ВВЕДЕНИЕ
1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Кружок как форма внеурочной работы
1.2 Основные компоненты внеурочных занятий и их характеристика
1.3 Особенности организации внеурочных занятий
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭКОНОМИКЕ
2.1 Требования к помещению, рабочему месту и оборудованию внеурочных занятий по экономике
2.2 Программа кружковых занятий по экономике
2.3 Разработка плана-конспекта внеурочного занятия по экономике
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Сегодня под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования
Основанное на принципе добровольности, объединения интересов, с учетом возраста детей, дополнительное образование может и должно стать основой воспитания нового поколения, творческого, уважающего наследие предков, способного создавать новые ценности.
Дополнительное образование охватывает, пожалуй, все сферы интереса – музыку и спорт, изобразительное искусство и историю, технику и поэзию, экскурсии по родному краю и археологические раскопки, всего не сосчитать.
Для решения проблемы формирования и развития дополнительного образования используются внеурочные формы развития: факультативные школы, кружки, станции юных техников, клубы, спортивные и художественные школы. Их основная задача – интенсифицировать процесс познавательной деятельности учащихся путем инициирования их нетрадиционного изучения учебного материала. В школе наиболее подходящей формой дополнительного образования является факультет или кружки.
Объект исследования - внеурочная деятельность.
Предмет исследования – организационные и методические аспекты организации внеурочного занятия по дисциплине экономика.
Цель курсовой работы – разработать организационно-методические аспекты внеурочных занятий по дисциплине экономика.
В соответствии с поставленной целью, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить формы внеурочной работы;
2) изучить основные элементы внеурочных занятий и их характеристику;
3) выявить особенности организации внеурочных занятий;
4) изучить требования к помещению, рабочему месту и оборудованию внеурочного занятия по экономике;
5) разработать программу для внеурочных занятий по экономике;
6) разработать план-конспект внеурочного занятия по экономике.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключение и списка использованной литературы.
1 ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Кружок как форма внеурочной работы
Организация внеурочной деятельности обучающихся представляется таким же важным звеном образовательно-воспитательного процесса, как и учебная деятельность обучающихся. От того, насколько педагогически грамотно и методически обоснованно она будет организована, во многом зависит дальнейшее личностное развитие учащихся, реализация их социального, интеллектуального, творческого потенциала.
Внеурочная познавательная деятельность обучающихся может быть организована в форме факультативов, кружков, проектной деятельности и т.п. Кружок является наиболее распространенным видом групповой внеурочной деятельности школьников.
Кружок представляет собой наиболее распространенный вид групповой внеурочной деятельности в школе. Несмотря на то, что внеурочная работа имеет длительную историю и организуется в отечественной образовательной системе с 20-х годов прошлого века, она не утратила своей привлекательности для школьников и продолжает приносить большую пользу в развитии всех сфер личности учащихся.
Кружок – это внеурочная форма предметного объединения учащихся, основанная на добровольном посещении, включающая многообразные формы коллективной деятельности, направленные на достижение определенного образовательно-воспитательного результата [19, с.242].
Школьные кружки органично дополняют основную образовательную программу и являются важной составляющей системы образования и воспитания обучающихся, успешно объединяя осуществление функций обучения, воспитания и развития личности. Работа в кружке способствует воспитанию трудолюбия, целеустремленности учащихся, расширяет их кругозор, развивает коммуникативные, творческие, когнитивные способности. Занимаясь в кружках, учащиеся углубляют знания по интересующему их предмету, развивают свой личностный потенциал, плодотворно организуют свое свободное время. Кроме того, занятия в кружках дисциплинируют обучающегося, приучают его к процессу самоорганизации [18, с. 97].
1. Архипова, О. В. Жизнь после уроков : радость познания // Дополнительное образование и воспитание / О.В. Архипова. – 2016. – № 12. – 79 с.
2. Байбородова, Л. В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2014. – 176 c.
3. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика : учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб. : Питер, 2015. – 304 с.
4. Буньковский, Д.В. Методический подход к проведению семинарских занятий по экономическим дисциплинам : материалы всероссийской научно-методической конференции // Д.В. Буньковский. – 2016. – 390 с.
5. Виненко, В.Г. Общие основы педагогики : учебное пособие / В.Г. Виненко. – М. : Дашков и К, 2017. – 300 с.
6. Евладова, Е.Б. Как разработать программу внеурочной деятельности и дополнительного образования : методическое пособие ФГОС / Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова. – М. : 2015. – 482 c.
7. Жук, С.С. Система образования в России и за рубежом : сравнительный аспект / С.С. Жук, И.П. Стуканова // Костинские чтения Сборник материалов первой международной научно-практической конференции. – 2018. – 83 с.
8. Ичетовкина, Н.М. Психолого-педагогические практики: организация, методические указания, диагностические средства : учебно-методическое пособие для студентов / Н.М. Ичетовкина. – Глазов : ГГПИ, 2018. – 112 с.
9. Криволапова, Н. А. Внеурочная деятельность : сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся. 5-8 классы / Н.А. Криволапова. – М. : Просвещение, 2013. – 224 c.
10. Кузнецов, В.В. Введение в профессионально-педагогическую специальность : учебник / В.В. Кузнецов. – М. : Академия, 2017. – 176 с.
11. Лупенкова, Е.С. Современные тенденции системы образования в России / Е.С.Лупенкова, Е.И. Медведева // Проблемы науки. – 2018. –№ 8 (32). – 96 с.
12. Любимов, Л.Л. «Основы экономики» / Л.Л. Любимов, И.В. Липсиц. – М. : «Просвещение». – 2017 г. – 448 с.
13. Орлова, Д.Р. Использование современных средств обучения при преподавании экономических дисциплин / Д.Р. Орлова // Вестник науки и образования. – 2020. – №10-4 (88). – 56 с.
14. Озерова, О.П. «Экономика для колледжей» : базовый курс / О.П. Озерова. – Ростов н/Д : «Феникс». - 2015. – 371 с.
15. Панфилова, А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / А.П. Панфилова. – 4-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2016. – 192 с.
16. Поздняк, С.Н. Экономика образования : основные понятия и опыт системного анализа / С.Н. Поздняк // Педагогическое образование в России. – 2016. – № 6. – 67 с.
17. Степанов, П. В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М. : Просвещение, 2014. – 128 c.
18. Соколова, С.В. «Основы экономики» / С.В. Соколова. – М. : Издательский центр «Академия», - 2017. – 258 с.