современном мире // Вестник научных конференций. 2020. № 3-2 (55). С. 66-67.

14.           Демидова Л.Ю., Шерягина Е.В. Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения [Электронный ресурс] // Психология и право. 2013. Т. 3. № 3. URL: http://psyjournals. ru/psyandlaw/2013/n3/63784.shtml

15.           Дмитриева Л.Г., Хамзина Д.В. Особенности проявления эмпатии у студентов – пользователей социальных сетей // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2020. № 1 (834). С. 175-187.

16.           Забара Л.И., Лебедева Ю.В. Сравнительное исследование эмпатии и рефлексивности у студентов-психологов в 2012 и 2019 годах // Педагогическое образование в России . 2020. № 5. С. 107-113.

17.           Изотова Е.И. Когнитивные и поведенческие репрезентации эмпатии в дошкольном и младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 5(19). URL: http://psystudy.ru

18.           Карягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013. 175 с.

19.           Маслаков С.И. Сравнительный анализ результатов студентов по соответствующим в различных методиках стратегиям поведения в конфликтной ситуации // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-3. С. 362-366.

20.           Мещерякова И.Н., Демец Е.Г. Особенности эмпатии как профессионально важного качества студентов разных специальностей // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 68-2. С. 448-451.

21.           Никишов С.Н., Осипова И.С. Психологические особенности эмпатии у студентов // Казанский педагогический журнал. 2015. №6-2. С. 410-413.

22.           Пашукова Т.И, Троицкая Е.А. Механизмы и функции эмпатии // Вестник МГЛУ. 2010. № 7. С. 197-209.

23.           Поддубная Т.В. Проблематика эмпатии в исследованиях психологических аспектов профессиональной медицинской деятельности (обзор) // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 9-36.

24.           Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. М.: Прайм-Еврознак, 2002. 656 с.

25.           Рязанцева И.В. Особенности поведения в конфликтной ситуации студентов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Вестник научных конференций. 2020. № 3-2 (55). С. 174-175.

26.           Савинова Т.В., Былкина Т.Г., Пустобаева Е.И. Взаимосвязь уровня эмпатии и конфликтности студентов-психологов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. №12-2. С. 219-222.

27.           Смирнов А.А., Соловьева Е.В. Вузовская адаптированность и эмпатия у студентов социономических специальностей // Профессиональные представления. 2020. № 1 (12). С. 107-115.

28.           Тест описания поведения К. Томаса (адаптация Н. В. Гришиной) // Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. – Москва: Академия, 2001. – С. 69-77.

29.           Фрейд З. Введение в психоанализ. М/: Просвещение, 1991. 416 с.

30.           Хасан Б. И. Война с конфликтом (Критика методологических оснований психологических исследований и разработок) // Прикладная психология. Опыт и перспективы. Красноярск: Изд-во Красноярского ун-та, 1990. С. 52-73.

31.           Холмогорова А.Б., Царенко Д.М., Москачева М.А. Нарушения социального познания при расстройствах шизофренического и аффективного спектров // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 4. С. 103-117.

32.           Хорни К. Наши внутренние конфликты. Конструктивная теория невроза. М.: Академический проект, 2007. 224 с.

33.           Юдина Т.О. Роль врожденных и средовых факторов в развитии эмпатии: обзор зарубежных исследований // Культурно-историческая психология. 2017. Т. 13. № 2. С. 13-23.

34.           Юсупов И.М. Психология эмпатии: теоретические и прикладные аспекты: дисс. … д-ра психол. наук. СПб., 1995. 252 с.

35.           Якимова А.А., Дворникова И.Н. Причины и факторы конфликтов в студенческой группе // Мир педагогики и психологии. 2019. № 11 (40). С. 136-141.

36.           Batson D. These things called empathy: eight related but distinct phenomena. In: J. Decety, W. Ickes (eds.). The social neuroscience of empathy. Cambridge, MA: MIT Press. 2009. Р. 3-15.

37.           Castano E., Kidd D. Antisocial behaviour in individual and groups: An empathy-focused approach // The Oxford handbooks of personality and social psychology / K. Deaux, M. Snyder (eds.). doi: 10.1093/oxfordhb/9780195398991.013.0017

38.           Cuff B, Brown S. J, Taylor L, Howat D. Empathy: a review of the concept // Emotion review. 2014. Vol. 7. P. 1—10.

39.           Davis M.H. Empathy: negotiating the border between self and other // The social life of emotions: Studies in emotion and social interaction / L.Z. Tiedens, C.W. Leach (eds.). New York: Cambridge University Press, 2004. P. 19-42.

40.           Dovidio J.F., Gaertner S.L. Intergroup bias // Handbook of social psychology / S.T. Fiske, D.T. Gilbert, G. Lindzey (eds.). New Haven: John Wiley & Sons, 2010. P. 1084-1121.

41.           Dovidio J.F., Johnson J.D., Gaertner S.L., Pearson A.R., Saguy T., Ashburn-Nardo L. Empathy and intergroup relations // Prosocial motives, emotions, and behavior: The better angels of our nature / M. Mikulincer, P.R. Shaver (eds.). Washington: American Psychological Association, 2010. P. 393-408.

42.           Dymond R.A. A scale for the measurement of empathic ability // Journal of Consulting Psychology, 1999. Vol. 13. P. 127-133.

43.           Fehlau Eberhard G., Stock C. Konfliktmanagement: Von Streit bis Mobbing. Haufe-Lexware, 2012. 251 s.

44.           Heyes C. Empathy is not in our genes // Neuroscience and Biobehavioral Reviews. 2018. Vol. 95. P. 499-507.

45.           Jahoda G. Theodor Lipps and the shift from «sympathy» to «empathy» // Journal of the History of the Behavioral Sciences. 2005. Vol. 41. P. 151-163

46.           Jorland G., Thirioux B. Note sur l’origine de l’empathie // Revue de Métaphysique et de Morale. 2008. № 2. P. 269-280.

47.           Nelson D.W., Baumgarte R. Cross-cultural misunderstanding reduce empathic responding // Journal of Applied Social Psychology. 2004. Vol. 34 (2). P. 391-401.

48.           Neumann D.L., Chan R.C.K., Boyle G.J., Wang Y., Westbury H.R. Measures of empathy: Self-report, behavioral, and neuroscientific approaches // Measures of personality and social psychological constructs / G.J. Boyle, D.H. Saklofske, G. Matthews (eds.). Elsevier Academic Press, 2015. P. 257-289.

49.           Nourkova V.V. Cultural patterns of self in autobiographical memory of childhood: Comparison of the Chinese, Russian and Uzbek samples // PsyCh Journal (2020, in press).

50.           Rimé B. Le partage social des émotions. Paris: Presses Universitaires de France, 2015. 420 p.

51.           Stephan W., Finlay K. The role of empathy in improving intergroup relations// Journal of Social Issue. 1999. Vol. 55. P. 729-743.

52.           Thirioux B, Birault F, Jaafari N. Empathy is a protective factor of burnout in physicians: new neuro-phenomenological hypotheses regarding empathy and sympathy in care relationship // Frontieres in Psychology. 2016. № 7. P. 1-11.

53.           Vescio T.K., Hewstone M., Crips R.J., Rubin M. Perceiving and responding to multiply categorizable individuals: cognitive processes and affective intergroup bias // Social identity and social cognition / D. Abrams, M. Hogg (eds.). Oxford: Blackwell Publisher, 1999. P. 111-140.

54.           Zhou Q., Valiente C., Eisenberg N. Empathy and its measurement // Positive psychological assessment: A handbook of models and measures / S.J. Lopez, C.R. Snyder (eds.). Washington: American Psychological Association, 2003. P. 269-284.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Конфликтология
2017 год 49 стр.
Курсовая Управление конфликтами в организации
Svetlana
Курсовая работа Конфликтология
2017 год 66 стр.
Курсовая Управление конфликтами на примере организации
Telesammit
Курсовая работа Конфликтология
2013 год 54 стр.
Курсовая Механизм урегулирования конфликта
Svetlana

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское