Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Преодоление орфографических нарушений у учащихся 4 класса

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Universitet

Год: 2021 | Страниц: 43

Цена: 1 400
Купить работу

Введение

Глава 1. Научно-методические основы преодоления орфографических нарушений у учащихся с нарушениями письменной речи

1.1. Понятие и механизмы орфографических нарушений у учащихся младшего школьного возраста

1.2. Влияние нарушений письменной речи на процесс формирования орфографических навыков у учащихся начальных классов

1.3. Методические подходы к преодолению нарушения орфографических навыков у учащихся с нарушениями письменной речи

Глава 2. Изучение нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи

2.1. Организация исследования и описание методики выявления нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи 

2.2. Анализ исследования нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи.

2.3. Обоснование и описание направлений и содержания логопедической работы по преодолению нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи

Заключение

Список использованных источников

Как показывает анализ теоретических источников и результатов практических исследований небольшой отклонение в речевом развитии ребенка сказывается на дальнейшем развитии и обучении. Если ребенок приходит в школу с нарушениями устной речи, то, как правило, это приводит к тому, что у него могут возникнуть и нарушения письменной речи. Преодоление всех этих нарушений возможно только при своевременно проведенной логопедической работе.

В настоящее время все более актуальной становится проблема поисков путей преодоления нарушений устной и письменной речи, так как данные нарушения самым неблагоприятным образом складываются на формировании и развитии орфографических навыков, которые, в свою очередь, влияют на формирование грамотной письменной речи.

Исследования показывают, что из-за различных особенностей интеллектуального развития, развития мелкой моторики, пространственно-временной ориентировки и элементов самоконтроля у младших школьников с нарушениями письменной речи страдает и развитие орфографических навыков. Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности комплексной коррекционно-логопедической работы по овладению орфографически грамотным письмом у младших школьников с нарушениями письменной речи не теряет своей актуальности.

В последние годы контингент общеобразовательных школ существенно поменялся, так как значительно увеличилось количество обучающихся, которые приходят в школу с нарушениями речи, включая и предпосылки нарушения письменной речи, что в процессе обучения не преодолевается, а продолжает прогрессировать. По данному поводу Г.В. Чиркина отмечает: «Нарушение речи и письма приводит к специфическим трудностям в обучении, так как хроническая неуспеваемость формирует стойкую негативную реакцию на обучение в школе» [46]. Орфографические нарушения у младших школьников вызываются нарушениями письменной речи. Для преодоления данных нарушений необходимо определить пути и направления логопедической работы.

Объект исследования: нарушения орфографических навыков у младших школьников.

Предмет исследования: особенности преодоления орфографических нарушений у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи.

Цель исследования: на основе изученных теоретических источников и результатов практического исследования обосновать и описать направления и содержание логопедической работы по преодолению нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи.

Задачи:

–                  изучить понятие и механизмы орфографических нарушений у учащихся младшего школьного возраста;

–                  проанализировать влияние нарушений письменной речи на процесс формирования орфографических навыков у учащихся начальных классов;

–                  охарактеризовать методические подходы к преодолению нарушения орфографических навыков у учащихся с нарушениями письменной речи;

–                  описать методики выявления нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи;

–                  провести анализ нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи;

–                  обосновать и описать логопедическую работу по преодолению нарушения орфографических навыков у учащихся 4 класса с нарушениями письменной речи.

Методы исследования: анализ методической и логопедической литературы по проблеме исследования; систематизация; тестирование (диагностика).

 

Глава 1. Научно-методические основы преодоления орфографических нарушений у учащихся с нарушениями письменной речи

1.1. Понятие и механизмы орфографических нарушений у учащихся младшего школьного возраста

Овладение орфографией – это сложный процесс, который вызывает значительное затруднения у младших школьников, так как для него необходим определенный уровень интеллектуального и речевого развития, а также готовность графомоторных функций. Кроме этого большое значение имеет и практика, которая способствует прогрессу в овладении орфографией.

О. В. Бруева и Г. А. Сидорова отмечают, что процесс освоения орфографией проходит ряд значительных этапов, при этом затрагиваются как когнитивные процессы, так и речевые [7].

Усвоение орфографических знаний, умений и навыков представляет собой сложный, многооперационный, динамический процесс. Успешность его протекания зависит от сложившейся к моменту изучения данного учебного материала «готовности» к усвоению, то есть меры обладания определенными умственными приемами и степени усвоения закономерностей родного языка на практическом уровне.

Как известно, формирование орфографических навыков представляет собой образование временных ассоциативных связей. В их формировании и функционировании огромную роль играют процессы абстракции и обобщения. Еще в дошкольном возрасте ребенок овладевает произносительной стороной речи и основными грамматическими закономерностями на практическом уровне (в собственной устной речи). Однако учебная терминология, содержание орфограмм, правил и таблиц носят абстрактный характер и предполагают переход мышления от наглядных форм мыслительной деятельности к словесно-понятийным.

Д. Н. Богоявленский [6], Л. С. Выготский [9], А. Н. Гвоздев [10], Н. И. Жинкин [13], И.А. Зимняя [15], А. Н. Леонтьев [28] и другие психологи подчеркивали значение развитых мыслительных процессов для усвоения речи, как устной, так и письменной. Обязательным для овладения орфографическими навыками является речевое развитие, так как в процессе усвоения орфографии младший школьник проходит несколько этапов, когда внешняя речь (проговаривание) переходит во внутреннюю.

Кроме когнитивных процессов для овладения орфографическими навыками большое значение имеют и моторные. Именно на это указывает Д.Н. Богоявленский [6].

1.  Азова, О. И. Обследование младших школьников с дизорфографией / О. И. Азова. – М.:РУДН, 2007. – 53 с.

2.  Азова, О.И. Система логопедической работы по коррекции дизорфографии у младших школьников: дис. … канд. пед. наук / О.И. Азова. – М., 2006. – 220 с.

3.  Ахметзянова, А.И. Патология речи / А.И. Ахметзянова. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, 2012. – 167 с.

4.  Баулина, М.Е. Системный подход к анализу нарушений письменной речи в детском возрасте / М.Е. Баулина // Системная психология и социология. – 2014. – № 1 (9). – С. 73-78.

5.  Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких. – М.: Дрофа, 2009. – 256 с.

6.  Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения орфографии / Д.Н. Богоявленский. – М.: Просвещение, 1966. – 307 с.

7.  Бруева, О.В. Профилактика письменных нарушений речи у детей с дисграфией / О.В. Бруева, Г.А. Сидорова // Дошкольная педагогика. – 2013. – № 7 (92). – С. 43-47.

8.  Волкова, Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики / Г. А. Волкова. – СПб.: Речь, 2004. – 144 с.

9.  Выготский, Л. С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: ЭКСМО, 2000. – 1008 с.

10.  Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2009. – 365 с.

11.  Гончарова Н.А. Программа по коррекции устрой речи и профилактике нарушений письма у младших школьников / Н.А. Гончарова // Эффективность воспитательных и образовательных процессов в учреждениях образования и здравоохранения: Сборник статей по материалам II международной научно-практической конференции по педагогике. Фонд научных исследований в области гуманитарных наук «ЗНАНИЕ - СИЛА». – СПб., 2015. – С. 135-143.

12.  Гусакова, Н.Ф. Психологическая база письменной речи / Н.Ф. Гусакова // Научно-методический электронный журнал Концепт. ‒ 2013. ‒ Т. 4. ‒ С. 2776-2780.

13.  Жинкин, Н.И. Интеллект, язык, речь / Н. И. Жинкин // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. – М.: Просвещение, 1972. – С. 9-31

14.  Заваденко, Н.Н. Нарушения формирования устной и письменной речи у детей. Возможности их медикаментозной коррекции : метод. пособие для врачей / Н.Н. Заваденко. ‒ М.: Соверо-пресс, 2013. ‒ 63 с

15.  Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. – Воронеж: МОДЭК, 2011. – 432 с.

16.  Зиновьева О.Г. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников и младших школьников / О.Г. Зиновьева // Наука, образование, общество: актуальные вопросы и перспективы развития Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 4 частях. – М., 2015. – С. 106-107.

17.  Иванова, В.Ф. Современный русский язык. Графика и орфография / В.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 1976. – 288 с.

18.  Иншакова, О. Б. Методика выявления дизорфографии у младших школьников / О. Б. Иншакова, А. А. Назарова. – М.: В. Секачев, 2013. – 72 с.

19.  Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1: Пособие для логопеда. – В 2-х частях / О.Б. Иншакова. – М.: Владос, 2003. – 112 с.

20.  Калягин, В.А. Логопсихология / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 320 с.

21.  Каштанова, С.Н. Проблема дизорфографии у младших школьников и ее предпосылок у дошкольников с общим недоразвитием речи / С.Н. Каштанова, Н.В. Константинова // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4. – С. 48.

22.  Коваленко, О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы / О.М. Коваленко. – М.: АСТ [и др.], 2010. – 157 с.

23.  Корнев, А. Н. Нарушения письма и чтения у детей / А.Г. Корнев [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/1/0306/1_0306-1.shtml (дата обращения: 12.02.2021).

24.  Краева, А.А. О необходимости формирования навыков грамотного письма учащихся начальных классов / А.А. Краева // Евразийский союз ученых. – 2015. – № 12-3 (21). – С. 59-61.

25.  Лалаева, Р.И. Выявление дизорфографии у младших школьников / Р. И. Лалаева, И.В. Прищепова. – СПБ.: СПбГУПМ, 1999. – 36 с.

26.  Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: СОЮЗ, 2013. – 224 с.

27.  Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Р. Е. Левина. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.

28.  Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1876832/ (дата обращения: 12.02.2021).

29.  Ловягина, Д.В. Анализ диагностических методик направленных на выявление у учащихся 2 классов орфографических ошибок / Д.В. Ловягина // Вопросы педагогики. – 2018. – № 1. – С. 53-55.

30.  Логинова, Е. А. Нарушения письменной речи у младших школьников / Е.А. Логинова, О.В. Елецкая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2017. – 192 с

31.  Логопатопсихология / под ред. Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской. – М.: Владос, 2011. – 285 с.

32.  Логопедические занятия со школьниками (1–5 класс): программа комплексного сопровождения учащихся с нарушениями письменной речи «Я учусь учиться» / Е.В. Меттус [и др.]. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

33.  Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов / под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской [Электронный ресурс] Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/2/0049/2_0049-1.shtml (дата обращения: 12.02.2021).

34.  Лурия, А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования / А.Р. Лурия. – М.: Академия, 2002. – 345 с.

35.  Ляудис, В.Я. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников / В.Я. Ляудис, И.П. Нигурэ [Электронный ресурс] Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/periodica/VP031986/ZPO-176.htm (дата обращения: 12.02.2021).

36.  Мисаренко, Г.Г. Технология коррекции письма: трудности кодирования слова и способы их преодоления / Г.Г. Мисаренко // Логопед. – 2004. – № 4. – С. 13-25.

37.  Нарыкова, В.С. Пропедевтика нарушений письма, предупреждение и коррекция дисграфии и дизорфографии у младших школьников в условиях логопедического пункта / В.С. Нарыкова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2010. – № 13. – С. 87-92.

38.  Парамонова, Л.Г. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция / Л.Г. Парамонова. – СПб. : Детство-Пресс, 2006. – 122 с.

39.  Парамонова, Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 240 с.

40.  Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников / И.В. Прищепова. – СПб.: КАРО, 2006. – 240 с.

41.  Прищепова, И.В. Логопедия: дизорфография у детей / И. В. Прищепова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 201 с.

42.  Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи их преодоление у младших школьников / И.Н. Садовникова. – М.: Владос, 1995. – 256 с.

43.  Сиротюк, А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения / А.Л. Сиротюк. – М.: Сфера, 2003. – 285 с.

44.  Скребец, Т.В. Динамика нарушений письменной речи у учащихся начальной школы / Т.В. Скребец // Психология обучения. – 2012. – № 6. – С. 30-35.

45.  Тараканова, А.А. Специфические особенности мыслительных операций у младших школьников с нарушениями письма / А.А. Тараканова // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 5. – С. 139-145.

46.  Чиркина Г. В. Проблема обучения детей с нарушениями речи в контексте их особых образовательных потребностей / Г.В. Чиркина // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета, 2012. – № 2. – С. 22.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское