Методика преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является важной составляющей образовательного процесса. Методика как основополагающая часть организации преподавания ОБЖ несет в себе особую смысловую нагрузку: она должна предусматривать и содержать все ключевые аспекты процесса преподавания и изучения предмета, поскольку от степени разработанности и эффективности методики зависит эффективность организации и функционирования образовательного процесса в целом.
Олимпиадное движение является одной из наиболее эффективных форм как проверки знаний учащихся, так и повышения их интереса к изучению предмета.
Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку в настоящее время дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает особое место в образовательном процессе. Большое число выпускников связывают данную дисциплину со своей будущей профессией, поэтому уже на стадии школьного образования необходимо обеспечить всесторонний комплексный подход к организации образовательного процесса, предусматривающий получение широкого спектра знаний по данным дисциплинам и применение различных видов их проверки.
Вопросы разработки методики преподавания ОБЖ и проведения олимпиад по данному предмету достаточно широко освещены в научной литературе, что свидетельствует об актуальности и важности данной составляющей образовательного процесса. Тем не менее, процесс разработки методики преподавания требует постоянного и непрерывного совершенствования в связи с постоянно изменяющимися условиями сферы жизни общества, отражать которые призван процесс преподавания.
Целью данной работы является анализ особенностей организации олимпиад по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» и рассмотрение влияния олимпиадного движения на развитие у учащихся познавательного интереса к данному предмету.
Задачами данной работы, направленными на достижение ее целей, являются следующие:
- рассмотрение теоретических аспектов олимпиадного движения как средства развития у учащихся познавательного интереса;
- изучение методических рекомендаций по организации олимпиад;
- анализ и разработка олимпиадных заданий.
Таким образом, объектом исследования в данной работе являются ключевые особенности организации олимпиадного движения по дисциплине «ОБЖ», предметом же исследования выступает применение данных аспектов в процессе разработки олимпиадных заданий по данному предмету.
Глава 1. Теоретические основы олимпиадного движения как средства развития у учащихся познавательного интереса
1.1. Теоретический познавательный интерес в психолого-педагогическом исследовании
Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Интерес представляет собой реальную причину действий, ощущаемую человеком как особо важной. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.
Изучением познавательного интереса занимались многие ученые, в том числе, Л.С. Выготский. Он полагал, что главный вопрос образовательного процесса состоит в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Необходимо не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен. Третий вывод использования интереса, согласно Л.С. Выготскому, предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует.
Общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированных способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет – незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей.
Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют следующие:
- увлеченное преподавание;
- новизну учебного материала;
- историзм;
- связь знаний с судьбами людей, их открывших;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;
- использование новых и нетрадиционных форм обучения;
- чередование форм и методов обучения;
- проблемное обучение;
- эвристическое обучение;
- обучение с компьютерной поддержкой;
- применение мультимедиа-систем;
- использование интерактивных компьютерных средств;
- взаимообучение (в парах, микрогруппах);
- тестирование знаний, умений и т.д.
Олимпиадное движение является одной из наиболее эффективных форм процесса обучения, способствующих выработке познавательного интереса, поскольку в процессе проведения олимпиады реализуется, как правило, несколько путей развития познавательного интереса (взаимообучение, использование интерактивных средств и др.).
Проблема воспитания интереса к учению – одна из ключевых дидактических проблем, рассматриваемая в трудах таких исследователей, как Л. Божович, А. Дусавицкий, Н. Морозова, Г. Шукина. Одним из основных вопросов в педагогике в настоящее время является вопрос о том, как вызвать устойчивый познавательный интерес. Исследования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. Важное значение здесь имеют любопытство и любопытность подрастающего поколения.
Объективные трудности, встающие перед каждым учителем при решении проблемы интереса, связаны со многими факторами. Важнейшими из них в настоящее время являются: 1) качественно новые требования, обусловленные реформой школы, предъявляемые сегодня педагогу в связи с повышением качества обучения и воспитания детей; 2) усиливающееся влияние научно-технической революции на подрастающее поколение, выдвинувшее задачу – формирование личности педагога-исследователя, обладающего многосторонними профессиональными и общекультурными интересами, непрерывно совершенствующего свои качества; 3) постоянно меняющиеся ситуации в учебно-воспитательном процессе, связанные, прежде всего, с новым уровнем знаний учеников. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план достаточно сложную задачу постоянного изучения, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, мотивов их поведения и учения.
Вполне естественно, что необходимо иметь точный научный ориентир, определяющий решение педагогических задач. Этот ориентир вырастает из знания методологических и теоретических основ решения проблемы.
Интерес необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научных основах. Учитель ставит перед собой в качестве главной, решающей цели – воспитание творческой личности ученика, выявление и развитие творческой индивидуальности. Такой выбор цели срабатывает вполне успешно, так как целенаправленно организованный процесс обучения выявляет у учащихся внутренние резервы к познанию собственной личности и ее всестороннему совершенствованию.
Выбор главной цели, связанной с воспитанием у детей познавательных интересов и потребностей, определяется тремя основными направлениями: методологическими, психолого-педагогическими, узкометодическими.
Творческое методическое решение проблемы интереса находится в прямой и неразрывной взаимосвязи с постоянным и глубоким изучением методологических и теоретических основ развития и воспитания познавательных интересов, творческих способностей.
Изучение методологических и теоретических основ вооружает каждого учителя, преподавателя любого учебного заведения научной программой деятельности, точной ориентировкой, педагогической целью. Знание таких основ позволяет вовремя вносить коррективы в меняющийся характер профессиональной деятельности по воспитанию и развитию познавательных интересов и потребностей, осуществлять с глубоко научных позиций всестороннее изучение учащихся с учетом возрастающего влияния на подрастающее поколение современной жизни общества, средств массовой информации, семьи, внешкольных учреждений, неформального общения со сверстниками и т. д.
Глубокое изучение методологических и теоретических основ дает возможность по-новому подойти к созданию и совершенствованию личной творческой психолого-педагогической и методической лаборатории в разработке основных целей, задач общей и специальной программы деятельности на кратковременный и длительный периоды; определении основных методов, средств, приемов достижения цели, реализации программы; составлении, подборе, создании для учащихся различных классов значимого дидактического и методического материала.
Ни наука, ни школьная практика не могут успешно развиваться без постоянного изучения, глубокого и всестороннего сравнительного анализа теории и истории разработки любой научной проблемой опыта ее творческого воплощения в лучших школах.
Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К. Д. Ушинский разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.
Для того, чтобы успешно решать проблему интереса на практике, необходимо знать главные источники и решающие предпосылки, оказывающие наибольшее влияние на пробуждение познавательных интересов и потребностей у молодежи.
Если отсутствие глубоких интересов у учащихся ставит в качестве решающей проблему пробуждения этих интересов, то наличие подобных интересов снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные интересы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий, необходимо более эффективное привлечение всех средств массовой информации, вовлечение в деятельность по развитию интересов специалистов, родителей, различных представителей общественности. Совместная работа, школы, семьи и общественности, соединенная с системой общегосударственной пропаганды, поможет разработки научной системы воспитания интереса к знаниям и её творческому воплощению на практике.
Ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности как чертой личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда мы создаем с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение учителя. Учитель идет дальше, он шире смотрит на цель своего обучения, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять сложнейшую умственную работу. Эта работа все чаще связана с самообразованием. Совершенствуя всю систему учебно-воспитательной работы в любом учебном заведении, создаются условия для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний, активизируем процесс самообразования и самовоспитания. Здесь уже интерес выступает как результат обучения и воспитания. Это как раз и позволяет объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата.
Познавательный интерес связан со стремлением к углублению процесса собственно познания. Познавательные интересы возникают под влиянием различных факторов и могут иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают эпизодически в процессе деятельности (чтения статьи, книги, слушания лекции, доклада, объяснения урока и т. д.) И угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах. Надо учитывать, что желание что-то делать, изучать, читать и т. д. – это всего лишь первая, хотя и необходимая ступень формирования устойчивых интересов и потребности в самообразовании.
От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением знаний в отдельной области, по определенной теме и т. д. Таким образом, когда речь идет об устойчивости и глубине познавательного интереса, нужно учитывать, какое место он занимает в развитии личности.
В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным – едва ли не самое важное в школьном преподавании.
Разработка конкретного дидактического и методического материала для учащихся включает: 1) дифференцированные задания для самостоятельной работы различной степени трудности; 2) варианты кратковременных и длительных программ самовоспитания и самообразования для учащихся; 3) методические указания и рекомендации по изучению отдельных наиболее сложных вопросов, тем, проблем учебной программы, по написанию рефератов, докладов, сообщений; 4) отрывки из научной и научно-популярной литераторы о жизни ученых, изобретателей, новаторов промышленности и сельского хозяйства, а также программы познавательных бесед, вечеров, дискуссий.
Таким образом, воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании – сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся.