Введение
- Теневая экономика в современной России
- Статистика «черного» импорта
2.1. Анализ теневой экономики России
2.2. Анализ «черного» импорта
Заключение
Список использованной литературы и источников
Курсовая работа|Таможенное дело
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2012 | Страниц: 25
Введение
2.1. Анализ теневой экономики России
2.2. Анализ «черного» импорта
Заключение
Список использованной литературы и источников
Ослабление государственного регулирования внешней торговли в 90-е годы в условиях неэффективного действия рыночных механизмов способствовало развитию в этой сфере ряда негативных тенденций, которые до сих пор не изжиты. Одна из таких тенденций – рост теневого импорта товаров и услуг.
Наводнение внутреннего рынка дешевыми товарами, которые ввозятся с нарушением таможенного законодательства, т.е. не облагаются, или не полностью облагаются таможенными пошлинами и не проходят должного контроля качества, создает серьезные препятствия для развития отечественного производства. Условия добросовестной конкуренции на внутреннем рынке России грубо нарушаются, что ведет к вытеснению отечественного производителя с рынка, особенно в таких отраслях промышленности как обувная, кожевенная, текстильная, швейная и др.
Принятие нового таможенного кодекса не привело к кардинальному улучшению ситуации в этой области. Выборочные проверки выявляют широко распространенную практику многократного занижения таможенной стоимости в грузовых таможенных декларациях, ввоз больших партий товаров без всякого оформления на таможне. Хроника работы таможенной системы за последнее десятилетие свидетельствует о массовых нарушениях тарифно-таможенного контроля, о широком распространении коррупции. Засилье теневого импорта вызывает озабоченность не только в государственных структурах, но и среди самих участников ВЭД, которые инициировали ряд комплексных исследований с целью выявить причины живучести “цветных” схем в сфере импорта.
Для повышения эффективности таможенного контроля необходимо располагать возможно более полной реальной картиной положения в этой области. Материалы контрольных рейдов и отраслевых исследований не могут дать такой картины, поскольку они выявляют лишь отдельные разрозненные эпизоды деятельности таможенной системы или положение в отдельных отраслях.
Цель курсовой работы – исследовать особенности «черного» импорта в России. Соответственно задачами работы выступают:
- исследовать особенности теневой экономики;
- проанализировать направления российской теневой экономики;
- проанализировать «черный» импорт.
Исследование проблем, связанных с теневой и неформальной экономикой, занимает особое место в экономической науке. Это объясняется масштабностью и в то же время сложностями в точной оценке этого сектора.
По данным Всемирного банка, масштаб теневого сектора в мире растет с каждым годом и достиг на 2011 г. уровня в 35,5% мирового ВВП,[1] поэтому изучение этого явления привлекает все больше и больше специалистов.
Согласно опубликованным ВБ данным, по 151 стране, в России доля скрытой от официальных глаз экономики составила почти 50% ВВП.[2] Комментируя эти сообщения ВБ, эксперты отметили, что самыми непрозрачными в России являются сферы торговли, услуг, производства продуктов питания, сельское хозяйство, а также незаконные виды деятельности и те отрасли, в которых высока коррупционная составляющая.
В свою очередь, коррупционная составляющая экономической деятельности в России стала настоящей проблемой, которой всерьез обеспокоены уже на самом верхнем уровне руководства нашей страны. При этом, по оценке TRANSPARENCY INTERNATIONAL в «The Global Corruption Barometer 2010», публикующей индекс восприятия коррупции по различным странам («CORRUPTION PERCEPTIONS INDEX 2010»), Россия занимает 154 место среди стран мира, находясь в критической зоне с показателем восприятия коррупции 2,1, также как и в Таджикистане.[3]
Масштабы теневого сектора экономики России, а также уровень коррупции в различных ее отраслях сегодня стали одним из серьезнейших факторов, препятствующих успешному развитию нашей страны, ее полноправной интеграции в мировое экономическое пространство и вхождению в различные международные экономические организации и объединения.
Институциональный подход, основанный на трансакционном анализе теневой экономики, позволяет обратить внимание на причины, которые не рассматриваются в рамках традиционного «mainstream». Особое внимание уделяется связи между «правилами игры», которые определяют и ограничивают хозяйственную деятельность человека, и процессом экономического развития. Так, если неоклассическая теория, анализируя процесс развития, узко определяет производство, рассматривая его как систему, связывающую затраты ресурсов (земли, рабочей силы, капитала) и производственную технологию с выпуском товаров и услуг, то трансакционный подход расширяет эти базисные положения, обращая внимание на обратные связи между экономикой и институтами, определяющими «правила игры» в экономическом обмене, приводящие в конечном итоге к уменьшению степени неопределенности для экономических агентов и минимизации, таким образом, издержек обмена.
Очевидно, что все экономические агенты являются «игроками» формального сектора экономики, когда их действия соответствуют установленным «правилам игры» и защищены ими. И наоборот, когда эти правила не соблюдаются, их следует рассматривать как «игроков» теневого сектора экономики. Иначе говоря, приверженность к установленным правилам является первостепенным критерием участия в «законной» экономике, в то время как несоблюдение или обход установленных правил является критерием участия в теневой экономике. Используя этот критерий как основание для системы классификации, профессор экономики в Университете Висконсин-Мэдисон Эдгар Файг, предложил рассматривать четыре типа подпольных экономических действий: нелегальная, несообщенная, незарегистрированная и неформальная экономическая деятельность.
Нелегальная экономика. «Нелегальная экономика состоит из дохода, произведенного экономической деятельностью, нарушающей юридические нормативы, определяющие сферу законных форм коммерции».[4] Нелегальные предприниматели в этой экономике участвуют в производстве и распределении запрещенных товаров и услуг (нелегальное производство наркотиков, обмен валюты спекулянтами и т.д.). Такие запрещенные экономические действия являются прибыльным источником дохода в обход закона, а также, что более серьезно, способствуют подрыву стабильности политических, экономических и юридических институтов.
Несообщенная экономика. «Несообщенная экономика включает ту экономическую деятельность, которая обходит институционально установленные фискальные правила, зафиксированные в налоговом кодексе, либо уклоняется от них».[5] Доходы от несообщенной экономики не сообщаются в налоговые органы, вследствие чего возникает так называемый «налоговый зазор» - различие между суммой полагающихся налоговых поступлений и реально собранным доходом.
Незарегистрированная экономика. «Незарегистрированная экономика состоит из той экономической деятельности, которая обходит институциональные правила, установленные требованиями государственных статистических органов».[6] Определяющим показателем здесь является сумма незарегистрированного дохода - того, который должен быть, по существующим правилам, зарегистрирован в системе национального счетоводства, но не был.
Одним из наиболее важных компонентов незарегистрированной экономической деятельности в развивающихся странах является домашнее производство. Хотя методика расчета национального дохода предполагает, что домашнее производство было включено в национальные счета, этот сектор обычно опускается вследствие трудностей его измерения. Существующие оценки домашнего производства показывают, что оно составляет в развитых странах 25% – 50% зарегистрированного ВНП.[7]
Обширная и быстрорастущая незарегистрированная экономика может систематически искажать такие ключевые экономические индикаторы как уровень безработицы, процентные ставки, производительность труда и уровень цен.
Неформальная экономика. Согласно подходу Э. Файга, «неформальная экономика включает ту экономическую деятельность, которая экономит [частные] издержки, нарушая [общественные] выгоды и права, предписанные законами и административными правилами, регулирующими отношения собственности, коммерческое лицензирование, трудовые контракты, отношения финансового кредитования и социального страхования».[8] Она измеряется доходами, полученными неформально действующими экономическими агентами.
Последние два вида классификации образуют неформальный сектор экономики, который в отличие от нелегального/теневого имеет принципиально иные поведенческие мотивации и характерен в большей степени для развивающихся и переходных экономик.
Кардинальные экономические и социальные изменения последних двух десятилетий в России затронули фундаментальные основы существования общества - отношения собственности, систему ценностей, институциональную структуру. Экономические преобразования в период постсоветской модернизации качественно изменили социально-структурные и другие отношения, обострив имущественную дифференциацию, поляризовав интересы, политические предпочтения представителей различных социальных групп. На смену фактически моногосударственной экономике пришла многосекторная, представленная фирмами различных форм собственности - государственной, частной, муниципальной, акционерной и т.д. Разгосударствление, приватизация привели к формированию новой социальной структуры, представляющей слои собственников и тех, кто не владеет материальными элементами труда. Состояние и тенденции развития экономической сферы современной России - одна из актуальных и сложных проблем как для практики, так и для науки. Основу данной проблемы составляет острейшее противоречие между требуемой в соответствии с логикой рыночной экономики хозяйственной активностью, направленной на конструктивное развитие экономики, и реальным перемещением последней в тень, за рамки существующего законодательства.
В настоящее время ситуация складывается таким образом, что нормы традиционной экономической культуры не работают, новая культура все еще окончательно не сформирована. Практического опыта для реализации новых черт экономической культуры в нашем обществе пока также не сложилось. Стереотипы рыночного поведения еще не сформированы. Перемены в массовом экономическом сознании проявляются в двух формах. Первая форма культурной переориентации - усвоение новых стереотипов экономического поведения, соответствующих рыночной экономике, протестантской хозяйственной этике и культуре экономически развитых стран Запада. Действительно, за короткий срок с начала рыночных реформ население страны столкнулось с множеством новых, чуждых нам стереотипов поведения. Вторая форма, противоположная первой, заключается в обходе законов, гражданских запретов, нарушении норм. Определенные стереотипы поведения возникают как реакция на объективные условия, которые выступают следствием политики.
Столкновение новых стандартов поведения в экономике с традиционными моделями, сопровождающие этот процесс конфликты требуют серьезного научного осмысления сущности феномена, условий, факторов, направлений его трансформации. В свете вышеизложенного, представляется особенно необходимым обратить внимание при анализе данного явления на институциональный подход.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!