Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Характеристика внимания как психологического феномена
1.2. Медико-психолого-педагогическая классификация задержки психического развития
1.3. Развитие внимания у детей с задержкой психического развития
Глава 2. Эмпирическое исследование развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Анализ результатов исследования развития внимания у детей с задержкой психического развития
2.3. Коррекционная работа по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Заключение
Список использованных источников
Приложение
Сегодняшние проблемы, которые связаны с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство как у педагогов, так и у родителей, психологов, работающих с детьми. Многие взрослые отмечают невнимательность детей, их неумение сосредоточиться, долго удерживать внимание во время решения учебных задач, что сказывается и на дальнейшем обучении в школе. Возрастает количество детей дошкольников с синдромом дефицита внимания, который сочетается с гиперактивностью. Психология внимания является одной из классических областей психологии, изучением которой занимались различные ученые-исследователи: Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Добрынин и др.
В психологии внимания выделяют множество способов, которые позволяют исследовать и проводить диагностику различных сторон внимания, огромное количество общих рекомендаций и определенных приемов для активного развития внимания детей младшего школьного возраста.
Анализ психологических исследований и практики функционирования психологических структур позволили выявить, что интерес к проблеме внимания сегодня, как и в прошлом, очень высок, о чем свидетельствует количество работ, посвященных самым различным аспектам теории и практики изучения внимания. Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев заложили основы теории психического развития ребенка, определили сущность психологических подходов к решению проблемы развития внимания. Н. Н. Ланге разработал теорию волевого внимания. Н. Ф. Добрынин описал новый вид послепроизвольного внимания, и раскрыл механизмы его происхождения. П. Я. Гальперин рассматривал внимание как действие контроля. А. Р. Лурия раскрыл механизмы бодрствования организма и активности сознания, обуславливающие концентрацию и динамику внимания. Д. Н. Узнадзе разработал оригинальную концепцию внимания, сформулированную в рамках теории установки.
Однако, несмотря на широкое освещение данной проблемы в психологической литературе, эта тема не перестает быть актуальной в связи с практической деятельностью особенно относительно детей с задержкой психического развития.
Цель исследования – теоретически обосновать и эмпирически проверить особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – развитие внимания у дошкольников.
Предмет исследования – особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования: предполагается, что у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития снижены показатели развития внимания.
Задачи:
– изучить психолого-педагогическую литературу по вопросам развития внимания;
– проанализировать особенности развития и нарушения внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– провести эмпирическое исследование особенностей развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и сформулировать рекомендации по коррекционной работе.
Методы исследования: теоретические методы: анализ психолого-педагогической и специальной литературы, сравнение; обобщение; психодиагностические методики для определения уровня внимания: «Домик», «Зачеркни фигуру», «Найди различия».
База исследования: Эмпирическое исследование проводилось на базе Детского сада/средней школы №90, находящейся в Ленинском районе г. Новосибирска. В эмпирическом исследовании принимали участие 8 детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Теоретической основой исследования явились работы в сфере развития внимания у детей с задержкой психического развития (Ф.М. Гайдук, Н.А. Епанчикова, В. Р. Кучма, Г. Н. Лаврова, К.С. Лебединская, О.В. Максимова, М. Н. Положай, О.Г. Шугаева и др.).
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные рекомендации могут быть использованы для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в дошкольных организациях.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы изучения развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Характеристика внимания как психологического феномена
В отечественных и зарубежных исследованиях имеется большое количество работ, посвященных вниманию как психическому процессу. Так, в зарубежных исследованиях внимание рассматривается как психический процесс, как состояние сознания, как умственное состояние [25]. Л. С. Выготский относит произвольное внимание к высшим психическим функциям, подчиненным общим законам культурного развития и связывает его с направленностью сознания и возможностью удерживать в сознании определенный материал. По мнению П. Я. Гальперина, внимание – это деятельность контроля [5]. С. Л. Рубинштейн рассматривает внимание как одну из сторон всех познавательных процессов сознания [27]. Н. Ф.Добрынин считает, что внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности [18].
Современные исследования в области психологии отводят рассматриваемому феномену не последнюю роль среди остальных познавательных процессов. С. В. Кравков, например, понимает внимание «как приспособительную (в широком смысле слова) реакцию нашего психофизического организма, способствующую наилучшему восприятию тех или иных предметов» [12, с. 24-25]. Согласно точке зрения Т. Рибо, внимание представляет собой «умственное состояние исключительное или преобладающее, сопровождаемое произвольным или искусственным приспособлением индивидуума» [25, с. 69]. В учении С. Л. Рубинштейна, вниманием именуется «избирательная направленность психики на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность» в познавательную деятельность [27, с. 39].
Как следует из приведенных выше определений, единой трактовки процессу не существует и не может появиться, что естественным образом влияет на разрешение вопроса о статусе самого процесса в психологии и, соответственно, в лингвистике. Таким образом, одни психологи сходятся во мнении, что внимание есть составляющая всех психических процессов, другие отождествляют его с самостоятельным процессом, третьи вовсе отрицают внимание как таковое со ссылкой на то, что внимание – это всего лишь «источник псевдопроблем» для психологии и не более того [26, c. 144-145]. У всех точек зрения есть веские причины для указанных выше умозаключений. Таким образом, первые ученые говорят об отсутствии внимания в «чистом виде», невозможности выделить даже в целях научного анализа какой-либо специфический продукт или результат когнитивной деятельности [10], вторые уповают на наличие внешних атрибутов или, так называемых, телесных проявлений и внутренних процессов – характерных переживаний в совокупности с присущими исключительно вниманию характеристиками: объем, концентрация, устойчивость, распределение, переключение.
1. Айзман Р.И. Возрастная физиология и психофизиология / Р.И. Айзман, Н.Ф.Лысова; Новосибирский Государственный Педагогический Университет. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 352 с.
2. Выготский Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Эксмо, 2013. –
1008 с.
3. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. – М.: Смысл; Эксмо, 2006. – 512 с.
4. Гайдук Ф.М. Задержки психического развития церебрально-органического генеза у детей: автореф. дис.... д-ра мед. наук / Ф.М. Гайдук. Москва, 1988. 22 с.
5. Гальперин П.Я. К проблеме внимания [Электронный ресурс] / П.Я. Гальперин // Флогистон: психология из первых рук / Ин-т практ. психологии «Иматон» и др. – Режим доступа: http://flogiston.ru/librdry/galperin_aUention.
6. Гиппенрейтер Ю.Б. Деятельность и внимание [Электронный ресурс] / Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев и современная психология / под ред. А.В. Запорожца и др. // Виртуальная лаборатория когнитивной науки. – Режим доступа: http://virtualcoglab.cs.msu.su.
7. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В.И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. – М.: Педагогика, 1984. – 256 с.
8. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 2002. – 376 с.
9. Епанчинцева Н.А. Совершенствование внимания старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по формированию целостной картины мира / Н.А. Епанчикова // Современная наука: проблемы и перспективы развития. Сборник статей IV Международной научно-практической конференции. В 3-х частях. Под редакцией А.Э. Еремеева. – Омск, 2020. – С. 17-21.
10. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О.Ю. Ермолаев, Т.М. Матюрина, Т.М. Мешкова. – М.: Знание, 1987. – 80 с.
11. Колисниченко Г.В. Развитие внимания младших школьников / Г.В. Колисниченко // Аллея науки. – 2020. – Т. 2. № 5 (44). – С. 816-819.
12. Кравков С.В. Внимание / С. В. Кравков // Психология внимания / под рел. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. А. Романова. – М., 2001. – С. 22-38.
13. Кучма В. Р. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей / В. Р. Кучма, И. П. Брязгунов // Детская патопсихология / сост. Н. Л. Белопольская. – М., 2010. – С. 330-348.
14. Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития / К.С. Лебединская // Дефектология. – 2006. – № 3. – С. 15-27.
15. Леонтьев А.Н. Лекции по обшей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2001. – 511 с.
16. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики ребенка / А.Н. Леонтьев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 225 с.
17. Лубовский В.И. Специальная психология / В.И. Лубовский. – М.: Академия, 2005. – 483с.
18. Маклаков А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2005. – 583 с.
19. Максимова О.В. развитие произвольного внимания младших школьников с ОВЗ (ЗПР) / О.В. Максимова // Трибуна ученого. – 2020. – № 1. – С. 530-536.
20. Международная классификация болезней, 10-й пересмотр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mkb-10.com/, свободный
21. Мурашова Е. В. Дети – «тюфяки» и дети – «катастрофы»: гиподинамический и гипердинамический синдром / Е. В. Мурашова. – М.: Самокат, 2014. – 375 с.
22. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р.С. Немов. – М: Владос, 2015. – 507 с.
23. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
24. Положай М. Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как результат сенсорной и моторной депривации у детей при злоупотреблении телевидением / М. Н. Положай // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 6. – С. 229-232.
25. Рибо Т. Психология внимания / Т. Рибо // Хрестоматия по вниманию / под ред. А. Н. Леонтьева. – М., 1976. – С. 66-101.
26. Рубин Э. Несуществование внимания / Э. Рубин // Хрестоматия по вниманию / под ред. А.Н. Леонтьева. – М., 1976. – С. 144-145.
27. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии. Внимание / C.Л. Рубинштейн // Психология внимания / пол ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.А. Романова. – М., 2001. – С. 39-52.
28. Сухарева Г.Е Клинические лекции по психиатрии детского возраста. В 2 тт. Т. 2. / Г.Е. Сухарева. – М.: Медгиз, 1959. – 406 с.
29. Шугаева О.Г. Особенности внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / О.Г. Шугаева // Актуальные исследования. – 2020. – № 20 (23). – С. 94-96.