Курсовая работа|Педагогика

Курсовая Олимпиадное движение

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 33

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретические основы олимпиадного движения как средства развития у учащихся познавательного интереса

1.1. Теоретический познавательный интерес в психолого-педагогическом исследовании

1.2. Школьные предметные олимпиады по ОБЖ

Глава 2. Методические аспекты олимпиадного движения

2.1. Методические рекомендации к организации олимпиад

2.2. Разработка олимпиадных заданий для школьного этапа олимпиады

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Методика преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» является важной составляющей образовательного процесса. Методика как основополагающая часть организации преподавания ОБЖ несет в себе особую смысловую нагрузку: она должна предусматривать и содержать все ключевые аспекты процесса преподавания и изучения предмета, поскольку от степени разработанности и эффективности методики зависит эффективность организации и функционирования образовательного процесса в целом.

Олимпиадное движение является одной из наиболее эффективных форм как проверки знаний учащихся, так и повышения их интереса к изучению предмета.

 Данная работа обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку в настоящее время дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает особое место в образовательном процессе. Большое число выпускников связывают данную дисциплину со своей будущей профессией, поэтому уже на стадии школьного образования необходимо обеспечить всесторонний комплексный подход к организации образовательного процесса, предусматривающий получение широкого спектра знаний по данным дисциплинам и применение различных видов их проверки.

Вопросы разработки методики преподавания ОБЖ и проведения олимпиад по данному предмету достаточно широко освещены в научной литературе, что свидетельствует об актуальности и важности данной составляющей образовательного процесса. Тем не менее, процесс разработки методики преподавания требует постоянного и непрерывного совершенствования в связи с постоянно изменяющимися условиями сферы жизни общества, отражать которые призван процесс преподавания.

Целью данной работы является анализ особенностей организации олимпиад по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» и рассмотрение влияния олимпиадного движения на развитие у учащихся познавательного интереса к данному предмету.

Задачами данной работы, направленными на достижение ее целей, являются следующие:

- рассмотрение теоретических аспектов олимпиадного движения как средства развития у учащихся познавательного интереса;

- изучение методических рекомендаций по организации олимпиад;

- анализ и разработка олимпиадных заданий.

Таким образом, объектом исследования в данной работе являются ключевые особенности организации олимпиадного движения по дисциплине «ОБЖ», предметом же исследования выступает применение данных аспектов в процессе разработки олимпиадных заданий по данному предмету.

 

Глава 1. Теоретические основы олимпиадного движения как средства развития у учащихся познавательного интереса

1.1. Теоретический познавательный интерес в психолого-педагогическом исследовании

Интерес является одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности. Интерес представляет собой реальную причину действий, ощущаемую человеком как особо важной. Интерес можно определить как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении школьника к объекту познания.

Изучением познавательного интереса занимались многие ученые, в том числе, Л.С. Выготский. Он полагал, что главный вопрос образовательного процесса состоит в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Необходимо не только вызвать интерес, но и чтобы интерес был как должно направлен. Третий вывод использования интереса, согласно Л.С. Выготскому, предписывает построить всю школьную систему в непосредственной близости к жизни, учить детей тому, что их интересует.

Общей закономерностью является зависимость интересов обучаемых от уровня и качества их знаний, сформированных способов умственной деятельности. Другой, не менее общей и важной закономерностью является зависимость интересов школьников от их отношения к учителям. С интересом учатся у тех педагогов, которых любят и уважают. Сначала педагог, а потом его предмет – незыблемая зависимость, определившая судьбу многих людей.

Среди многообразия путей и средств, выработанных практикой для формирования устойчивых познавательных интересов, выделяют следующие:

- увлеченное преподавание;

- новизну учебного материала;

- историзм;

- связь знаний с судьбами людей, их открывших;

- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями школьников;

- использование новых и нетрадиционных форм обучения;

- чередование форм и методов обучения;

- проблемное обучение;

- эвристическое обучение;

- обучение с компьютерной поддержкой;

- применение мультимедиа-систем;

- использование интерактивных компьютерных средств;

- взаимообучение (в парах, микрогруппах);

- тестирование знаний, умений и т.д.

Олимпиадное движение является одной из наиболее эффективных форм процесса обучения, способствующих выработке познавательного интереса, поскольку в процессе проведения олимпиады реализуется, как правило, несколько путей развития познавательного интереса (взаимообучение, использование интерактивных средств и др.).

Проблема воспитания интереса к учению – одна из ключевых дидактических проблем, рассматриваемая в трудах таких исследователей, как Л. Божович, А. Дусавицкий, Н. Морозова, Г. Шукина. Одним из основных вопросов в педагогике в настоящее время является вопрос о том, как вызвать устойчивый познавательный интерес. Исследования постоянно подтверждают, что интересы детей прямо связаны с интересами родителей. Важное значение здесь имеют любопытство и любопытность подрастающего поколения.

Объективные трудности, встающие перед каждым учителем при решении проблемы интереса, связаны со многими факторами. Важнейшими из них в настоящее время являются: 1) качественно новые требования, обусловленные реформой школы, предъявляемые сегодня педагогу в связи с повышением качества обучения и воспитания детей; 2) усиливающееся влияние научно-технической революции на подрастающее поколение, выдвинувшее задачу – формирование личности педагога-исследователя, обладающего многосторонними профессиональными и общекультурными интересами, непрерывно совершенствующего свои качества; 3) постоянно меняющиеся ситуации в учебно-воспитательном процессе, связанные, прежде всего, с новым уровнем знаний учеников. Это, в свою очередь, выдвигает на первый план достаточно сложную задачу постоянного изучения, учета индивидуальных интересов и склонностей учащихся, мотивов их поведения и учения.

Вполне естественно, что необходимо иметь точный научный ориентир, определяющий решение педагогических задач. Этот ориентир вырастает из знания методологических и теоретических основ решения проблемы.

Интерес необходимо рассматривать не только как цель или средство, но и результат обучения, организованного на научных основах. Учитель ставит перед собой в качестве главной, решающей цели – воспитание творческой личности ученика, выявление и развитие творческой индивидуальности. Такой выбор цели срабатывает вполне успешно, так как целенаправленно организованный процесс обучения выявляет у учащихся внутренние резервы к познанию собственной личности и ее всестороннему совершенствованию.

Выбор главной цели, связанной с воспитанием у детей познавательных интересов и потребностей, определяется тремя основными направлениями: методологическими, психолого-педагогическими, узкометодическими.

Творческое методическое решение проблемы интереса находится в прямой и неразрывной взаимосвязи с постоянным и глубоким изучением методологических и теоретических основ развития и воспитания познавательных интересов, творческих способностей.

Изучение методологических и теоретических основ вооружает каждого учителя, преподавателя любого учебного заведения научной программой деятельности, точной ориентировкой, педагогической целью. Знание таких основ позволяет вовремя вносить коррективы в меняющийся характер профессиональной деятельности по воспитанию и развитию познавательных интересов и потребностей, осуществлять с глубоко научных позиций всестороннее изучение учащихся с учетом возрастающего влияния на подрастающее поколение современной жизни общества, средств массовой информации, семьи, внешкольных учреждений, неформального общения со сверстниками и т. д.

Глубокое изучение методологических и теоретических основ дает возможность по-новому подойти к созданию и совершенствованию личной творческой психолого-педагогической и методической лаборатории в разработке основных целей, задач общей и специальной программы деятельности на кратковременный и длительный периоды; определении основных методов, средств, приемов достижения цели, реализации программы; составлении, подборе, создании для учащихся различных классов значимого дидактического и методического материала.

Ни наука, ни школьная практика не могут успешно развиваться без постоянного изучения, глубокого и всестороннего сравнительного анализа теории и истории разработки любой научной проблемой опыта ее творческого воплощения в лучших школах.

Роль интереса и его значение в успешном обучении признавали все выдающиеся педагоги. Так, К. Д. Ушинский разработал оригинальную систему пробуждения любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания, искусством классного рассказа, изучением научных основ процесса воздействия на детей в школе.

Для того, чтобы успешно решать проблему интереса на практике, необходимо знать главные источники и решающие предпосылки, оказывающие наибольшее влияние на пробуждение познавательных интересов и потребностей у молодежи.

Если отсутствие глубоких интересов у учащихся ставит в качестве решающей проблему пробуждения этих интересов, то наличие подобных интересов снимает эту проблему как несущественную, выдвигая на первый план способность учителя максимально и постоянно развивать возникшие познавательные интересы. В этом случае нужен новый подход к организации и проведению уроков, внеклассных мероприятий, необходимо более эффективное привлечение всех средств массовой информации, вовлечение в деятельность по развитию интересов специалистов, родителей, различных представителей общественности. Совместная работа, школы, семьи и общественности, соединенная с системой общегосударственной пропаганды, поможет разработки научной системы воспитания интереса к знаниям и её творческому воплощению на практике.

Ряд авторов определяют интерес как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности как чертой личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения и воспитания. Когда мы создаем с помощью элементов занимательности, вводимых на различных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения и воспитания. У ученика в этом случае появляется новый мотив учебного действия: ему интересно слушать объяснение учителя. Учитель идет дальше, он шире смотрит на цель своего обучения, и вот уже ученику трудно, но интересно выполнять сложнейшую умственную работу. Эта работа все чаще связана с самообразованием. Совершенствуя всю систему учебно-воспитательной работы в любом учебном заведении, создаются условия для формирования глубокого и устойчивого общего интереса, повышенной избирательной направленности в отдельной области знаний, активизируем процесс самообразования и самовоспитания. Здесь уже интерес выступает как результат обучения и воспитания. Это как раз и позволяет объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата.

Познавательный интерес связан со стремлением к углублению процесса собственно познания. Познавательные интересы возникают под влиянием различных факторов и могут иметь различное содержание, глубину, направленность, устойчивость и т. д. В психологии принято различать эпизодические и постоянные интересы. Первые возникают эпизодически в процессе деятельности (чтения статьи, книги, слушания лекции, доклада, объяснения урока и т. д.) И угасают с ее окончанием. Вторые характеризуются устойчивостью, не зависят от конкретной ситуации и побуждают человека к деятельности в интересующей области в любых обстоятельствах. Надо учитывать, что желание что-то делать, изучать, читать и т. д. – это всего лишь первая, хотя и необходимая ступень формирования устойчивых интересов и потребности в самообразовании.

От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробудившейся научной любознательности и все более устойчивой направленности личности на глубокое изучение различных предметов, к проявлению особого внимания к некоторым из них – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.

Познавательные интересы могут быть связаны как с расширением общего кругозора в различных областях знаний, так и с углублением знаний в отдельной области, по определенной теме и т. д. Таким образом, когда речь идет об устойчивости и глубине познавательного интереса, нужно учитывать, какое место он занимает в развитии личности.

В процессе обучения необходимо воспитывать прежде всего общий интерес к знаниям у каждого школьника. Научить ребенка удивляться и быть наблюдательным – едва ли не самое важное в школьном преподавании.

Разработка конкретного дидактического и методического материала для учащихся включает: 1) дифференцированные задания для самостоятельной работы различной степени трудности; 2) варианты кратковременных и длительных программ самовоспитания и самообразования для учащихся; 3) методические указания и рекомендации по изучению отдельных наиболее сложных вопросов, тем, проблем учебной программы, по написанию рефератов, докладов, сообщений; 4) отрывки из научной и научно-популярной литераторы о жизни ученых, изобретателей, новаторов промышленности и сельского хозяйства, а также программы познавательных бесед, вечеров, дискуссий.

Таким образом, воспитание у учащихся глубокого интереса к знаниям потребности в самообразовании – сложный процесс, связанный с изучением личности школьника, мотивов его поведения и учений, что необходимо для развития индивидуальных интересов и склонностей всех учащихся.

  1. Агалаева О.Е. Методика преподавания отдельных видов дисциплин / О.Е. Агалаева. – М.: Юнити, 2013. – 514 с.
  2. Агафонов С.А. Педагогика и психология / С.А. Агафонов. – М.: Академия, 2012. – 478 с.
  3. Александрова Т.Ю. Основы педагогики / Т.Ю. Александрова. – М.: Академия, 2013. – 256 с.
  4. Арчажникова Л.Г. Теория и методика воспитания / Л.Г. Арчажникова. – М.: Наука, 2011. – 320 с.
  5. Бехтерев Т.Н. Педагогика / Т.Н. Бехтерев. – М.: Юридический Центр Пресс, 2011. – 491с.
  6. Бирюков П. Н. Педагогика и психология / П. Н. Бирюков. – М.: Юрайт, 2014. – 291 с.
  7. Варенова А.И. Основы безопасности жизнедеятельности / А.И. Варенова. – М.: Феникс, 2013. – 350 с.
  8. Вахрамеева И.Е. Педагогика и психология / И.Е. Вахрамеева. – М.: Юнити, 2011. – 324 с.
  9. Волков О.С. Методика преподавания отдельных предметов / О.С. Волков. – М.: Юнити, 2012. – 278 с.
  10. Декалин С.А. Педагогика / С.А. Декалин. – М.: Юнити, 2012. – 445 с.
  11. Дмитриева Л.Г. Методика воспитания / Л.Г. Дмитриева. – М.: Юнити, 2012. – 258 с.
  12. Зенин И. А. Основы безопасности жизнедеятельности / И. А. Зенин. – М.: Изд-во Юрайт, 2013. – 251 с.
  13. Кругликов Л.Л. Методика преподавания / Л.Л. Кругликов. – М.: Проспект, 2014. – 537 с.
  14. Михайлова М.А. Развитие способностей учащихся / М.А. Михайлова. – Ярославль: Академия развития, 2013. – 260 с.
  15. Михалева Н.А. Основы педагогики / Н.А. Михалева. – М.: Проспект, 2012. – 564 с.
  16. Плотников А.И. Педагогика и психология / А.И. Плотников. – М.: Проспект, 2013. – 452 с.
  17. Прудникова А.С. Организация образовательного процесса / А.С. Прудникова. – М.: Юнити, 2013. – 420 с.
  18. Смирнов С.Д. Педагогика и психология образования / С.Д. Смирнов. – М.: Аспект-пресс, 2013. – 271 с.
  19. Холопова В.Н. Проблемы образования / В.Н. Холопова. – М.: Юнити, 2014. – 314 с.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Педагогика
2013 год 23 стр.
Курсовая Психология профессиональной пригодности
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское